Экскурсия по детскому саду для первой младшей группы


Ход экскурсии

Воспитатель обращает внимание детей на здание детского сада. Оно двухэтажное. Детский сад очень большой. У него 2 главных входа. В здании детского сада много окон. Это потому, что здесь много групп и разных помещений. Педагог показывает детям окна их группы.

Вокруг здания располагаются клумбы с красивыми и яркими цветами. На территории сада много больших деревьев. Летом они защищают детей от солнца.

На территории детского садамного участков с различными постройками: песочницы, домики, машины, корабли, автобусы, качели, лавочки и скамейки. Все это сделали взрослые люди для детей, потому что любят детей и заботятся о них. Все, что сделано руками людей, надо беречь.

Вместе с детьми педагог рассматривает растения на участке, цветники, огород. Спрашивает у детей, откуда здесь так много деревьев и кустов. Напоминает, что все это посадили взрослые люди, чтобы на участке было красиво, что они позаботились о детях.

Педагог объясняет, что в нашем городе очень много детских садов, в каждом детском саду взрослые сажают много разных растений, и наши улицы становятся очень красивыми.

Воспитатель предлагает детям вспомнить название улицы, на которой расположен детский сад. Спрашивает, какие растения там посажены, просит назвать их.

1. На какой улице расположен наш детский сад?

2. Что вы видели по дороге на участок?

3. Что растет на нашем участке?

4. Что построено на участке?

5. Почему нельзя ломать постройки, рвать растения?

Благоустройство территории детского сада Детский сад недаром называют вторым домом для дошколят. Здесь малыши проводят большую часть своего дня, здесь они развиваются, общаются,.

Конспект дидактической игры «Кто работает в детском саду?» (название профессий работников детского сада) (младшая группа) Цель: углубить и уточнить представления детей о детском саде. Закрепить знание названий профессий сотрудников детского сада. Воспитывать.

Конспект НОД «Знакомство с помещениями детского сада (музыкальный и физкультурный зал)» (младшая группа) Цель: учить детей ориентироваться в некоторых помещениях детского сада (музыкальный зал, физкультурный зал). Воспитывать доброжелательное.

Конспект экскурсии «Путешествие по детскому саду» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года

Конспект экскурсии «Путешествие по детскому саду»
для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года
Развивать интерес к труду взрослых.

Обучающие:

Закреплять знания детей о рабочем месте работников ДОУ. Учить детей формулировать вопрос.

Развивающие

: Развивать навыки активного речевого общения, учить детей ценить труд и заботу взрослых, применять полученные знания в продуктивной и других видах деятельности.

Воспитательные

: Воспитывать в детях уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду.

Беседа с детьми «Кто заботится о нас?», рассматривание иллюстраций «Профессии», вечер загадок и отгадок.

План рассказа работников о своей деятельности.

Какую работу выполняет?

Какой головной убор носит?

Инструменты, которыми пользуется?

Ход экскурсии (в группе):

Воспитатель:

Вы знаете, что в детском саду трудится много взрослых. Они заботятся о вас, стараются сделать так, чтобы вам было хорошо, весело и уютно. И первый самый важный наш помощник – это младший воспитатель. Как его зовут? Чем же она занимается? (Ответы детей.) Рассказ младшего воспитателя о своей деятельности (по предложенному плану).

Воспитатель:

Как зовут ваших воспитателей? Чем они занимаются? (Ответы детей). Рассказ воспитателя о своей деятельности.

Воспитатель:

Хотите познакомиться и узнать кто еще кем работает в детском саду? Отправляемся в путешествие. На чем поедем? (Предложения детей).

На поезде. Занимайте места в вагонах. (Вот поезд наш едет, колеса стучат…..)

Воспитатель:

Самый первый кабинет – это кабинет, в котором работают взрослые в белых халатах. «Кто здесь работает?» (Ответы детей).

Воспитатель:

Правильно – это врач и медсестра. Познакомимся с ними? А сейчас я задам вопрос взрослым: «Как Вас зовут?» (Ответы взрослых)

Воспитатель:

Спроси, Даша. (Как Вас зовут?) (Ответы взрослых).

Воспитатель:

Расскажите нам нашим о своей профессии. Рассказ взрослых о своей деятельности. Спасибо Вам большое. А мы с ребятами поедем дальше. Занимайте свои места в вагонах. Путешествие продолжается.

