Развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности


Развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности

 В статье показана важность творческого потенциала детей в соответствии с ФГОС. Даны аргументы в пользу использования для этого театрализованной деятельности, в частности — театрализованных игр.

Ключевые слова: творческие способности, творческое развитие, театрализованная деятельность.

Актуальность. На протяжении истории человечества творчество являлось своеобразным двигателем, который помогал людям перейти на новый этап. Поэтому творчески активные люди часто (хотя и не всегда) были в почёте. Именно их новые идеи показывали новые цели и преобразовывали действительность. И в наше время это не теряет актуальности. Ведь творчество применимо во всех областях человеческой деятельности. И каким бы одарённым не был человек, любые способности требуют развития, в том числе и творческие. Известно, что детство является наиболее продуктивным периодом в жизни человека, когда закладываются основы его будущей личности, развиваются данные от природы способности. Не является исключением и творчество.

Федеральный государственный образовательный стандарт направляет нас на создание благоприятных условий для развития способностей каждого ребёнка и его творческого потенциала [1, п. 1.6]. В разделе Художественно-эстетическое развитие (п.2.6) среди поставленных задач указывается реализация самостоятельной творческой деятельности ребёнка в различных направлениях: изобразительного искусства, музыкального направления, конструктивно — модельного. В поисках эффективных методик по развитию креативности у детей нельзя забывать о театре, который включает в себя все эти направления творческой деятельности. Ведь театральная деятельность как источник развития творческих способностей — это средство, которое может способствовать развитию детской индивидуальности, раскрытию их способностей, творческой активности.

Анализ литературы. Рубинштейн С. Л. отводил проблеме способностей видное место, рассматривая проблемы задатков, развития способностей, взаимосвязи одаренности и личности, одаренности и психических функций, общей и специальной одаренности [2]. Теплов Б. М. выделил признаки, отражающие суть способностей человека [3, с.9].

Креативность, по мнению таких исследователей, как В. Н. Дружинина, Е. Л. Солдатовой и других, поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми периодами [4].

Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.

Изложение основного материала. Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом. В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности.

Способность — это совокупность врождённых и приобретённых индивидуально — психологических свойств человека, являющихся субъективным условием успешного выполнения определённого вида деятельности [5, с. 112].

Творчество — это во — первых, деятельность человека, порождающая нечто новое, отличное от старого своей неповторимостью, оригинальностью и общественно — исторической уникальностью, а во-вторых, это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [5, с. 117].

Можно сказать, что творчество является необходимым условием развития личности.

Очевидно, что театрализованная деятельность помогает формировать у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать, способность к самовыражению, творческую активность.

Театрализованные игры, как составляющая театрализованной деятельности, дают большое поле деятельности для проявления и развития творческих способностей ребёнка. Они побуждают к творческой активности, которая проявляется в стимулировании фантазии у детей, импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, в стремлении детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты. Театрализованные игры помогают убрать скованность у детей, укрепляют их уверенность в себе, что в свою очередь, стимулирует развитие духовного потенциала и творческой активности.

Театрализованные игры можно подразделить на следующие группы: игры — драматизации и режиссёрские.

Игры-драматизации — это изображение и разыгрывание какого — либо сюжета (это пальчиковый театр; театр би-ба-бо; кукольный театр; драматизация с использованием масок; импровизация).

Игра-драматизация — художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Режиссёрские игры — это игры, где придумывание и разыгрывание сюжета происходит через роли, которые ребёнок предлагает игрушкам, чаще всего не включая себя в игровой сюжет, находясь вне разыгрываемой ситуации. Будучи индивидуальной, режиссерская игра требует от ребенка максимальной степени проявления его инициативы, фантазии, творчества. Если в сюжетно-ролевой игре действие заходит в тупик, то толчком к последующему развитию сюжета может стать идея любого из играющих. В режиссерской игре помощи ребенку ждать неоткуда, и ему нужно мобилизовать все свои возможности, чтобы игра могла продолжаться дальше [6]. Но в старшем дошкольном возрасте она уже может быть включена в совместную деятельность детей, где роль «игрушек» выполняют другие дети.

