Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные… в средней группе


Что такое картотека

Первое и основное значение этого слова — собрание данных, записанных на карточках и расположенных в определенном порядке.

Существуют разные критерии для их систематизации. Чаще всего карточки расставляют по алфавиту. Реже по датам, темам, улицам, городам и т. п.

Хотя, услышав слово «картотека», фантазия сразу рисует библиотечное помещение. Но этот способ систематизации информации используется не только в данной сфере.

Чаще сталкиваться с ним приходится при посещении любого медучреждения, где на каждого пациента заводится карточка (условное название, поскольку на практике это скорее, блокнотик, достигающий размеров книжки). В ней описываются симптомы болезни, рекомендации врача, данные анализов, направления и результаты лечения. Собрание карточек — это больничная картотека или регистратура.

Картотека в компьютерную эпоху

До изобретения ЭВМ, которые мы сегодня именуем чаще компьютерами, главным носителем информации была бумага. Причем даже изобретение фотографии не смогло ее вытеснить. Поэтому долгие века картотеки не меняли свой облик.

Сегодня же отпала нужда в них в таком виде, как они существовали. Даже в самых отсталых странах бумажные картотеки уверенно вытесняются компьютерными информационными базами данных. То есть они эволюционируют из физической формы в цифровую.

Это происходит потому, что в памяти ноутбука, планшета или даже мобильного телефона, можно сохранить столько информации, сколько раньше помещалось в нескольких залах, доверху заставленных шкафами-картотеками. Кроме того, процесс поиска необходимого файла теперь занимает секунды, в то время, как с бумажными карточками приходилось тратить минуты, а иногда часы.

Другие трактовки данного термина

Узнав, что такое «картотека» (основное значение), давайте рассмотрим другие способы трактовки этого существительного.

Это не только собрание карточек со сведениями о ком-то или чем-то, но и ящики, шкафы в которых они хранятся, а также само помещение, где они расположены.

Шкафы-картотеки используются не только в библиотеках, но и в офисах, различных учебных заведениях, лабораториях, персональных кабинетах и т. п. Мебель такого рода, приходящую в негодность и списанную, давно облюбовали владельцы автомастерских и гаражей. В многочисленных маленьких отсеках они хранят гайки, болты и прочие мелкие детали.

Комнаты же с аналогичным названием — это больше прерогатива учреждений, где хранится печатная продукция.

Дидактические игры в средней группе по ФГОС

В средней группе важно с помощью игр социализировать дошкольников, расширять их представления об окружающем мире. Нужно уделять внимание физическому и эмоциональному совершенствованию личности, развитию наблюдательности, умения концентрироваться, правильно и быстро реагировать на события и других людей.

Добрые волшебники

Для игры подготовьте «волшебную» палочку, украсьте ее красками или блестками. Воспитанники рассаживаются в круг. Расскажите, что палочка превращает каждого, кто ее возьмет, в доброго и дружелюбного человека.

В ходе игры дети по очереди берут палочку, называют сидящего рядом товарища приятным и ласковым прилагательным, затем передают ему «эстафету». Игра завершается, когда все участники получат положительные эпитеты.

Испорченный телефон

В эту игру, развивающую слуховое внимание, играют уже многие поколения детей.

Дети садятся или становятся в ряд. Первый игрок шепчет на ухо второму некое слово. Второй шепчет третьему, и так далее. Последний в ряду игрок произносит услышанное слово вслух. Если оно совпадает со сказанным первым участником, значит, этап удался, игра продолжается. Если слово оказалось неправильным, все игроки, начиная с предпоследнего, говорят вслух, что им послышалось от предыдущего участника. Таким образом удается выяснить, кто «испорченный телефон», кто услышал слово неправильно. Виноватый становится последним в ряду.

Что говорят животные?

