Организация прогулок и походов за пределы дошкольного учреждения в летнее время


Ход занятия в детском саду

Ведущий:

— Сегодня мы с вами отправляемся в поход. Много нас открытий ждёт. А поход наш не простой, Слёт туристов — вот какой! С вами мы сейчас не дети, Взрослые туристы мы. Справимся со всем отважно, Всё преодолеем на пути. Наш туристический поход Нам здоровье принесёт.

В поход пойдут команды:

  • «Молния»,
  • «Тигрята»,
  • «Солнышко»,
  • «Туристы»,
  • «Жуки».

Команды проводят приветствие речевками.

Команда «Жуки»:

— Мы подвижные жуки: Две ноги и две руки. Мы на месте не сидим — Тут и там мы победим!

Команда «Солнышко»:

— Солнце светит Ярко-ярко! Нам от солнца Жарко-жарко! Солнышко, сильнее грей. Воду в речке нам согрей! Солнце, воздух и вода С ними здорово всегда!

Команда «Тигрята»:

— Раз, два! Три, четыре! Три, четыре! Раз, два! Эй, ребята, шире шаг! Нет, наверно, в целом мире Веселей, дружней ребят! Не грустят в семействе нашем! Мы поем, рисуем, пляшем!

Команда «Туристы»:

— Кто шагает с рюкзаком? — Мы, туристы! — Кто со скукой не знаком? — Мы, туристы! — Наш девиз: «Всегда вперед!»

Команда «Молния»:

— Эй, ребята, тверже шаг! Что турист берет в дорогу? — Песню, ложку и рюкзак! Кто отстал? Не отставай! Кто устал? Не унывай! Будь здоров! Всегда здоров! Наши лучшие друзья! Солнце, воздух и вода. Солнце, воздух и вода — Наши лучшие друзья!

Ведущий: – Прежде чем соревноваться, надо обязательно размяться.

Проводится разминка «Солнышко лучистое».

Ведущий: — Молодцы! Тренировку провели вы очень ловко. К походу готовы?!

Дети: — Готовы!

Ведущий: — Молодцы. Отправляемся в поход. Каждая команда пойдет по своему маршруту.

Капитаны команд получают маршрутный лист. Начинается путешествие по станциям.

Непривычная обстановка

Игры в новой обстановке

Дети, особенно малыши, чувствительны к обстановке. Некоторые тревожно спят в незнакомом месте, другие больше капризничают днем. Успокоить малыша поможет следующее:

  • Меньше переживайте сами: малыш считывает состояние родителей.
  • К походу с палаткой с детьми готовьтесь заранее. Позвольте играть в палатке дома. Сходите на ночевку в ближайший лес.
  • Для ночного сна важно правильно выбрать спальник: это не только одеяло, но и домик для малыша.
  • Если ребенок боится темноты, в походе с ночевкой разбивайте лагерь пораньше. В палатке с уютным фонариком ночь не страшна.
  • Любимая игрушка дарит ощущение дома и снижает тревожность.
  • Рассказывайте о предстоящем походе. Делайте акцент на радостных событиях: чем будете заниматься и что увидите нового.
  • Увеличивайте срок и сложность путешествия постепенно.
  • Детям-интровертам жизнь среди незнакомых людей дается непросто. Начните с путешествия в небольшой компании. В групповых походах уделяйте малышам больше внимания и ставьте палатку в укромном уголке,чтобы у детишек было личное пространство. Возможно, вам больше подойдет проживание в домиках, как, например, в семейной Турции.

Станция УГОЛОК ТУРИСТА

Навстречу выходит Лиса.

Лиса:

— Я хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! И зовут меня Лиса!

Ведущий: — Здравствуй, Лиса!

Лиса: — Здравствуйте, туристы. А вы знаете, какие вещи нужно взять в поход?

Дети: — Да!

Лиса: — Сейчас проверим. Давайте соберем в рюкзак все самое необходимое. Главное правило туриста — в поход нужно брать не то, что может пригодиться, а только то, без чего нельзя обойтись.

Команды приглашаются на старт.

Проводится игра «Что в походе пригодится?».

