Развивающая программа по развитию внимания у детей дошкольного возраста.


ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?

Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Можно выделить следующие характеристики данного процесса.

  • Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.
  • Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.
  • Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.
  • Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.
  • Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.

Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.

Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.

Тесты и методики диагностики внимания

Тестов на определение внимательности множество. Применять их можно выборочно или использовать сразу несколько методов.

Обратите внимание! Лучший результат ваш ребенок покажет в первые 15 минут. Далее его внимание начнет снижаться и станет рассеянным. Поэтому не стоит тратить на это много времени.

Стоит понимать, что ребенок дошкольного и школьного возраста не будет ничего делать по указке. Поэтому тест должен проводиться в непринужденной игровой форме.

Занятия на внимательность

В настоящее время стоит присмотреться к двум видам диагностики:

  • Тест Мюнстерберга на внимание;
  • Тест Бурдона на внимание.

Изучение избирательности внимания по Мюнстербергу

Чаще всего этот тест проводят для определения подготовки ребенка к школьному образованию, при переходе из младшей в среднюю школу, при изучении сложности обучения и на выявление профессиональной ориентации учащихся. Методика Мюнстерберга на внимание представляет собой набор букв, написанных без пробелов, выделений, одним шрифтом и стилем. Учащемуся предлагают найти определенное количество слов, потратив на это как можно меньше времени.

Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание помогает качественно решить задачу, во время которой создается модель определенной деятельности. При этом ребенок должен сосредоточиться на необходимом объекте, осознать, найти его, несмотря на имеющиеся вокруг помехи.

Тест Мюнстерберга

Автор изобрел этот метод еще в начале двадцатого века и он эффективно используется уже несколько десятилетий.

Корректурная проба или тест Бурдона

При проведении этого теста также выдается бланк, на котором выписано произвольное количество букв в несколько рядов. Тестируемому дается задание вычеркивать определенные буквы, предлоги или слоги. Может быть дано задание одну букву вычеркивать, а другую — подчеркивать. Оно проверяет распределение внимания. При этом учащийся должен останавливаться по команде (например, через каждые 60 секунд) и считать количество вычеркнутых букв или слогов.

Как правильно разговаривать с ребенком, правила общения для родителей

Результат исследования проверяется по количеству незачеркнутых букв, используемому времени или просмотренным знакам. Таким образом проверяют следующие виды внимания:

  • Концентрация.
  • Устойчивость.
  • Переключаемость.

По имеющимся формулам высчитываются баллы, которые служат для оценки внимательности испытуемого.

Тест Бурдона

ВИДЫ

Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.

Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.

«Виды и свойства детского внимания в дошкольном возрасте»

Пименова Юлия

«Виды и свойства детского внимания в дошкольном возрасте»

Очень важно для познанья

Иметь чуткое вниманье

Коль его не развивать

Сложно мир воспринимать.

(Пименова Юлия Константиновна)

Я не знаю, как вы, дорогие читатели,но я часто говорю своему сыну: «Даня, будь внимательней

— и когда он переходит дорогу, когда он делает уроки.

А если задуматься, как часто мы говорим ребенку подобные фразы и для чего? Родители считают, что ребенок сосредоточен на своем и не обращает внимание на то, что они считают важным. Он, ребенок, у которого свое видение мира и свои приоритеты. Гаджет, который он держит в руках ему гораздо интересней ситуации на дороге, а еще и мама идет рядом, с которой ребенок чувствует себя в полной безопасности. Делая уроки, ваш ребенок мысленно стремиться на улицу к ребятам, которые запускают ракету где он главнокомандующий. Концентрация внимания потеряна.

Внимание –это психический процесс, который обязательно присутствует в познание окружающего мира и проявляется в сосредоточенности психики на определенных предметах, которые интересны ребенку, характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. Из огромного потока информации, льющегося из вне на ребенка, он выбирает нужную для себя на данный момент, это происходит благодаря работе внимания ребенка. Природа внимания такова, что выделенный предмет (раздражитель)

занимает главное положение -доминирующие. Действие всех остальных раздражителей тормозиться. Менее интересующие раздражители не доходят до сознания ребенка.

Порой мы родители слишком много хотим от своих детей, забывая, а порой и не задумываясь, что устойчивость внимания зависит от возраста ребенка. Например, Бейрль определил максимальную длительность детских игр в различном возрасте.