Воспитатель:

Что же это за кабинет? Посмотрите, здесь тоже взрослые в белых халатах. Может это тоже медицинский кабинет? (Ответы детей).

Воспитатель:

Правильно называется ПИЩЕБЛОК. Здесь много помещений. Прежде чем зайти, нам необходимо одеть спецодежду. (Детям одеваем фартуки, косынки, колпаки). Сколько взрослых работают? (Много). Как называется профессия этих взрослых? (Ответы детей). Что вы хотите узнать у поваров? (Вопросы детей)

Воспитатель:

Спасибо Вам большое. А мы продолжаем путешествие. Нас встречает Зинаида Романовна. Что же она делает? (Ответы детей). Назовите помощников прачки. (Утюг…) Рассказ прачки о своей деятельности.

Воспитатель:

Спасибо, Вам большое. А нам надо вернуться в группу. На чем можно быстро добраться до группы? (На самолёте). Занимайте места. Заводим мотор. Полетели.

Воспитатель:

Понравилось путешествовать? Хотите еще узнать кто работает в детском саду? Следующий раз мы узнаем кто же самый главный у нас в детском саду и чем он занимается.

Виды экскурсий с детьми дошкольного возраста

В зависимости от объектов посещения можно выделить различные виды экскурсий в ДОУ.

Природоведческая экскурсия

Природоведческой экскурсии нацелена на то, чтобы познакомить дошкольников с миром природы, накопить у них представления о различных её объектах. Такие мероприятия обычно ставят перед детьми конкретные задачи. Приведём некоторые примеры:

  • познакомить с первыми весенними проталинами,
  • рассмотреть пробивающуюся из-под земли травку,
  • рассмотреть сосульки, проанализировать их цвет, размер, структуру,
  • выяснить, какие насекомые обитают на лугу,
  • собрать шишки, отличая при этом сосновые от еловых,
  • увидеть настоящий ручей.

Тем не менее, каждая прогулка на природу даёт ребятам массу впечатлений и вопросов для размышления, не предусмотренных планом.

Природоведческая экскурсия, как правило, имеет определённую структуру:

  • вступительная беседа,
  • совместное с воспитателем наблюдение за объектами природы,
  • самостоятельное наблюдение дошкольников,
  • сбор природных материалов (зависит от времени года),
  • игровые действия с собранным материалом,
  • подведение итогов экскурсии.

Природоведческие экскурсии решают определённую задачу, например, изучение строение дерева

Знания, приобретённые в ходе природоведческой экскурсии, обязательно впоследствии нужно закреплять на занятиях в группе, в дидактических играх. что касается собранного материала, то он размещается в уголке природы: цветочки ставятся в вазы, растения же можно посадить в горшочки, шишки, каштаны и жёлуди складываются в контейнеры (позднее их можно использовать для создания поделок).

Достоинство природоведческой экскурсии в том, что она знакомит дошкольников с объектами природы в их естественной обстановке. Такие прогулки развивают стремление познавать окружающий мир, воспитывают у ребят эстетические чувства, умение видеть и беречь красоту природы.

Конкретные маршруты природоведческой экскурсии — это прогулки по территории детского сада (преимущественно в младшем дошкольном возрасте), целевые прогулки по родному городу или посёлку (когда акцент ставится именно на окружающую природу), поход в близлежащий парк, сквер, на луг, поле или к водоёму (реке, пруду, озеру).

Постепенно из различных экскурсий у ребёнка складывается целостный образ природы родного края, Малой Родины.

Экологическая экскурсия как разновидность природоведческой направлена на установление разного рода связей в мире природы:

  • между органами живых существ (растений и животных) и выполняемых ими функциями,
  • между особенностями образа жизни организмов и средой, где они обитают,
  • между разными организмами в пределах одной экосистемы.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты позволяет ребятам составить представление о человеческом труде. Это прогулки в поле в период вспахивания, сева, уборки урожая, посещения луга во время уборки сена или выпаса скота, сельскохозяйственной фермы, оранжереи, теплицы, зоопарка (где человек ухаживает за животными). Посещение таких объектов демонстрирует дошкольникам, как человек может влиять на природу, выращивает самые разные растения и животных, использует машины, ответтсвенно относится к своей работе.

