Рисование с малышом: первые игры и занятия. Когда начинать?

Если вы решили заняться со своим малышом рисованием, помните, что в первые годы жизни маленький человечек активно познает и открывает для себя окружающий мир. И рисование для него — это тоже своеобразная игра, эксперимент, способ воплощения его детских фантазий.

Ведь играть можно не только с кубиками и куклами. Можно придумывать и рисовать интересные истории на бумаге, делать бумажную одежду, постель и мебель для таких же бумажных кукол, рисовать карты дорог для игрушечных путешествий и т.д.

Покажите ребенку как можно больше способов рисования, и уже скоро вы заметите проявления его собственной фантазии.

Что дают ребенку занятия рисованием?

  • У вашего малыша разовьется мелкая моторика и координация рук, а это напрямую связано с развитием интеллекта. Значит, ваш ребенок научится логически рассуждать, у него будет хорошая память, внимание и связная речь.
  • Рисование подготавливает руку ребенка к письму.
  • Играя в рисование, маленький художник научится различать цвета и оттенки, размер и количество предметов.
  • Не умея выразить свои чувства словами, ваш малыш сможет выразить их в творчестве. Зная это, психологи успешно помогают деткам избавиться от страхов с помощью рисования.

Почему мой ребенок рисует все черным цветом?

Многие малыши рисуют черным, коричневым или простым карандашом, любят рисовать ручкой. Это не страшно. Просто такой рисунок получается более четким, ярким. В раннем возрасте цвет не имеет такого важного значения, как для детей более старшего возраста.

Главное для них, чтобы рисунок выделялся на общем фоне. Черный хорошо видно на белом.

Дети все разные. Как узнать об особенностях моего ребенка?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана различает людей по векторам. Всего их восемь. У каждого человека, в том числе ребенка, присутствует от 1 до 8 векторов, сегодня чаще всего встречаются люди с 3-6 векторами. Вектора определяют особенности и различия детей.


Деятели и «Шустрики»

Дети с кожным вектором активные, подвижные, неусидчивые. Делают все быстро, но не совсем аккуратно. Непоседы. Если лепят, то залепят все вокруг. Если рисуют, то рисуют действие. Часто рисуют простым или черным карандашом. Предпочитают экспрессивные, «быстрые» рисунки. Идеально не прорисовывают и не закрашивают предметы. Могут не закончить работу и легко переключиться на новую тему.

Этим малышам легче лепить, делать поделки, такая художественная деятельность больше подходит под их активность. Однако им все же нужно научиться дисциплине и контролю над своими действиями. В рисовании процесс легче контролировать с такими материалами, как карандаши, мелки, фломастеры.

Когда начинать занятия рисованием?

Интерес к рисованию появляется у детей очень рано. Они видят, как рисуют и пишут старшие дети и взрослые, и стараются им подражать. Можно стимулировать этот интерес и не ждать, когда ребенок сам попросит у вас карандаши или краски, а специально предложить ему порисовать.

Пусть сначала он только наблюдает, как рисуете вы. Ведь его ручки еще довольно слабы, чтобы держать кисточку или карандаш. Примерно с 4 месяцев можно предложить ребенку порисовать красками пальчиками и ладошками. А когда ручки окрепнут, то есть ближе ко второму году жизни, предложите ему сначала кисточку, затем карандаши и фломастеры.

Не спешите с первых же занятий учить ребенка рисовать. Позвольте ему просто выводить на бумаге забавные каракули. Это первый этап рисования, который проходит ваш малыш. Специалисты называют его стадией марания. Примерно до 2 лет ваш маленький художник будет играть карандашом, просто чиркая им по бумаге и не создавая конкретных изображений.

На данном этапе развития ребенка вы можете научить своего малыша:

  • правильно держать карандаш, фломастер и т.п.
  • рисовать точки, линии, круги, овалы,
  • закрашивать фигуры.

Рисование с детьми раннего возраста. Янушко Е.А

1. Е.А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика синтез, 2006 – 64 стр. 2. Маргрет Реттих Уроки рисования в стихах. Издательство: Попурри, 2006 г. Мягкая обложка, 128 стр

Занятие 1. Спрячь зайку от лисы!

Цель занятия:

Учить правильно держать карандаш или фломастер; самостоятельно рисовать (зарисовывать); формирование интереса к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги.

Ход занятия:

(Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре).

Предложите ребенку листок с изображением зайца. Зайцы могут быть такими:

Для первого занятия картинка должна быть не очень крупной (что бы ручка у ребенка не устала, и ему самому не надоело закрашивать).

