Что такое лэпбук по ПДД для дошкольников
Понятие лэпбук собрано из двух английских слов: lap (колени) + book (книга). Такая интерактивная развивающая книга нужна для сбора и организации информации по какой-либо теме. Каждый lapbook индивидуален. Его структура может быть произвольной, в зависимости от пожеланий ребенка, уровня его знаний по теме.
Основные преимущества такой книжки для ребенка:
- Привлекательный внешний вид, который вызывает интерес и является стимулом к изучению содержания.
- Большой объем информации, представленной в сжатой форме, легкой для освоения и запоминания.
Папка-машинка, созданная воспитанниками ДОУ
Лэпбук по ПДД для детского сада призван ознакомить воспитанников разных возрастных групп с правилами дорожного движения, знаками и обозначениями на дороге, проиллюстрировать примеры опасного и безопасного поведения вблизи проезжей части, помочь ребенку усвоить эти правила и не растеряться на месте. В детсаду лэпбук может быть изготовлен в виде общего стенда или папки для каждого ребенка.
Лэпбук по ПДД в ДОУ: изготовление
Основу справочного лэпбука создает воспитатель, а структуру и отдельные элементы — ребенок совместно с родителями, мастерами из детского садика и другими детьми. При помощи красочного lapbook ребенок сможет легко понять, структурировать и запомнить важные определения и правила, усвоить ранее изученный материал. Основой лэпбука может служить картонная папка для хранения документов или сложенный лист картона.
Элементы внутреннего наполнения пособия можно распечатать в виде шаблонов или изготовить самостоятельно. Внутреннюю часть папки в виде 2-3 листов формата А3 или А4 обклеивают цветной бумагой или бумагой для скрапбукинга. В произвольном виде наклеивают кармашки, мини-книжечки, блокнотики и др. В отдельный конвертик целесообразно поместить важные ПДД, другие элементы папки заполнить загадками, ребусами, стихами и играми.
Дополнительная информация! Обложку и титульный лист лэпбука можно украсить тематической картинкой или рисунком, объемной аппликацией. Внутри папки можно наклеить декоративные элементы в виде фигурок из фетра или бумаги.
Содержание
В ходе создания и наполнения лэпбука ребенок проявляет свои творческие способности, эстетический вкус, применяет полученные на занятиях теоретические навыки, группирует материалы по определенным признакам, лучше понимает и запоминает информацию.
Дидактическое пособие с различными элементами
Лэпбук по ПДД в ДОУ может содержать следующее:
- карточки;
- конвертики (стандартные, фигурные) и кармашки;
- домики с открывающимися ставнями;
- фотографии и рисунки;
- схемы и таблицы;
- маленькие книжки (со страницами и гармошки);
- подвижные элементы (вращающиеся круги).
Примеры лэпбуков по ПДД
Перед началом работы над lapbook нужно наметить, что должен узнать и усвоить ребенок в процессе занятия с книжкой, какие элементы разместить, в какой последовательности.
Например:
- Правила поведения дошкольника на дороге и вблизи проезжей части;
- дорожные знаки и указатели;
- виды транспортных средств;
- знакомство с формой регулировщика и его инструментами;
- стихи, посвященные ПДД;
- викторина по ПДД;
- тематические загадки.
Как научить ребенка запоминать цифры и их написание
Обратите внимание! Правила поведения на дороге можно подать в стихотворной форме, легкой и увлекательной для ребенка.
На карточках — изобразить транспортные средства. Ребенок должен распределить их по кармашкам, в каждый — определенный вид транспорта (спецтехника, наземный, ж/д, воздушный, водный). Задача — развить навыки классификации, познакомить с новыми понятиями.
Для знакомства с дорожными знаками и указателями, ребенку можно предложить раскрасить их изображения, разгадать загадки и ребусы. На каждой карточке напечатать текст загадки. Также подготовить карточки с изображениями — ответами. Все материалы распределить по конвертикам. Воспитатель читает текст загадки, а при правильном ответе ребенка показывает картинку.
Такая активность способствует следующему:
- тренировке памяти;
- развитию сообразительности;
- освоению ПДД в игровой форме.
На одном из листов можно поместить красочное изображение регулировщика с описанием элементов его формы и инструментов (жезл и свисток), привести стихотворение о представителе этой профессии. Викторина может быть посвящена правилам дорожного движения, сигналам светофора, дорожным знакам или разметке.