Так, например, дети от года до двух лет могут играть двадцать одну минуту и одну секунду. От двух лет до трех продолжительность игры составляет двадцать семь минут. Максимальная длительность игры детей от трех до четырех лет составляет пятьдесят минут. От четырех до пяти лет восемьдесят три минуты и три секунды. От пяти до шести лет девяносто шесть минут. Рассматривая труды Бейрля, мы видим быстрый рост устойчивости внимания после трех лет, а к шести годам высокий уровень-на грани школьного возраста. Также Бейлер изучал рост концентрации внимания по количеству отвлечений, которым подвергался ребенок в течение 10 минут. Таким образом он выяснил, что дети пяти шести лет отвлекаются реже чем дети от двух до четырех лет, дети трех четырех лет отвлекаются гораздо меньше чем дети двух трех лет. В младшем школьном возрасте дети способны концентрировать внимание, но при этом преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержать внимание возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. По мере расширения интересов ребенка продолжает развиваться произвольное и непроизвольное внимание. В школьном возрасте внимание развивается и совершенствуется. У детей с 4 по 6 класс наблюдается заметный рост в умственном развитии, развитии отвлеченного мышления, логической памяти и заметный рост объёма внимания.

Внимание обладает определёнными свойствами: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.

Давайте рассмотрим какие отклонения бывают в деятельности ребенка при нарушении внимания.

При маленьком объёме внимания-это невозможность сконцентрироваться на нескольких предметах, удержать их в уме. Часто сталкиваюсь с этой проблемой, играя на занятиях с детьми. Я раскладываю картинки на столе, даю их рассмотреть и даже взять в руки взять, а потом накрываю их платком и прошу назвать, что запомнил ребенок. Доказано что взрослый человек может сконцентрироваться не более чем на семи предметах. А ребенок шести лет способен воспринять не один предмет как, дети четырех пяти лет, а даже три, причем достаточно полно и детально. Бьём внимания сужается, если ребенку надо воспринять сразу несколько незнакомых предметов или предметов, расположенных близко друг к другу или, наоборот, рассредоточенных на большой площади. Надо сказать, что объём внимания на прямую зависит от интереса ребенка. Ведь он будет сосредотачиваться на тех объектах, которые ему интересны.

При недостаточной концентрации и устойчивости внимания, ребенку трудно долго сохранить внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Зачастую сосредоточенность дошкольника не великане надо развивать. Я, например, со своим ребёнком делаю уроки при включенном телевизоре.

Если младшие дошкольники могут играть в одну игру 30-50 минут, то к пяти -шести годам длительность игры значительно возрастает до двух часов. Это можно объяснить тем, что в игре шестилетних детей более сложные действия и взаимоотношения, дети создают разные новые ситуации за счет этого интерес к игре поддерживается. Но это всего лишь игра….

Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься не более 10-15 минут. Оптимальное время урока для ребенка шести лет 35 минут, а перемена не менее 20 минут.

При недостаточной избирательности внимания, ребенок не может сосредоточится на той части материала, которая нужна ему для решения задачи.

При плохо развитой переключаемости внимания, ребенку трудно переключится с одного вида деятельности на другой. (часто встречаю в своей практике при выполнение артикуляционной гимнастики, ребенок не может переключиться с одного упражнения, например, «трубочка»

на другое
«улыбка»
даже, смотря в зеркало на меня)

При плохо развитой способности распределения внимания, ребенок не умеет эффективно (без ошибок)

одновременно делать несколько дел. В
дошкольном возрасте переключение и распределения внимания развиты слабо и требуют тренировки. Своим детям я даю такие задания. Например, найти в таблице букв все буквы «А»
и подчеркнуть их, а буквы
«О»
обвести в кружок; домашних животных перечеркнуть синим карандашом, диких животных обвести красным

Недостаточная произвольность не позволяет ребенку сосредоточить внимание по требованию.

Произвольное внимание формируется при его общении со взрослыми (как было доказано Выготским Л. Ф)

.

Подобные нарушения нуждаются в специальной комплексной организационной работе.

Которую должны организовать специалисты группы воспитатели музыкальный руководитель, руководитель физкультурной подготовки и конечно же родители, которые закрепляют полученные навыки.

НОРМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ

Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого человек способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста, однако даже количество прожитых лет не является основополагающим фактором. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша. В таблице представлены конкретные показатели.