Для познавательной игры нужен мяч. Постройте воспитанников в ряд, станьте напротив. Бросайте мяч каждому игроку по очереди, называя при этом любое животное. Задача поймавшего мяч – произнести звуки, издаваемые этим животным. Игра завершается, когда последний в ряду игрок правильно назовет звук.

Игру можно построить наоборот: произносить звуки, а дети пусть вспомнят, какое животное их издает.

На что похоже облако?

Если погода позволяет, выведите детей на прогулку. Пусть каждый ребенок выберет себе одно из облаков на небе. В пасмурный день используйте распечатанные на цветном принтере изображения разных облаков: кучевых, слоистых, перистых. Раздайте каждому ребенку по изображению. Задача воспитанников – внимательно рассмотреть свое облако, рассказать, на что оно похоже, на какое-нибудь животное или предмет.

Что это звучит?

Для дошкольников средней группы обязательно нужно организовывать музыкально-дидактические игры по ФГОС.

Для игры подготовьте знакомые дошкольникам музыкальные инструменты, предметы, способные издавать звуки, и непрозрачное полотно. Разложите собранный материал на столе, завесьте полотном, чтобы дети не могли его видеть. Издавайте звуки инструментами и предметами, а игроки должны догадаться, что звучит. Победителем становится давший наибольшее количество правильных ответов.

Животные маршируют

Игра развивает чувство ритма, слуховое восприятие. Для ее проведения необходимо найти запись любого марша.

Под его звуки дети двигаются по кругу. Задавайте им команды двигаться как определенное животное. Например:

  • скажите «заяц» – дети прижимают руки к груди, прыгают;
  • «журавль» – ходят, высоко поднимая ноги;
  • «лошадь» – бьют ногой о пол, словно копытом;
  • «орел» – бегут, широко взмахивая руками;
  • «рак» – пятятся.

Угадай эмоцию

Станьте напротив детей. Изображайте посредством мимики разные эмоции: радость, печаль, удивление, испуг, обиду. Воспитанники должны догадаться, какое настроение на вашем лице.

Что пропало?

Игра развивает наблюдательность, концентрацию внимания. Для ее проведения подготовьте разные картины: пейзажи, портреты, натюрморты.

Дети должны внимательно рассмотреть картину, затем закрыть глаза. Закройте листком на скотче какую-либо деталь картины. Дети, открыв глаза, должны вспомнить, какая деталь скрыта.

Беспечные бабочки и мотыльки

Игроки делятся на «бабочек» – дневных насекомых, и «мотыльков» – ночных. Один ребенок становится «птицей». Одна часть игрового зала – место полета «бабочек», вторая – «мотыльков». Один из углов – «гнездо».

«Птица» становится в «гнездо». Остальные игроки стоят на своей части игрового зала. Когда ведущий произнесет «день», «бабочки» начинают бегать, танцевать. Когда ведущий скажет слово «ночь», «бабочки» должны замереть, двигаться начинают «мотыльки». Если кто-то из игроков пошевелится не в свое время, «птица» нападает на него, забирает в «гнездо». Побеждают «насекомые», которых «птица» не могла забрать.

Смешинка

Воспитанники рассаживаются в ряд на стульях. Ведущий выходит вперед, начинает корчить рожицы, рассказывать что-нибудь смешное. Его цель – рассмешить товарищей. А задача игроков – не рассмеяться, сохранить серьезное лицо. Тот, кто не выдержит, меняется с ведущим ролями.

Картотека и каталог

Узнав, что такое картотека, стоит рассмотреть еще одно близкое понятие — каталог. Так именуется реестр, в котором указываются данные о книгах, картинах, товарах, услугах и т. п.

Каждая картотека (в основном значении) представляет собой каталог с картами. Но не каждый каталог — это картотека. Ведь, информация, которую он содержит, может фиксироваться не только на карточках, но и в папках, файлах и т. п.

Фактически больничная картотека — это, как упоминалось выше, каталог, в котором на каждого больного заведена отдельная книжка.

