МБДОУ Иланский детский сад 50 Развитие игровой деятельности средствами макетирования воспитатель Семашкевич Наталья Сергеевна. — презентация


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование макетов в ДОУ, как инновационная технология познавательного развития дошкольников

Автор: Пастухова Людмила Ивановна Воспитатель, первая квалификационная категория МАДОУ «Детский сад № 48» Свердловская область г. Верхняя Пышма

Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность детей.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей дошкольного возраста используются инновационные педагогические технологии. Одной из перспективных технологий является макетирование.

Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).

Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

Я опиралась на опыт Надежды Александровны Коротковой, которая выделяет следующие виды макетов:

  • напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы
  • настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части
  • подиумным (на специальных подставках-подиумах)
  • настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина.

Использование игровых макетов в предметно – пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей:

  • Способствуют развитию речи детей. При работе с макетом дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас.
  • Тесна связь использования макетов и ФЭМП. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.
  • Большое значение макеты имеют в развитии детской игровой деятельности. Макет рассматривается детьми, как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, что содействует развитию у детей коммуникативной инициативы.
  • Огромную роль использование макетов играют в познавательном развитии детей. Использование макетов различной тематики повышают уровень любознательности и познавательного интереса.
  • Макеты создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
  • Макеты в художественно – эстетическом развитии помогаю детям выделять детали, цвет, фактуру.

Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Педагог выделяет основные этапы работы по созданию и применению того или иного макета.

В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:

  • создаются условия для обогащения представлений у детей об окружающем мире.
  • развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность
  • формируются навыки правильного поведения в природе
  • воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.

Используются такие формы работы с макетом, как:

  • познавательно – исследовательская деятельность
  • игровая деятельность
  • продуктивная деятельность

Методические приемы работы с макетом:

  • рассматривание
  • беседа
  • чтение художественной литературы
  • составление коротких рассказов
  • дидактические игры.

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов, формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет.

В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Макет является видом детской деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Дети обожают играть с этими макетами! Работа по изготовлению макетов трудоемкая, но очень интересная!

Представляю некоторые макеты, которые я изготовила для своих воспитанников. Они выполнены из различных материалов. Макеты многофункциональны и их применение в работе носит многоплановый характер, что дает возможность решать многие задачи.

  • Макет «На дорогах и улицах города». Макет представляет собой проезжую часть и части улицы. Содержит макеты зданий, машин. Он двусторонний. На обратной стороне

«парк», «улицы».

  • Макет «Водопад»
  • Макет «Африка»
  • Макет «Сад — огород»
  • Макет «Деревенское подворье»
  • Макет «Мир насекомых»
  • Макет «Антарктида»
  • Макет «Русская изба»
  • Макет «Круговорот воды в природе»
  • Макет «В мире динозавров»
  • Макет «Этажи леса»
  • Макет «Сказка на ковролине»

Таким образом, использование макетов в работе с детьми — одна из инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка. Я убеждена, что использование макетов в ДОУ займет достойное место в процессе познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Нищева // Детство – Пресс. – 2010.
  2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, — 2007.
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», — 1997.
  4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, — 2001.
Следующая >

Как сделать старинную избу

Чтобы создать макет старинной избы, нужно в первую очередь ознакомиться с историческими документами, в которых описан внешний вид жилища славян. Обычно это сруб, который формировался из бревен, которые накладывались в определенной последовательности. Главной особенностью деревенской избушки являются расписные окна с красивыми ставнями. В соответствии с этими данными можно представить, как именно выглядит русская изба, а, значит, можно будет разработать достоверный макет.

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления крестьянской избы нужны следующие инструменты и материалы:

  • офисная белая бумага;
  • клей с кисточкой или клей-карандаш;
  • двухсторонний скотч;
  • картон;
  • гуашь коричневого, серого и черного цвета;
  • цветная бумага для декора;
  • толстая и тонкая кисточки;
  • картонная коробка;
  • ножницы, линейка и простой карандаш.

Понадобятся и другие отделочные материалы, если будет формироваться полная композиция со двором и деревьями.

