ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: Развитие творческих способности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи кружка: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки, раскрашивание готовых изделий; закрепление знаний о дымковской, хохломской, гжельской росписях; закрепить рельефную, объемную лепку; познакомить с техникой выполнения изделий из соленого теста; сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами; закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться.
Пояснительная записка:
Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник лепки работают на решение сразу нескольких развивающих задач:
- развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия);
- развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики;
- формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;
- знакомство с новыми техниками и технологиями;
- умение применять их на практике.
Частота проведения кружка: один раз в неделю в течении одного учебного года.
Продолжительность проведения кружка: 25 минут.
Ожидаемые результаты воспитанника:
Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки;
Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Создает изображения по мотивам народных игрушек.
Сентябрь:
1. Тема: «Яблоки и груши». Дары осени. Признаки осени.
Цели и задачи: Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.
Материалы и оборудование: Соленое тесто, муляжи фруктов, стека,
репродукция картин с фруктами. (1/59)
2. Тема: «Подсолнух»
Цели и задачи: Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.
Материалы и оборудование: Соленое тесто, фото подсолнуха, стека, семечки. (11/14)
3. Тема: Декоративная тарелка «Роза». Дары осени.
Цели и задачи: Формировать умение из отдельных частей лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.
Материалы и оборудование: Глина, стека (11/20, 3/61)
4. Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы» в стиле «гжель»
Цели и задачи: Познакомить детей с народным творчеством. Продолжать формировать умение раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточки, палитра, посуда с росписью «гжель» (8/85)
Октябрь:
1. Тема: «Колючий ёжик». Поведение животных осенью.
Цели и задачи: Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали. Дополнять работу грибками, яблочками.
Материалы и оборудование: Цветное соленое тесто, стека, слайд с изображением ежика в лесу осенью (11/12)
2. Тема: «Конь красивый, удалой»
Цели и задачи: Продолжить знакомить детей с народным творчеством. Лепить коня из целого куска глины. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.
Материалы и оборудование: Глина, стека, вода, фото филимоновского коня (2/56)
3. Тема: «Каргопольский козлик»
Цели и задачи: Продолжить знакомить детей с народным творчеством. Лепить коня из целого куска глины. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.
Материалы и оборудование: Глина, стека, вода, фото каргопольского козлика (1/112)
4. Тема: «Слоник»
Цели и задачи: Закрепить умение лепить объемные вещи, развитие моторики.
Материалы и оборудование: Пластилин, стека, фото слона, образец слона (5/14)
Ноябрь:
1. Тема: «Божья коровка» (на листике)
Цели и задачи: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления. Пользоваться формочкой для вырезания листика. Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.
Материалы и оборудование: Солёное тесто, формочка «листик», игрушка, вода, кисточка (12)
2. Тема: Раскрашивание красками «Божья коровка «.
Цели и задачи: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы. Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования — пальчиком, для рисования точек. Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, клей (12)
3. Тема: «Панно с цветами» (сграффито).
Цели и задачи: Ознакомление с техникой сграффито — «нацарапанный» на пластилине. пластилин,
Материалы и оборудование: картон, стека, картина с цветами
4. Тема: «Пингвины на льдине».
Цели и задачи: Продолжать формировать умение лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность.
Материалы и оборудование: Солёное тесто, фольга, пенопласт. (11/8)
Декабрь:
1. Тема: Раскрашивание красками «Пингвин на льдине».
Цели и задачи: Продолжать формировать умение детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Формировать умение детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, клей. (11/8)
2. Тема: «Елка под снегом» (рельефная лепка)
Цели и задачи: Ознакомление детей с новым приемом лепки – пластилиновой растяжкой. Материалы и оборудование: пластилин, стека, карточка с елкой (13)
3. Тема: «Снегурочка»
Цели и задачи: Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности.
Материалы и оборудование: Глина, макет снегурочки (10/24)
4. Тема: Раскрашивание красками гжельской росписью снегурочки.
Цели и задачи: Повторить с детьми роспись «Гжель». Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать формировать умение видеть конечный результат задуманной работы.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, палитра. Народная роспись «Гжель» (8/85)
Январь:
1. Тема: «Нарядная ёлочка»
Цели и задачи: Формировать умение у детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.