При этом необходимо избегать некоторых ошибок, дабы не уйти от цели развить творческий потенциал детей. Перечислим эти ошибки. Во-первых, смещение цел. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Это лишает детей проявлению индивидуальности, раскрытию их творческого потенциала, лишает их свободы действий, что в свою очередь развивает память, речь детей, но смещает с цели развития творческих способностей детей. Вторая ошибка заключается в противоположном: полном невмешательстве взрослых, кроме подготовки атрибутов (причём одних и тех же на протяжении нескольких лет), что также не способствует развитию творческой активности детей [6, с.1].

Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие: содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка; театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети.

Таким образом, театрализованная деятельность и, в частности, театрализованные игры, — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Downloads/fgos_ru_doshk.pdf %20(1).pdf
  2. Теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна на проблему способностей и одаренности / [Электронный ресурс]Режим доступа: https://www.e-reading.club/chapter.php/1037944/149/Shadrikov_-_Ot_individa_k_individualnosti.html
  3. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Проблемы индивидуальных различий/ [Электронный ресурс] М, 1961, с. 9–20 Режим доступа: https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html
  4. Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов / Изучение творческих способностей в психологии / [Электронный ресурс]Режим доступа: https://studbooks.net/1616325/psihologiya/izuchenie_tvorcheskih_sposobnostey_psihologii
  5. Пермяков А. А., Морозов В. В., Зарединогва Э. Р. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. — Изд. 2-е, испр. И доп. — Кривой Рог, Симферополь: Видавничий дiм, 2010. — 144с.
  6. Акулова О. Театрализованные игры / Дошкольное воспитание, 2005, № 4, с. 24.

Развитие творческих способностей через театральную деятельность в младшем школьном возрасте

Театр – это то волшебное место, в котором ребёнок радуется, играет, познает мир. Сказки, кукольные спектакли, мюзиклы пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее на сцене действие и как актёры-исполнители, и как зрители. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дошкольники смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними, они чувствуют и думают так же, как и их сказочные герои. Спектакли сказочные можно использовать как ключик, который открывает дверцу в окружающий ребёнка мир образов, красок, звуков.

Театрализованная деятельность способствует развитию всех видов детского творчества (художественно – речевого, музыкально – игрового, танцевального, сценического).

Театрализованная деятельность так же позволяет решить многие образовательные задачи: развитие художественного вкуса, творческих способностей. Дети овладевают видами исполнительства: приобретают певческие, музыкально – ритмические навыки и умения, играют на музыкальных инструментах.

Основные аспекты творческого развития детей младшего школьного возраста

Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя никем не было сделано, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно – технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияет три фактора: воспитание, социальная среда наследственные задатки.

Педагогикой рассматривается воспитание как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет также преимущественное значение в развитии личности:

  • уровень развития производства
  • характер общественных отношений
  • мировоззрения людей.

Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как «переход к творческой деятельности», если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. «Возьмёте ли вы игры, возьмёте ли вы рисунки, возьмёте ли вы труд, — везде и во всём вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребёнка. Воображение старших дошкольников приобретает всё более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что всё большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу своего произведения. Конечно, школьник не пытается передать какую-то отвлечённую мысль в образной форме. Идейный замысел 7-8 летнего ребёнка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа».

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны тщательно обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь план, который впоследствии реализуется в процессе деятельности. Задача педагога – развивать творческие способности ребёнка, воображение, подталкивать его к активным действиям собственных мыслей .

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки у умения, без которых невозможна творческая деятельность.

В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни ещё недоступны им.

Испытывает ли ребёнок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика? И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка; многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребёнка.

Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Задача воспитателя – поддержать это стремление ребёнка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретённых знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребёнка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Театрализованная деятельность способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества .Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи: развивать художественный вкус, творческие способности. Дети овладевают всеми видами исполнительства: приобретают певческие, музыкально – ритмические навыки и умения, играют на музыкальных инструментах. Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребёнку большую радость и удивление. Особое место в жизни дошкольников занимают игры, которые они создают сами, их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – отражение жизни. Здесь всё «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего; действия играющего всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребёнок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий лётчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по – настоящему гордится своей победой.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.. Требуется большое искусство педагога, чтобы помочь детям организовать игру так , чтобы она побуждала бы только к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей»

Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей». Сутупова Оксана Игоревна, воспитатель Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово» Иркутской области.

Тип проекта: долгосрочный, исследовательно-творческий, групповой.

Участники проекта

  • О. И. Сутупова – воспитатель;
  • Воспитанники семейного коллектива «Капитошка».

