Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию детей в средней группе


Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию детей в средней группе


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №10 «Солнышко»

Игра как средство воспитания дошкольников

Игра, как считают педагоги, является лучшим методом обучения чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил себя, современные методики раннего развития говорят совсем о другом. Кроме того, постепенно стираются грани между мужскими и женскими профессиями, многие женщины увлечены идеями феминизма. Из-за этого подрастающему поколению становится сложнее приспособиться к своей роли, а многие родители и особенно бабушки противятся новым практикам, когда игры мальчиков в куклы и «дочки-матери» не просто разрешаются, но и поощряются, а девочки мечтают о том, чтобы стать не домохозяйкой, а, скажем, премьер-министром.

Задачи проекта:

Дидактическая игра

« Ушки на макушке».

Цели:

  • Развитие слухового внимания.
  • Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры:

Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.

Дидактическая игра

«Подарки для Саши и Маши».

Цель:

  • формирование гендерных представлений у детей.

Задачи:

закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола;

развивать мышление, воображение;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Материал:

две куклы — девочка Даша и мальчик Саша, две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат «Подарки» (картинки с изображением различных предметов — игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности).

Ход игры:

В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.

Дидактическая игра

«Чем похожи наши мамы?»

«Чем похожи наши папы?»

Цели:

  • Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола.
  • Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.
  • Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

Материал:

семейные альбомные фотографии каждого ребенка.

Ход игры:

Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.

После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:

-Чем похожи наши мамы (папы)?

-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?

-Какие внешние признаки их объединяют?

-Какие качества присущи всем мамам (папам)?

-Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них

Дидактическая игра

«Благородные поступки»

Цель

:

  • Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.
  • Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал:

мячик

Ход игры

:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков:

называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

Ход игры:

1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. 2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. 3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. 4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Примечание.

Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький автопортрет получился, ведущий должен помочь детям.

Дидактическая игра

«Рассеянный художник»

Цель:

  • закрепить знания о профессиях взрослых и инструментах.

Материал:

набор картинок.

Ход игры:

На карточках изображены люди разных профессий, в руках у них инструменты. Необходимо исправить ошибки художника. Описание карточек: у врача – молоток, у плотника – градусник.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Дидактические игры с детьми по гендерному воспитанию

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Предлагаем игры по гендерному воспитанию, которые научат детей быт внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола.

«Благородны поступки»

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Называть девочку/мальчика только по имени; при встрече с первым здороваться.

«Исправь ошибку»

Формировать знания о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек, детям предлагается найти «правильную» картинку и объяснить свой выбор. Мальчик в автобусе сидит, девочка стоит. Девочка в автобусе сидит, мальчик стоит. Мальчик нюхает цветы, девочка несет ведро с водой для полива. Девочка нюхает цветы, мальчик несет ведро с водой для полива.

«Найди правильно»

Формировать представления детей о полоролевых стереотипных видах деятельности человека, детям предлагается подобрать предметы труда для мальчика и для девочки.

«Кто что носит?»

Развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки, детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.

«Кто кем работает?»

Формировать знания о тендерной составляющей профессии, детям предлагается разложить большие карточки по принципу: мужские/женские профессии, нейтральные профессии; подобрать профессиональные инструменты. Игра сопровождается комментариями детей.

«Имена»

Педагог выкладывает перед ребенком вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки и предлагает игру: он будет называть имена, а ребенок будет решать, кому какое имя подойдет. Педагог следит за выбором ребенка, в неоднозначных случаях в беседе с ребенком выясняет, кому (мальчику или девочке) имя подходит больше; хотел бы он, чтобы у него было такое «двойное» имя, и т. д.

«Ушки на макушке»

Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

«Собираемся в гости»

Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости. Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т.д. Остальные дети наблюдают за своими друзьями. Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Кто из девочек согласится помочь им?

Следующая >

Описание игры:

1. силуэты кукол (девочка и мальчик)

2. комплекты одежды по четырём основным цветам:

— набор предметов одежды для мальчика

— набор предметов одежды для девочки

Элементы игры крепятся с помощью липучек.

Материал:

Изготовление силуэты кукол, наборы одежды из плотного картона

Дидактическое пособие «Оденем мальчика и девочку» предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от3 до 4 лет.

Эту игру можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Дидактическая игра способствует:

— формированию у детей представлений о человеке (о частях тела, различение пола человека);

— развитию мелкой моторики;

— формированию навыков самообслуживания;

— развитию сенсорных способностей;

— повышению познавательной активности;

— совершенствованию психических процессов (ощущение, внимание, воображение, память, мышление);

— закреплению знаний последовательности надевания одежды;

— закрепление знаний об одежде, которая подходит мальчику или

девочке;

— обогащению речи детей

— формированию дружеских взаимоотношений и положительной мотивации к организованной деятельности.

актическаяу ара «Оденька Сашу

РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГР

Катерешина Татьяна АлександровнавоспитательРощупкина Ирина ВикторовнавоспитательФедорова Елена Николаевнаинструктор по физической культуреМБДОУ ДС № 27 «Березка»Старооскольского городского округа

В дошкольном возрасте происходит становление самопознания ребёнка.