Для детей младшего дошкольного возраста:

Ребенок берет необходимый предмет, бежит по прямой два метра и кладет предмет в рюкзак, обратно возвращается бегом.

Для детей старшего дошкольного возраста:

Выбирают двух участников. Перед ними лежат предметы, необходимые для похода, и совершенно ненужные (консервы, кружки, ложки, сок, игрушки). По команде Лисы дети собирают в рюкзак только необходимые для похода предметы.

Проводится эстафета «Кто быстрее?».

Дети стоят в колоннах за линией старта. У старта лежит обруч с предметами, которые необходимы в походе — консервы, кружки, ложки, сок. Ребенок берет необходимый предмет, обегает три ограничителя «змейкой», расположенные на расстоянии двух метров, и кладет предмет в рюкзак, обратно возвращается бегом.

Лиса: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.

Как обеспечить правильное питание в походе?

Овощной салатик на привале

Что брать в поход, чтобы было вкусно и полезно? Ничего необычного: крупы, консервы и сухофрукты.

Овощи и молочные продукты покупаем в цивилизации. Фрукты и ягоды находим на маршруте. Запасаем сублиматы: они легко готовятся в электросушилке из моркови, томатов, кабачков. Посмотрите нашу статью про походное питание — в ней меню для коротких и долгих путешествий.

Станция МЫ ЗДОРОВЬЮ СКАЖЕМ «ДА!»

Доктор Пилюлькин: — Дети, здравствуйте! Я знаю, что вы хотите быть самыми здоровыми на свете. Для вас я приготовил задания и игру. За правильное выполнение каждого задания я вам даю листочек. У какой команды их будет больше, та и победит.

Задания от Доктора Пилюлькина.

Доктор задает детям вопросы:

  • Что такое здоровье? — Сила, ум, красота, счастье.
  • Что надо делать, чтобы быть здоровым? — Закаляться, выполнять режим дня, гулять на свежем воздухе, правильно питаться, проветривать помещение.
  • Как надо помогать здоровью? — Беречь зрение и не сидеть долго у телевизора, компьютера, следить за осанкой, осторожно переходить улицу.
  • Какие грибы съедобные, а какие нет? (На столе перед Доктором Пилюлькиным лежат карточки, на которых изображены грибы. На одну доску дети должны прикрепить магнитом съедобные грибы, на другую — несъедобные).

Доктор Пилюлькин: — Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Самый ловкий».

Проводится игра «Самый ловкий».

По кругу разложены грибы. Их на несколько штук меньше, чем участников. По сигналу дети начинают движение по кругу, по второму сигналу — быстро берут один гриб. Кто не успел взять гриб, выходит из игры. Ведущий убирает постепенно несколько грибов. Игра продолжается, пока не останется несколько участников — самых ловких.

Доктор Пилюлькин: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.

Как подготовиться к походу с ребенком?

Малыши подготовились отлично!

Помните: вы идете в поход за хорошим настроением. Создавайте его заранее и не теряйте в пути.

Продумайте логистику и маршрут. Если они были разработаны заранее, освежите информацию. Идете с группой — уточните, нет ли изменений.

Напишите список снаряжения — учтите чужой опыт и решите сами, что взять для комфортного отдыха. Учтите прогноз погоды. Возьмите любимую игрушку, но не переусердствуйте с развлечениями: на природе их хватает. Подумайте, какие игры устроить в походе.

Расскажите ребенку о предстоящем событии — пояснения полезны даже младенцу.

Отдохните накануне выезда: впереди насыщенные дни. Удачи!

Станция ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

Баба-Яга: — Что за шум? Что за гам? Вы кто такие, и откуда вы пришли? А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес засоряют!

Воспитатель: — Мы не всякие, мы туристы!

Баба-Яга: — Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите, что натворили! А какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего сто лет! Ах! Какой был воздух! Аромат! А теперь? Та бумажка пролежит три года, а может быть и больше, пока природа переварит её. А эта пластиковая бутылка и через пятнадцать, а то и через двадцать лет не исчезнет. Что смотрите? Уходите, сказано не пущу!