Поэтапная сборка подробного макета с пошаговыми фото

Принцип сборки и формирования отдельных деталей можно описать в следующем алгоритме:

  1. Каждый лист белой бумаги нужно разделить на 3-4 равные части вдоль короткой стороны. Получатся широкие полоски. Нужно сформировать из полосок трубочки, которые скручиваются в несколько слоев и проклеиваются клеем ПВА. С помощью двухстороннего клея на картонную коробку приклеить перпендикулярно 4 трубочки, которые станут опорой крыши в дальнейшем и помогут определиться с параметрами избушки. Далее вдоль опор ярусами можно приклеивать друг к другу другие трубочки из бумаги.

  2. Когда стенки практически закроют вертикальные элементы, можно остановится. Теперь белые «бревна» можно покрасить коричневой гуашью. Нужно дождаться полного высыхания. Пока это будет происходить, можно приступить к изготовлению крыши.

  3. Подготовить лист картона и сложить его пополам, что сформировался точный перегиб. Из цветной бумаги темного цвета (черной, коричневой) вырезать полоски шириной 3-5 см. С одной стороны каждой полоски сформировать волны, вырезав их ножницами. Двигаясь от центрального сгиба на картонном листе, клеить волнистые полоски до самих краев. На одной из сторон можно приклеить трубу, которую легко сделать из картонной полоски.

  4. Теперь можно приклеить крышу к основанию стен. Отверстия, которые формируются по бокам можно заклеить треугольниками из цветного картона, которые легко крепятся к основанию с помощью двухстороннего скотча.

  5. Следующим этапом станет изготовление окон с резными элементами и дверей. Эти детали легко сделать из цветной бумаги. Основание окон и дверей клеится к «бревнам».

  6. Таким образом получается красивая избушка-сруб из бумаги. Работа займет около 3-х часов времени. Но изготовление такого макета станет приятным занятием и для ребенка и для родителя.

Если расширит композицию, то макет избушки со двором будет выглядеть следующим образом.

Для изготовления забора, деревьев, внутренних построек тоже используется обычная бумага.

Удмурская изба

Удмурты – народ с богатой историей. Их жилища по своему оформлению и обстановке достаточно сильно похожи а русские избы. Отличительной особенностью домов было их убранство – расписной яркий текстиль. Главным украшением дома была всегда огромная печь и расписные сундуки, в котором хранились «семейные богатства».

Открытый макет удмуртской избы:

Татарская избушка

В соответствии с религиозными особенностями и основами восточной культуры оформлялось и жилище у татар. Внешне никакого отличия от убранства русской избы нет, но в большинстве семей существовало четкое разделение жилья на мужскую и женскую половину. При этом центром композиции является большая белая печь и яркое тактильное оформление с восточными мотивами.

Развернутый макет татарской избы:

Русская народная

Русская народная изба имеет главную особенность всегда чистую побеленную огромную печь, которая была центром всего дома. Дополнительно ее расписывали красками, чтобы сделать яркие акценты в интерьере простого дома.

Каким можно создать открытый макет русской избы своими руками из картона:

Аппликации для детей

Макет избы для детского сада может представлять собой обычную аппликацию. При этом есть несколько вариантов изготовления поделки такого типа, где главной особенностью является определенный уровень сложности. Самая простая аппликация русской избы:

  1. Подготовить несколько одинаковых полосок из бумаги коричневого цвета. Из них будет формироваться фасад (основа) избы.
  2. Понадобиться треугольник, основание которого буде такой же длины, как и полоски для фасада.
  3. 2 прямоугольника, которые станут окнами. И еще 1 прямоугольник более узки, но длинный – труба.

Далее все элементы приклеиваются на лист картона следующим образом. В старшей группе детского сада можно использовать такой же пример аппликации, но с более сложными элементами – резными ставнями и замысловатым обрамлением крыши. дополнить картину можно и другими элементами – деревьями, лавочкой, колодцем.

Шаблоны для вырезания

Можно распечатать уже готовый шаблон со всем необходимым цветовым оформлением. Заготовку нужно будет только склеить, формируя нужные формы. Примеры шаблонов для вырезания:

  • Детализированный эскиз, сборка которого требует определенных навыков и знаний.

  • Простой шаблон для вырезания, состоящий из 2-х деталей.
  • Шаблон для изготовления плоского распашного домика.

Шаблон для вырезания можно подготовить и самостоятельно, если присутствуют навыки рисования.