Фотогалерея: варианты природоведческих экскурсий с дошкольниками

Экскурсия в теплицу покажет ребятам, как взрослые выращивают сельскохозяйственные культуры

Ребята узнают, что водоём — это целый мир со своими обитателями

Как здорово в тёплую погоду отправиться на зелёный луг!

Экскурсия в осенний лес позволяет ребятам закрепить признаки осени

Посещение музеев и памятников

Музейные экскурсии приобщают дошкольников к миру культурных ценностей, а также к истории родного края. Они способствуют формированию художественного вкуса, ведь, ребята не просто воспринимают красоту произведений искусства, а дают им эстетическую оценку (речь, в первую очередь, идёт об искусствоведческих экскурсиях).

Музейная педагогика приобщает детей и к красоте народного быта. Кстати, музеи русской избы создаются во многих дошкольных учреждениях. Это очень полезно для воспитания в дошкольниках патриотизма и трепетному отношению к культуре своего народа. Всегда интересно проходят посещения музеев народных промыслов (ведь, ребята затрагивают эту тему на занятиях по изобразительному творчеству в детском саду).

Чтобы мир музейных экспонатов стал для ребёнка достыпным и значимым, педагоги ДОУ должны тесно сотрудничать с музейными работниками. Это позволит ребятам проникнуться такими сложными темами, как, например, история Великой Отечественной войны. Воспитывать у ребят патриотические чувства и интерес к военному прошлому своего родного края помогают экскурсии на исторические памятники и мемориалы.

Фотогалерея: дошкольники на музейной экскурсии и на памятных местах

Как приятно погрузиться в атмосферу старой русской избы

Искусствоведческая экскурсия воспитывает в детяъ эстетические чувства, умение ценить прекрасное

Тематика музейной экскурсии может быть самой разной, в том числе — познакомить ребят с историей спорта

Многие экскурсии направлены на познание военного исторического прошлого своей Родины

Посещение краеведческого музея даёт детям возможность лучше узнать историю родного края

Экскурсия на производство с дошкольниками

В старшем дошкольном звене можно организовывать производственные экскурсии. Это развивает у детей интерес к разным профессиям, воспитывает уважительное отношение к труду работников заводов, фабрик и прочих учреждений.

Например, побывав на фабрике игрушек, ребята познакомятся с неизвестными им профессиями, узнают, какой вклад они вносят в процесс создания куклы. Это дизайнеры и технологи, швеи и художники, сборщики и упаковщики и пр. – всего около 100 наименований. Дошкольники увидят не только непосредственно процесс производства, но и узнают, как достигается качество продукции. А рассказ о том, что производитель несёт ответственность за этот важный показатель даст юным экскурсантам возможность понять, что такое социальная ответственность.

Конечно, больше всего ребятам нравятся посещения предприятий, которые выпускают интересующую их продукцию — это конфеты и мороженое, игрушки и ёлочные украшения. Однако не стоит ограничивать круг маршрутов только этим. Дошкольники с удовольствием отправятся и на бумажную, и на мебельную фабрику, если воспитатель создаст у них соответствующую мотивацию (например, после поездки сконструировать игрушечную мебель в группе).

Производственные экскурсии очень важны и в патриотическом плане: дети начинают гордиться своим городом и страной. Ведь, некоторые заводы работали ещё в годы Великой Отечественной войны, люди думали о том, как помочь своему народу. Посещения современных молодых предприятий воспитывает в ребятах интерес к разным профессиям, желание хорошо учиться, чтобы в будущем трудиться в родном регионе.

Видео: экскурсия по заводу для дошкольников

Экскурсия в библиотеку

Детские сады традиционно сотрудничают с библиотеками. Цель такого взаимодействия — пробуждать в детях интерес к чтению, познанию новой информации, раскрытию своих предпочтений. Экскурсии в «дом книги», как правило, проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет).

Обычно библиотекари используют для таких встреч нестандартные сценарии: устраивают викторины, круглые столы, презентации, мини-спектакли с участием сказочных персонажей. В результате таких мероприятий большинство дошкольников выказывают желание прийти в библиотеку ещё раз вместе с родителями, записаться, чтобы брать книги домой.

В библиотеке можно узнать много полезной информации

Перед каждой экскурсией воспитатель беседует с ребятами о культуре поведения в библиотеке: разговаривать здесь можно только шёпотом, внимательно слушать библиотекаря, с книгами обращаться очень осторожно.