Воспитатель: — Уважаемая Баба-Яга, наши ребята знают, как нужно себя вести в лесу.

Баба-Яга: — А это мы сейчас проверим.

Экологические знаки.

Баба-Яга проверят знание детей экологических знаков:

  • Не топчи цветы, траву.
  • Тщательно туши костёр, уходя с места отдыха.
  • Не кричи, не включай громкую музыку.
  • Не рви паутинки.
  • Не ломай ветки деревьев.
  • Не разоряй гнёзда птиц.

Баба-Яга: — А ну-ка скажите, куда девать мусор после себя?

Проводится конкурс «Кто быстрее соберет мусор».

Дети надевают перчатки, берут мусорные пакеты и по сигналу быстро складывают в них мусор.

Баба-Яга:

— Я скажу вам от души — Все ребята хороши! Очистили мне полянку.

— Посмотрите на этот костер. Правильно ли его подготовили предыдущие дети? Чего не хватает?

Проводится конкурс «Обложи костер камнями».

Баба-Яга: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.

Как организовать гигиену малыша в походе?

Купание малыша в тазике на природе. Источник: zen.yandex.ru

  • туалет;
  • стирка одежды;
  • душ.

Туалет

Основной вопрос в детском походе — туалет у малышей до года. Брать одноразовые подгузники из расчета 5-7 штук в день — это дополнительный груз и ответственность за их утилизацию. В походе нет урн, весь мусор вам придется нести до ближайшего поселка.

Многоразовые подгузники с тряпочными вкладышами более экологичны: в них кожа малыша дышит и они легко стираются на стоянке.

Если приучите малыша к высаживанию, расход подгузников и стирка заметно сократятся. В первые месяцы над привычкой придется потрудиться, зато дальше будет легче.

Стирка одежды

Стирка. Источник: brusnika.travel

Детская одежда весит мало — на пару дней можно взять запас и не стирать вовсе. Одевайте ребенка многослойно: если испачкается верх, низ послужит до конца дня. В межсезонье сбережет штанишки непромокаемый комбинезон.

В многодневном походе без стирки не обойтись. Берите быстросохнущие вещи. Стирайте мылом: оно экологичнее и требует меньше воды. Простой способ походной стирки — положить белье в полиэтиленовый пакет с мыльным раствором и оставить на солнце на полчасика, затем потрясти и выполоскать. Цветные вещи укройте от солнца.

Душ

Чистый ребенок — довольная мама. Не каждый малыш полезет купаться в прохладную речку — на этот случай пригодится большой черный пакет для нагрева воды на солнце. Чуть больше весит покупная альтернатива — походный душ объемом от 10 литров.

Станция ВЕСЕЛАЯ ТРОПИНКА

Для детей младшего дошкольного возраста:

Дети идут парами по тропинке. По сигналу «дерево» останавливаются, держась за руки поднимают их вверх и слегка отходят друг от друга, образуя туннель. Последняя пара в колонне пробегает под поднятыми руками детей и встаёт впереди колонны.

Такое задание выполняет каждая пара. Когда все пары пробегут и встанут на свои места, ходьба продолжается.

Для детей старшего дошкольного возраста:

Задание для детей не отличается от группы детей младшего дошкольного возраста. Добавляется только сигнал «кочка». По сигналу «кочка» дети останавливаются. Держась за руки, отходят друг от друга на вытянутые руки и присаживаются на корточки, делая кочку. Последняя пара перешагивает через все кочки, присаживаясь впереди колонны, делает такую же кочку. То же самое выполняют все пары друг за другом.

Игра заканчивается, как только первая пара возвращается вперёд на своё место.

Не забирайтесь высоко в горы

Дети, как и взрослые, на высоте больше 2500 метров могут страдать от горной болезни. Слабость, одышка, головная боль, тошнота, учащенный пульс — это симптомы, что организм еще не адаптировался к высокогорью. Если не обращать внимания и продолжать подниматься, последствия могут быть очень серьезными.