Возраст, летНорма, минут
24-10
35-15
48-20
510-25
611-30
715-35

Показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены, ведь внимание, как и тело, и мозг, можно тренировать специальными упражнениями. Регулярные занятия с дошкольником подарят родителям и ребенку хорошее настроение, а также будут очень полезны для совершенствования умения концентрироваться на чем-то и сохранять эту сосредоточенность. Развивать его необходимо, чтобы ребенок стал более наблюдательным, мог без проблем обнаружить какие-либо мелкие детали, малозаметные признаки. Все это в дальнейшем поможет в процессе обучения, поскольку внимание теснейшим образом связано с запоминанием.

ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.

  1. Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
  2. Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
  3. Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
  4. Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
  5. Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
  6. Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.

Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.

Методики занятий

Начиная с 4-5 лет, наступает фаза мнимого психологического благополучия, или затишья. Теперь ребёнок становится послушным и покладистым, с удовольствием учится, у него повышается энтузиазм к изучению окружающего мира.

При развитии внимания у детей 4-5 лет надо основываться на стремлении ребёнка в этот период времени к самостоятельности.

Надо позволить ему сделать некоторые вещи самому и стремиться, чтобы он доводил до конца начатое занятие. Сейчас пришла пора дать возможность заявить о своих желаниях, высказать свои мысли. Попытка устанавливать удобные для него правила научит ребёнка правильно реагировать, понимать, сопереживать людям.

Помогая создавать детям свой мир из фантазий на бумаге или из конструктора, необходимо стремиться, чтобы они объясняли словами свои цели и задачи, рассказывали о героях из своего мира. Таким образом происходит формирование и развитие внимания, речи у детей 4-5 лет. Человек становится главным героем, основным действующим лицом и добивается недостающего ему внимания.

В этом возрасте появляется стремление дружить, заводить новые знакомства, общаться в коллективе с себе подобными. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнку надо давать возможность принимать участие в сюжетно-ролевых играх, например, в больничку, магазин, войну или разыгрывать эпизоды любимых сказок. Возможность спланировать последовательные действия, распределять роли в игре, научиться общаться, концентрировать внимание прекрасно тренируются в данной ситуации.

Все недостатки воспитания и дефекты общения, которые были у ребёнка в это время, трансформируются в плохие привычки, отрицательные черточки в поведении.

Математические игры должны учитывать, что дети в этом возрасте способны к следующим действиям:

  • отличить овал, квадрат, прямоугольник и т. д.;
  • расставить первые десять цифр в нужной последовательности;
  • сравнить — меньше, больше, отличать количество предметов.

Логические задания включают обычно следующие техники:

  • определить различия двух картинок;
  • построить конструктор из образца;
  • сложить пазлы из 4-5 частей;
  • 7-10 минут заниматься интересным для него делом, не отвлекая своё внимание;
  • обобщать предметы по сходным признакам, подбирать противоположные по смыслу слова, запоминать словосочетания;
  • знать названия профессий, стран;
  • пересказывать любимые сказки;
  • охарактеризовать различные фрукты, ягоды, овощи;
  • назвать насекомых, рассказать про них;
  • увидеть неправильно нарисованные фигуры.

Родители, педагоги должны понимать, что ребёнок может продолжительное время заниматься интересным для него делом. Поэтому об окончании игры человека надо предупреждать заранее. Важно интересоваться мнением детей, отвечать на вопросы «почему» и предоставить возможность самим подобрать ответы.

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.

  • Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
  • Придерживаться длительности занятий. Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
  • Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
  • Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
  • Чтение и внимание взаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому. Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал.

Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.

Какие есть виды внимания

Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

  • Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий концентрируется на всём необычном и интересном.
  • Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.
  • Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том, что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>

Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным и ярким. При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Можно выделить следующие типы заданий на внимание для 5–6 лет.

  • Повторение. Родитель рисует на бумаге ряд из 2–3 повторяющихся фигур, задача ребенка – определить, какая из них должна идти следующей, и завершить ряд. Вместо фигур можно строить ряды из букв.
  • Поиск лишнего. Сначала задание носит простой характер: например, малышу предлагается 10 треугольников и 1 квадрат или 5 животных и одно растение. Постепенно усложняем: представлены 5 садовых и 1 полевой цветок.
  • Найти отличие. Игра хорошо знакома всем. Перед ребенком выкладываются две почти одинаковые картинки, его задача – найти те детали, которые несколько различаются. Уровень сложности также варьируется в зависимости от подготовленности.
  • Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
  • Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
  • Соотнесение предмета и его тени.
  • Раскрашивание по цифрам. Родитель дает ребенку черно-белую картинку, которую нужно сделать цветной, при этом сам рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых отмечен своей цифрой. Отдельно выдается расшифровка цифр (например, 6 – это розовый, 5 – красный). Задача малыша – внимательно раскрасить изображение, не путая тона.
  • Рисование по цифрам. Очень хорошее упражнение для дошкольников, знакомых со счетом до ста, и ребят младшего школьного возраста. Ребенку предлагается картинка, состоящая пока только из точек, рядом с которыми указано какое-то число. Малыш должен соединить их, продвигаясь по порядку: сначала найти 1, потом соединить ее с 2 и так далее.