Чтобы ещё больше заинтересовать детей посещением библиотеки, воспитатель продумывает мотивацию: например, сообщает, что так хотелось прочитать им одну книгу, но её нет в группе, и она не продаётся в магазине. А в библиотеке такое издание как раз есть.

Также для поддержания интереса к «дому книги» полезно проводить анкетирование среди родителей (чтобы выяснить, читают ли они своим детям книги, учитывают ли мнение ребёнка при покупке нового издания), устраивать семейные конкурсы на изготовление «книжки-малышки» в подарок воспитанникам младших групп.

Видео: во время экскурсии в библиотеку дошкольников развлекает игровой персонаж

Экскурсия по детскому саду

Пожалуй, самая первая экскурсия, которая предлагается дошкольникам (обычно воспитанникам второй младшей группы), — это путешествие по своему детскому саду. Данная прогулка учит малышей ориентироваться в помещении, знакомит со структурными подразделениями учреждения, воспитывает доброе отношение к сотрудникам и уважение к их труду.

Обычно детям показывают кухню, медицинский кабинет, прачечную (можно также ненадолго заглянуть в кабинет заведующего). На кухне внимание дошкольников обращается на вкусные запахи, ребята рассматривают различные атрибуты повара (предметы посуды, духовой шкаф, плиты, мясорубка, весы для взвешивания продуктов и пр.). Педагог с ребятами обязательно благодарят сотрудников за вкусную еду, которую они ежедневно для них готовят.

В медицинском кабинете малыши знакомятся с работой медицинской сестры. Она показывает им различные инструменты, лекарства, приборы для взвешивания и измерения роста. Также можно научить ребят, как правильно обрабатывать ранку.

Чтобы заинтересовать дошкольников путешествием по детскому саду, педагог продумывает соответствующую мотивацию, например, показывает письмо от сотрудников, которые приглашают детей в гости. Перед посещением кабинета медсестры, можно прочитать детям стихотворение «Прививка» С. Михалкова, организовать с ними сюжетно-ролевую игру «Больница».

Фотогалерея: дошкольники в гостях у сотрудников детского сада

В ходе экскурсии на кухню воспитанники знакомятся с особенностями работы повара

Оказывается, в медицинском кабинете есть много интересных вещей

Малыши узнают, что труд прачки очень важен

Экскурсия в школу

В подготовительной группе часто устраиваются экскурсии в школу. Ведь, ребята, конечно же, стремятся побольше узнать о предстоящей им жизни ученика. Дети знакомятся с такой важной для общества профессией учителя, исследуют внутреннее устройство школы, узнают, как вести себя в этом заведении. Дошкольники стремятся как можно скорее стать взрослыми, поэтому у них, наверняка, вызовет восторг предложение учителя присесть за школьные парты.

Сидя за школьными партами, дошкольники могут почувствовать себя настоящими учениками

Накануне посещения школы воспитатель предлагает ребятам для рассматривания картинки на эту тему, показывает им портфель им различные канцелярские принадлежности, рассказывает интересные случаи из своей школьной жизни.

Другие варианты экскурсий

Педагог может организовать для своих воспитанников и прочие варианты интересных экскурсий. Это может быть посещение почты (где дети увидят, как сортируют и хранят посылки), пожарной части (ребята узнают устройство пожарной машины, смогут примерить атрибуты пожарного), супермаркета (как вариант занятия по экономическому воспитанию), прогулка к близлежащему перекрёстку (с целью закрепить правила дорожного движения) или просто путешествие по соседним улицам с определённой целью (например, поговорить об истории зданий).

Ребята узнают, что на почте можно отправить посылку и подписаться на газету или журнал

План-Конспект Экскурсия по детскому саду «Кто о нас заботится?» (Младшая группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104» города Ярославля

Экскурсия по детскому саду «Кто о нас заботится?»

Воспитатель Горулева Е.Н.

1.

Формировать знания о своем детском саде, умение ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения, аккуратность, бережное отношение к предметам;

2. Расширять у детей представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности. Узнавать и называть по имени и отчеству сотрудников детского сада;

3. Формировать уважения к труду сотрудников детского сада ( воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра, кастелянша, столяр);

4. Обогащать словарный запас глаголами: учить, заниматься, варить, жарить, печь, мыть, лечить, готовить, шить, стирать, гладить, заботиться, ремонтировать, строгать, пилить и т.д.)