Что делать, чтобы ни вы, ни дети не пострадали от горной болезни? Проще всего — выбирать маршруты на небольших высотах. Подъем до 2500 метров вы, скорее всего, даже не почувствуете. Исключите из ближайших планов Гималаи и Эльбрус, вместо них поезжайте в Хибины или на Таганай — и проблем с высотой не будет. Если хотите забраться выше 2500 метров, следуйте правилам акклиматизации. Чтобы понять, нет ли горной болезни у ребенка, используйте метод CLSS.

На всякий случай: Как выбрать хорошую медицинскую страховку для путешествия

Станция ТУРИСТИЧЕСКАЯ

Лесовичок: — Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне пешком. А знаете ли вы, на чем еще можно путешествовать? Какие виды туризма существуют?

Дети: — Водный, конный, лыжный, автомобильный.

Лесовичок: — Правильно! Только во время путешествий вас могут подстерегать опасности, а вы должны знать, как можно помочь себе и другим.

Лесовичок задает командам вопросы. За каждый правильный ответ команда награждается листочком.

Задания на знание правил поведения в лесу:

  • Если ты в лесу поцарапался, а йода или зеленки с собой нет, то чем ты можешь смазать царапину?
  • Если тебя укусила оса, что ты будешь делать? — Нужно вытащить жало, смазать место укуса мылом.
  • Если ты сильно разбил коленку, что ты будешь делать? — Нужно промыть рану, обработать ее, перевязать бинтом.
  • Если ты обнаружил на своем теле клеща, что ты будешь делать? — Нужно сообщить взрослому, смазать кожу маслом и, когда клещ начнет выбираться из-под кожи, нужно его аккуратно вытащить иголкой, обратиться к врачу.

Собираясь в лес на природу помни о правилах безопасности:

  1. Надевай одежду, которая плотно облегает твое тело.
  2. Кофта должна быть обязательно заправлена в брюки, на голове косынка, капюшон, кепка.
  3. Вернувшись из леса, сразу осмотри свое тело. Лучше всего видно присосавшегося клеща на солнце. Обнаружив на своем теле клеща, немедленно сообщи об этом взрослому — сам ты не справишься с этой проблемой.
  • Если ты загнал под кожу занозу, что ты будешь делать? — Нужно сообщить взрослом, обработать иголку спиртом и вытащить занозу иголкой.
  • Что делать, если ты ударился головой и набил шишкой? — Нужно приложить что-нибудь холодное: холодную ложку, платок, смоченный в холодной воде, мокрую газету.
  • Что делать, если тебя покусали комары? — Нужно укусы смазать рапой — соленой водой. Это поможет уменьшить зуд.
  • Что делать, если в лесу ты встретил дикого зверя? — Нельзя убегать. Лучше всего замереть, тогда зверь пойдет своей дорогой. Если зверь собрался на тебя напасть, позови на помощь взрослого, забирайся на дерево.

Лесовичок: — Я хочу сегодня предложить покататься на лошадях. Как будет называться этот вид туризма?

Проводится эстафета «Конный туризм».

Дети скачут прямым галопом наперегонки парами до ориентира и обратно.

Лесовичок: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.

С какого возраста можно брать детей в поход?

Юный турист на Кипре

С такого, чтобы было комфортно вам самим. Опытные туристы приучают к путешествиям грудничков, как только те начинают держать головку. Малыши в 2 — 3 месяца спокойно спят в эргорюкзаке и разминаются на привале. Для них подойдут семейные выезды на природу с небольшими радиальными выходами, например, детская Ладога.

Долгие переходы не рекомендованы деткам, особенно, когда они учатся ползать или ходить.

Если не представляете младенца вне домашних стен, дождитесь, пока он будет уверенно следовать за вами и с удовольствием кататься за спиной. Обычно эти навыки осваиваются к полутора годам. С этого возраста юных туристов принимают в поход по Грузии.

Трехлетний карапуз проявляет сознательный интерес к происходящему, задает вопросы и рассказывает о переживаниях — такого не страшно взять с собой.

Наконец, пятилетний способен преодолеть 5-7 километров — на этот возраст рассчитано большинство детских походов.

Чем раньше малыш пойдет в первый поход, тем легче ему будет в дальнейшем.