Важно помнить, что тренировки должны быть построены по принципу «от простого к сложному». Если что-либо у ребенка не получается, следует отложить это задание и предложить ему вариант попроще.

ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ ИГР

Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут малышу научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, у ребенка не должно возникать и мысли, что его чему-то учат. Лучше, если он будет уверен – мама и папа с ним играют.

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ

«Съедобное – несъедобное» – простая, но эффективная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с несколькими. Мама бросает мячик, произнося название блюда, продукта или несъедобного предмета, например одежды. Ребенок внимательно слушает. Если он слышит название еды, то мячик ловит, если же звучит нечто, не имеющее отношения к кулинарии, то нужно отбить мяч.

Вариаций множество, поэтому когда ребенку надоели продукты и он заскучал, можно предложить немного другие игры.

  • «Летает – не летает». Мама называет животных и птиц, ребенок, когда слышит название птицы, поднимает руки, зверя – приседает. Со временем задание усложняется – взрослый называет животного и поднимает руки, ребенок же должен проявить внимание и присесть.
  • «Урожай». Мама читает какой-то рассказ, в который периодически будет вставлять слова «сливы» и «вишни», причем не всегда к месту. Ребенок должен, во-первых, расслышать сами слова-сигналы, а после – выполнить действие: при «сливах» подпрыгнуть, при «вишнях» – встать на одну ногу. Важная особенность – упражнение делается от простого к сложному: сначала при произнесении текста родитель выделяет голосом сигнальные слова, потом произносит их в обычном ритме, чтобы ребенок был более внимателен.
  • «Лови – не лови». Потребуется два небольших мячика – светлый и темный. Светлый ребенок должен ловить всегда, а темный – только тогда, когда мама кидает его молча. Если же при этом звучит команда «Лови», то ловить нельзя.
  • «Повтори ритм». Мама задает какой-либо несложный ритм, отбивая его ладонями, малыш должен повторить.
  • «Хлопки». Тоже интересное задание, уровень сложности которого можно варьировать в зависимости от подготовки ребенка. Мама дает установку: когда она хлопает 1 раз, ребенок встает на носочки, когда два раза – на пятки, когда три – приседает. Постепенно увеличивается скорость хлопков.

Все эти игры хороши тем, что не привязаны к конкретному месту, в них можно играть практически везде, при этом у ребенка не будет возникать ощущение, что его чему-то учат, ему будет весело и интересно.

СЕРИЯ ЗАДАНИЙ

Ребенку дается установка выполнить несколько заданий (начать надо с трех, постепенно увеличивая их число), при этом все задания перечисляются сразу, поэтому малышу придется запомнить и сами действия, и их порядок. Например:

  1. Попрыгай 7 раз.
  2. Принеси красный предмет.
  3. Назови садовый цветок.

Если ребенок все выполнил правильно, следует обязательно его похвалить, если же что-то не получилось – поправить, но в мягкой, деликатной форме. Постепенно количество заданий и их сложность увеличивается, такое упражнение также поможет улучшить память.

ДРУГИЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ИГРЫ

Очень важно постоянно предлагать дошкольнику что-нибудь новенькое, чтобы у него складывалось впечатление именно игры, а не полезной деятельности. Например, «Карлики и великаны». Суть проста: мама называет какой-либо предмет, он должен быть либо большим (гора, небоскреб, многоэтажный дом, кит, слон), либо маленьким (иголка, пуговица, монетка, бусинка). Ребенок слушает, когда произносится слово из «большой» серии, то есть «великан», то он встает на носочки и поднимает прямые руки вверх, когда «маленькое» — то приседает.

Если детей несколько, можно сыграть в «Испорченный телефон». Для этого все участники садятся в ряд, первый шепотом произносит какое-то слово на ухо второму ребенку, тот передает третьему и так далее. Последний слушает слово и произносит его вслух, если оно совпало с первоначальным вариантом, то телефон работает, если же нет – он сломан.