Материалы и оборудование: Соленое тесто, трафарет «Ёлка» из картона, стека, бисер. (17)
2. Тема: Раскрашивание красками «Нарядная ёлочка».
Цели и задачи: Продолжать формировать умение раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти. (17)
3. Тема: «Каргопольский конь»
Цели и задачи: Продолжать развивать умение лепить из целого куска глины.
Материалы и оборудование: глина, стека. (7/8)
4. Тема: «Разукрашивание каргопольского коня».
Цели и задачи: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Прививать любовь к животным, желание помогать им.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисть, палитра (7/8)
Февраль:
1. Тема: «Медведь-народная игрушка»
Цель: Продолжать закреплять умение лепить из цельного куска. Знакомить с традициями гончаров.
Материалы и оборудование: пластилин, стека (9/10)
2. Тема: «Кружка для папы».
Цели и задачи: Формировать умение детей лепить кружку, раскатывать пластилин в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Материалы и оборудование: Пластилин, стека (6/28)
3. Тема: «Сердечки»
Цели и задачи: Закрепление умения лепить из теста предметы или их части, пользуясь движением всей кисти.
Материалы и оборудование: Цветное соленое тесто, вода
4. Тема: «Аист на крыше».
Февраль: Упражнять в «закрашивании» пластилином рисунка. Воспитывать интерес к творчеству.
Материалы и оборудование: Пластилин, картон, карточки с перелетными птицами, энциклопедия про птиц (15)
Март:
1. Тема: «Четвероногий друг»
Цели и задачи: Формировать умение использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, сплющивание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе.
Материалы и оборудование: Стека, пластилин, картон (10/28)
2. Тема: Признаки весны.»Цветочная поляна».
Цели и задачи: Совершенствование навыка ручного труда средствами лепки из цветного теста.
Материалы и оборудование: Цветное тесто, стека, вода, слайды с весенними цветами (11/14)
3. Тема: «Корзина с цветами»
Цели и задачи: Продолжать формировать умение у детей раскатывать глину ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим.
Материалы и оборудование: Глина, вилка, трафарет корзинки, стека. (11/14)
4. Тема: Раскрашивание красками корзинки и цветов.
Цели и задачи: Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка. (11/14)
Апрель:
1. Тема: «Удивительный подводный мир» (пластилинография)
Цели и задачи: Ознакомление с нетрадиционную техникой рисование (пластилином).
Материалы и оборудование: пластилин, стека (11/26)
2. Тема: «Ракета».
Цели и задачи: Формировать умение делать конусообразную форму. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: Солёное тесто, стека. Фото ракеты (14)
3. Тема: Геометрический человечек
Цели и задачи: Продолжать формировать умение детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Формироватьумение точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
Материалы и оборудование: Глина, шпажка, краски, кисточка (6/14)
4. Тема: «Мой папа пожарный»
Цели и задачи: Продолжать формировать умение лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Воспитывать умение работать коллективно.
Материалы и оборудование: Глина, спички, палочки, стека (2/79)
Май:
1. Тема: «Георгиевская ленточка».
Цели и задачи: Формировать умение раскатывать глину скалкой, вырезать формы по шаблону. Воспитывать интерес к творчеству.
Материалы и оборудование: Пластилин, шаблон, стека
2. Тема: «Клевер»
Цели и задачи: Закрепить умение скатывать шарики разного размера. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки.
Материалы и оборудование: Пластилин, шаблон, стека (3/38)
3. Тема: «Цирк в Самаре».
Цели и задачи: Продолжать формировать умение замечать и передавать в лепке характерные особенности архитектурного строения.
Материалы и оборудование: Пластилин, стека, фото цирка (16)
4. Тема: «Дети на прогулке».
Цели и задачи: Продолжить учить детей передавать в лепке движение.
Материалы и оборудование: Пластилин, стека. (2/80)
Список литературы:
- Бондаренко Т.М «Комплексные занятия в старшей группе детского сада». ЕЦ «Учитель», Воронеж, 2007 год
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», Воронеж, 2008 год
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы», М., 2009 год
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., Мозайка-синтез, 2014год.