Методические рекомендации для воспитателей «Организация прогулок-походов со старшими дошкольниками»

Методические рекомендации

для воспитателей

«Организация прогулок-походов

со старшими дошкольниками»

Методические рекомендации по организации прогулок – походов со старшими дошкольниками.

Известно, что обменные процессы в организме протекают более интенсивно во время занятий на свежем воздухе, и это немаловажный фактор укрепления здоровья детей. На свежем воздухе у воспитателя больше возможностей разнообразить занятия, проще решить организационные вопросы, больше простора движениям.

Дальние прогулки можно проводить с детьми дошкольного возраста; летом — пешеходные, зимой — лыжные. Цель этих прогулок — оздоровление организма ребенка.

Дети встречаются с большим разнообразием явлений в природе.

Подобные прогулки вносят разнообразие в привычную жизнь дошкольников. Это особый вид прогулки, которая отличается от традиционной прежде всего формой, содержанием и необычной организацией. Проводить их следует с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, между сверстниками складываются дружеские отношения. У дошкольников начинает формироваться произвольно – волевая сфера, им свойственна высокая познавательная активность. Прогулки – походы не могут проводиться часто, так как это требует серьезной подготовки как со стороны воспитателя, так и со стороны детей. Оптимальное количество таких прогулок 2 – 3 раза в год. При частом проведении подобные мероприятия утрачивают свою привлекательность, у детей снижается к ним интерес. Важно, чтобы воспитанники ждали прогулки – походы, готовились к ним, настраивались эмоционально. Поэтому надо стараться, чтобы после таких прогулок у детей остались в памяти приятные воспоминания, а не отрицательные впечатления, связанные, например, с усталостью от долгой ходьбы.

Перед каждой прогулкой ставится определенная задача. Разрабатывается план прогулки, маршрут, перечисляются объекты, встречающиеся на пути, определяется необходимое снаряжение, одежда (в зависимости от погоды). В дальние походы могут идти только здоровые, физически подготовленные дети.

План и маршрут прогулки согласовывается с медицинским работником. Перед прогулкой проводится беседа, сообщается порядок прогулки. Продолжительность прогулки не более 60-80 минут с отдыхом после каждых 35-40 минут.

Прогулки-походы могут быть разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

— Традиционные;

— Игровые: в форме комплекса подвижных игр малой, средней и большой интенсивности, игр-эстафет, игр-аттракционов;

— Сюжетно-игровые: все объединено единым сюжетом — «Путешествие в весенний лес», «Осень в гости к нам пришла» и др.

— Походы-тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр (метание, прыжки и др.);

— Занятия на экологической тропе;

— Прогулки с элементами фольклора (Масленица).

Кроме этого можно использовать:

— Проведение акций («Защитим лес!», «После нас лучше, чем до нас» и др.);

— Встречи с интересными людьми (туристы, спасатели, работники лесничества);

— Защита проектов («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»);

— Презентации («Движение – залог здоровья»);

— Рейд (по соблюдению пожарной безопасности в лесу);

— Чемпионат;

— Экспедиция и другие.

Начинается прогулка – поход с организационного момента:

собираются все участники, педагог проводит перекличку и инструктаж.

Затем осуществляется движение группы до привала

, во время которого могут быть короткие остановки как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами.

Конечный пункт прогулки – похода – привал.

Его место должно быть удобным для отдыха, предоставлять возможность устроить пикник, поставить палатку, развести костер, организовать игры и.т.д.

По окончании привала – сбор детей и уборка территории.

Затем движение группы до детского сада

, во время которого могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.

Примерная структура прогулки-похода

(в зависимости от времени года, погоды, состояния здоровья детей, темы похода)

1. Сбор и движение до привала (15-35 минут).

2. Остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.

3. Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).

4. Самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)

5. Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут).

Структура похода в лес по Руновой М.А.

I часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.).

II часть. Остановка, привал (10-15 мин.).

IIIчасть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физических упражнений (25-30 мин.).

VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.).

V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.)

Организация прогулок — походов предусматривает планомерную их подготовку.

