Развитие творческих способностей детей раннего возраста. Основные методы


Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.

Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.

Творческий талант в театрализованной деятельности

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

  1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
  2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
  3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
  4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
  5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
  6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Развитие творческих способностей ребенка посредством использования нетрадиционных приемов рисования

Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka

Развитие творческих способностей ребенка посредством использования нетрадиционных приемов рисования

Номинация «Дошкольное образование» (ИЗО)

Макаровская Любовь Васильевна

воспитатель

МДОУ «Детский сад №7 «Теремок» г. Коряжма

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому тему: «Развитие творческих способностей ребенка посредством использования нетрадиционных приемов рисования» я считаю актуальной

.

Анализ психолого — педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.

Что такое творческие способности?

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих: — умение познавать все новое;

— стремление к познанию;

— активность и живость ума;

— умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное

— стремление к постоянным открытиям;

— умение применять на опыте полученные умения и знания;

— свобода воображения;

-интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном возрасте.

Поэтому развитие творческих способностей детей — одна из главных задач воспитания.

Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою оригинальную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.

Мной была выдвинута следующая гипотеза:

я предполагаю, что использование нетрадиционных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста обеспечит положительную динамику в формировании их творческих способностей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель моей работы:

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Поставленная цель определила следующие задачи

:

  • сформировать у детей технические навыки рисования, познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования
  • научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
  • развивать воображение и творческие способности детей.
  • обогащать и расширять художественный опыт детей
  • побуждать ребенка экспериментировать
  • поощрять и поддерживать творческие находки
  • развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату. способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему

Для реализации поставленных мною задач я разделила свою работу на три этапа:

1.Констатирующий этап

— методическое и дидактическое обоснование проблемы.

Проведя анализ теоретического материала по теме «Развитие творческих способностей ребенка посредством нетрадиционного рисования», я пришла к выводу, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов.

С целью определения имеющихся знаний по данной теме у родителей воспитанников, я провела анкетирование: «Творчество ребенка». После анализа анкет, оказалось, что развитие творчества, по мнению родителей, не является важной задачей для детей дошкольного возраста. Поэтому я составила план работы с родителями по теме: « Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования».

Для определения направлений в работе с детьми по данной теме я разработала диагностику по кружковой работе, исходя из результатов диагностики, разработала перспективное планирование, за основу взяла литературу: «Занятия по рисованию с дошкольниками» Казакова Р.Г.; «Детское творчество» Анке Шмид.

2.Формирующий этап

целенаправленная работа со всеми участниками педпроцесса.

На данном этапе я работала по трём направлениям:

  • Организованная деятельность с детьми;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Методическая деятельность с педагогами;
  • Организованная деятельность с детьми:

Основными формами организации

образовательного процесса стала кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу. Занятия кружка «Мастерская радости» проходили во вторую половину дня, в свободное время 1 – 2 раза в неделю.

Для того чтобы занятия проходили наиболее эффективно, я придерживалась принципа интегральности,

который заключается в том, что детям предлагались темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также создавались психологические условия

, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы

использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В моей работе использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, загадки. Для занятий я старалась приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения.

Всё это помогло заинтересовать детей, настроить его на творческую деятельность.

Свою работу я начала со 2 младшей группы, постепенно, как и принято «от простого к сложному», по подсказке китайской пословицы: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму». И я начала не только говорить, но и показывать, и дала возможность, сделать малышам то, что они и умели делать. Только чтобы они в конце работы, получали не просто «каракули» понятные лишь им, а получили результат, понятный всем: и нам, и родителям, которые видят их шедевры .

Остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, кулачком, рисование пальцем ноги, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, печатки). Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинала с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно проводились физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, анализ в конце занятия работы детей.

Рисование пальчиком

вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Этот способ изображения обеспечивает детям свободу изображения. Работу начинали сразу с использованием нескольких цветов.

Учились рисовать ладошкой

петушка, бабочку.

Очень детям нравилось рисование кулачком:

котенка, слоненка, зайку. Чтобы нарисовать животное такой техникой, мы приставляем сложенный кулачок ребенка, и обводим карандашом, закрашиваем, дорисовываем ножки, ушки, глазик.