Дайте ребенку один карандаш или фломастер, цвет которого будет совпадать с цветом контура рисунка (для того, чтобы после закрашивания зайца не было видно – он же спрятался). Покажите ребенку, как нужно правильно держать карандаш. (не разрешайте ребенку держать карандаш в кулаке, переучивать сложнее чем научить)

Посмотри, кто это к нам пришел в гости? Правильно это зайка. За зайкой гонится лиса, она хочет его поймать. Давай поможем зайке спрятаться.

Покажите ребенку, как нужно спрятать (зарисовать) зайца, проводя линии вверх – вниз:

Если у ребенка самостоятельно не получается, возьмите его руку с карандашом в свою и нарисуйте вместе несколько линий.

Когда весь зайчик будет закрашен, обыграйте:

Ну вот, теперь лисичка не сможет догнать зайчика. Какой(ая) ты молодец, помог зайке!

Такое упражнение можно повторять неоднократно. Можно использовать опять зайку, а можно и других персонажей. Необязательно кого-то спасать, можно просто поиграть в прятки.

Изображения для этого и последующих занятий прилагаются.

_________________________________________

при подготовке занятия использовалась книга:

Е.А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика синтез, 2006 – 64 стр.

Занятие 2. Каляки-маляки Цель занятия: Учить ребенка правильно держать карандаш или фломастер; видеть в линиях и пересечениях предметы; формирование интереса к рисованию. Материал для занятия:

карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги любого размера (можно даже ватман).

Ход занятия:

Рисовать лучше всего там, где ребенок будет чувствовать себя удобно, раскрепощено. (Желательно дождаться того времени, когда ребенок сам скажет или даст знать, что он хочет рисовать).

— Посмотри, что это я приготовила? – правильно это бумага (листочек) и карандаши (фломастеры). — Что мы с тобой будем делать? – правильно мы будем рисовать.

Пусть ребенок рисует столько времени – сколько ему захочется, не останавливайте его. Когда Рисунок будет закончен спросите его, что он нарисовал. Если ребенок и сам не знает что это предложите ему несколько вариантов:

— Может быть это дождик капает? – давай дорисуем тучку (дорисуйте сами). — А может быть это домика? – давай дорисуем крышу. — А может быть это рыбка? – давай ей нарисуем глазки, хвостик и т.д.

Вот что может получиться:

* Цель таких занятий – научить малышей видеть в линиях и их пересечениях изображение. Такие занятия помогут ребенку перейти на другой этап рисования. Иначе, дети могут остановиться на уровне каракулей очень долго – их устраивает то, как они рисуют.

Занятие 3. Нарисованные истории

[ ]

01.05.2008, 17:44

Цель занятия:

Учить ребенка видеть изображение на бумаге. Формировать интерес к рисованию.
Материал для занятия:
карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги.

Ход занятия:

Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре. На этом занятии больше рисовать будете Вы, комментируя каждый этап рисования. Ребенок будет наблюдать и подсказывать. А если ему захочется, порисует вместе с Вами. Предложите ребенку порисовать, выберите вместе любой сюжет. Сюжет обязательно близкий ребенку, интересный ему. Ваш малыш может принимать участие, подсказывая Вам что нужно нарисовать, какой карандаш взять.

можно при рисовании использовать стихи, например, такие:

А вот четыре стороны — Квадрат нарисовали мы. Из квадратика сейчас Дом получится у нас.

Ну, какой же дом без крыши! Вот пониже, вот повыше. Если в доме есть камин, Башенка видна над ним.

Чтобы светлым был наш дом, Нарисуем окна в нем.

Дверь, дружочек, начерти — Можно в дом теперь войти. И конечно, непременно, Крепкие поставим стены.

Крышу нарисуй скорей, А потом — трубу на ней, Над трубою — дым столбом, Черепицей кроем дом.

Окна в доме нарисуем, Дверь красивую входную. На двери табличка вот, Чтобы знать, кто здесь живет.

Вот, почуяв ароматы, В кухне собрались ребята. Рисовать умеем ловко! Вот плита, а в ней — духовка.

На панели — ручки-кнопки, Сверху — круглые конфорки. Есть теперь на радость всем Плиты плоские совсем.

Есть на кухне вилки, ложки, Чайники, тарелки, плошки, Чашки, блюдца и ножи… Что забыли? Подскажи!

Дом за домом… Посмотрите — Город вырос на странице! Маргрет Реттих

***** Я рисую стены, крышу, окна, форточки, крыльцо… Мне кричат, а я не слышу, я рисую пруд-кольцо. Огород к воде поближе, рядом яблоневый сад… Мне кричат, а я не слышу, я рисую небеса. А потом в углу, повыше нарисую красный круг… Мне кричат, а я не слышу, я раскрашиваю луг. Мне кричат, а я не слышу. То есть слышу, но молчу. Я рисую то, что вижу, — отвлекаться не хочу !