Форма работы с детьми

  • индивидуальная;
  • групповая.

Срок реализации: январь – декабрь

Актуальность

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности.

Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра.

Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом, думать и жить в дружбе и поступать по-человечески. Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. И эта волшебная страна называется она – Театр!

Игра это наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная игра как один из её видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, усваивать доступные ему общечеловеческие ценности.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания, потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Театрализованная деятельность — это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Мы считаем, что тема: «Театрализованная деятельность как средство социализации детей» в настоящее время является особо актуальной, так как успешная социализация ребёнка – это часть его социальной компетентности, означающей готовность ребёнка к встрече с новыми социальными ситуациями.

Концепция проекта

Идея проекта не играть по правилам, а моделировать ситуацию для реализации творческих решений и самостоятельного установления социальных отношений.

Помимо основной идеи, проект успешно корригирует
  • особенности развития эмоционально-волевой сферы;
  • слабую ориентировку в нравственно-этических нормах поведения;
  • агрессивность и конфликтность;
  • недостаточную дифференцированность эмоциональных реакций;
  • недоразвитие речи, как отражение недоразвития эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
Инновационность

Инновационность проекта обусловлена многообразием технологий, форм, методов и приёмов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений.

Цель проекта
  • Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферы ребёнка.
  • Познакомить детей с русскими народными сказками, через театрализованную деятельность.
  • Создать благоприятные условия для социальной адаптации воспитанников к условиям Центра.
  • Формировать и расширять представление о театрализованной деятельности у детей.
Задачи проекта
  • Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности.
  • Формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.
  • Развитие у детей художественно-речевых исполнительских способностей: выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.
  • Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
  • Преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к Центру.
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
  • Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности.
  • Приобщать к театральной культуре, знакомить с различными видами театра.
  • Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, выдержки, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Ожидаемый результат
  1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
  2. Значительное расширение представлений детей о театре и театральной культуре.
  3. Творческое исполнение ролевых действий и использование выразительной речи в играх-драматизациях, театрализованных представлениях, в пересказе произведений.
  4. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
  5. Правильное восприятие художественного образа персонажа.
  6. Самостоятельное распознавание своего эмоционального состояния, умения его оценивать.
  7. Сформированная база основ нравственного поведения.
Ресурсное обеспечение:
  • настольные театры;
  • пальчиковый театр;
  • теневой театр;
  • кукольный театр;
  • театр игрушек;
  • маски-шапочки;
  • дидактические игры;
  • ростовая кукла «Варварушка»;
  • пазлы «Любимые герои сказок»;
  • атрибуты к подвижным играм;
  • ТСО.
Содержание деятельности
  • Дыхательная гимнастика
  • Психогимнастика
  • Артикуляционная гимнастика.
Игровые упражнения
  • Упражнения на воображение.
  • Упражнения на имитацию движений.
  • Упражнения на активизацию словарного запаса.
  • Упражнения на интонационную выразительность.
  • Упражнения на формирование разговорной речи.
  • Игры со словами и без слов.
  • Беседа о театре и театральной студии.
  • Чтение художественной литературы.
  • Подвижные игры с элементами драматизации.
  • Театрализованные игры.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются

— разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;

— постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;

— формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

— взаимодействие детей со взрослыми.

Этапы реализации проекта

I этап – организационная деятельность

  1. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей.
  2. Пополнение предметно-развивающей среды семейного коллектива.
  3. Изучение методической и художественной литературы:
  • подбор иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка плана мероприятий, составление конспектов, анкет, создание электронной галереи, составление перспективного плана театрализованной деятельности с учётом возрастных особенностей;
  • организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня;
  • оформление в схемах и таблицах формы организации театрализованной деятельности.