Идеи оформления и украшений

Открытая изба из картона обычно заполняется мебелью, текстильными элементами. Это обязательный момент при изготовлении модели жилища. Что можно использовать в процессе декорирования:

  • Обычно вся мебель изготавливается из картона, а потом окрашивается гуашью.
  • На окна можно сделать занавески из легкой цветной ткани. По такому же принципу изготовляется скатерть на стол и покрывало на кровать.
  • Главный объект – белую печь можно тоже сделать из картона, но лучше использовать пенопласт.
  • Возле печи можно уложить связку из веток. Да и в саму печь можно положить мелко наломанные ветки.
  • Стол можно украсить самоваром, полки «глиняными» кувшинами. Посуду можно изготовить из пластилина, который потом желательно вскрыть клеем или лаком.

Изготовление домашней утвари, мебели и подбор текстиля – это достаточно интересный процесс обустройства жилища славян. Дополнительно можно даже соорудить «красный угол» в избе, чтобы точно следовать историческим данным.

Существуют разноплановые схемы, в соответствии с которыми можно создать бумажный макет избы любой народности. Главное, навести исторические справки перед тем, как приступать к работе. Интересней всего делать именно открытый макет внутренней части избушки. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Особенно процесс работы над таким изделием понравится детям.

Создание макетов детских садов любой сложности

Дошкольные учреждения, как отдельные здания, впервые появились в Германии в начале девятнадцатого века. Создателем этой концепции был немецкий педагог и теоретик Фридрих Фребель, а в конце XIX века Рудольф Штайнер, австрийский философ и архитектор, обнаружил влияние архитектурной среды на психологическое состояние ребенка.

В настоящее время в России дизайн дошкольных учреждений направлен, в первую очередь, на выполнение исключительно утилитарной функции временного размещения детей в строго контролируемой среде, поэтому блочный принцип архитектуры детских садов остается неизменным еще с советских времен.

В других странах, уже на протяжении многих лет, используется принципиально иной подход: здания дошкольных учреждений рассматриваются как посредник для восприятия окружающего мира и катализатор социальной адаптации детей. Проект детского сада должен быть направлен на создание среды, развивающей умственные, физические и творческие способности ребенка.

В восьмидесятых годах архитекторы пришли к выводу, что дошкольные учреждения – совершенно новый тип строений, требующий особого подхода к проектированию. В то же время были разработаны четыре основных принципа проектирования дошкольных учреждений.

Первый подход – метафорический. Наглядный пример – проект детского сада «КИТА» во Франкфурте. Архитектор Кристоф Маклер считал, что не существует такого понятия, как архитектура для детей. В его проекте нет так называемых «детских элементов». Он использовал метафору маленького городка, где классы – своего рода террасные дома, а коридор играет роль улицы.

Источник: archdaily.com

Второй подход – органический. В своем проекте детского сада австрийский архитектор Хундертвассер пытался установить связь между человеком и природой с помощью архитектурных решений.

Источник: needpix.com

Третий подход – включение в проект элементов конструкций позднего модерна. По словам архитекторов, следующих этому принципу, здание – лишь каркас, нейтральная оболочка, а содержательные элементы должны быть помещены внутрь. Примером такого дизайнерского решения может служить детский сад архитектора Вилсона.

Источник: archdaily.com

Четвертый метод, основанный на исследовании Джудит Сивер «Философия образовательного подхода», утверждает, что дизайн дошкольных учреждений должен быть напрямую связан с образовательной программой, сочетающей структурированную деятельность, такую как запланированные занятия, и неструктурированную, позволяющую ребенку самостоятельно выбирать занятие.

Источник: archdaily.com

На основе многочисленных исследований психологов и архитекторов определены принципы проектирования дошкольных учреждений, функционирующих как «гигантское пространство для игр» — с открытой планировкой, удобными для детей размерами элементов и укромными уголками, где ребенок может, при необходимости, отдохнуть и побыть наедине с собой. Экологический подход в дизайне призван обеспечить визуальное разнообразие форм, использование частей здания в качестве игровых элементов, превращение скучных пешеходных дорожек в неотъемлемые части детских площадок и органичную интеграцию здания в окружающее пространство.

Дети, следуя своим внутренним порывам, сами выбирают, чем они хотят заниматься. Таким образом образуется постоянное активное пространство без «холостых» мест.