Занятие 4. Палочки.

[ ]

20.05.2008, 21:02

Цель занятия:

Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямы вертикальные линии. Формировать интерес к рисованию.
Материал для занятия:
карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры разных цветов, лист бумаги. Различные палочки.

Ход занятия:

Лучше проводить занятие за детским столиком. Заранее приготовьте несколько различных палочек для показа ребенку. Это могут быть веточки, счетные палочки, палочки от чупсов, коктейльные трубочки.

— Посмотри что это? – Это палочки. — Смотри, какие они разные: длинные и короткие, толстые и тонкие. Но они все прямые, ровные. — Давай с тобой попробуем нарисовать палочку в воздухе

(возьмите руку ребенка и проведите в воздухе черту).
— А теперь давай нарисуем на листочке палочку. — Посмотри как я рисую.
Сначала вы нарисуйте на листе палочку, пусть ребенок посмотрит.
— А теперь ты возьми карандаш, который тебе нравится, и тоже нарисуй палочку.
(Чтобы ребенок учился рисовать правильно, нужно показать процесс рисования палочки, двигая его рукой).
— А теперь давай будем рисовать только короткие палочки. — А теперь длинные. — А теперь только синие (красные, желтые и т.д.)
Если ребенок не устал, предложите ему нарисовать линии, соединяя точки.

________________________________________

Занятие 5. Грибы.

[ ]

04.06.2008, 16:00

Цель занятия:

Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; не выходить за границу рисунка; формировать интерес к рисованию.
Материал для занятия:
карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры красного, оранжевого, коричневого цветов; игрушечный гриб или вырезанный из картона; лист бумаги: в нижней части листа нарисована прямая горизонтальная линия – это дорожка, выше на расстоянии5-7 см от неё полукружья или треугольники красного или коричнево цветов – это шляпки грибов. (см. рисунок)

Методы обучения:

Рисование вместе со взрослым; дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

Покажите ребенку грибок.

— Что это? Правильно, это гриб. Посмотри – это шляпка, а вот это ножка. — А теперь ты мне покажи: где у гриба шляпка? — А теперь покажи где ножка?

(помогите если ребенок затрудняется показать)
— Ножка прямая, как палочка.
(нарисуйте вместе с ребенком рукой в воздухе прямую линию) Покажите ребенку лист с заготовкой для рисунка, объясните, что это такое.
— Посмотри, на поляне на дорожке растут грибы. Это у грибов шляпки. — А где же ножки? – нет ножек! — Сейчас я дорисую грибочкам ножки — вот так! — А теперь ты попробуй дорисовать ножки грибочкам.
Дайте ребенку в руки карандаш (фломастер), помогите, если у ребенка не получается.
— Какой(ая) ты молодец! А теперь послушай стихотворение:
Шляпка и ножка, Ростом невысок, Рядом с дорожкой Вырос … (грибок)

_________________________________________

Занятие 6. Лопаточки.

[ ]

07.06.2008, 00:42

Цель занятия:

Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, её начало и конец; формировать интерес к рисованию.
Материал для занятия:
карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры; детская лопатка; лист бумаги: в нижней части листа нарисован ряд полукружий – это острие лопатки. Чтобы ребенку было легче определить, из какой точки следует начинать рисовать линии, обозначающую ручку лопатки можно нарисовать точки на небольшом расстоянии над полукружьями.

Методы обучения:

Дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

В начале занятия покажите ребенку лопату. — Посмотри, что я принесла. Что это такое? – Правильно это лопаточка. — Посмотри, у лопатки есть ручка, чтобы её удобно было держать. — А для чего нужна лопатка? – Правильно, что бы копать. — А что можно копать лопаткой? – Песочек, землю. — Давай с тобой нарисуем лопатку.

Нарисуйте на чистом листе полукруг. — Посмотри, что это я нарисовала? – Это лопаточка. — Как ты думаешь, ей удобно будет копать? – Конечно, нет. — У лопаточки чего-то не хватает. Как ты думаешь чего? – Конечно, ручки. — Посмотри, я сейчас дорисую ручку. Ручка прямая, как палочка. — Ну, вот теперь получилась настоящая лопатка. — А теперь ты попробуй нарисовать ручки лопаточкам.

Дайте ребенку заготовку. Помогите, если у малыша не получается. Можно рисовать лопатки и ручки к ним одного цвета, а можно разноцветные. В процессе рисования проговаривайте названия цветов.

Почитайте стихотворение- загадку:

Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать горку, строить дом. (Лопата)

_________________________________________

Занятие 7. Цветы.