II этап – основная деятельность

МесяцТемаСодержание
1.Беседа «Что такое театр»Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.
2.Беседа-диалог «Театральные профессии»Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актёр, режиссёр, художник, композитор. Воспитывать желание узнавать новое.
3.Игра-импровизация. Мини-сценка «Старик – Лесовичок»Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи.
4.Рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми (Пальчиковый театр)Вспомнить с детьми персонажей сказки и их действия;
развивать интерес к игре; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.
Февраль1.Показ настольного театра «Репка»Побуждать детей к инсценированною знакомых произведений; развивать мелкую моторику пальцев; развивать интонационную выразительность речи.
2.Весёлая пантомима. «Немой диалог», «Загадки без слов»Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение.
3.Игра-викторина «Узнай сказку по иллюстрациям»Закрепить знания дошкольников о сказках.
4.Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием театра-масокПродолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра. Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договариванием отдельных слов, фраз. Способствовать интонационной выразительности речи. Развивать внимание, память, умение сопереживать героям сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать.
1.Весна, весна – красна! Представление в русских народных костюмах. Исполнение частушек.
Игра на имитацию движений
Давать представления о русском фольклоре, прививать любовь к народному творчеству; развивать фантазию и память; воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться; развивать способность работать с воображаемыми предметами.
2.Театральная игра. Игра «Одно и то же по-разному», «Превращение предмета», «Кругосветное путешествие»Продолжать развивать воображение, фантазию детей; развивать умение оправдывать своё поведение.
3.Ритмопластика. Упражнение «Ритмический этюд», танцевальная импровизацияРазвивать чувство ритма.
4.«День театра». Развлечение «В мире сказок»Развивать литературную речь детей, привлечь внимание к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), умения чувствовать красоту и волшебство сказки; упражнять в умении находить и объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой и другими произведениями; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развивать способности использовать выразительные образы героев сказок.
Апрель1.«Веселый счёт». Игра «давайте хохотать». Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» (21-22)Развивать интонационную выразительность речи, монологическую речь; развивать навыки импровизации; побуждать к участию в театрализованных играх.
2.Разыгрывание стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска…», И. Жукова «Киска» (18-19)Развивать пантомимические способности, любовь к животным.
3.Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга»Развивать фантазию, образное мышление, умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок.
4.Чтение и рассказывание сказки «Три медведя» (Настольный театр)Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; развивать творческие способности, память, воображение; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
5Занятие по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок»Цель:
Способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Совершенствовать диалогическую речь детей: уметь участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы.

2. Закрепить правильное произношение согласных звуков «Ж», «З», «Ш».

3. Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птичка летает, котёнок сердится), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, движениями).

4. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре.

5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми: доброта, взаимопомощь.

Май1.Культура и техника речи. Работа над скороговоркамиТренировать четкое произнесение согласных в конце слова; свистящие и шипящие звуки.
2.Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга»Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок.
3.Чтение сказки «Красная шапочка»Познакомить детей со сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей; обогащать словарный запас детей; упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос; поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.
4.Теневой театр «Красная шапочка»Продолжить развивать интерес к театральному искусству.
Сентябрь1.Основы театр. культуры. Фото зрительного зала, понятия: «сцена», «занавес», «кулисы», «партер», «балкон» (презентация мультимедиа)Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены.
2.Театральная игра. Игра «Что мы делаем, не скажем, но покажем», «День рождениеУчить действовать согласованно; уметь ориентироваться в пространстве; развивать фантазию.
3.Раз, два, три, четыре, пять- вы хотите поиграть? Игра «Театральная разминка». Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке; активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».
4.Настольный театр. (Конусный «Три поросёнка»)Активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к театру, умение работать в команде.
Октябрь1.Расскажи стихи руками.Побуждать детей к импровизации.
2.Игры на развитие выразительной мимики (45)Учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
3.Загадки о сказках и сказочных герояхУточнять представления детей о загадках, закреплять знания о характерных признаках сказочных героев; воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам, воспитывать усидчивость.
4.Рассказывание сказки «Теремок» с показом на фланелеграфеустанавливать межличностные контакты; создание в группе благоприятного микроклимата; отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую форму речи; пробуждать интерес детей к театрализации; развивать умение имитировать голоса и характерные движения животных; воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия.
5Занятие по театрализованной деятельности «Путешествие в страну Игралию»Цели:
— развивать интерес к театрально – игровой деятельности;

— развивать коммуникативные особенности ребёнка средствами театрализованной деятельности;

— воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

— формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;

— совершенствовать у детей интонационную выразительность, умение согласовывать движение и речь;

— учить изображать характерные особенности поведения персонажей;

— развивать речь, обогащать, активизировать словарь, развивать память, добиваться правильного и чёткого произношения слова;

— развивать эмоциональное взаимодействие с взрослыми и детьми, умение вступать в процесс общения;

— развивать и обогащать двигательный опыт детей, развивать самостоятельность и творчество при выполнении упражнений.