Планируемые результаты развития интегративных качеств детей:

отвечают на вопросы педагога, участвуют в разговорах во время экскурсии по детскому саду, знакомство с некоторыми профессиями, имеют простейшие навыки организованного поведения в детском саду.

Материалы и оборудование:

письмо с приглашением на экскурсию по детскому саду.

Беседы о профессиях с использованием наглядных пособий;

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Больница»;

Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детский сад» и др.

Рассказывание родителей о своем месте работы.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель зачитывает детям письмо от сотрудников детского сада, которые приглашают их на экскурсию по детскому саду, напоминает детям, как надо вести себя в гостях (скромно, не кричать, вежливо здороваться с хозяевами, благодарить за приглашение и т.д.). Предлагает отправиться в путешествие по детскому саду.

Путешествие по детскому саду:

Свое путешествие мы с вами начнем с нашей группы. Кто из детей правильно скажет, кем я работаю? (Воспитателем

). А что же я (воспитатель) делаю в течение всего дня? (
Ответы детей
).

Правильно: встречает, кормит, одевает, учит, воспитывает, помогает, заботится, играет, читает, проводит занятия, проводит праздники.

Какая воспитатель (Заботливая, добрая, умная, внимательная, любящая

)

Стихи о воспитателе

Мама ходит на работу. И у папы много дел. Значит надо, чтобы кто-то И за нами приглядел!

Кто накормит кашей с ложки, Кто нам сказку почитает, Кто наденет нам сапожки, Кто стихи и песни знает?

Кто помирит, кто подскажет, Ну, конечно, воспитатель!

Профессия помощник воспитателя (няня)

Давайте теперь посмотрим, кто же еще заботится о нас в нашей группе? (Помощник воспитателя, няня) (Дети называют имя)

Что делает помощник воспитателя? (Ответы детей

)

Моет посуду, пол, вытирает пыль, помогает одеваться, приносит с кухни завтрак, обед и ужин, заботиться. Какая у нас няня? (Добрая, заботливая, трудолюбивая)

Стихи о помощнике воспитателя

Хорошее слово «помощник»: Игрушки поможет собрать Поможет ребятам раздеться Тихонько уложит в кровать.

С зорьки ясной до темна В нашем садике она. Кто обед нам принесёт И посуду приберёт? Нашей группы нету краше. Чисто и светло вокруг! Может быть у няни нашей, И не две, а десять рук?

А теперь начнем путешествие по детскому саду.

Посмотрите, это кабинет нашей кастеляншы. Видите табличку?

Нашу кастеляншу зовут Галина Васильевна. Чем же она занимается?

У окна стоит швейная машина, значит она шьет. А вот гладильная доска и утюг. Зачем это нужно? (Ответы детей

). Галина Васильевна гладит постельное белье, фартуки, халаты, скатерти, хранит и выдает одежду, ведет учет белья, отвечает за их стирку и чистку. А какая у нас кателянша? (
Хозяйственная, чистоплотная, трудолюбивая, ответственная, умелая, заботливая).
Как можно ей помочь? (Мыть руки после прогулки, чтобы не пачкать полотенца).

Давайте заглянем в другую комнату. Здесь мы видим большую ванну, стиральные машины. Зачем это нужно? (Ответы детей

).

Специфика экскурсии как одной из форм познавательной деятельности в ДОУ

Экскурсия — особая форма образовательной деятельности в дошкольном учреждении, которая имеет свои важные особенности формы и содержания.

Классификация экскурсий, проводимых с воспитанниками детского сада

Экскурсии, проводимые с дошкольниками, можно классифицировать по ряду критериев.

