Занятие «Про вулканы» для детей
В арсенале опытных педагогов есть множество способов привить дошкольнику любовь к науке. В их числе – работа в «детской лаборатории», проведение научных экспериментов, простых опытов. Самостоятельно экспериментируя с веществами и наблюдая физические явления, дети не только усваивают знания об окружающем мире. Они учатся мыслить нестандартно, исследовательски, а иногда могут удивить своей логикой.
Одна из интересных для детей тем о природе – вулканы. Удивительный мир этих природных явлений не оставит равнодушным ни одного ребенка. А практический опыт под руководством воспитателя приведет в восторг даже самых пассивных воспитанников.
Аудитория: дошкольники 5-6 лет
Реквизит:
- Слайды или плакаты об устройстве вулканов, книги про вулканы для детей, листы для рисования, карандаши, фломастеры, краски, кисти.
- Набор для проведения опыта (таз или глубокая чаша, банка или бутылочка, вода, картон, скотч, сода, уксус, средство для мытья посуды, пищевой краситель).
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с загадки про вулкан:
-Я бросаю камни, лаву,
Я – опасный великан!
Знаменит недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан)
— Дети, сегодня мы с вами узнаем много интересного о вулканах, о том, из чего они состоят, как они спят, извергаются, изменяют природу вокруг себя. В нашей лаборатории мы проведем волшебный опыт и увидим, как из вулкана вытекает лава, а в конце занятия нас будет ждать викторина с вопросами про вулканы. Вы любите опыты и викторины? В конце занятия мы с вами еще и поиграем в игру «Вулканологи».
— Что такое вулкан? Может быть, кто – то уже знает?
Это большая природная гора с отверстием на вершине, из которого горячие потоки выливаются на поверхность земли.
— Откуда взялось такое название – Вулкан? У древнего народа – римлян – был Бог огня по имени Вулкан и жил он на острове Вулькано в стране, которая называется в настоящее время Италия. Бог Вулкан повелевал огнем и молниями, помогал кузнецам с помощью огня изготавливать предметы из железа.
Здесь воспитатель обращает внимание дошкольников на слайды или плакаты об устройстве вулканов.
— Из чего состоит вулкан? Мы с вами уже знаем, что вулкан – это большая гора. У нее есть отверстие – жерло, из которого вытекает горячая раскаленная порода – лава. Верх жерла называется кратер. Он расположен на самой макушке горы. А внизу под горой – вулканом есть огромная пещера с горячим веществом, которое называется магма.
— Почему извергаются вулканы? Магма накапливается в пещере, начинает бурлить, поднимается по жерлу наверх и через кратер выливается на землю, превращаясь в лаву. Вместе с магмой из вулкана вырываются наружу столбы дыма, вулканического пепла, летят горячие камни. Вся земля вокруг становится серой и безжизненной.
Физминутка «Извержение вулкана»
— Давайте с вами изобразим как извергается вулкан! Сядем все на корточки или на пол. Мы – магма в подземной пещере. Теперь начнем закипать и бурлить. Будем плескать руками по воздуху и пытаться вскочить. Так вулкан дрожит, готовится к извержению. А теперь пусть наш вулкан вырывается через жерло наружу. Дети подскакивают и тянут руки вверх. Магма вылилась из жерла через кратер и растеклась по земле, стала лавой.
Интересные факты о вулканах
— А теперь интересные факты о вулканах. Они бывают активные и спящие (потухшие). Активные вулканы – это те, которые извергались за последние 10 тысяч лет, и еще могут проснуться и извергать лаву. Спящие вулканы уже никогда не проснутся. Все вулканы изучают ученые – вулканологи, именно они делают прогнозы, что же будет дальше, извергнется вулкан или будет спать.
— Самый большой вулкан на планете, если считать высоту от уровня моря, – Охос-дель-Саладо. Его высота – 6887 метров. Он находится в Южной Америке и считается спящим, потухшим.
— Самый опасный вулкан расположен в Мексике, он называется Попокатепетль. Сможете повторить это слово? Вулканологи ждут, что он когда–нибудь проснется и извергнет лаву. Попокатепетль может погубить много людей.
— На Канарских островах есть вулкан, на котором построили ресторан, и прямо на огне вулкана люди готовят пищу! Поджаривают шашлык, рыбку и угощают гостей!
А теперь давайте попробуем сами устроить извержение вулкана!
Опыт в детской лаборатории
Воспитатель изготавливает макет вулкана заранее до занятия или в ходе занятия вместе с детьми.
На стол ставят таз или поддон. Это будет остров. Картон надо свернуть конусом, шов заклеить скотчем либо клеем. Кончик конуса – кратер срезать ножницами. Конус можно обмазать пластилином, так он будет похож на настоящий вулкан. На дно таза под конус надо поставить бутылочку, в нее всыпать столовую ложку соды, влить средство для мытья посуды (25 мл). Вокруг горы в таз можно насыпать камешки, песок, расставить фигурки животных. Так картина будет более реалистичной.
В кружечке развести пищевой краситель (можно красного или оранжевого цвета) с водой и вылить все в бутылочку под вулканом к другим ингредиентам. Так будет готова магма.
А теперь самое главное: вливаем в жерло вулкана уксус и наблюдаем извержение!
Здесь воспитателю надо быть внимательным, важно не пролить уксус мимо и не допустить, чтобы дети надышались этой жидкостью.
Смешиваясь с содой и средством для мытья посуды в бутылочке в основании вулкана, уксус создаст обильную пену из жерла, которая потечет по склону горы.
Если досыпать соду и доливать уксус, то извержение вулкана можно несколько раз повторить. Детям, несомненно, понравится зрелищный опыт.
После опыта желательно проветрить помещение.
Викторина
Викторина поможет маленьким исследователям закрепить полученные знания. Вопросы:
— Откуда взялось название «вулкан»?
— Каким ремесленникам помогал бог огня?
— