Конспект занятия «Повторение счёта до 10» (для дошкольников)


Счет в обратную сторону

Обратный счет — это счет до 10 и обратно, то есть в убывающей последовательности: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Обратный счет необходимо освоить все дошкольникам, так как обратный счет является необходимым минимумом знаний для успешной учёбы в 1 классе. Легче всего приступить к обучению обратному счету ребенка через предметы, то есть посредством наглядно-образного мышления, которое помогает детям дошкольного возраста намного лучше усваивать новую получаемую информацию. Обучать ребенка обратному счету стоит только после того, как хорошо освоен и применен на практике прямой счет, иначе ребенок запутается и не усвоит новые знания.

Счет до 20

Как правило, посчитать до 10 для детей 3 лет не составит труда. Немного иначе обстоят дела, когда приходит время учиться считать в пределах 20. Трудности могут возникнуть тогда, когда счет до 10 для детей не совсем ясен, а это значит, что родители в своем стремлении научить кроху считать поспешили и этим запутали его. Задаваться вопросом о том, как научить ребенка считать до 20 нужно только тогда, когда он хорошо знает цифры, счет в пределах 10.

Изучая с детьми счет в пределах 20, им необходимо объяснять, утверждать основные нюансы, например:

  • Число состоит из 2 цифр. Первое – это десятки, второе – единицы. Счетный материал поможет освоить счет для детей.
  • Не зная как научить ребенка считать до двадцати, следует привести ему наглядный пример того, как это число может выглядеть. Оптимальным вариантом продемонстрировать это для дошкольников – это поставить перед ними два резервуара.
    В один из них положить 2 предмета, во второй десять. На этом примере малышу удастся разобраться в том, что такое десятки, а что такое единицы.
  • Объяснить нужно и то, что после 10 идут двузначные цифры, а их единицы идут друг за другом (1,2,3 и так далее).
  • После того как первые 20 цифр малышом изучены, можно разбираться в том, как научить ребенка считать в уме. Для этого можно считать примеры на основе подручных предметов. Учим ребенка считать до 20, попросив положить в емкость определенное количество подготовленного материала (конфет, бубликов, камушков). При этом первый раз задание должно выполняться вслух, а во втором счет предметов должен произноситься в уме.

Как научить ребенка быстро считать в уме? Это вопрос времени, и только регулярные занятия и усовершенствование полученных знаний, станут предпосылкой для того, чтобы осилить счет до 100, и в возрасте 5 лет это вполне реально. К тому же это подходящий возраст для того, чтобы объяснить дошкольнику, как правильно это делать.

Счет в обратном порядке

С помощью стихотворения на обратный счет и применяя игрушки и предметы в игровой форме можно познакомить ребенка со счетом в обратном порядке уже с раннего возраста, но после того как он усвоит прямой счет.

На пеньке стоит тарелка, Десять слив на ней лежит. Подошла к тарелке белка И со сливой прочь бежит.

Девять слив в тарелке спелых, Подбежал к тарелке крот, Протянул он лапку смело И засунул сливу в рот.

Восемь слив на блюде чистом. Кто-то добрый их собрал. Соловей с веселым свистом Сливу сладкую склевал.

На пенечке семь чудесных Слив в тарелке голубой. Стайка бабочек прелестных Унесла одну с собой.

Шесть осталось – очень мало! Торопись лесной народ! Тут сорока прискакала, Клювом ягодку берет.

Спелых ягод ровно пять, Волк зубастый прибежал, Начал ягоды считать И еще одну забрал.

Вот лежат четыре сливы Запах – мимо не пройдешь! Ароматны и красивы, Взял одну колючий еж.

Слив осталось только три. Кто захочет угоститься Сладкой косточкой внутри? Унесла одну синица!

На тарелке сливки две. Кто к тарелке тянется? Отдадим одну сове, И одна останется!

Счет до 10 и обратно

Задания на обратный счет до 10 и обратно:

  • Назови в обратном порядке числа от 3 до 1. Обратный счет ответ: 3 2 1.
  • Назови в обратном порядке числа от 5 до 2. Обратный счет ответ: 5 4 3 2.
  • Назови в обратном порядке числа от 7 до 3. Обратный счет ответ: 7 6 5 4 3.
  • Назови в обратном порядке числа от 6 до 2. Обратный счет ответ: 6 5 4 3 2.
  • Назови в обратном порядке числа от 8 до 1. Обратный счет ответ: 8 7 6 5 4 3 2 1.
  • Назови в обратном порядке числа от 9 до 5. Обратный счет ответ: 9 8 7 6 5.
  • Назови в обратном порядке числа от 10 до 6. Обратный счет ответ: 10 9 8 7 6.
  • Назови в обратном порядке числа от 10 до 1. Обратный счет ответ: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1.

Таким образом, выполняя разнообразные задания на обратный счет вы с легкостью сможете проверить и закрепить знания ребенка на обратный счет.

Учимся складывать и вычитать: методики

После того, как вашему маленькому члену семьи стали подвластны умения считать предметы в уме и сходу, то пора бы уже освоить такие навыки, как сложение и вычитание.

Счет по линейке

Один из самых легких способов обучения, но не самый эффективный для будущего. Научиться считать по линейке довольно просто, но будет немного труднее перейти к более продвинутым способам вычисления.

Для того, чтобы научить детей счету по линейке, необходимо объяснить следующее:

  1. Чтобы сложить две цифры, например, “3” и “6”, нужно найти на линейке цифру “3” и отсчитать вправо 6 единиц (сантиметров). Цифра, на которую придет малыш – “9”. Значит 3+6=9.
  2. С вычитанием все аналогично сложению, только двигаться нужно не в правую, а в левую сторону линейки. Так, если от 6 нужно отнять 3, то двигаемся влево на 3 единицы и попадаем на цифру 3.