При проектировании детских садов и дошкольных учреждений необходимо создание 3D-макетов зданий и прилегающей территории. Помимо проектировочной и презентационной функции, выполняемых макетом при строительстве, также его можно использовать и в самом учреждении, например — чтобы в доступной игровой форме объяснить детям пути эвакуации при возникновении каких-либо угроз.

Возможности

Трехмерное макетирование при проектировании современных дошкольных учреждений позволяет архитекторам создать открытую планировку пространств и отказаться от традиционных коридоров.

На больших площадях, с помощью подвижных перегородок, разных уровней пола, разных напольных покрытий и других способов могут быть созданы динамически меняющиеся зоны, как для спокойного отдыха, так и для активных игр. Психологи пришли выводу, что необходимо учитывать сомасштабность окружающего пространства ребенку: окна на уровне детских глаз, указатели, элементы декора соответствующей высоты и тому подобное.

Именно макеты помогают спроектировать всё это правильно.

Преимущества, по сравнению с изготовлением вручную

Быстрая печать на 3D-принтере и фрезерование элементов на станках с ЧПУ – самые современные способы применения трехмерных процессов в архитектурном моделировании. Объемные планы, сооружения в разрезе, макеты зданий и целых городов – реалистичные масштабированные модели широкого диапазона размеров могут быстро изготавливаться и изменяться, в зависимости от текущей задачи.

О преимуществах использования аддитивных технологий в 3D-макетировании, особенностях работы с Top 3D Shop, сроках изготовления, применяемых технологиях, порядке заказа, используемом оборудовании и материалах читайте в статье «3D-технологии в архитектурном макетировании».

Улитка из пластилина

Поделки из пластилина – это легко и красиво. Если правильно подобрать цвет материала, игрушка получится яркой и интересной. Как сделать поделку в детский сад из легкого пластилина, далее в статье.

В процессе работы:

  • делают из зеленого пластилина овальную лепешку и формируют из нее листочек;
  • из пластилина розового цвета делают «колбаску» (туловище улитки) и шарик (голову);
  • из голубого пластилина формируют колбаску потолще и сворачивают ее по типу раковины;
  • соединяют фрагменты улитки и усаживают ее на зеленый листок.

Делают рожки, глазки и рот, как на фото.

Изготовление сложных макетов из бумаги

Процесс изготовления сложных многокомпонентных макетов домов не сильно отличается от описанного выше. Просто подобные развертки выполняются и для отдельных элементов составных макетов. На групповом фото сборки подобного макета показаны его отдельные элементы и порядок сборки.

Освоив несложную технику макетирования из бумаги простых домиков, можно создавать целые бумажные городки с элементами ландшафтного дизайна, растениями, моделями автомобилей и малыми архитектурными формами.

Макеты зданий из бумаги круглой формы делать проще всего, применив к их расчету формулу определения длины окружности (2πr), прибавив к ней полоску для склеивания.

Также можно добавить реалистичности вашему макету, сделав простую подсветку домика изнутри.

Для этого можно на развертке сделать разметку мест подключения светодиодов и элемента питания, а потом установить их в процессе склеивания макета.

Такой домик может также служить ночным светильником, но в этом случае лучше использовать импульсный блок питания, включаемый в электросеть.

Подойдет зарядное устройство для мобильного телефона. Также можно использовать недорогую елочную гирлянду:

Снеговик из ватных дисков

Не за горами Новый год, а какой новогодний праздник может обойтись без зимней поделки в детский сад? Процесс изготовления снеговика довольно простой, поэтому малыш может легко с этим справиться. Разумеется, не без подсказок родителей.

В процессе изготовления поделки:

  • рисуют на бумаге двух цветов прямоугольники и вырезают. Это будут домики;
  • приклеивают будущие дома к листу цветного картона (лучше голубого);
  • окошки вырезают из бумаги контрастного цвета, а крышу делают из половинки ватного диска;
  • вырезают из коричневой бумаги ствол дерева (это лучше сделать родителям) и размещают его за одним из домов;
  • из ватных дисков делают снег, крону дерева и туловище снеговика (как на картинке);
  • вырезают из цветной бумаги и приклеивают снеговику шарф и колпак, глаза и нос-морковку. Нос, рот и руки рисуют фломастером.

Снеговик готов. Картину можно дополнить вырезанными из бумаги или нарисованными белой краской снежинками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]