Осенью, гуляя с ребятами, мы собрали листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати
листьями
, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д. Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа

Другой интересный вариант рисования, который я использовала – метод «тычком жесткой полусухой кистью»

. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом изображали веселого снеговика, домашнее животное, елочку, цыпленка, одуванчик. Работы вышли очень интересные и разные.

С помощью ватной палочки

рисовали зайку на лужайке, рыбку.

В работе использовалось рисование печатками, пробками, пенопластом. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции, например ягоды, снежинки.и т.д. . Дети аккуратно прижимали предмет в штампельной подушке с краской и наносили оттиск на бумагу.

Со второго полугодия опробовали технику скатывания бумаги

. Дети старались мять бумагу, скатывали из нее шарик и аккуратно наклеивали на основу. В результате появлялись забавные снеговики, мимозы для мамы.

Много радости вызвало рисование пальчиком ноги

. Для начала я попросила детей оставить отпечатки ноги на бумаге. Затем каждый рисовал все, что захочет. Рисовать пальцами ног лучше сидя на стульчике. Краска наливается в мелкие мисочки, чтобы удобно было макать пальцами. Рисовать лучше всего большим пальцем, но можно и всеми пятью.

В рамках Дня открытых дверей, детского сада, дети показали свои умения в технике проступающий рисунок.

Это смешанная техника рисования различными материалами. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

На открытом занятии для воспитателей нашего детского сада, дошкольники, опробовали технику обрывания бумаги

. Получилась коллективная работа «Колобок».

В среднем дошкольном возрасте дети познакомились с такими техниками как Капельный батик, фроттаж (техника затирания), рисование мыльными пузырями, рисование расческой, вилкой, рисование а проигрывателе, рисование крупными бусинами ,текучие краски , техника восковой вытяжки, рисование льдинками.

Неожиданным открытием для детей стало рисование мыльными пузырями

подарка для Карлсона. Я разводила мыльное средство в воде, добавляла в краску, получался густой насыщенный цвет. Дети опускали трубочку в тарелку и начинали дуть через нее в воду. Благодаря этому на поверхности воды появлялись пузырьки. Мы брали лист бумаги и аккуратно накладывали его сверху на пузырьки. Появлялись красивые цветные узоры.

Забавным стало для детей и рисование вилкой

. Наливали краску в блюдца, окунали в нее вилку задней частью и переносили краску на бумагу, тем самым отпечатывая иголки у ежа.

Дошкольники с радостью выполняли задание Снегурки, пришедшей на занятие, рисуя цветными льдинками

подарки для лесных жителей. Для этого я размешала гуашь в воде, разлила по формочкам и заморозила. Цвета на бумаге получились яркими, насыщенными.

Рисуя крупными бусинами

дети получили массу удовольствия и радости. Способ рисования: на дне упаковки фиксируется лист картона и на нём крепится силуэтное изображение. После крупные бусины делятся и обмакиваются в 4-5 ёмкостях с разной разведённой краской и выкладываются по краям картона. Упаковка закрывается и хаотично встряхивается. Далее аккуратно извлекается картон и освобождается от силуэтной вставки.

Много старания и терпения дети приложили при использовании техники восковой вытяжки,

рисуя цветы мамам. Для работы мы нарисовали восковыми мелками несколько небольших кружков. Затем каждый обвели красками разных цветов, ластиком, легкими движениями вытягивали краску из середины кружков в разные стороны. Особенно красивыми получились цветы, при сочетании синего, желтого и красного цвета.

Неожиданным показалось детям и рисование на проигрывателе

«Мышка убегает от кошки». В середине одноразовой плоской картонной тарелки вырезается отверстие, надеваем тарелку на диск проигрывателя и прикрепляем с помощью скотча. Включаем проигрыватель. Поставим фломастер на край тарелки и медленно ведем руку к центру. Автоматически вырисовываются спиралевидные круги.

В своей работе я заметила, что детям нравится рисовать при помощи клякс. Мы познакомились с техникой рисования – раздувание краски

. На лист бумаги мы нанесли несколько капель жидкой краски, затем дуя в трубочку раздуваем кляксу от центра в стороны. Рисуя таким способом получались и задорные танцующие человечки, унылые «Осенние мотивы.»

С помощью расчески

рисовали «Верблюда в пустыне». Дети наносили кляксу, и размазывали ее по бумаге расческой. Зубья расчески оставили характерные полосатые следы.