[ ]

07.06.2008, 01:06

Цель занятия:

Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; не выходить за границы ограничительной линии – «травки»; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия:

карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры зеленого цвета; цветок на стебле; лист бумаги: в нижней части листа нарисована линия зеленого цвета – это полянка, выше на расстоянии 5-6 см цветы, расположенные в ряд.

Методы обучения:

Дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре. Покажите малышу цветок на стебле.

— Посмотри, какой красивый цветочек. Это у цветочка головка, а это стебель [/b](сопровождайте рассказ показом).

На чистом листе нарисуйте линию зеленого цвета.

— Посмотри, это полянка.

Выше нарисуйте несколько цветочков.

— Вот у цветов головки, а где же стебли? Стебельки надо нарисовать – вот так.

(Покажите ребенку, как надо нарисовать стебельки.)

Дайте малышу лист — заготовку.

— Посмотри, здесь целая поляна цветов. Только у них нет стебельков. Давай посадим цветочки на полянку – нарисуем им стебельки.

Почитайте стихи:

Мои цветы.

Зеленеют рощи, Зелено кругом, Зеленет клумба Под моим окном.

Сколько тут цветочков Желтых, голубых! Это я любовно Вырастила их.

Посадила в землю За цветком цветок. Летом поливала Каждый лепесток.

Для меня на свете Нет цветов милей. Даже солнце в небе Светит веселей.

_________________________________________

Занятие 8. Нитки для шариков.

[ ]

28.06.2008, 18:05

Цель занятия:

Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; регулировать длину линии, не выходить за границы листа бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия:

карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры разного цвета; воздушный шарик с привязанной к нему ниткой, лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисован ряд окружностей одного или нескольких цветов. Для первого занятия лучше предложить заготовку с «хвостиками» у шариков. (У нас Полине нравится именно с хвостиками шарики). А на повторных занятиях «хвостики» можно не рисовать.

Методы обучения:

Дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике. Покажите малышу воздушный шар.

— Посмотри, что это? – Правильно это воздушный шарик. — А тебе нравится играть с шариками? — А что это у шарика (покажите на нитку)? – Правильно это ниточка. — А зачем шарику нужна ниточка? Чтобы он не улетел. — Подержи шарик за ниточку. Очень удобно держать шарик за ниточку.

Нарисуйте на листе бумаги ряд кругов – шариков. Это шарики, а чтобы шарики не улетели нарисуем им ниточки – вот так.

Дайте малышу лист с заготовкой и фломастеры. — У тебя на листочке тоже нарисованы шарики. Ой, они сейчас улетят, у них нет ниточек. Нарисуй ниточки шарикам.


_________________________________________

Занятие 9. Травка.

[ ]

28.06.2008, 18:08

Цель занятия:

Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки—прямые вертикальные ли¬нии; контролировать длину линии, ее начало и конец; фор¬мировать интерес к рисованию.

Материал для занятия:

Карандаши или фломастеры зеленого цвета; лист бумаги для рисования формата с заготовкой: в нижней части листа нарисована горизонтальная линия коричневого цвета — это поляна, а в верх¬ней части листа желтое солнце.
Методы обучения:
Дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике. Нарисуйте на листе бумаги желтое солнце.

— Посмотри, у меня на картинке светит солнышко, оно пригревает, землю согревает.

Затем нарисуйте внизу горизонтальную прямую линию коричневого цвета.

— А это полянка.

Теперь рисуйте вертикальные линии зеленого цвета – траву.

— А вот на полянке выросла зеленая трава.

Дайте малышу лист с заготовкой и зеленый карандаш или фломастер.

— Посмотри, у тебя на картинке тоже светит солнышко. Нарисуй зеленую травку.

* Все работы ребенка можно вывешивать на стену, детям очень это нравится.

Занятие 10. Дождик.

[ ]

24.07.2008, 16:42

Цель занятия:

Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки — прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия:

Карандаши или фломастеры синего или голубого цвета; лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисована туча синего цвета, а внизу — горизонтальная линия — «земля», чтобы, рисуя дождик, дети не выходили за нижние границы листа бумаги.

Методы обучения

: Дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

Перед началом занятия прочитайте малышу стихотворение.

— Послушай стихотворение:

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, воду лей. На цветочек, на листок. Кап, кап, кап! На дорожку, на лужок, Кап, кап, кап! Тучка в небе синяя – Капай, дождик сильный! Кап, кап, кап…

— Про что это стихотворение? Правильно про дождик.

Нарисуйте на листе бумаги тучу синего цета.

— Догадался, что это такое? Правильно, это тучка.