- Петрова О. «Зверушки из пластилина». ООО «ФСТ-ПРЕСС КНИГА», М., 2013 год
- Пломер А.Л. «Мастерим из глины» Харьков, 2013 год
- Учебное издание «Искусство-детям. Каргопольская игрушка». изд. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», М., 2008 год
- Уткин П.И. «Народные хужожественные промыслы Росии». М., 1984
- Учебное издание «Искусство-детям. Лепим народную игрушку». изд. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», М., 2010
- Учебное издание «Искусство-детям. Хохломская роспись». изд. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», М., 2010
- Фирсова А «Чудеса из соленого теста». ООО «АЙРИС-пресс», М., 2013
Следующая > |
Перспективный план по лепке в старшей группе
Ирина Богачева
Перспективный план по лепке в старшей группе
Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе”
И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа”
Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа”
Д. Н. Колдина “Лепка с детьми 5-6 лет”
СЕНТЯБРЬ
№ / ДАТА ВИД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ
ЛИТЕРАТУРА
1
Налеп из пластилина “Гроздь винограда” Продолжать учить скатывать шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Колдина “Лепка с детьми 5-6 лет”, с. 13
2
Лепка предметная “Наши любимые игрушки” Учить лепить игрушки, передавая их внешний вид. Учить планировать работу – отбирать нужное количества материала, определять способ лепки Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа”,с. 22
3
Лепка из пластилина “Грибы” Закреплять умение лепить предметы или их части, пользуясь движением пальцев и всей кисти рук. Учить передавать особенности вида. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа. ” ,с. 34
4
Лепка из пластилина “Фрукты в вазе” Учить лепить с натуры сложное по форме разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин. Учить подбирать цвет. Колдина, с. 15
ОКТЯБРЬ
№ / ДАТА ВИД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ
ЛИТЕРАТУРА
1
Лепка по мотивам дымковской игрушки “Козлик” Продолжать учить лепить фигуру по народным мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов. Комарова,с. 46
2
Нанесение пластилина на поверхность “Грузовая машина” Продолжать учить наносить пластилин на поверхность, подбирая цвет. Колдина, с. 38
3
Лепка из пластилина “Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено” Учить создавать в лепке сказочный образ. Учить лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительно величину, расположение по отношению друг к другу. Подводить к выразительному изображении. Персонажа сказки. Комарова, с. 45
4
Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом “Ёж” Закреплять передавать пропорции. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать воображение. Колдина, с. 20
НОЯБРЬ
№ / ДАТА ВИД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ
ЛИТЕРАТУРА
1
Лепка декоративная рельефная “Листья танцуют и превращаются в деревья” Познакомить с техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и цвета. Лыкова, с. 46
2
Лепка – экспериментирование с художественными материалами “Пернатые, мохнатые, колючие” Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи фактуры тела животных. Лыкова, с. 70
3
Лепка из пластилина “Олешек” Учить лепить из целого куска фигуру, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Комарова, с. 56
4
Знакомство с искусством –рассматривание керамической посуды, украшенной росписью и рельефом Познакомить с керамической посудой, с материалом, из которого она изготавливается;учить различать форму посуды : широкую, высокую. Познакомить с разным способом украшения посуды, росписью и рельефом. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа”, с. 69
ДЕКАБРЬ
№ / ДАТА ВИД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ
ЛИТЕРАТУРА
1
Лепка из пластилина “Котенок” Учить создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить по частям, используя разные приемы. Передавать позу животного. Комарова, с. 63
2
Лепка из пластилина “Девочка в зимней шубке” Учить лепить фигуру человека,передавая форму одежды,частей тела: соблюдая пропорции. Комарова, с. 67
3
