Лэпбуки по ПДД для детских садов своими руками, описание книжки


Что такое лэпбук по ПДД для дошкольников

Понятие лэпбук собрано из двух английских слов: lap (колени) + book (книга). Такая интерактивная развивающая книга нужна для сбора и организации информации по какой-либо теме. Каждый lapbook индивидуален. Его структура может быть произвольной, в зависимости от пожеланий ребенка, уровня его знаний по теме.

Основные преимущества такой книжки для ребенка:

  • Привлекательный внешний вид, который вызывает интерес и является стимулом к изучению содержания.
  • Большой объем информации, представленной в сжатой форме, легкой для освоения и запоминания.

Папка-машинка, созданная воспитанниками ДОУ

Лэпбук по ПДД для детского сада призван ознакомить воспитанников разных возрастных групп с правилами дорожного движения, знаками и обозначениями на дороге, проиллюстрировать примеры опасного и безопасного поведения вблизи проезжей части, помочь ребенку усвоить эти правила и не растеряться на месте. В детсаду лэпбук может быть изготовлен в виде общего стенда или папки для каждого ребенка.

Лэпбук по ПДД в ДОУ: изготовление

Основу справочного лэпбука создает воспитатель, а структуру и отдельные элементы — ребенок совместно с родителями, мастерами из детского садика и другими детьми. При помощи красочного lapbook ребенок сможет легко понять, структурировать и запомнить важные определения и правила, усвоить ранее изученный материал. Основой лэпбука может служить картонная папка для хранения документов или сложенный лист картона.

Элементы внутреннего наполнения пособия можно распечатать в виде шаблонов или изготовить самостоятельно. Внутреннюю часть папки в виде 2-3 листов формата А3 или А4 обклеивают цветной бумагой или бумагой для скрапбукинга. В произвольном виде наклеивают кармашки, мини-книжечки, блокнотики и др. В отдельный конвертик целесообразно поместить важные ПДД, другие элементы папки заполнить загадками, ребусами, стихами и играми.

Дополнительная информация! Обложку и титульный лист лэпбука можно украсить тематической картинкой или рисунком, объемной аппликацией. Внутри папки можно наклеить декоративные элементы в виде фигурок из фетра или бумаги.

Содержание

В ходе создания и наполнения лэпбука ребенок проявляет свои творческие способности, эстетический вкус, применяет полученные на занятиях теоретические навыки, группирует материалы по определенным признакам, лучше понимает и запоминает информацию.

Дидактическое пособие с различными элементами

Лэпбук по ПДД в ДОУ может содержать следующее:

  • карточки;
  • конвертики (стандартные, фигурные) и кармашки;
  • домики с открывающимися ставнями;
  • фотографии и рисунки;
  • схемы и таблицы;
  • маленькие книжки (со страницами и гармошки);
  • подвижные элементы (вращающиеся круги).

Примеры лэпбуков по ПДД

Перед началом работы над lapbook нужно наметить, что должен узнать и усвоить ребенок в процессе занятия с книжкой, какие элементы разместить, в какой последовательности.

Например:

  • Правила поведения дошкольника на дороге и вблизи проезжей части;
  • дорожные знаки и указатели;
  • виды транспортных средств;
  • знакомство с формой регулировщика и его инструментами;
  • стихи, посвященные ПДД;
  • викторина по ПДД;
  • тематические загадки.

Как научить ребенка запоминать цифры и их написание

Обратите внимание! Правила поведения на дороге можно подать в стихотворной форме, легкой и увлекательной для ребенка.

На карточках — изобразить транспортные средства. Ребенок должен распределить их по кармашкам, в каждый — определенный вид транспорта (спецтехника, наземный, ж/д, воздушный, водный). Задача — развить навыки классификации, познакомить с новыми понятиями.

Для знакомства с дорожными знаками и указателями, ребенку можно предложить раскрасить их изображения, разгадать загадки и ребусы. На каждой карточке напечатать текст загадки. Также подготовить карточки с изображениями — ответами. Все материалы распределить по конвертикам. Воспитатель читает текст загадки, а при правильном ответе ребенка показывает картинку.

Такая активность способствует следующему:

  • тренировке памяти;
  • развитию сообразительности;
  • освоению ПДД в игровой форме.

На одном из листов можно поместить красочное изображение регулировщика с описанием элементов его формы и инструментов (жезл и свисток), привести стихотворение о представителе этой профессии. Викторина может быть посвящена правилам дорожного движения, сигналам светофора, дорожным знакам или разметке.