Затем начинайте рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словами: «Вот пошел дождик: кап, кап, кап!»

Дайте малышу лист с заготовкой и карандаш или фломастер.

— Посмотри, у тебя на картинке тоже нарисована тучка. Нарисуй дождик!

Пока ребенок рисует можно рассказать ему небольшое фольклорное стихотворение:

Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай Сколько хочешь поливай!

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждайте ребенка озвучивать рисунок «кап, кап, кап». Можно нарисовать на земле лужи.

* Все работы ребенка можно вывешивать на стену, детям очень это нравится.

Занятие 11. Дорожки.

[ ]

24.07.2008, 16:57

Цель занятия:

Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать «дорожки» — прямые горизонтальные линии; развивать зрительное восприятие пространства; фор¬мировать интерес к рисованию.

Материал для занятия:

Карандаши или фломастеры черного (или се¬рого); маленькая игрушечная ма¬шинка; листы бумаги для рисования с заготов¬кой: в левой верхней части листа нарисована машина (на следующем занятии можно нарисо¬вать идущего человечка).

Методы обучения:

Рисование в воздухе; рисование вместе со взрослым; дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

На занятии обыграйте ситуацию с машиной: нарисуйте на листе бумаги дорогу для нее (две прямые параллельные ли¬нии на расстоянии 6—8 см), покатайте по нарисованной до¬рожке игрушечную машинку. Предложите малышу покатать машинку, не заезжая за края дорожки.

— Машинка едет — би-би! Вот какая у нас дорога, теперь машинка едет по дороге.

Предложите ребенку провести пальчиком вдоль «дороги», нарисовать «дорогу» в воздухе. Затем нарисуйте горизонтальные линии – «дорогу» — на листе бумаги.

Дайте малышу лист с заготовкой и фломастеры.

— Посмотри, у тебя на картинке нарисована машина. Нарисуй прямую дорожку! Поехали машины по дорожкам. Нарисуй еще дорожки!

* Все работы ребенка можно вывешивать на стену, детям очень это нравится.

Занятие 12. Круги.

[ ]

31.08.2008, 18:10

Цель:

Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги, располагать их равномерно на листе бумаги; формировать интерес к рисованию.
Материалы:
Карандаши или фломастеры разных цветов; чистые листы бумаги.

Методы обучения:

Рисование в воздухе; рисование вместе со взрослым.

Ход занятия:

В начале занятия объясните ребенку, что они будут учиться рисовать круги. Сначала нарисуйте в воздухе указательным пальцем большой круг и попросите малыша отгадать, что вы нарисовали, и повторить за вами движение. Затем нарисуйте в воздухе маленький кружок.

— Отгадай, что я нарисовала в воздухе? (Большой круг.) А теперь ты нарисуй в воздухе большой круг, как сделала я. Молодец! — А теперь что я нарисовала? Да, маленький кружок. Нарисуй в воздухе маленький кружок. А теперь будем учиться рисовать кружочки на бумаге.

Покажите ребенку, как нужно рисовать круги – рисуйте на мольберте или на листе бумаги. Обратите внимание малыша на то, что круги могут быть большие и маленькие, используйте разные цвета. Можно предложить обвести пальчиком по внешнему краю тарелку, по внутреннему краю обруч.

Дайте ребенку лист бумаги и предложите выбрать один карандаш или фломастер. Покажите малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите ребенку рисовать круги самостоятельно.

Для закрепления навыка предложите ребенку выполнить это задание несколько раз. А чтобы малышу было интересно, разнообразьте задания: попросите нарисовать большие, средние, маленькие круги, только красные или только синие, или разноцветные. _________________________________________

Занятие 13. Мячи.

[ ]

03.09.2008, 17:01

Цель:

Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги разного диаметра, располагать их равномерно на листе бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материал:

Карандаши или фломастеры разных цветов; чистый лист бумаги для рисования; игрушечные мячи разного размера.

Метод обучения:

Совместное рисование.

Ход занятия

Начните занятие с чтения стихотворения. — Послушай стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой!

Затем покажите малышу игрушечные мячи. Обратите внимание на то, что мячи могут быть разного размера и цвета. — Посмотри, какие у меня мячи. Этот большой, а этот какой? Правильно, маленький. Этот мяч красного цвета. А какого цвета этот мяч? — Давай нарисуем мячи.

Дайте ребенку лист бумаги и карандаши или фломастеры разных цветов. — Давай нарисуем много мячей, чтобы было весело играть!

Напомните малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите ребенку рисовать мячи самостоятельно.

Занятие 14. Шарики.

[ ]

25.10.2008, 17:01

Цель:

Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги; формировать интерес к рисованию.