Пример красочной листовки
Материалы
Для изготовления обучающей наколенной книги понадобятся самые доступные материалы:
- папка формата А3 или А4;
- картон;
- бумага для скрапбукинга;
- белая и цветная бумага;
- фетр;
- клей для бумаги;
- скотч;
- маркеры;
- акварельные краски и фломастеры;
- степлер;
- безопасные ножницы.
Важно! В ходе работы ребенок должен использовать материалы и инструменты под присмотром взрослого.
Материалы для творчества
Ход игры:
Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.
1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена»
,
«Движение пешеходов запрещено»
,
«Движение на велосипедах запрещено»
.
2—наши знаки предупреждающие: «Скользкая дорога»
,
«Крутой поворот»
,
«Дорожные работы»
.
3—наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход»
,
«Место остановки автобуса»
,
«Жилая зона»
.
4—наши знаки сервиса: «Больница»
,
«Телефон»
,
«Заправочная станция»
.
Дидактическая игра «Угадай, какой знак»
Цель:
1. Закрепить названия и назначение дорожных знаков.
2. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.
3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.
Описание лэпбуков
Содержание наколенных книжек зависит от возраста и уровня подготовки ученика.
Для средних групп 4-5 лет
Задача лэпбука по ПДД для средних групп ДОУ — познакомить дошкольников с правилами дорожного движения для пешеходов и водителей, составными частями дороги, дорожными знаками и указателями для всех участников дорожного движения.
Важно! Пособие призвано вызвать у ребенка интерес к теме, познакомить с важными правилами в привычной для него игровой форме.
В процессе работы с лэпбуком ребенок будет тренировать и развивать речь, память, коммуникацию с другими участниками коллектива.
Папка может содержать следующие разделы:
- карточки с правилами дорожного движения;
- виды транспорта в картинках;
- стихи о ПДД;
- несложные загадки (тексты + картинки);
- лабиринты (для построения безопасного пути от дома до ДОУ);
- карточки-раскраски (дорожный знак, транспортное средство);
- тематические пазлы из нескольких деталей;
- игры с элементами физической активности.
Карточки с ПДД лучше расположить в кармашке, в центральной части книжки. Цель раздела — закрепить знания ребенка младшего возраста по ПДД, донести информацию о необходимости проявлять бдительность и осторожность вблизи автомобильного шоссе, не теряться и четко знать, как и где можно пересекать проезжую часть. Цель загадок по теме — развитие сообразительности, способности соотносить текстовое описание и изображение предмета, обогащение речи.
Суть игры «лабиринты» — составление безопасного маршрута из точки А в точку Б при помощи фишек или пальчиков с комментариями ребенка. Цель — развитие сообразительности, логики, внимания, мелкой моторики, речи.
Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ
Обратите внимание! Для большей эффективности занятия следует менять вид деятельности.
Например, можно устроить игру между двумя командами: водителями и пешеходами. Воспитатель или воспитанник берет из конвертика заготовку — сигналы светофора и показывает одно из изображений. В зависимости от цвета участники игры идут либо стоят на месте. Цель — развитие памяти, быстроты реакции, координации движений.
Для старших групп 5-6 лет
Обратите внимание! Цели создания наколенной книжки для детей 5-6 лет — систематизировать знания по теме, донести важность сигналов светофора, научить классифицировать дорожные знаки, развивать внимание, самостоятельность, осторожность.
Конвертики с заданиями и играми в соответствии с возрастом воспитанников ДОУ:
- значение сигналов светофора;
- дорожные знаки и их значение;
- виды транспорта (классифицировать, найти лишний);
- загадки;
- раскраски (закрепление знания по теме, развитие мелкой моторики, аккуратности);
- стихи на тему ПДД;
- ребусы и кроссворды;
- вопросы (определить правильность/неправильность действий на дороге);
- пазлы;
- игра «ситуации на дороге» (педагог озвучивает ситуацию, а дети ее разыгрывают на макете автодороги с использованием игрушечных человечков или животных);
- лево-право (расположить распечатки транспортных средств в соответствии с направлением движения);
- найди отличия (до 10 позиций);
- подвижная игра (дети выполняют определенные действия по сигналу светофора);
- визуальная информация (подборка развивающих видео и мультфильмов по теме ПДД).
Для подготовительных групп 6-7 лет
Воспитанники подготовительных групп могут не только совершенствовать свои знания в области ПДД, но и активно участвовать в сборе и систематизации информации.