В начале года воспитатель намечает, рисуя карту, несколько маршрутов. При этом детей знакомят со сторонами света: южное направление, северное и т.д.

Протяженность каждого маршрута до 3-4 км (туда и обратно).

Маршрут делится на несколько этапов. Первый – самый короткий: от 500-600 м. Постепенно расстояние увеличивается, и наконец, дети доходят до намеченной цели. Освоив один маршрут, переходят на другой, более длинный. У детей должны быть рюкзачки, питье, средства для оказания первой медицинской помощи.

Это занятие позволяет детям не только укрепить свое здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить свои знания об окружающем мире.

Алгоритм подготовки прогулки
– похода
можно представить следующим образом:

1 — определение маршрута прогулки – похода;

2 -согласование маршрута с администрацией дошкольного образовательного учреждения;

3 -тщательное изучение маршрута прогулки – похода, прохождение его взрослыми;

4 -привлечение родителей воспитанников для участия в прогулке – походе;

5 -выбор и подготовка необходимого снаряжения;

6 -подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени и продолжительности прогулки – похода, рекомендации по экипировке туриста – форме одежды и содержанию рюкзака).

Предварительная работа с детьми

может включать:

— проведение бесед,

— организацию игр – эстафет,

— чтение художественной литературы;

— просмотр видеоматериалов туристической направленности.

Воспитанники узнают много нового, например, что для походов нужно особое снаряжение, которое редко используется в обычной жизни: палатка, рюкзак, котелок, спальный мешок и т. п.

В процессе бесед у детей обогащается словарный запас, формируется представление о понятиях «турист», «привал», «маршрут» и др.

Важно объяснить им правила поведения в походе, рассказать о необходимости подчиняться руководителю похода, быть организованными, согласовывать свои действия с действиями окружающих, соблюдать правила безопасности: не подходить близко к костру, не прыгать в палатке и т.д.

В ходе прогулок – походов необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

-движение группы по определенному и спланированному маршруту;

-сопровождение детей взрослыми (не менее двух на группу);

-присутствие медицинского работника наличие аптечки;

-проведение переклички по списку(несколько раз в течение похода);

-соответствие одежды сезону года и состоянию погоды, обязательное наличие головного убора;

— соблюдение правил дорожного движения при переходе улиц и дорог;

-соблюдение питьевого режима (лучше взять с собой обычную кипяченую воду).

Прогулка – поход может содержать сюрпризный момент:

неожиданную встречу или интересное задание.

Во время привала и отдыха хорошо проводить игры, стимулирующие познавательную и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры.

Следует предоставить воспитанникам возможность проявить самостоятельность и на себе почувствовать все трудности в организации быта во время похода, например, связанные с установкой палатки.

Ценным будет присутствие родителей, особенно пап, общение с которыми обогатит опыт детей. Во время таких прогулок у дошкольников вырабатываются чувства ответственности, товарищества, они смогут лучше понять, что значит «Один за всех и все за одного». В походах устанавливается особая, доверительная атмосфера между детьми и взрослыми.

Возможность выйти за пределы детского сада есть далеко не у всех у дошкольных образовательных организаций, но прогулку – поход рекомендуется сначала организовывать по территории учреждения.

Подобный вид прогулки – имитация взрослого туристического похода. Хорошо, если она будет включать в себя все элементы похода: сбор, «посиделки» у костра и «возвращение» в детский сад.

По итогам прогулки – похода можно обменяться впечатлениями и заполнить дневник. Важно, чтобы дети запомнили поход как интересное путешествие, открытие нового, любование окружающим миром, песни у костра, общение друг с другом.