А если речь идет о компьютеризированной системе, то это файловая база данных. Однако по старинке ее составляющие именуются «картами», а сама она — картотекой. Кстати, подобная традиция присуща всем сферам.

Цели дидактических игр по ФГОС

Дидактическая игра – эффективный элемент системы всестороннего личностного развития несовершеннолетнего. Игровой материал – важная часть в осуществлении задач ФГОС, так как содержит познавательную и образовательную составляющие.

Дидактические игры применимы для физического, интеллектуального, социального развития ребенка, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Их цели:

  • расширение кругозора, получение знаний об окружающем мире;
  • обретение навыков общения, продуктивного взаимодействия, нахождения взаимопонимания;
  • формирование социальной адекватности, умения правильно себя вести в разных ситуациях;
  • развитие воображения и творческих навыков;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие речевых навыков, закрепление грамматических и лексических норм общения;
  • улучшение артикуляции, общая физическая тренировка;
  • развитие логического мышления, умения анализировать;
  • получение начальных математических, филологических, естественнонаучных знаний;
  • развитие концентрации внимания, скорости реакции, зрительного и слухового восприятия.

Этимология термина

Стремление систематизировать знания было присуще человечеству еще до нашей эры. Поэтому первые картотеки, как и само название, появились еще в Древней Греции. Оно образовалось от двух терминов χάρτης и θήκη. И означало «место для хранения листов папируса».

Не правда ли, лексема «картотека» схожа со словом «библиотека»? Последнее понятие появилось в тот же период (βιβλίον и θήκη) и означало «место для хранения книг». Таким образом, получается, что уже в момент своего зарождения картотека обслуживала библиотеки.

Кстати, из названия термина, можно сделать вывод, что первые карточки изготавливались не из дерева или глины, а из папируса.

Дидактические игры в подготовительной группе по ФГОС

В подготовительной группе дети готовятся к школе, поэтому важно подбирать образовательные игры, формирующие начальные школьные знания, развивающие интеллект, логику, память, речь, воображение.

Рассказ по картинкам

Подготовьте для игры сюжетные картинки, разложите их на столе по порядку. Одну карточку отложите, попросите ребенка внимательно рассмотреть ее. Задача играющего – правильно вставить картинку в ряд, чтобы не нарушить сюжет, затем составить по получившейся композиции рассказ.

Найди звук

Для игры сделайте карточки, изображающие разные объекты. Под изображениями находятся строчные таблички, как в «Поле Чудес», в которых количество квадратиков равно числу звуков в слове.

Предлагайте детям находить определенные звуки в словах. Игроки по очереди называют изображенный объект так, чтобы заданный звук четко слышался, затем закрашивают эту фонему в квадратике.

Геометрический мостик

Для игры вырежьте из картона крупные геометрические фигуры, по нескольку штук одинаковых. Разложите их на полу в произвольном порядке. Задача игрока – пройти из одного угла помещения в противоположный, двигаясь только по заданным фигурам, например, по треугольникам.

Игру можно усложнить, включив в градацию, помимо формы, цвет. Например, можно двигаться лишь по желтым квадратам.

Закончи фразу

Ведущий произносит начало фразы, дети по очереди продолжают:

  • днем светло, ночью…;
  • снег белый, трава…;
  • корова мычит, собака…;
  • сахар сладкий, лимон…;
  • весной листья зеленые, осенью…;
  • автомобиль едет, самолет…;
  • змея ползет, птица…;
  • днем обед, вечером…;
  • глазами смотрят, ушами…;
  • из ниток вяжут, из ткани…

Лишнее слово

Называйте ряд слов, а ребенок должен сказать, какое из них лишнее, аргументировать свое мнение:

  • платье, юбка, пальто, босоножки, свитер;
  • нарцисс, крапива, тюльпан, мак, роза;
  • корова, свинья, косуля, овца, лошадь;
  • оранжевый, синий, прозрачный, красный, фиолетовый;
  • шкаф, табурет, диван, комод, окно;
  • медведь, заяц, волк, лиса, рысь;
  • бежать, мчаться, думать, спешить, торопиться;
  • грустный, хмурый, печальный, угрюмый, радостный;
  • яблоко, апельсин, огурец, груша, персик.