Один из важнейших компонентов этого – это осознание себя как представителя определённого пола. Согласно исследованиям, современная модель общества ведет к разрушению традиционного мужского и женского поведения (феминизацию мужчин и омужествление женщин), что оказывает существенное влияние на формирование гендерной идентичности уже в дошкольном возрасте. В связи с этим гендерное воспитание ребёнка в период дошкольного детства является актуальной проблемой в педагогической науке и практике. [1, стр.41].

«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом гендерных особенностей могут оказать подвижные народные русские игры, которые являются неотъемлемой частью национального богатства и способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаи, труд мужчин и женщин. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства, взаимоотношения между членами семьи. [3, стр.24].

Так же подвижные игры помогают развитию нравственно-волевые качеств и качества личности, характерные для мальчиков и девочек. По своему содержанию все подвижные игры доступны и девочкам и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола. Дошкольники быстро запоминают правила игры и учатся вести себя в соответствии с гендерной принадлежностью. Русские народные подвижные игры для мальчиков – «Салки», «Перетяжки», «Перестрелка», «Бой петухов», «Дедушка Мазай», «Рыбаки», «Лапта», «Садовник», «Охотники и соколы» помогают приобщить детей к истокам русской народной культуры, развивать у мальчиков такие необходимые мужские качества, как ловкость, смелость, выносливость, быстрота, мужественность, упорство, меткость, волю к победе. Подвижные игры для девочек: «Надень и попляши», «Кострома», «Заря – зарница», «В хороводе были мы», «Аленький платочек», «Золотое колечко», «Ленок», «Яблонька», «Вы поедете на бал?», «Метелица», Девочка и медведь» развивают основные физические качества, выразительность и пластику движений; воспитывают чувство симпатии к противоположному полу, женственность, хозяйственность, милосердие. [4, стр.15].

Рекламное сообщение

Игра «Аленький платочек» развивает у девочек плавность движений, умение действовать в соответствии с текстом игры; воспитывает чувство симпатии к противоположному полу; повышение самооценки ребенка. Дети идут по кругу, в центре круга – девочка (ведущий) с платочком в руке.

Я с платочком хожу Всем платочек покажу.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши, хором проговаривают слова:

Твой платочек аленький, Твой платочек маленький.

Девочка идет по кругу и незаметно роняет платочек.

Кто платочек найдет, Тот со мной гулять пойдет.

Тот, кто поднимет платочек, выходит плясать. Игра повторяется. В игре для мальчиков «Лузы» на земле рисуется черта, у которой каждый участник игры выкапывает себе небольшую ямку – лузу. Водящий, стоя у края черты, отбрасывает ногой мяч. В это время все говорят:

Ваня бегает, играет. Камешки в лузу кидает. Камешки в лузу кидает, Ребят в игру не принимает. Мы его зовём-зовём, На работу поведём. На работу поведём, Косу в рученьки даём. Ну-ка, Ванечка, коси, Вдоль по пожинке ходи, Нас ребят весели!

Участник, около которого остановился мяч, сильно бьёт по нему ногой, стараясь отбросить, как можно дальше. Все бегут за мячом. Кто первый его поднимет, тот кладёт себе в лузу один камешек. Набравший больше всех камешков, считается победителем. В этой игре у мальчиков развивается мужественность, быстрота реакции, ловкость. Народные игры – симпатии «Сахаринка», «Яшка», «Аленушка и Иванушка», «По-загородом гуляет», «Золотые ворота», «Шёл козёл по лесу» приобщают детей к истокам русской народной культуры, воспитывают культуру общения между мальчиками и девочками, способствуют проявлению чувства симпатии к противоположному полу, повышению самооценки ребёнка, развитию инициативы.

Игра «Сахаринка»

С помощью считалки выбирают водящего:

По селу идет Иван, Потерял он свой кафтан. А кафтан на улице, Его склевали курицы, Курицы – наседки, Добрые соседки. Дон-дон-дон, Начинай играть свой кон!

Водящий (девочка) идет противоходом внутри круга и помахивает платочком над головой. Дети образуют круг, берутся за руки, идут по кругу и поговаривают слова игры:

Сахаринка, сахаринка на полу. Я возьму и сахаринку подниму. Сахар съела, песню спела, Целовать дружка хотела!

С окончанием слов дети останавливаются. Водящий выбирает мальчика (если водящий – мальчик, то выбирает девочку). Подходит к мальчику берет за руку и ведет в центр круга, передает платочек и встает в хоровод. В центре остается мальчик и игра продолжается.

Таким образом, русские народные подвижные игры, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а так же являются одним из средств гендерного воспитания дошкольников.

Список литературы:

  1. Дедулевич М. Н. Играй – не зевай: подвижные игры с дошкольниками: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2007. – 64 с.
  2. Коротков И. М. Подвижные игры во дворе. – М.: Наука, 1987. – 45 с.
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986. – 82 с.
  4. Лешер А. Маленькие игры для многих. – Минск, Народная Асвета,. 1983 – 63 с.
  5. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М: Наука, 1984. – 63с.
  6. Фатеева Л.П. 300 Подвижных игр для среднего дошкольного возраста. М: Наука 1998. – 54 с.