«Угадай, где находится дятел». Взрослый стучит, имитируя стук дятла, то громко (птица близко), то тихо (далеко). Задача малыша – сказать, где именно располагается дятел.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Существует большое количество упражнений, которые помогут улучшить зрительную сосредоточенность, причем играть можно в любом удобном месте – дома, на прогулке, по дороге к бабушке. Они просты, не требуют какой-либо подготовки, при этом результативны.

  • Поиск предмета. Мама описывает какой-то предмет, который есть в комнате (на улице), ребенок должен найти его глазами и назвать.
  • «Посмотри на меня». Ребенок несколько секунд рассматривает маму, ее наряд, прическу, аксессуары. Потом поворачивается к ней спиной и отвечает на вопросы вроде «какого цвета моя сумка», «есть ли на мне сиреневый пиджак», «есть ли у меня брошь»? Главное – так формулировать вопросы, чтобы ребенок имел шанс ответить на них. Можно и усложнить работу: ребенок смотрит на маму, старается запоминать детали ее костюма, после чего она что-то меняет в своем облике, например, снимает шарф. Малыш должен вспомнить предыдущий образ и сообщить, какие перемены с ним произошли. Игра проводится по принципу нарастающей сложности: сначала перемена явная, потом, когда необходимой концентрации внимания достигать станет проще, детали выбираются менее значительными. Например, мама может снять кольцо с одного пальца и надеть на другой или внести два изменения в свой образ (конечно, об этом ребенка нужно предупредить).
  • Работа с картинкой. Очень похожа на предыдущее задание. Ребенку дается картинка, которую он раньше не видел. Он должен постараться запомнить как можно больше деталей. После этого иллюстрация убирается, а малышу задается серия вопросов.
  • Графическое задание «Жук». Родитель заранее расчерчивает лист бумаги так, чтобы получились клетки. Ставит в одну из них фигурку жука. Далее дает задание – слушая его подсказки, перемещать насекомое. Например: две клетки вправо – далее одна вниз – теперь три влево и одна вверх. Далее задание усложняется: мама сразу называет несколько ходов: клетка вниз – две влево – три вверх. Ребенок должен взглядом проследить направление и поставить жука в последнюю клетку. Водить пальцем нельзя.
  • Еще одно хорошее упражнение – «Зачеркни букву». Мама дает малышу текст, а также задание – найти в нем все буквы, например, Л и зачеркнуть их. Когда это будет получаться хорошо, можно усложнить: найти А и Л, Л зачеркнуть одной чертой, А – перечеркнуть двумя.
  • «Сделай как было». Перед ребенком выкладываются фигурки в определенной последовательности. Это могут быть пуговицы разных цветов и окраса, игрушечная посуда, карточки с изображениями. Ребенок пытается запомнить последовательность, после отворачивается, а мама меняет местами какие-то два предмета. Повернувшись, малыш должен сказать, где произошли перемены.

Игры на развитие внимания должны проводиться регулярно, только в этом случае можно ожидать от них положительный эффект. Среди множества упражнений можно выбрать те, которые больше всего понравятся малышу, и обращаться именно к ним.

Причины рассеянного поведения и способы решения

Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок в 8 лет рассеянный и невнимательный, что с этим делать? Слишком активный приобретает множество проблем в школе. Он слишком долго будет усваивать всю программу обучения. С этим необходимо бороться. Первым делом необходимо выяснить причину такого поведения. Существует несколько аспектов, к которым следует приглядеться:

  • Особое значение имеет характер. Если он всегда был неторопливым и малоактивным, то быстро переключаться с одной задачи на другую ему будет сложно. Он часто будет витать в облаках, забыв о цели пребывания в классе. Наоборот слишком подвижный ребенок-холерик будет стараться делать множество дел одновременно, не завершив ни одно из них.
  • Невнимательный ребенок может быть из-за ослабленного организма, перенесенной болезни или начинающей простуды. Возможно, стоит сдать анализы и проверить уровень гемоглобина в крови и давление.
  • Иногда рассеянность проявляется периодами, а в остальное время ребенок достаточно внимательный и усидчивый. Это возникает из-за малого интереса к какому-нибудь предмету. Или просто он ему сложно дается и необходимо ему помочь разобраться.