Материал:

Карандаши или фломастеры разных цветов; чистый лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка: нитки для шариков; воздушный шарик.

Метод обучения:

Дорисовывание деталей.

Ход занятия

Начните занятие с загадки (можно загадать одну или две загадки):

— Отгадай загадку:

Твой хвостик Я в руке держал, Ты полетел – Я побежал. (Шар воздушный)

Сегодня всё ликует! В руках у детворы. От радости танцуют Воздушные … (Шары) — У нас с тобой тоже есть воздушный шарик. Вот он! Давай поиграем с ним. Я буду подбрасывать его, а ты лови.

После того как малыш наиграется, предложите ему сесть за стол.

— А теперь давай нарисуем много разноцветных шариков на ниточках. Вот посмотри, на листочке уже есть ниточки, а тебе нужно к каждой ниточке нарисовать шарик.

Напомните малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В даль¬нейшем предложите ребенку рисовать мячи самостоятельно. _________________________________________

Занятие 15. Яблоки.

[ ]

25.10.2008, 17:28

Цель:

Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать небольшие по размеру круги; располагать круги равномерно, не выходить за границу контура; формировать интерес к ри­сованию.

Материал:

Карандаши или фломастеры красного, желтого и зеленого цветов; яблоко; лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка: контур дерева.

Метод обучения

: Дорисовывание деталей.

Ход занятия

В начале занятия спрячьте яблоко в коробку.

Начните занятие с загадки

— Посмотри какая у меня есть коробочка. Тебе интересно, что в ней лежит? Тогда отгадай загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

— Конечно, правильно это яблоко! А еще послушай стихотворение:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю. (Я. Аким)

— А теперь откроем нашу коробочку и посмотрим, что там лежит.

Если у ребенка есть желание можно ему дать покушать яблоко.

Поговорите с малышом о том, где растут яблоки. Намните, что яблоко это фрукт. Вспомните, какого цвета бывают яблоки. Какие они на вкус.

Предложите ребенку лист бумаги с заготовкой и фломастеры.

— Посмотри что это у тебя нарисовано на листочке?

— Правильно, это дерево. А ты знаешь, как оно называется? Оно называется яблоня. А что растет на яблоне?

— Ну, конечно яблоки. Только вот на нашей яблоне почему-то нет яблок. Давай нарисуем?

— На нашей яблоне будет много яблок. Какого цвета ты хочешь нарисовать яблоки?

— Яблоки висят на ветках, а некоторые уже упали на землю.

Как научить ребенка правильно держать карандаш?

Правильный, трехпальцевый хват нужно формировать постепенно. И начать можно задолго до того, как малыш начнет рисовать карандашом.

Сначала ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами. Этот навык формируется примерно в 9-10 месяцев. Помогут развить его специальные игры.

  • С сыпучими предметами — мозаикой, маленькими камешками, пуговицами, бусами. Их можно просто перебирать, а можно раскладывать двумя пальчиками по емкостям.
  • С прищепками. Вырежьте из картона различные фигуры (например, елку, ежика, солнце и т.д.) и предложите малышу прицепить на них прищепки. Прищепки можно также цеплять на ободок ведра, друг на друга и, конечно, на одежду и веревку.
  • С пинцетом. Научите ребенка перекладывать пинцетом из одной емкости в другую маленькие игрушки, кусочки поролона, макароны.

Когда маленькие пальчики с легкостью будут проделывать эти манипуляции, начинайте формировать трехпальцевый хват. Для этого воспользуйтесь следующими советами:

  • Регулярно правильно вкладывайте карандаш в пальчики. Но не делайте это слишком назойливо, иначе малышу станет неинтересно рисовать.
  • Если дать маленький кусочек карандаша или мела, то ребенок просто не сможет удержать его кулачком и возьмет его именно так, как нужно держать карандаш или ручку — тремя пальцами.
  • Купите специальную треугольную резиновую насадку для карандашей и кисточек или толстые карандаши с треугольным сечением. Круглые карандаши малышам держать тяжело.
  • После 3 лет можно показать крохе следующий прием. Поставьте карандаш острием вниз на стол, держите его левой рукой. Три пальчика правой руки сложите в щепотку и поставьте их на верхнюю часть карандаша. Теперь медленно спускайте щепотку вниз по карандашу. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно примут правильное положение.

Выбираем карандаши и фломастеры

Итак, короткие и трехгранные карандаши научат малыша правильно их держать.

Кроме того, первые карандаши для рисования должны быть очень мягкими, чтобы без сильного нажима оставлять след на бумаге. Это могут быть восковые и пластиковые карандаши, карандаши на водной основе. Они легко затачиваются обычными точилками, оставляют мягкие и ровные штрихи, рисунки получаются насыщенные и яркие. Такие карандаши не пачкают рук, легко отстирываются от одежды, не имеют запаха.