Кто кем будет?

Называйте природный объект, а дети должны сказать, кем он станет в будущем. Например:

  • ягненок – овцой;
  • яйцо – цыпленком;
  • ребенок – взрослым;
  • гусеница – бабочкой;
  • бутон – цветком;
  • жеребенок – лошадью;
  • икра – рыбой;
  • желудь – дубом.

Назови одним словом

Произносите ряды слов, а дети должны называть объединяющее их понятие:

  • синица, утка, соловей, аист – птицы;
  • волк, медведь, лиса, куница – звери;
  • макароны, суп, котлета, салат – еда;
  • свекла, картофель, морковка, редис – корнеплоды;
  • огурец, томат, перец, баклажан – овощи;
  • сандалии, туфли, сапоги, ботинки – обувь;
  • береза, тополь, ель, осина – деревья.

Что такое картотека дел арбитражного судопроизводства

Помимо хранения информации о пациентах и книгах, данная система упорядочивания данных используется и в других сферах. Например, в судопроизводстве.

Поскольку информация о большинстве судебных разбирательств должна быть общедоступной (кроме случаев, когда они затрагивают государственную тайну или связаны с особыми обстоятельствами, требующими сохранения секретности), в большинстве стран мира создаются электронные базы данных. В них содержатся общие сведения о том или ином деле, а также место хранения более подробной информации о нем.

В Российской Федерации такая база данных именуется «Картотекой дел арбитражного судопроизводства». В ней можно отыскать информацию по административным, гражданским, банкнотным делам, а также о судебных поручениях. Для этого нужно зайти на сайт и указать место рассмотрения дела, его участников, номер, фамилию судьи и дату регистрации. Искать можно и не зная все эти детали, используя только один или несколько критериев. Однако тогда поиск займет больше времени.

Парадокс, но эта система, тоже, скорее, каталог, хотя именуется картотекой, как всегда, по традиции.

Дидактические игры по ФГОС в старшей группе

В старшей группе обязательны образовательные и познавательные игры, знакомство с природой, окружающими объектами, явлениями и свойствами предметов. Нельзя забывать о подвижных занятиях, общем физическом развитии. Важно продолжать знакомить дошкольников с эмоциями, нормами общения и социального взаимодействия, учить их продуктивной совместной работе, внятному выражению мыслей и построению беседы.

Большой секрет

Для групповой игры подготовьте коробочку, положите в нее мелкие предметы либо изображающие их карточки. Рассадите детей на расстоянии друг от друга.

Подходите по очереди к каждому игроку, предлагайте вытащить из коробки предмет, не заглядывая туда. Вытащенный предмет остается секретным, игрок не должен показывать его товарищам. Задача игроков – любым словесным способом разузнать, что это за секретная вещь. Можно:

  • задавать держателю предмета наводящие вопросы;
  • уговаривать, упрашивать игрока раскрыть секрет;
  • предложить подарок за раскрытие секрета;
  • предложить взамен раскрыть свою тайну.

Важно следить, чтобы игроки не обманывали друг друга. Игра завершается, когда последний игрок расскажет свой секрет. Если какой-то игрок заупрямится, откажется выдавать тайну, нужно мягко подтолкнуть его к изменению поведения, внушить важность быть открытым, дружелюбным, контактным.

