План наблюдений за изменениями в растительном мире


Особенности организации и проведения наблюдений в средней группе детского сада

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве природой. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.

2.4 Особенности развития деятельности наблюдения в среднем дошкольном возрасте

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.

Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать».

Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причем можно предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа и 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее». В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения.

Широко используются вопросы к детям, которые теперь не обязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т. д. Воспитанники средней группы в состоянии слышать вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животных, вызывающих непосредственный интерес. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях (Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище ?и т.д.), следует задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех, предложенных воспитателем, и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет, как ребенок заботится о нем и т.д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.

В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихотворения, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихотворения и прочитать их сверстникам.

Дети средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т.д.

У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например:

«Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.

В средней группе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия может быть «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ».

2.5 Методика организации и проведения наблюдений различных видов с детьми 4 – 5 лет

Распознающее наблюдение. Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений.

Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.

Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна подготовка объектов наблюдения. Нельзя проводить наблюдение за неспокойным животным, которое боится детей. Вначале нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей или аквариум, чтобы детям было хорошо видно, а воспитатель мог бы свободно действовать с объектом.

У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум , перед тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи.

Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом приучает детей вести наблюдение планомерно. (Наблюдение за кроликом и др…)

Летнее наблюдение за луговыми (полевыми) цветами в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Травы и цветы луговые (полевые)» Автор:

Мыжевских Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Лесобазовский детский сад». Материал предназначен для воспитателей ДОУ, родителей, детей 6-7 лет.
Описание.
Лето — 92 прекрасных с солнцем и летними дождями погода. Часто приходится сталкиваться с тем, что наши дети не знают названия лекарственных трав и цветов, растущих у себя на лугу, огородах и дачах. Хочется не просто рассказать о ценностях лекарственных трав, но и показать, как прекрасен луг летом.
Цель:
создание благоприятных условий для формирования знаний и интерес к луговым (полевым) цветам и травам родного села.
Задачи:
1. Пробудить у детей любознательность к родной природе; 2. Научить задавать вопросы, думать, делать выводы, экспериментировать, находить взаимосвязи; распознавать лекарственные травы и цветы; совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов. 3. Воспитывать интерес к окружающему миру, умение оберегать природу.

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на окно и скажите, какая сегодня погода? Дети. Солнечная. Воспитатель. Правильно, на улице тепло и светит солнышко. Вы любите гулять? Дети. Да. Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас со мной на прогулку, а отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся. Согласны? Дети. Да. Воспитатель. Частенько, при любой погоде Люблю гулять я на природе. Беру с собою свой сачок: Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок. Красивых столько там цветов! Туда пойти всегда готов. Его не тронул деда плуг. Там был, и есть, и будет … Дети. Луг. Воспитатель. Молодцы! Но прежде чем мы пойдем гулять, давайте вспомним и повторим правила поведения на природе. (Дети по одному рассказывают правила поведения на природе).
• На природе не следует ничего ломать, рвать просто так. • Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на лугах, они укрепляют почву. • Заботливо относиться к живым существам на лугу, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного! • Брать от природы только то, что не занесено в Красную книгу. • Не сбивать муравейники. • Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле. • Не рвать цветы в большие букеты. • Не причинять боль насекомым.
Воспитатель. Очень хорошо вы знаете правила. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях. А теперь выберете себе пару и возьмитесь за руки. Построились друг за другом. Ребята со своей парой и с воспитателем идут на сельский луг. Произвольная беседа о природе. После, как пришли на луг, воспитатель с детьми образовывают круг.
Вот мы и пришли на зеленый, красивый луг. Ребята, кто мне скажет, что такое луг?
(Ответы детей.)
А кто живет на лугу?
(Ответы и предположения детей.)
Луг — это не только травы и цветы, а еще и насекомые — большие друзья цветов, и пастухи со стадами домашних животных, пасущихся на лугу. Сегодня мы поговорим о луговых цветах. Какие цветы называют луговыми? Те цветы, которые растут на лугу, называются – луговые цветы.
Динамическая пауза «На лугу по утру»
На лугу поутру Мы затеяли игру. Ты – ромашка, я – вьюнок. Становитесь в наш венок.
(Взялись за руки построились в круг)
Раз, два, три, четыре. Раздвигайте круг пошире.
(Ходьба по кругу)
А теперь мы – ручейки, Побежим вперегонки,
(Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим.
(Ходьба по кругу, остановиться, развести руки в стороны)
Как прекрасны все цветы! А со мной согласны вы? Вся природа дивным цветом Расцвела. Спасибо, ЛЕТО!
(Дети кивают головой, поднимают руки в стороны)Воспитатель. А сейчас мы можем пройтись по лугу и посмотреть какие же цветы на нем растут. Аня, какой цветок тебе повстречался на пути первым? Маша, а твой цветок, как называется? (Спрашивает всех детей по одному. Рассматривают с детьми несколько луговых (полевых) цветов, вспоминают названия.)Воспитатель. Что общего между всеми цветами? (У них есть корень, стебель, листья, цветок).


• Зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня? • А зачем цветку стебли? Листья? Семена? • Чем цветки отличаются от деревьев? От кустарников? • А чем эти цветы отличаются друг от друга? Чем отличаются их стебли? Листья? Цветки?
(по размеру, форме, расположению, окраске).

Малоподвижная игра «Поймай и раздели»Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название полевого цветка. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.Например: Ко-ло-коль-чик—четыре; о-ду-ван-чик—четыре, ро-маш-ка — три; ва-си-лёк — три… Воспитатель. А знаете ли вы, что одуванчик может предсказывать погоду? Догадались, как он это делает? Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется. Одуванчик — очень полезное растение: из него делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от дорог. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности. Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик!

Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Желтый, как солнышко. Круглый, как … Мягкий, как … Белый, как … Пушистый, как … Хрупкий, как … Вот какой удивительный цветок! Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Золотой и молодой За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Белые пушинки — это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
В яркий солнечный денек Золотой расцвел цветок. Дует легкий ветерок – Закачался наш цветок. Сильный ветер дует – Лепестки волнует.
Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.
Белым шариком пушистым Красовался в поле чистом. На него подуй слегка, Был цветок – и нет цветка.

Воспитатель. Вот какой чудесный и волшебный одуванчик. А еще есть желтый цветок, назовите название. Дети. Лютик. Воспитатель. Лютик – желтый, красивый. А когда лютиков много, то получается настоящий золотой ковер из них! Кажется, что лютик совсем безобидный. А на самом деле он ядовитый! Лютый! Наверное, не зря так называется! Лютый лютик. Кого называют лютым? (Ответы детей.) Воспитатель. Лютый ураган, лютый зверь, лютый разбойник. Вот какой характер у лютика! Почему же лютик лютый? У него ядовитый сок. И если этот сок лютика попадет на кожу человека, то это место будет жечь и щипать. В старину лютиком даже лечили – намажут спину, а это место начинает страшно щипать как от горчичника. Вот и назвали его лютым. А ученые называют лютик очень смешно – «ранункулюс», т.е. «лягушечка». Почему же так его называют? Наверное, потому что лютик в сырых местах растет, которые лягушки очень любят. А может быть и нет. А Вы знаете, почему? (Предположения детей.)


Есть у лютиков еще одно название — тоже очень интересное. Их называют «куриная слепота». Почему? Потому что лютики как и курицы рано спать ложатся! Желтые лютики очень красивы!
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Лютик вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая «бутон»)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени.)Воспитатель. Ребята, как называется то место в детском саду, где мы гуляем? (Ответы детей).
В старину на Руси место для гуляний называли — «гулевище». Взгляните на растение с желтыми цветками.
(Показ).
Это — гулявник. Он очень выносливый, умеет расти даже там, где люди много гуляют, топчут ногами землю и все, что растет под ногами, а так же около дороги. Теперь вы понимаете, почему гулявник получил именно такое название?
(Ответы детей).
Рассмотрите внимательно гулявник. Обратите внимание на его растопыренные веточки, на цветки. Что можно сказать о размере цветков гулявника, какие они?
(Ответы детей).
Мелкие, растут кисточкой. Гулявник иногда называют дикой горчицей. У его семян запах и вкус горчицы. Многочисленные виды гулявника растут как сорняк, засоряя поля, сады, огороды. виноградники. У нас в Удмуртии растет пять разных видов гулявника. Многие виды гулявников — вредные или ядовитые растения.


Некоторые гулявники служат в народе для лечения; например, гулявник лекарственный. У нас растет гулявник лекарственный, густой, изменчивый, высокий, дикий. Но чаще всего мы можем встретится с гулявником диким. Именно его вы сейчас видите перед собой. Гулявники — хорошие медоносы. Что это значит? (Ответы детей). Медоносами называют растения, выделяющие нектар, который пчёлы перерабатывают в мёд. Ребята, расскажите, почему гулявник получил именно такое название? За что гулявник называют дикой горчицей? За что гулявник любят пчелы? Как человек использует гулявник? Молодцы! Как много интересного вы мне рассказали, но нам нужно возвращаться в детский сад. Находим пару себе и возьмитесь за руки. Друг за другом построились и пошагали. Что больше всего вам запомнилось? Что понравилось? Что не понравилось? Куда бы вы хотели отправиться еще? Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий летнего развлечения в старшей и подготовительной группах Викторина с ответами для детей подготовительной группы (6-7 лет). Лето Летний досуг в подготовительной группе. Сценарий Литературная гостиная в подготовительной группе на тему «Летние природные явления»

Похожие статьи:

Конспект экскурсии в подготовительной группе летом

Игры про цветы для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду

Сценарий праздника «День российской почты» в детском саду. Подготовительная группа

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]