  1. По содержанию. Это природоведческие и посещение социальных объектов (с целью ознакомления с трудом взрослых и достопримечательностями своего родного края). Помимо того, экскурсии бывают обзорные и тематические: военно-исторические и производственные, искусствоведческие и посещение уникальных природных памятников.
  2. По форме проведения. Различаются учебные и прогулочные экскурсии. В первом случае географический материал родного края используется для изучения определённой темы в рамках занятий по ознакомлению с окружающим. Прогулочные — это обычно природоведческие экскурсии, сочетающиеся с отдыхом на свежем воздухе (на территории ДОУ, рядом расположенного сквера или парка), при этом много времени отведено самостоятельному общению ребят с объектами природы.
  3. По составу участников. Перед проведением мероприятия воспитателю следует продумать, сколько детей целесообразно вовлечь в конкретную экскурсию. Причём, чем моложе воспитанники, тем более малочисленным должен быть коллектив.
  4. По месту проведения. Это городские, загородные, музейные, а также заочные (виртуальные, с использованием видеосюжетов) экскурсии.
  5. По характеру передвижения. Экскурсии бывают пешеходные, транспортные, а также комбинированные. Пешеходный вариант позволяет дошкольникам более глубоко исследовать объекты, ощутить себя полноценными участниками событий. Выбранный путь при этом должен составлять 2–5 км (в зависимости от возрастной группы детей). Время, проведённое в дороге воспитанниками средней группы, не превышает 30 минут, соответственно в старшем дошкольном возрасте — не более 40–50 минут. Конечно же, обязательно учитываются погодные условия и особенности дороги.

Пешеходные экскурсии способствуют более глубокому погружению в среду исследования

Цели проведения экскурсий в ДОУ

Экскурсия как особая форма образовательной деятельности решает три группы задач.

  1. Образовательные. Дошкольники получают конкретные новые знания по определённой теме, расширяя свой кругозор.
  2. Развивающие. Все виды экскурсий совершенствуют мыслительные операции (анализ, синтез, умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и пр.), а также формируют у ребёнка внимание, наблюдательность (психическая деятельность сосредоточена на определённом объекте), сенсорные способности, воображение.
  3. Воспитательные. Данный вид деятельности способствует формированию у воспитанников ДОУ нравственно-патриотических и эстетических чувств, развивает эмоциональную отзывчивость.

Во время экскурсии интерес дошкольников сосредотачивается на определённом объекте, что способствует развитию внимания

Актуальные педагогические приёмы

Во время проведения экскурсии воспитатель детского сада использует особые педагогические приёмы и методы.

Экскурсия проводится живо и увлекательно, педагогу следует избегать формального учения. Дети должны усваивать знания непринуждённо, даже не догадываясь об этом. В отличие от традиционной формы занятия демократический стиль общения воспитатель заменяет на более мягкий и доверительный. Ведь, например, если на природе сделать ребёнку резкое замечание, громко окликнуть его, то особое эмоциональное, созданное в результате общения с живым миром, сразу разрушится.

Во время экскурсии стиль общения воспитателя с детьми должен быть более душевным и мягким

Содержание экскурсии обязательно должно соответствовать возрасту и интересам детей. Количество объектов, на которых акцентируется внимание, должно быть ограничено. Так, в младшей группе на природоведческой экскурсии стоит сосредоточиться только на чём-то одном, например, весной рассмотреть первую пробивающуюся из-под земли травку. В среднем дошкольном возрасте на аналогичной прогулке внимание обращается и на травку, и на набухшие почки у деревьев и кустарников, и на проталины. Воспитанникам же старшего дошкольного возраста можно дать задание исследовательского характера: найти в парке или на участке все признаки весны и затем отразить их в рисунке.

Сведения не должны быть общеизвестными (ребятам будет скучно), но и не совсем оторванными от детских знаний. При восприятии информации и впечатлений педагог внимательно следит за реакцией дошкольников, чтобы избежать переутомления. Можно рекомендовать такие способы поддержания внимания.

  1. Шутки. Это может быть забавное четверостишие. Можно вспомнить смешной эпизод из мультфильма.
  2. Элементы ритуала (актуально для экскурсий на военно-историческую тему, но можно использовать и в природоведческих). Например, на мемориале, посвящённом событиям Великой Отечественной войны, педагог предлагает устроить торжественную минуту молчания. Или при входе в лес ребята говорят волшебные слова, чтобы он раскрыл им свои тайны.
  3. Смена деятельности (после рассматривании памятника педагог предлагает воспитанникам подготовительной группы прочитать надпись на мемориальной доске, в парке после созерцания красоты природы он просит ребят сравнить форму иголок сосны и ели).

К такому ответственному мероприятию воспитатель всегда готовится заранее, продумывая в том числе речевые формы, которые будут использоваться. Следует наметить вопросы, которые будут побуждать ребят рассматривать объект, сравнивать его с другими, устанавливать связи.