Пример красочной листовки

Материалы

Для изготовления обучающей наколенной книги понадобятся самые доступные материалы:

  • папка формата А3 или А4;
  • картон;
  • бумага для скрапбукинга;
  • белая и цветная бумага;
  • фетр;
  • клей для бумаги;
  • скотч;
  • маркеры;
  • акварельные краски и фломастеры;
  • степлер;
  • безопасные ножницы.

Важно! В ходе работы ребенок должен использовать материалы и инструменты под присмотром взрослого.

Материалы для творчества

Ход игры:

Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.

1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена»

,
«Движение пешеходов запрещено»
,
«Движение на велосипедах запрещено»
.

2—наши знаки предупреждающие: «Скользкая дорога»

,
«Крутой поворот»
,
«Дорожные работы»
.

3—наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход»

,
«Место остановки автобуса»
,
«Жилая зона»
.

4—наши знаки сервиса: «Больница»

,
«Телефон»
,
«Заправочная станция»
.

Дидактическая игра «Угадай, какой знак»

Цель:

1. Закрепить названия и назначение дорожных знаков.

2. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.

Описание лэпбуков

Содержание наколенных книжек зависит от возраста и уровня подготовки ученика.

Для средних групп 4-5 лет

Задача лэпбука по ПДД для средних групп ДОУ — познакомить дошкольников с правилами дорожного движения для пешеходов и водителей, составными частями дороги, дорожными знаками и указателями для всех участников дорожного движения.

Важно! Пособие призвано вызвать у ребенка интерес к теме, познакомить с важными правилами в привычной для него игровой форме.

В процессе работы с лэпбуком ребенок будет тренировать и развивать речь, память, коммуникацию с другими участниками коллектива.

Папка может содержать следующие разделы:

  • карточки с правилами дорожного движения;
  • виды транспорта в картинках;
  • стихи о ПДД;
  • несложные загадки (тексты + картинки);
  • лабиринты (для построения безопасного пути от дома до ДОУ);
  • карточки-раскраски (дорожный знак, транспортное средство);
  • тематические пазлы из нескольких деталей;
  • игры с элементами физической активности.

Карточки с ПДД лучше расположить в кармашке, в центральной части книжки. Цель раздела — закрепить знания ребенка младшего возраста по ПДД, донести информацию о необходимости проявлять бдительность и осторожность вблизи автомобильного шоссе, не теряться и четко знать, как и где можно пересекать проезжую часть. Цель загадок по теме — развитие сообразительности, способности соотносить текстовое описание и изображение предмета, обогащение речи.

Суть игры «лабиринты» — составление безопасного маршрута из точки А в точку Б при помощи фишек или пальчиков с комментариями ребенка. Цель — развитие сообразительности, логики, внимания, мелкой моторики, речи.

Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ

Обратите внимание! Для большей эффективности занятия следует менять вид деятельности.

Например, можно устроить игру между двумя командами: водителями и пешеходами. Воспитатель или воспитанник берет из конвертика заготовку — сигналы светофора и показывает одно из изображений. В зависимости от цвета участники игры идут либо стоят на месте. Цель — развитие памяти, быстроты реакции, координации движений.

Для старших групп 5-6 лет

Обратите внимание! Цели создания наколенной книжки для детей 5-6 лет — систематизировать знания по теме, донести важность сигналов светофора, научить классифицировать дорожные знаки, развивать внимание, самостоятельность, осторожность.

Конвертики с заданиями и играми в соответствии с возрастом воспитанников ДОУ:

  • значение сигналов светофора;
  • дорожные знаки и их значение;
  • виды транспорта (классифицировать, найти лишний);
  • загадки;
  • раскраски (закрепление знания по теме, развитие мелкой моторики, аккуратности);
  • стихи на тему ПДД;
  • ребусы и кроссворды;
  • вопросы (определить правильность/неправильность действий на дороге);
  • пазлы;
  • игра «ситуации на дороге» (педагог озвучивает ситуацию, а дети ее разыгрывают на макете автодороги с использованием игрушечных человечков или животных);
  • лево-право (расположить распечатки транспортных средств в соответствии с направлением движения);
  • найди отличия (до 10 позиций);
  • подвижная игра (дети выполняют определенные действия по сигналу светофора);
  • визуальная информация (подборка развивающих видео и мультфильмов по теме ПДД).

Для подготовительных групп 6-7 лет

Воспитанники подготовительных групп могут не только совершенствовать свои знания в области ПДД, но и активно участвовать в сборе и систематизации информации.