Понравились детям и такая техника как «Фроттаж» (техника затирания).

На занятии мы помещали шаблоны под лист бумаги и заштриховывали его восковым мелком, «вырастал »яблоневый сад.

Кружковцы узнали, что с помощью наждачной бумаги

тоже можно рисовать. Дети закрашивали лист наждачной бумаги восковыми мелками, изображая любой сюжет. Затем мы положили белый лист на стопку старых газет и на него сверху лист наждачки разрисованной стороной. Я проглаживала наждачную бумагу. Воск отпечатывался на листе бумаги.

Научились мы и новому приему «присыпание солью»

по мокрой краске для создания объемности изображения. Получился красивый кафтан для Деда Мороза.

Техникой «набрызги

» рисовали Зимушку –зиму. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Знакомство с такой техникой как капельный батик

стало настоящей загадкой для детей. Только в конце работы стало понятно, что изображено на картине. Я зажженой свечой накапала воск на лист бумаги, затем дети наносили слои краски, так повторилось несколько раз. Затем работа проглаживалась утюгом. Получилось яркое, новогоднее конфетти.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображение, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации.

Я, считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
  • Взаимодействие с родителями .

Многие исследователи отмечают, что работа по развитию творчества ребенка должна проводиться в тесном контакте с родителями.

Результаты анкетирования определили направления, по которым я строила взаимодействие с родителями. Взаимодействие строилось через детей к родителям. Всё, чем мы занимались с детьми в кружковой работе, оформлялось в памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации и т. п.

Чтобы вовлечь родителей в организацию развивающей среды, я предложила оформить многофункциональную ширму по рисованию, с целью стимулирования у детей стремления применять полученные знания, навыки в самостоятельной деятельности.

Совместно с родителями оформлялись газеты «Я рисую с мамой», рисунки к Юбилею детского сада, «Зимние забавы» и т.д.

Был оформлен уголок «Наше творчество» в приемной, где вывешивались работы детей.

Систематически менялась информация по теме «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования». Предлагались такие консультации как «Как научить ребенка рисовать», «Порисуем», «Чем занять детей», «Что означает детский рисунок» и т.д.

Проводился практикум для родителей по нетрадиционному рисованию, где родители сами получили навыки в рисовании нетрадиционными способами.

  • Методическая деятельность с педагогам.

Углубленно работая по данной теме, я делилась с коллегами приобретенным опытом. Провела следующие открытые занятия: «Колобок», для педагогов детского сада; «Узоры на окне», для педагогов города .

Чтобы рассказать о новинках литературы по данной теме, я провела консультацию «Обучение дошкольников нетрадиционным способам рисования», семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования».

3.Аналитический этап – определение динамики в развитии творческих способностей детей, овладение навыками нетрадицинного рисования. Выявление эффективности созданных условий для развития творческих способностей детей.

Анализ проведенной работы отражает положительную динамику, о чем свидетельствуют следующие результаты:

Диагностика по развитию творческих способностей детей:

Уровень развития детей Сентябрь2010г. Май 2012г.
Высокий 0% 73%
Средний 32% 28%
Низкий 68% 0%

Проведенная диагностика говорит о том, что дети приобрели определенные умения и навыки.

Диагностика участия родителей в совместной работе:

Сентябрь 2010г. Май 2012г.
Количество родителей, участвовавших в совместных мероприятиях 20% 65%

Анкетирование родителей в мае 2012 года выявило повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей нетрадиционным техникам рисования, по сравнению с показателями сентября 2010 года.

Большинство родителей считают, что данная тема – одна из важных направлений в работе как детского сада, так и родителей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась. Углубленная работа по теме: «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования» способствовала тому, что воспитанники и их родители стремятся создать новое, оригинальное, формированию у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

Известный академик Поддъяков Н.Н. писал «Ребенок в процессе собственной активности выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящей ее цели, ищущий пути и способы ее достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова».