Система работы по использованию дидактических игр

в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема полового воспитания подрастающего поколения, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, – одна из самых сложных и противоречивых, от её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. На сегодняшний день проблема воспитания ребенка с учетом половых различий по значимости и актуальности не имеет аналогов, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.

Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте. А у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы, а именно этот возраст многие исследователи определяют начальным этапом половой социализации, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в конкретном обществе.

Полоролевое воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в ходе жизни ребенка, его общего развития, воспитание взаимоотношений с взрослыми и детьми, как своего пола, так и противоположного. Практические работники не всегда педагоги серьёзно задумываются над тем, как строить взаимоотношения мальчиков и девочек в группе, недостаточно учитывают их физические возможности, их интересы и потребности, испытывают затруднения в осуществлении дифференцированного воспитания с учётом пола. Можно сказать, что процессы половой дифференциации и идентификации воспитанников ДОУ идут самопроизвольно. Поэтому мы разработали систему дидактических игр, направленных на позитивную полоролевую социализацию детей дошкольного возраста.

Младшая группа

1. Д/и «Игрушки для мальчиков и девочек»

Цель: закреплять знания детей о круге интересов и различных видах деятельности детей в зависимости от пола.

Материал: карты с изображением девочек и мальчиков, карточки с изображением разных игрушек.

Ход игры: воспитатель раздает детям большие карты, карточки с изображением игрушек лежат на середине стола. Дети по очереди выбирают карточку с игрушкой и кладут в свою карту. После заполнения всей карты объясняют свой выбор.

2. Д/и «Сложи картинку»

Цель: закрепить представления о различиях между мальчиками и девочками, развивать внимание.

Материал: пирамида, состоящая из частей.

Ход игры: перед ребенком лежит разобранная пирамида. Детям предлагается собрать пирамиду, чтобы получилось изображение мальчика или девочки на всех гранях.

3. Д/и «Кто что носит»

Цель: формировать умение находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Материал: карточки с изображением мальчиков и девочек, у которых не хватает предметов одежды, картинки с изображением одежды.

Ход игры: воспитатель раздает карточки, выбирает ведущего, у которого находится одежда. Ведущий по очереди показывает предметы одежды, дети выбирают, подходит она для их картинки или нет. Победитель награждается аплодисментами.

Средняя группа

1. Д/и «Волшебный цветок»

Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

2. Д/и «Я знаю пять имен»

Цель: формировать умения называть имена девочек и мальчиков по предложенным картинкам. Соотносить имя к полу ребенка. Развивать внимание, наблюдательность.

Материал: картинки с изображением силуэтов мальчиков и девочек по 5 штук, фишки.

Ход игры: воспитатель раздает силуэты с изображением мальчиков, девочек. Можно раздать картинки с мальчиками – мальчикам, с девочками – девочкам и наоборот. А можно вразнобой. Дети называют имена. За каждое правильно названное имя дается одна фишка. Кто первый получает пять фишек, тот и выиграл.

3. Д/и «Наши прически»

Цель: Формировать у детей представления о прическах мальчиков и девочек.

Материал: изображения лица человека, образцы причесок для мальчиков и девочек.

Ход игры: можно играть индивидуально с ребенком, а можно с группой детей. Детям раздаются изображения лица человека. Воспитатель просит подобрать прическу для мальчика, для девочки.

Старшая группа

1. Д/и «Что сначала, что потом»

Цель: закреплять знания детей о возрастных изменениях людей разного пола, воспитывать гендерную принадлежность.

Материал: набор картинок с изображением возрастных изменений людей разного пола, кармашки.

Ход игры: воспитатель раскладывает карточки на столе. К столу приглашает сначала девочек и предлагает им выбрать и разложить в правильной последовательности карточки с изображением девочек, изменяющимся с возрастом. После выполнения задания воспитатель приглашает мальчиков к столу, чтобы проверить правильность выполнения задания. Затем то же задание выполняют мальчики, а правильность выполнения контролируют девочки.

2. Д/и «Девочки и мальчики»

Цель: формировать умение называть качества характерные для девочек, мальчиков. Развивать связную речь.

Материал: картинки с изображением мальчиков и девочек, фишки.

Ход игры: воспитатель раздает детям картинки и предлагает назвать хорошие качества, которыми обладают девочки и мальчики. Ребенок называет качества того, кто изображен у него на картинке. За правильный ответ дается фишка. У кого больше фишек тот и выиграл.

Подготовительная группа

1. Д/и «Сбор чемодана»

Цель: закрепить полоролевое поведение мальчиков и девочек.

Материл: карты-схемы мужского и женского поведения.

Ход игры: детям предлагается выбрать те черты характера, которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого. Объяснить, что эта схема означает.

2. Д/и «Отгадай профессию»

Цель: закреплять знания детей о мужских и женских профессиях. Развивать умение разгадывать загадки.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий, карточки с загадками.

Ход игры: воспитатель читает загадку, а дети отгадывают название профессии. Отгадавший выбирает карточку с изображением и объясняет, кто может выбрать такую профессию.

Автор: Голова Елена Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 131» комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]