И конечно, ваш малыш без труда сможет рисовать фломастерами. Сейчас в продаже есть безвредные фломастеры с чернилами, основанными на пищевых красителях. Также продаются фломастеры, которые легко смываются с рук и с одежды.

С чего начинать рисование?

Сначала покажите крохе, как нужно правильно пользоваться новым предметом. Нарисуйте что-то несложное и понятное малышу — линии, простые фигурки, домик, тучку, солнце. После этого дайте карандаш ребенку и обязательно похвалите его, если он нарисует хоть пару штрихов или точек.

Возьмите ручку малыша в свою руку и медленно рисуйте вместе с ним сначала прямые и волнистые линии, круги, овалы, затем постепенно усложняйте изображение. Так вы поможете ребенку быстрее освоить основные движения, задействуете его мышечную память.

Занятие получится интересным и познавательным, если вы будете читать стихи или петь песенку и одновременно рисовать то, о чем говорите или поете. Чем больше песен, стихов, сказок, прибауток вы знаете, тем легче будет вам придумать сюжет рисунка.

Не забудьте про сказки Сутеева «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Капризная кошка». Эти увлекательные сказки в картинках любят все малыши без исключения. К тому же в них по шагам показано, как рисовать, например, кошку.

Самое важное правило рисования с малышом!

Имейте достаточно терпения и не раздражайтесь во время занятий рисованием со своим двухлетним крохой! Пусть даже он, изъявив желание порисовать, заставил вас открутить 8 крышечек от гуаши, а потом через минуту переключился на другое занятие. Просто закройте баночки и уберите до следующего раза, но ни в коем случает не упрекайте ребенка и не заставляйте его рисовать через силу. Поверьте, только в этом случае от занятий будет реальная польза!

Добавляйте свои способы рисования в комментариях. Давайте поможем нашим детишкам вырасти умными и с развитым художественным вкусом!

Если вам интересно узнать другие способы развития мелкой моторики, то здесь можете почитать про игры с крупой.

Хочу показать наши рисунки в яслях. Их немного (так как адаптация к садику проходила с «частыми соплями»), но видно, что предлагают малышам в детском саду. Кому интересно, посмотрите примеры рисования в яслях.

Учим рисовать линии

Чтобы малыш смог нарисовать то, что задумал, ему просто необходимо научиться выводить карандашом самые разные линии — прямые, волнистые, замыкать их в круг, овал и т.д. И если нам, взрослым, ничего не стоит прочертить карандашом любую линию, то для малыша это настоящий труд. Ребенок еще не научился контролировать движения руки и ему еще сложно управляться с письменными принадлежностями.

Поэтому один из первых приемов, которому вы можете научить юного художника, — это рисовать линии. Для этого предложите ему поиграть в следующие игры.

«Соединялки». Эта игра не только дает возможность потренироваться в выведении на бумаге прямых линий, но и развивает логическое мышление. Подготовиться к ней надо заранее. Нарисуйте или наклейте на лист бумаги изображения и предложите ребенку соединить их линиями, следуя определенной логике. Можно дать малышу такие задания:

  • Соедини линиями одинаковые бабочки (машинки, цветы, ягоды…).
  • Соедини линиями печенье такой же формы.
  • Соедини линиями фрукты с тарелкой.
  • Соедини предметы одинакового цвета.

Постепенно можно усложнять задания.

«Дорисуй картинку». Предложите ребенку дорисовать недостающие детали. Пусть сначала это будут просто прямые линии, например:

  • ножки грибов;
  • ручки зонтиков;
  • стволы деревьев;
  • лучи солнца и т.д.

Пусть малыш соединит головки цветов с вазой, шарики с рукой человечка.

Нарисуйте тучку и вместе с ребенком дождик. Нарисуйте землю, а малыш пусть нарисует траву.

Трафареты. Научите малыша рисовать с помощью трафарета. Сейчас в магазинах представлен широкий выбор трафаретов на разные темы — животные, овощи, фрукты, морские обитатели и т.д. В качестве трафаретов можно также использовать грани кубика-сортера.

Это занятие тренирует мышечную память. Обводя трафареты, малыш учится рисовать замкнутые линии и фигуры.

«Обведи предмет». Положите на лист бумаги стаканчики, кубики, рамки и вкладыши и обведите цветным карандашом. Затем совместите с нарисованной на бумаге фигурой соответствующий предмет. Эта игра учит обводить плоские фигуры, а также соотносить плоскостное изображение и его контур.