Правила при организации походов:

— туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута: накануне похода руководитель обследует дорогу, места стоянки и игр, важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий;

— выход за территорию детского сада регистрируется в специальном журнале;

— группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых;

— взрослые берут с собой сигнальные флажки, строят детей так, чтобы держать в поле зрения всех воспитанников;

— во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного движения, менее подготовленные дети, гиперактивные, а также те, которые легко отвлекаются, идут впереди, за руку с одним из взрослых;

— одежда и обувь дошкольников должна соответствовать сезону;

— соблюдение питьевого режима в соответствии с временем года;

— каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;

— исключить походы в лес в период активности энцефалитного клеща;

— труднопроходимые участки (корни деревьев и др.) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, идущий впереди предупреждает об опасности;

— по приходу в лес педагоги напоминают детям правила поведения в лесу;

— в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей, следить за самочувствием и настроением детей, соблюдать режимы передвижения и отдыха;

— поляна отдыха отмечается сигнальными фишками или лентами;

— воспитатель контролирует соблюдение детьми правил личной гигиены;

— во время похода необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу), сверяя количество детей со списком;

— по приходу в детский сад необходим осмотр детей медицинскими работниками;

— дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.

Походы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста проводятся на расстояния 1,5-3 километра, длительностью 1,5-2,5 часа. Оптимальное время в распорядке дня с 10 до 12 часов. Огромную роль в проведении походов играет ходьба – самый естественный способ передвижения человека, включающий в работу до 50% всей мускулатуры тела.

Каждый поход требует тщательной подготовки.

Инструктор по физической культуре совместно с воспитателями группы готовит необходимое оборудование, разрабатывает конспект мини-похода с учетом определенной структуры и перспективного плана.

Распределение функций при организации прогулки-похода:

Воспитатели

проводят предварительную работу с детьми:

— знакомят детей с законами охраны природы и экологическими знаками;

— беседуют о правилах поведения в лесу;

— учат готовить туристическое снаряжение (рюкзак).

Педагоги

консультируют родителей по темам «Собираем рюкзак в поход», «Как вести себя в лесу», «Осторожно, дорога!», «Как правильно одеть ребенка в поход». Воспитатели организуют инициативную группу родителей из 2-3 человек, которые исполняют роль сказочных персонажей или активных помощников в походе.

Родители

беседуют с детьми, помогают собрать туристическое снаряжение, принимают участие в мини-походах, творческих выставках, семинарах.

Старший воспитатель (заместитель заведующего по воспитательной и методической работе)

проводит все необходимые инструктажи с педагогами.

Литература

1.Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.

2.К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова. Методические рекомендации по организации прогулок-походов. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2013.-10.- с.10.

3.К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова. Методические рекомендации по организации спортивных прогулок. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2013.-11.- с.4.

4.К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова. Методические рекомендации по организации прогулок-событий. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2014.-2.- с.10.

Интернет-ресурсы:

1.https://pandia.ru/text/77/325/39030.php

2. https://www.moluch.ru/archive/92/20357/

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/01/31/progulki-pokhody-dlya-detey-starshego-doshkolnogo

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/12/23/proekt-za-zdorovem-v-les

5. https://pandia.ru/text/78/555/24533.php

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/12/08/obrazovatelnyy-turizm-vdou

6. https://festival.1september.ru/articles/605115/

7. https://igralija.fo.ru/blog/187346_Проект_%22Туристята%22

8. https://ds201.ucoz.ru/news/proekt_ot_progulki_k_pokhodu/2014-05-29-577

Возьмите вкусную еду

Еда в походе — это не липкая овсянка из детского сада. При некоторой изобретательности на природе можно готовить как дома. Чтобы сделать вкусную молочную кашу, возьмите сухое молоко без добавок (не сухие сливки для кофе!), разведите его по инструкции, добавьте любимые хлопья или цельные зерна, сварите на горелке и, когда будет почти готово, добавьте сублимированных ягод. Готовое блюдо переложите в красивую походную тарелку и сфотографируйте для инстаграма.

На обед можно сделать суп, например, из серий Yelli или Yelli Kids или перекусить бутербродами с чаем из термоса. На ужин попробуйте пасту с сушеными овощами, ароматным маслом (убедитесь, что пробка от бутылки не протекает) и твердым сыром, который удобно натереть заранее.

Для малышей на искусственном вскармливании родители обычно несут воду в термосе и бутылочки по числу кормлений, а вечером моют и стерилизуют все сразу.

Больше идей о том, чем кормить ребенка в походе и что делать с недостатком фруктов, овощей и молочки, ищите на сайте Туристенок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]