Покажи слово

Игровая задача – посредством мимики и телодвижений изобразить заданное слово. Ведущий говорит, например, «медвежонок». Затем подзывает одного из игроков, просит изобразить сказанное. Далее произносит другое слово – «любит», вызывает второго участника, просит изобразить этот глагол. Остальные игроки хором произносят то, что изображают товарищи: «Медвежонок любит…». Дальше ведущий просит придумать третье слово, которым завершится фраза. Игроки называют разные варианты: мед, ягоды, спать, играть.

Сгруппируй предметы

Для игры подготовьте около 20-25 предметов, разложите на столе. Предложите воспитанникам разделить их на группы по качественным характеристикам:

  • большие;
  • маленькие;
  • деревянные;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • съедобные;
  • несъедобные;
  • цветные;
  • прозрачные.

Запомни местечко

Дети рассаживаются в разных местах игрового зала. Каждый игрок запоминает, где сидит. Для этого он может использовать ориентиры: находящиеся рядом предметы, игрушки, мебель, элементы интерьера.

Включите музыку. Игроки вскакивают с места, бегают по залу, танцуют. Когда музыка прерывается, дети должны вспомнить, где они сидели, занять свое место. На втором этапе игру можно усложнить: дети должны сесть не на прежнее место, а сдвинуться на несколько шагов по движению стрелки.

Говорящий портрет

Игра учит навыку связного рассказа. Для ее проведения подготовьте портреты, на которых изображенные люди выражают разные эмоции, находятся в разной обстановке. Предложите воспитанникам по очереди рассказать от имени изображенного персонажа о себе.

Почта

Для игры нужен обычный конверт. Дети становятся в круг, выбирают одного из игроков «почтальоном», тот становится в дает конверт, например, Мише. Говорит: «Письмо идет от Мише Кате». Стоящие в круге дети быстро передают конверт друг другу, пока он не попадет в руки Кати. Задача «почтальона» – успеть выхватить «письмо», пока оно не дошло до «адресата». Когда ему это удается, «почтальоном» становится игрок, из рук которого конверт был выхвачен.

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Картотека подвижных игр и малоподвижных игр для использования в режимных моментах в работе с детьми 2–3 лет Подвижные игры используется во время музыкальных занятий, гимнастике,физкультуры и на прогулках. Малоподвижные игры проводятся перед занятиями и после занятий, перед сном, после прогулки. Игра«Где звенит?»

Цель: Учить слушать звук. Ориентироваться в пространстве. Описание: Дети…

Картотека подвижных игр в группе раннего возраста в зимний период Карточка №1 «Снежинки и ветер»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Описание: Снежинки, снежинки по ветру летят Снежинки, снежинки на землю хотят
( Легкий бег в разных направлениях)
А ветер дует сильней и сильней, Снежинки кружатся быстрей и быстрей (Бег с…

Банковская отрасль

Что такое картотека в банке? Этот термин предполагает учет платежных документов, которые не выполнил банк. Их учреждение держит под контролем. Картотека может быть разных видов, в зависимости от причин неоплаченных обязательств.

Это могут быть распоряжения, не выполненные из-за нехватки средств. Тогда сотрудник выполняет регистрацию документа в электронном и бумажном виде. Такой платеж будет на внебалансовом счету. Владельцу счета сообщают, что документ поставлен в очередь. После поступления средства зачисляются на нужный счет. В картотеке хранятся документы, для которых нужно согласие на выполнение платежной операции, а также те, которые ожидают своей очереди.

Наличие картотеки свидетельствует о том, что компания имеет нестабильное финансовое положение. Если ее нет у владельца счета, то банком предлагается кредитная линия или доп. финансирование.

Очередностью называется порядок выполнения платежных поручений. Она утверждается законодательством. Документы не проводятся раньше очереди. Если счет имеет необходимую сумму, то все проходит по дате. При отсутствии необходимых средств устанавливается следующая очередь:

  • выполнение поручений по компенсации ущерба;
  • выплата зарплат, больничных, отпусков;
  • налоговые платежи;
  • отправка денег в фонды;
  • другие требования.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]