Цель создания тематической папки — закрепление полученных знаний, осознание важности безопасного поведения на дороге и вблизи нее, готовность к пересечению проезжей части как по регулируемому, так и по нерегулируемому переходу, научить предотвращать опасные ситуации и четко действовать при необходимости. В пособие можно включить все вышеперечисленные элементы, усложнив их и разнообразив содержание.
Важно! Благодаря привлекательному внешнему виду и продуманной структуре лэпбука, дети легко и в непринужденной форме пополняют свой багаж знаний.
Папка для детей старшего возраста
ЛЭПбук «Правила дорожного движения» для детей дошкольного возраста
«Составь картину».
На трех кубиках размером 5*5*5 приклеены части картин, из них столбиком нужно составить картинки.
Цель:
Развивать зрительное внимание, сообразительность, обогащать словарь.
- Второй куб.
Он изготовлен из фетра. На каждой стороне изображен виды наземного транспорта.
«Собери пазлы».
Одна сторона куба в виде разрезных пазлов-полосок на липучке.
«Потуши пожар».
На этой стороне куба изображен горящий дом (веревку потянуть вверх – появляется огонь, потушить – значить веревку потянуть надо вниз), пожарная машина с лестницей и рукавом для тушения пожара; лестница и колеса расстегиваются и застегиваются.
«На страже порядка»
На другой стороне изображение автомобиля ДПС, где колеса застегиваются и расстегиваются; есть замочек, при расстегивании оттуда появляются цветочки.
«Автомобили на улице города»
Здесь автомобили двигаются по веревочке.
«Грузовик»
везет груз (геометрические фигуры), колеса застегиваются и расстегиваются.
«Автобус»
из фетра, колеса застегиваются и расстегиваются, двери на шнурках.
Цель:
Развивать умение составлять из частей целое. Закрепить виды транспорта, их назначение, закрепить ППБ. Развивать мелкую моторику рук: умение застегивать и расстегивать пуговицу, замок, двигать по веревке, тянуть веревочку, шнуровать. Учить названия геометрических фигур.
- Третий куб
. Изготовлен из картона, обклеен распечатанными рисунками с названием каждой игры. В каждом кармашке игра. Внутрь куба тоже оформлен в виде улицы города с разметками.
Дидактическая игра «Ситуации на улицах города».
Игра расположена в кармашке третьего куба. Здесь собраны сюжетные картинки с различными ситуациями на дорогах.
Цель:
Создать условия для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей в процессе изучения материала по теме «ПДД» через решение проблемных ситуаций.
«Светофор загадывает загадки».
Листы с загадками находятся в кармашке в третьем кубе. Загадки меняются.
Цель:
развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
«Знаки дорожного движения».
Знаки отпечатаны и сложены в кармашек третьего куба.
Цель:
Учить названия и назначение дорожных знаков; уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.
«Ребусы».
Этот кармашек содержит распечатанные рисунки с ребусами.
Цель:
Активизировать мыслительную и познавательную деятельность.
«Раскрась картинку» (раскраски по ПДД).
На отдельных листах распечатаны рисунки-раскраски, они находятся в кармашке третьего куба. Они по теме и постоянно меняются.
Цель:
Учить раскрашивать рисунки не выходя за контуры, учить правильно держать карандаш (фломастер); закрепить ПДД для пешеходов и водителей.
«Стихи о дорожных знаках».
Стихи собраны на отдельных листах, вложены в кармашек третьего куба.
Цель:
помочь детям запомнить и выучить знаки дорожного движения в стихотворной форме.
Куб в разложенном виде «Расставь знаки на дороге».
Для игры используются знаки. Задача: расположить знаки правильно на определенных участках дороги.
Цель:
закреплять знание дорожных знаков, их назначение; учить объяснять, где и какой знак должен стоять.
Рекомендации по использованию:
Дидактическое пособие «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать в работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Благодаря этой форме работы дети многое узнают о ПДД, узнают и с удовольствием прочитают наизусть стихи о дорожных знаках, придумают загадки о ПДД, узнают правила дорожного движения. Работа с ЛЭПбуком позволит разнообразить работу и повысит познавательный интерес у детей. Наш ЛЭПбук, думаю, понравится нашим детям и мы часто будем использовать его в своей работе.
Список используемой литературы
- Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. — СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
- Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. — Волгоград: ИТД «Корифей».
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». — М., 2007.
- Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
- Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М. :Центр педагогического образования, 2007.