1.«Поиграем с пальчиками». Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театраЗнакомство с пальчиковым театром; освоение навыков владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие чувства ритма и координации движений; отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра.
Ноябрь2.«Незнайка в театре». Беседа-игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре». Игровые, проблемные ситуации. Упражнение «Ветерок». Психогимнастика «Возьми и передай». Разыгрывание мини- сценки: «Лиса» И. ПетроваДать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.
3.Культура речи и техника. Упражнение «Спать хочется», «Шутка», скороговорки. Произнесение отдельных фраз с различной интонациейСовершенствовать умение пользоваться различными интонациями.
4.Драматизация сказки «Волк и козлята» (Куклы Би-ба-бо)Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером.
1.Наши развлечения»Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать.
Декабрь2.«Театральная азбука». Беседа с детьми о театральных понятиях- сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. Речевое упражнение “Кто за кем идет” М. Картушин. Упражнение «Нам грустно», «Нам весело». Разыгрывание по ролям стихотворений А. Тетивкина: «Как по речке по реке».Знакомство с театральными терминами; активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.; продолжать знакомить детей с понятиями «мимика», «жест»; развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.
3.«Пчелки, птички полетели». Упражнение «Лети, бабочка!» Речевая игра «Как у бабушки Наташи». Игра «Зеваки». Танец- фантазия «Дискотека кузнечиков»Познакомить детей с весенними приметами; отвечать на вопросы полными предложениями; создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей.
4.Итоговое развлечение. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”. Упражнение «Волшебный сон»Совершенствовать диалогическую форму речи; вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы; закрепить название театральных профессий; развивать внимание, память, воображение.

Заключительный этап

  • Фотогазета «Мы артисты».
  • Подведение итогов.
  • Показ театрализованного представления с участием детей.
  • Презентация «Социализация детей посредством театрализованной деятельности».
  • Презентация дидактического пособия «В прекрасном мире сказок».

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

Т. С. Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).

1. Основы театральной культуры
Высокий уровень:
3 балла
Средний уровень:
2 балла
Низкий уровень:
1 балл
1.Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театреИнтересуется театральной деятельностьюНе проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре
2.Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессииИспользует свои знания в театрализованной деятельностиЗатрудняется назвать различные виды театра
2. Речевая культура
1.Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказываниеПонимает главную идею литературного произведенияПонимает содержание произведения
2.Даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героевДаёт словесные характеристики главных и второстепенных героевРазличает главных и второстепенных героев
3.Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведенияВыделяет и может охарактеризовать единицы сюжетаЗатрудняется выделить единицы сюжета
4.Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речиВ пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)Пересказывает произведение с помощью педагога
3. Эмоционально-образное развитие
1.Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателяВладеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительностиРазличает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения
4. Навыки кукловождения
1.Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклемИспользует навыки кукловождения в работе над спектаклемВладеет элементарными навыками кукловождения
5. Музыкальное развитие
1.Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образыПередаёт в свободных пластических движениях характер музыкиЗатрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки
2.Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжетаСамостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогомЗатрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом
3.Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектаклеС помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танецЗатрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности
1.Самостоятельно создаёт эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учётом материала, из которого их будут изготовлятьСоздаёт эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакляСоздаёт рисунки на основные действия спектакля
2.Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)Создаёт по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материаловЗатрудняется в изготовлении декораций из различных материалов
7. Основы коллективной творческой деятельности
1.Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклемПроявляет инициативу и согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельностиНе проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнёрами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.

  1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
  2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют).

  1. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
  2. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
  3. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

  1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
  2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
  3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
  4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
  5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
  6. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

Ход проведения.

  1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
  2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
  • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
  • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

  1. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
  2. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
  3. Показ спектакля гостям.
Литература:
  1. Бочарова И. Г. Социальное воспитание детей/И.Г. Бочарова — М.: Наука, 1991.
  2. Социальная педагогика: курс лекций; учебное пособие для вузов/ под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: Владос, 2003.
  3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Лаптева Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
  5. Генов Г. В., Театр для малышей. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Копосова М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2013.

©Сутупова О. И.

Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей». Сутупова О. И., воспитатель ОГБУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово» Иркутской обл.

sutupovaoi-art04-04082021

Рубрика: Методическая библиотека

Выпуск 08(60)/2021

Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей»

Рассказать друзьям:

Метки:дети методическая библиотека

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]