Цель создания тематической папки — закрепление полученных знаний, осознание важности безопасного поведения на дороге и вблизи нее, готовность к пересечению проезжей части как по регулируемому, так и по нерегулируемому переходу, научить предотвращать опасные ситуации и четко действовать при необходимости. В пособие можно включить все вышеперечисленные элементы, усложнив их и разнообразив содержание.

Важно! Благодаря привлекательному внешнему виду и продуманной структуре лэпбука, дети легко и в непринужденной форме пополняют свой багаж знаний.

Папка для детей старшего возраста

ЛЭПбук «Правила дорожного движения» для детей дошкольного возраста

«Составь картину».

На трех кубиках размером 5*5*5 приклеены части картин, из них столбиком нужно составить картинки.

Цель:

Развивать зрительное внимание, сообразительность, обогащать словарь.

  1. Второй куб.

    Он изготовлен из фетра. На каждой стороне изображен виды наземного транспорта.

«Собери пазлы».

Одна сторона куба в виде разрезных пазлов-полосок на липучке.

«Потуши пожар».

На этой стороне куба изображен горящий дом (веревку потянуть вверх – появляется огонь, потушить – значить веревку потянуть надо вниз), пожарная машина с лестницей и рукавом для тушения пожара; лестница и колеса расстегиваются и застегиваются.

«На страже порядка»

На другой стороне изображение автомобиля ДПС, где колеса застегиваются и расстегиваются; есть замочек, при расстегивании оттуда появляются цветочки.

«Автомобили на улице города»

Здесь автомобили двигаются по веревочке.

«Грузовик»

везет груз (геометрические фигуры), колеса застегиваются и расстегиваются.

«Автобус»

из фетра, колеса застегиваются и расстегиваются, двери на шнурках.

Цель:

Развивать умение составлять из частей целое. Закрепить виды транспорта, их назначение, закрепить ППБ. Развивать мелкую моторику рук: умение застегивать и расстегивать пуговицу, замок, двигать по веревке, тянуть веревочку, шнуровать. Учить названия геометрических фигур.

  1. Третий куб

    . Изготовлен из картона, обклеен распечатанными рисунками с названием каждой игры. В каждом кармашке игра. Внутрь куба тоже оформлен в виде улицы города с разметками.

Дидактическая игра «Ситуации на улицах города».

Игра расположена в кармашке третьего куба. Здесь собраны сюжетные картинки с различными ситуациями на дорогах.

Цель:

Создать условия для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей в процессе изучения материала по теме «ПДД» через решение проблемных ситуаций.

«Светофор загадывает загадки».

Листы с загадками находятся в кармашке в третьем кубе. Загадки меняются.

Цель:

развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

«Знаки дорожного движения».

Знаки отпечатаны и сложены в кармашек третьего куба.

Цель:

Учить названия и назначение дорожных знаков; уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.

«Ребусы».

Этот кармашек содержит распечатанные рисунки с ребусами.

Цель:

Активизировать мыслительную и познавательную деятельность.

«Раскрась картинку» (раскраски по ПДД).

На отдельных листах распечатаны рисунки-раскраски, они находятся в кармашке третьего куба. Они по теме и постоянно меняются.

Цель:

Учить раскрашивать рисунки не выходя за контуры, учить правильно держать карандаш (фломастер); закрепить ПДД для пешеходов и водителей.

«Стихи о дорожных знаках».

Стихи собраны на отдельных листах, вложены в кармашек третьего куба.

Цель:

помочь детям запомнить и выучить знаки дорожного движения в стихотворной форме.

Куб в разложенном виде «Расставь знаки на дороге».

Для игры используются знаки. Задача: расположить знаки правильно на определенных участках дороги.

Цель:

закреплять знание дорожных знаков, их назначение; учить объяснять, где и какой знак должен стоять.

Рекомендации по использованию:

Дидактическое пособие «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать в работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.

Благодаря этой форме работы дети многое узнают о ПДД, узнают и с удовольствием прочитают наизусть стихи о дорожных знаках, придумают загадки о ПДД, узнают правила дорожного движения. Работа с ЛЭПбуком позволит разнообразить работу и повысит познавательный интерес у детей. Наш ЛЭПбук, думаю, понравится нашим детям и мы часто будем использовать его в своей работе.

Список используемой литературы

  1. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. — СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  2. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
  3. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. — Волгоград: ИТД «Корифей».
  4. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». — М., 2007.
  5. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
  6. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М. :Центр педагогического образования, 2007.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]