И конечно, не забывайте обводить ручки малыша — это занятие доставляет большую радость маленьким художникам.

«Дорожки». Нарисуйте на бумаге дорожки — две параллельные линии. Предложите малышу сначала обвести их пальчиком, а затем провести по ним карандашом.

Пальчиком нужно обводить, чтобы малыш понял задание. Это также развивает мышечную память. Если помните, в школе ученики сначала пишут буквы и цифры рукой в воздухе и только после этого — в тетради.

Чтобы крохе было интересно, придумайте сюжет. Например, в начале дорожки нарисуйте божью коровку, а в конце — домик. А теперь вместе с ребенком помогите божьей коровке дойти до домика. Так же можно помочь грузовику доехать до гаража, кораблю — доплыть до острова, а бабочке — долететь до цветка.

Что и как рисовать с ребенком в 2-3 года?

Двухлетний малыш способен повторять простые визуальные формы: линии, точки, круги, треугольники, многоугольники. Если вы изучаете алфавит, то и буквы (этой теме будет посвящен отдельный материал).

В этом возрасте дети уже понимают, что можно изобразить на бумаге окружающий мир. Часто просят взрослых нарисовать что-то конкретное, начинают предпринимать попытки это сделать самостоятельно.

От автора: дочка еще не умела говорить, но провела волнистую прямую и сказала «ш-ш-ш», что обозначает «змея».

— Ребенок может закрашивать нарисованные взрослым формы. Закрашивание (штрихование) — хороший способ быстрее овладеть инструментом и развить зрительно-моторную координацию рук. И пусть сначала штриховка «вылазит» за границы, со временем у малыша будет получаться все лучше и лучше.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно придумывать игры и сюжеты. Нарисуйте мышку и кошку. «Ой, кошка сейчас поймает мышку! Давай поможем ей спрятаться!»

Проведение линий. Играть в дорожки-проводилки тоже очень интересно. Нарисуйте у одного края листа животных, у другого — еду, которую они едят. Например: мышь, белка, заяц и сыр, орех, морковка. Предложите нарисовать дорожки, по которым каждый зверек сможет дойти до своего обеда.

Рисование точек. Дождик, зернышки для курочки, песок на пляже, семечки в спелом арбузе — эти и другие сюжеты можно обыграть, чтобы научить ребенка ставить точки. Параллельно обращайте внимание на нажим, рассказывайте малышу, какой будет результат, если нажимать на карандаш сильнее/слабее.

Штампирование. В магазинах FixPrice или в канцелярских отделах можно купить простые штампики с фигурками животных, листиками, каплями. Научите малыша ими пользоваться, а потом «нарисуйте» свою историю. Кроме отпечатков история может «содержать» в себе персонажи-наклейки.

Можно сделать штампы самостоятельно. Вырежьте из фасовочной подложки ПВХ фигурку (на таких подложках продают в магазинах зелень, расфасованные кондитерские изделия). Наклейте на кусочек пенопласта, используя горячий клей-пистолет. Пенопласт должен быть такой формы и размера, чтобы ребенку удобно было его держать. Пропитайте губку окрашенной водой или чернилами, чтобы окрашивать штамп.

Использование стирательной резинки. Покажите, как пользоваться ластиком. «Вот дорожка (рисуете простым карандашом). Пришла зима, подул сильный ветер, он замел дорожку снегом и ее не стало видно». Можно придумать и другие истории.

Еще одно замечательное упражнение на стирание: рисуете мелом на грифельной доске, даете сыну/дочке кисточку и стаканчик с водой. Задача — стереть нарисованные линии мокрой кисточкой. Если подобное кажется пока сложноватым, то уж стирание обычной тряпкой подойдет обязательно!

Рисование по трафарету, обведение фигур. Сам ребенок сможет рисовать по трафарету уже ближе к 3 годам и старше. Но в 2 начать знакомить его с этим способом изображения предметов — ничуть не рано! Начните обводить ручки, ножки… может, малыш полностью ляжет на ватман и вы его обведете — это так увлекательно! Показывайте, как обводить трафареты снаружи и внутри (сами вырежьте фигуры из плотного картона, края можно обклеить скотчем, чтобы прослужили дольше).

Альтернативный способ работы с трафаретом — использование валика. Обмакните валик (небольшого размера) в краску и проведите по поверхности бумаги внутри трафарета. Пусть малыш повторит. Не беда, что сильно будет выезжать за границы, рисунок все равно получится хороший.

Самое главное — не ограничивайтесь приведенными уроками! Применяйте фантазию, играйте с малышом, помогайте развиваться его чувству прекрасного и переносить задуманное на бумагу. Вот еще несколько способов порисовать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]