Рассеянное внимание

Методика на развитие внимания

Помочь ребенку развить внимание помогут различные упражнения на запоминания. Они могут быть представлены в виде картинок или чисел. Хорошо помогает отвлечь говоруна изучение одновременно исполняемых движений. Например, вращение руками в противоположные стороны: одной над головой, другой живот. Или рисование двумя руками одновременно фигур (например, круг и прямоугольник). Группа детей с удовольствием вовлекается в такой занимательный и веселый процесс.

Дополнительная информация! Очень полезна будет для изучения таких упражнений книга Ольги Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей». Она содержит 1000 заданий, тестов, развивающих игр, текстовых и числовых упражнений. В ней можно найти задачи для всех младших возрастов, да и взрослым она тоже придется по вкусу.

Книга Ольги Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей»

Игры для развития слухового внимания

Чтобы убрать невнимательность, надо развивать не только мышление, но и другие стороны, такие как слух и зрение.

Вот некоторые игры, направленные на развитие слухового внимания:

  • «Слушаем слова» — детям называют быстро ряд слов, предварительно предупредив, что они должны хлопнуть в ладоши или топнуть ножкой при слове, означающем животное (например, коза или медведь). Как только у детей начнет получаться, можно усложнить задание, объединив несколько действий: прыгнуть при слове, которое обозначает человека (девочка) и топнуть при слове, обозначающем время суток (день).
  • «Топ-хлоп» — взрослый произносит разные фразы, а ребенок должен хлопнуть, если она правильная или топнуть, если неправильно. Тот, кто невнимателен на уроке, поначалу начнет путать эти действия.
  • «На стол, под стол, стучать» — в этой игре надо дать ребенку задание (прыгнуть, встать на стул, поднять правую руку, пройти вдоль стены и т. д.). При этом родитель тоже выполняет эти действия, но потом начинаете путать ребенка, говоря одно задание, а исполняя другое. Дошкольник должен учиться выполнять то, что ему говорят. Такую же игру можно провести показывая на предмет и называя его.
  • «Найди пару» — надо отобрать несколько пар предметов (носки, одинаковые пуговицы, ленты, пластиковые ложки) и даете задание ребенку разобрать их по парам. Чем старше ребенок, тем больше пар.

Тема для рисования «День защитника отечества» в средних группах ДОУ

Игры для развития зрительного внимания

Аналогичные игры можно проводить на концентрацию зрительного внимания. Это может быть запоминание всех предметов на столе, а потом убирание одного из них. Хороший способ подбирания предметов по цвету или по картинке: белое облако подходит к белой блузке. Более старший ребенок может срисовывать картинки подетально.

Важно! Зрительное восприятие наиболее развито в дошкольном возрасте. Более маленькие дети будут неусидчивыми. Не стоит их сильно заставлять делать задания по этому методу.

В тоже время, глаза — это орган чувств, который используется человеком наиболее часто, и его развитие очень важно для развития ребенка, будто у него дошкольный или подростковый возраст.

Концентрация внимания

Побороть гиперактивность и развить повышенную концентрацию внимания поможет также приучение к порядку и аккуратности. Кроме этого, стоит обсудить с ребенком важность развития таких полезных качеств, как наблюдательность, поиск ошибок и недочетов в работе. Научить его сопоставлять результаты с тем, как сложно было вначале.

Усидчивый и сосредоточенный ребенок

Вот еще несколько способов развить концентрацию внимания:

  • Дидактические игры — детей погружают в определенные ситуации, откуда они самостоятельно находят выход, с правильной подсказкой старших.
  • Логические задачи — дети самостоятельно учатся интерпретации некоторых событий и делать правильные выводы.
  • Повышение навыков изобретательности помогает уделять повышенное значение деталям.
  • В более старшем возрасте хорошим способом будет тренировка умножения больших чисел друг на друга в уме.

Настольные и онлайн игры

Не секрет, что сейчас дети слишком много времени проводят за компьютером и смартфоном. От этого их рассеянность только возрастает. Но и здесь можно повысить степень вовлеченности, предложив ребенку развивающие онлайн игры. Многие уже известные нам упражнения давно перенесены в приложения на телефоне. Это и скорочтение, и анаграммы, те же поиски цифр и букв в таблице, пятнашки, различные сравнения и многое другое. Стоит только переключить ребенка с вредных игр на полезные.

Увлечение гаджетами

Еще один хороший вариант повышения усидчивости и сосредоточенности — это настольные игры. Шахматы, шашки, различные командные игры помогают не только в повышении концентрации, но и развивают память.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]