Предметный счет

Самый простой и самый популярный способ. Нужно взять количество предметов, в пределах которого нужно научиться считать. Допустим, это будет 10 яблок.

Чтобы прибавить 4+2 нужно попросить отложить из кучи два яблока. Потом добавить еще 4. Теперь необходимо посчитать количество яблок, получившееся в отдельной группе – их будет 6. С вычитанием все аналогично: попросите маленького убрать из получившейся кучи 3 яблока и посчитать остаток – будет 3.

Методика Марии Монтессори

Это методика осваивается на самостоятельном обучении ребенка. Все, что нужно от взрослого – среда для обучения, то есть предоставить необходимые предметы, используя которые дети сами будут учиться математике. Эти предметы подбирала и изобретала сама Монтессори в процессе разработки своей методики.

Данный метод позволяет пробудить математический дух, вызвать интерес к счету.

Методика Сергея Полякова

Для обучения этой методикой родителям понадобится коробок и кубики. Изначально их количество не будет превышать 5, но со временем будет увеличиваться вплоть до ста. Также необходимо напечатать на листиках цифры от одного до количества кубиков.

Суть проста: берется два кубика и листки с цифрами “1” и “2”. Перед участником кладут один кубик и рядом с ним листочек с единицей, объясняя, что это один кубик. Сразу после этого добавляется второй куб, а цифра меняется на двойку, и объясняется, что теперь это два кубика. После этого дитя просят повторить за родителем.

После того, как дитя справилось с этим испытанием, необходимо объяснить, что коробка – маленький домик, а кубики – его жильцы. Далее показывается, что дома находится один человек, а потом к нему приходит второй. После этого попросите ребенка ответить, сколько теперь человек в доме.

После нескольких повторов делается крышка для коробки – крыша дома. Теперь все так же: один человечек приходит к другому, но все это накрыто крышей. Малыш должен назвать количество человечков, но не смотреть на них.

В процессе игры количество кубиков повышается и повышается.

Методика Глена Домана

Как научить ребенка считать по методике Домана? Эта методика заключается в том, что обучение происходит очень рано. Вернее, нужно начинать настолько рано, насколько это возможно. Считается, что чем младше дитя – тем легче ему воспринимать информацию.

Для начала занятий родителям потребуется приготовить 100 карточек размеров 27×27 сантиметров. На каждой из них необходимо изобразить точки диаметром не более 2 см от 1 до 100. Нужно объяснить учащемуся, какое количество точек на какой карточке. Необходимо озвучить количество точек на первых пяти карточках громким и четким голосом, на каждую из них уделять не более 15 секунд. Изучением этой пятерки нужно заниматься 3 раза в день.

На следующий день добавьте у уже имеющемуся набору еще пять карточек с количеством точек по порядку. Получится 10 листков, на каждом из которых точек от 1 до 10. И так добавляйте каждый день по пятерке.

После того, как ребенок начал осваивать понятие “количество”, можно приступать к изучению сложения и вычитания. Для большей простоты можно приготовить еще три листочка с плюсом, минусом и знаком равенства. Теперь необходимо выкладывать нужные карточки в нужном порядке, например: пять (листочек с 5 точками) плюс (листочек с плюсом) два (две точки) равно (знак равенства) семь (семь точек). С вычитанием аналогично.

Ментальная арифметика

Как научить ребенка считать методом «Ментальная арифметика» ? В основе обучения счету этой методикой является обучение с Абакусом. Это своего рода счеты, костяшки которых расположен определенным способом. Методика достаточно сложна, но позволяет научить детей считать в уме огромные числа.

Одно из основных правил: считать необходимо слева направо. То есть не так, как привыкли многие. Нужно запомнить, что верхние кости Абакуса равны значению “5”, а нижние – “1”. Все колонки делятся на единицы, десятки, сотни, тысячи и миллионы.

Например, взять просто пример 1+2. Необходимо на самой крайней колонке, обозначающей единице, поднять 1 костяшку, а затем еще две и посчитать, сколько получится.

Для примеров посложнее, например, 11+23 необходимо разделить число на десятки и единицы. После этого в правой колонке отложить 1 костяшку, а затем еще 3. Получится 4 единицы. Далее в колонке, обозначающей десятки, необходимо взять 1 кость, а после прибавить к ней 2. После этого сложить десятки и единицы (просто совместить полученные цифры рядом, если получилось число не более 9) и получится 34.

С вычитанием все аналогично, только кости придется не поднимать вверх, а опускать от всех.

Подробное описание развивающих методик для детей дошкольного возраста вы можете увидеть в нашей статье ЗДЕСЬ.

Сингапурский метод

Этот метод заключается в своей особой форме: во время урока учащиеся собирают понятия и формулы, которые, как конструктор, собираются в одно занятие. Они называются структурами.

Как научить ребенка считать сингапурским методом? В одной статье об этом не расскажешь. Всего таких методов около 250, все они позволяют детям проявлять самостоятельность в изучении счета.

Заучивание таблиц

Этот метод полностью основан на заучивании таблиц сложения и вычитания. Все они подобны всеми любимой таблице квадратов, которая служила шпаргалкой чуть ли не у каждого. Только здесь ни у кого не будет под рукой этой таблицы, придется ее выучить.

Считается, что если учащийся выучит такую таблицу хотя бы до 20, то дальше он уже поймет все суть и сможет складывать даже большие числа. В общем и целом, метод “напролом”.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]