Методическая шпаргалка педагога «Структура занятия по ФГОС до»


Методическая шпаргалка педагога «Структура занятия по ФГОС до»

елена Таракина

Методическая шпаргалка педагога «Структура занятия по ФГОС до»

Подготовка воспитателя к занятию:

• Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:

• Планирование занятий;

• Подготовка оборудования;

• Подготовка детей к занятию.

• Планирование занятий:

• Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.

• Составить план – конспект,который включает в себя:

• -программное содержание (образовательные задачи)

;

• -оборудование;

• -предварительную работу с детьми (если необходимо)

;

• -ход занятия и методические приёмы.

•Подготовка оборудования:

• Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

• Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

• При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

• Подготовка детей к занятиям

• Создание интереса к предстоящей работе

• Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

• Организация работы дежурных по подготовке к занятию

Структура занятия:

Занятиевключает в себя три этапа:

• 1. Организация детей;

• 2. Основная часть занятия;

• 3. Окончание занятия.

•Организация детей:

– Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания)

;

– Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

.

• Основная часть занятия:

• Организация детского внимания;

• Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)

;

• Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

• Окончание занятия:

• Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

• Переключение детей на другой вид деятельности.

Триединая задача занятия:

•Образовательная: повышать уровень развития ребенка

•Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

•Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Нетрадиционные занятия:

Нетрадиционная форма Содержание

Занятие – творчество Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку»

,
«Придумаем несуществующее животное. Растение»
.

Занятие – посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

Занятие – сказка Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

Занятие – пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту»

, героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность
«Юные журналисты»
.

Занятие – путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

Занятие – эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

Занятие – конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?»

,
«Умники и умницы»
и другими.

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

• 1. Мотивация.

Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора»

предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном
занятии рассказала детям сказку «Колобок»
, а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности
(коллективная аппликация персонажа Колобок)
«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой?Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их,также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на

разных возрастных этапах:

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения)

– главное не персонажи, а сюжеты
(передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо)
. Сюжеты могут быть продолжительными
(путешествие на машине времени)
. В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки)

. Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

• 2. Опора на знания детей

Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений)

.

• 3. Проблема в игровой ситуации

В конце игры должно возникнуть затруднение, которое дети фиксируют в речи. (Почему не смогли? Мы этого еще не знаем, не умеем.)

. Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации
(совместная постановка цели и планирование)
. Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят.
Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?»
То есть,вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т. д.

• 4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения

Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее, используя новый способ действия.

• 5. Закрепление нового в типовой ситуации

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала).

• 6. Итог НОД

Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце НОД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке)

результатов деятельности.

Возрастные этапы проверки:

• Младший возраст – указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Ребёнок нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.) В этом возрасте оценка идёт по ходу непосредственно образовательной деятельности, а не в конце. При этом и замечания, и подсказки (как исправить)

должны исходить не от
педагога, а от игрового персонажа (зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в домике)
. С детьми, которые выполнили задание раньше других,
педагог проводит индивидуальные беседы (по учебному и игровому содержанию непосредственно образовательной деятельности, беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей, зайчонок и зайчиха).
Средний возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств.

Принимая определённую роль и действуя в ней (в роли зайчика ребёнок строит себе дом, ребёнок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию выполнять определённые правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.

Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает»

.

Методы и приёмы обучения:

• 2 младшая группа

Занятие начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданное появление игрушек, приход «гостей»

и пр. Во время
занятия используются игровые приёмы и дидактические игры.
• Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупным. Длительность занятия 10 минут. Занятие проводится по подгруппам.

• Средняя группа

• Используются наглядно-действенные приёмы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счёт и др.)

Исследовательские действия, например, осязательно-двигательные обследования.

• Длительность занятия 20 минут. Занятие проводится по подгруппам.

• Старшая группа

• Наглядные, словесные и практические методы используются в комплексе. Пятилетние дети способны понимать познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи пробуждает в детях познавательную активность. (Например, «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?»

)

• Расширяют виды наглядных пособий, и несколько изменяется их характер.

• В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Большое место занимает работа с картинками, с цветными и силуэтными изображениями предметов, причём рисунки предметов могут быть схематичными.

• Наглядной опорой служат «Заместители»

реальных
предметов. Повышается роль словесных приёмов обучения: «Как можно ещё сделать? Проверить? Сказать?»
Широко используют словесные игры и упражнения:
«Скажи наоборот!»«Кто быстрее назовёт?»
.

• Длительность занятия 25 минут. Занятие проводится всей группой.

• Подготовительная группа

• Как в старшей группе. Длительность занятия 30 минут. Проводится 2 раза в неделю всей группой.

Структура урока по ФГОС

Этапы урока Краткое содержание, действия учеников Действия учителя
Мотивирование на учебную деятельность Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу Настраивает учеников на успешную работу
Актуализация знаний Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует
Целеполагание, постановка проблемы В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.
Поиск путей решения проблемы Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач Консультирует
Решение проблемы Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения Консультирует
Коррекция Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения Помогает, советует, консультирует
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону Консультирует
Систематизация знаний Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью Консультирует, направляет
Объяснение домашнего задания У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности Разъясняет, предлагает задания на выбор
Оценивание Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) Консультирует, обосновывает оценки
Рефлексия учебной деятельности Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке Благодарит учеников за урок

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]