Первоначальный образ на экскурсии создаёт чувственное восприятие. Педагог прикрепляет к нему слово, т. е. наполняет конкретным содержанием. Таким образом, при получении впечатлений происходит и обогащение словарного запаса воспитанников.

Педагог должен учитывать, что если в процессе исследования задействовать все органы чувств ребёнка, то его знания будут более прочными. Поэтому ребята не просто рассматривают исследуемые объекты и слушают рассказ воспитателя о них, но и по возможности дотрагиваются до них руками (тактильное исследование).

Очень важно в течение двух-трёх дней после проведения экскурсии закрепить у дошкольников полученные знания и впечатления. Это может быть рисование, рассматривание фотографий, беседа или дидактическая игра по теме. Например, после экскурсии в осенний парк ребятам можно предложить дидактическую игру «С чей ветки детки»: установить соответствие между листочком дерева и его плодами (дуб — жёлудь, берёза — «серёжки» и веточка ели — шишка и т. д.) При этом материал может быть в виде картинок, но лучше если он будет природным. После экскурсии на какое-то предприятие следует развить профессиональную тему и провести круглый стол на тему «Где работают мои родители», где дошкольники обсуждают достоинства и трудности разных профессий. После посещения библиотеке удачная идея — провести презентацию любимой книги, где каждый ребёнок расскажет о своих предпочтениях в литературе.

Конечно, экскурсия сама по себе очень увлекательная деятельность, которая обычно вызывает у дошкольников радость. Однако никогда не помешает создать у ребят дополнительную мотивацию. Накануне мероприятия педагог может объявить детям, что после посещения парка, музея, библиотеки или другого места будет устроен конкурс рассказа либо рисунка по теме экскурсии.

Организационные моменты

Конечно, экскурсию организовать труднее, чем традиционное занятие в группе. Успех её зависит от подготовки педагога и детей. Воспитатель заблаговременно продумывает все моменты мероприятия (включая время, проведённое в пути), решает, брать ли с собой помощника (няню, методиста, другого педагога, кого-либо из родителей). Также он заранее осматривает место экскурсии и, если необходимо, готовит оборудование (например, корзинки для посещения парка, альбомы для зарисовок). Хорошо привлечь ребят к подготовке необходимого снаряжения (например, изготовить те же корзинки из картона) – это поможет возбудить интерес к предстоящему мероприятию.

Также имеет значение правильно выбранный путь к объекту наблюдения: он не должен быть утомительным и отвлекать ребят от планируемой цели.

Готовясь к предстоящей экскурсии, педагог заранее сообщает дошкольникам, куда они отправятся и зачем. Также необходимо обсудить с детьми вопросы культуры поведения в незнакомом месте.

Воспитатель обращает внимание и на одежду воспитанников — она должна соответствовать времени года и погоде.

Если экскурсия предусматривает поездку на транспорте, то воспитатель и администрация ДОУ должна заблаговременно подготовить все соответствующие документы (приказ, инструктаж по технике безопасности, список дошкольников и пр.).

Особенности проведения экскурсий в разных возрастных группах

Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения экскурсий. Например, в младшем дошкольном возрасте такие мероприятия проводятся только внутри детского сада (знакомство с его внутренним устройством и экскурсии по участку), и лишь со второй половины года планируются короткие посещения близлежащего парка или луга.

Во второй младшей группе практикуются экскурсии в пределах территории детского сада

В среднем и старшем дошкольном звене практикуются самые разные природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного края. Оптимально проводить такую работу ежемесячно.

Число детей, принимающих участие в экскурсии, опять-таки зависит от их возраста: чем младше ребята, тем малочисленнее должен быть их коллектив. Так, в младшем дошкольном звене целесообразно проводить мероприятия с подгруппой из 6–12 человек с примерно одинаковым уровнем развития.

Что касается приёмов проведения экскурсии, то при работе с малышами они носят в основном наглядно-действенный характер. В более старшем возрасте больше внимания уделяется доносимой до детей информации.

Начиная со средней группы, воспитатель обязательно проводит анализ экскурсии после её окончания. Ребята подводят итоги познавательной деятельности (что касается средней группы, то детям в этом помогает педагог), дают ей эмоциональную оценку.

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]