Я считаю, что данная тема всегда была и будет актуальной. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. 1.Акулёнок Т.С. . Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование.
  2. Алексеева В. В. Что такое искусство? — М.: Просвещение, 1991.
  3. Анке Шмид. Детское творчество: пер. с нем.. – М. Мой мир,2007.
  4. Алехин А. Д. Когда начинается художник / А.Д. Алехин — М.: Флинта, 1993.
  5. Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы.-М.: Просвещение, 1968.
  6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М.: Просвещение, 1973.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, 3-е издание / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1998. – 355 с. 15.
  8. 16.Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С.Галанов [и др.]- М.: Наука, 2005 – 354 с.99 17.
  9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  10. Казакова Т.Т. Развитие у дошкольников творчества. — М.: Просвещение, 1985.-78с.
  11. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. — М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
  12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995. — 98 с. 29
  13. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010. 3
  14. Флёрина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М.: Просвещение, 1966.
  15. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А.Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1974. — 175 с. 41.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности

Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Кто, как не родители, обязаны заметить, к чему больше тянется ребенок, каковы его возможности в конкретный период, и на развитии каких способностей важно сосредоточить основное внимание.

Конечно, обогащать личность дошкольника следует в разных направлениях – обучать рисованию и лепке, вместе конструировать и придумывать истории, организовать простенький домашний театр. В каждом из этих видов занятий есть место для преобразования действительности и проявления творческих способностей.

Большинство детей испытывают особый интерес не ко всем видам деятельности, а выделяют приоритетные для себя. Вот на этом поле родителям и следует создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия любящих и понимающих взрослых, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах. Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей. Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.


лепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

Чтение с детьми

Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.

Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.

Музыка


музыкальное развитие ребенка
С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.

Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.

Прочитайте статью о музыкальном развитии детей.

Что способствует развитию творческой активности у ребенка

Методы развития творческих способностей включают в себя несложные действия, доступные каждому.

Окружающий мир

Выходя с малышом в свет, разговаривайте обо всём, что Вас окружает – люди, машины, строения, природа. Именно общение взрослого с ребенком помогает малышу развить речь, память, воображение и в целом является важным пунктом в становлении у ребенка многих качеств личности.

Развивающие игры и игрушки

Играя, малыш не только испытывает свои маленькие детские радости, но и активно развивается. Важно использовать те игры и игрушки, которые обладают способностью стимулировать развитие ребёнка и соответствуют его возрасту. Пирамидки, мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме и у каждого ребенка.

Пожалуй, самая простая и доступная деятельность, но от того не менее эффективная в развитии креативного человека. Обеспечьте ребенку всё необходимое для рисования, так как это прямой путь к развитому малышу.

Умение держать кисточку и аккуратно разукрашивать рисунок положительно влияет на развитие мелкой моторики, а та, в свою очередь, – на развитие речи. Получайте удовольствие, рисуя вместе с малышом, и не переживайте за перепачканную одежду и стол, ведь это вовсе не проблема, когда на кону – счастливый ребенок.

Лепка

Занятия лепкой обладают антистрессовым эффектом и активно влияют на развитие образного мышления. Придумывая фигурку, которую хочет слепить ребенок, он подкрепляет своё воображение, а готовое изделие можно использовать для игры. Также это отличное средство развития мелкой моторики.

Чтение

Читая интересные книги, подобранные по возрасту ребенка, мы открываем ему целый мир фантазий. Разный жанр произведения по-разному оказывает влияние на ребёнка. Сказки – это всегда приключения, стихи – красивое сплетение слов, которые несложно запомнить, а рассказы заставляют задуматься о важных вещах.

Музыка

С самого младенческого возраста мы поём малышу песенки и включаем колыбельные. Музыка оказывает благоприятное воздействие на ребенка. Помогает выразить эмоции, координировать движения в такт, запоминать слова песни. Слушая различные мелодии и песни, дети развивают воображение, речь и память.

Аппликация

Занятие аппликацией – процесс трудоёмкий и требует сосредоточенности от ребенка. Необходимо аккуратно вырезать фигуры, наклеить или прикрепить их к фону, распределить так, чтобы получилась готовая композиция. Все эти действия направлены на развитие мелкой моторики, воображения, чувства вкуса и эстетики.

Театрализованная деятельность

Театр помогает ребенку в развитии таких важных качеств, как выразительная речь, умение управлять мимикой и эмоциями, способность сопереживать героям. Примеряя на себя образы разных персонажей, ребёнок фантазирует на тему того, как бы ему жилось в этом образе, учится реагировать на разные ситуации в жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]