Рисование на пластилине “Разноцветная ёлка” Учить применять графическую технику рисунка в лепке; выполнять методом контррельефа (вдавленный рельеф)
; учить сочетать в работе несколько техник. Развивать воображение. Колдина, с. 28
4
Лепка из пластилина “Снегурочка” Учить передавать в лепкеобраз Снегурочки закреплять умение передавать фигуру человека: форму, расположения и величину частей. Воспитывать стремление доводить работу до конца. Комарова, с. 71
ЯНВАРЬ
№ / ДАТА ВИД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ
ЛИТЕРАТУРА
1 Каникулы
2
Лепка сюжетная “Зимние забавы” Учить составлять коллективную композицию из вылепленных фигурок человека. Закрепить способ лепки из цилиндра, надрезанного с двух концов. Лыкова, с. 114
3
Лепка из пластилина с использован, шприца “Овечка” учить лепить силуэт животного в технике “колбасок”, выполнять шерсть выдавливая пластилин из шприца. Колдина, с. 32
4
Лепка с рельефом “Миска с узором” Учить передавать в лепке форму миски; украшать рельефным выпуклым узором –налепами. Швайко,с. 72
ФЕВРАЛЬ
№ / ДАТА ВИД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ
ЛИТЕРАТУРА
1
Лепка сюжетная “Собака со щенком” Закреплять способ лепки из цилиндра. самостоятельно составлять несложную композицию, соотносить части по величине. Лыкова, с. 28
2
Лепка по замыслу Развивать умение самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца Комарова, с. 87
3
Лепка из пластилина “Танк” Учить лепить танк из отдельных частей, правильно передовая их форму и пропорции. Продолжать соединять части, плотно соединять их методом примазывать Колдина, с. 37
4
Пластилинография на диске “Цветы для мамы” Учить составлять композицию по кругу используя налеп. Передавать сходства цветов.
МАРТ
№ / ДАТА ВИД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ
ЛИТЕРАТУРА
1
Лепка из пластилина “Птицы на кормушке” Развивать восприятия, умение выделять разнообразные свойства птиц; сравнивать птиц. Учить лепить птиц по частям, передавая величину туловища и головы. Комарова, с. 92
2
Лепка рельефная декоративная “Солнышко, покажись!” Продолжать освоение рельефа. Показать варианты изображения лучиков. Учить создавать солярные образы. Лыкова, с. 148
3
Лепка из пластилина “Жираф” Учить лепить животное из пластилина пластическим способом (из одного куска, передавая пропорции, характерные детали. Колдина, с. 25
4
Лепка с натуры “Чудесные раковины” Совершенствовать исходную форму и видоизменять ее, дополнять налепами; показать двойной способ, закрывающейся раковины. Лыкова,с. 192
АПРЕЛЬ
№ / ДАТА ВИД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ
ЛИТЕРАТУРА
1
Лепка из пластилина “Чашка” Учить лепить чашку, состоящую из колец и диска, прочно соединять части изделия между собой, заглаживать поверхность Колдина, с. 21
2
Налеп из пластилина “Радуга на небе” Учить составлять задуманный предмет на плоскости (барельеф)
из столбиков, продолжать дополнять работу композиционными решениями. Колдина, с. 44
3
Лепка из соленого теста “Звонкие колокольчики” Создание объемных полых поделок из соленого теста и декоративное оформление по замыслу Лыкова, с. 104
4
Лепка из пластилина “Цветок в горшке” Закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приемы. Колдина, с. 44
МАЙ
№ / ДАТА ВИД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ
ЛИТЕРАТУРА
1
Лепка сюжетная коллективная “Мы на луг ходили, мы лужок лепили” Учить лепить по выбору луговые растения и насекомых, передавая их строение окраску; придавая устойчивость. Лыкова, с. 200
2
Лепка из пластилина в сочетании с дополнительным материалом “Киндер — сюрприз” Закреплять способы лепки, добиваясь выразительности образа задуманного животного. Развивать умение задумывать образ своей работы. Колдина, с. 48
3
Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом “Божья коровка” Продолжать учить сочетать в поделке природный материал. Учить наносить пластилин на предмет, самостоятельно доводить изделие до образа. Колдина, с. 49
4
Нанесение пластилина на поверхность “Рыбка” Продолжать учить наносить пластилин на поверхность. Учить закреплять на пластилине мелкие предметы (стразы)
Колдина, с. 50
ание.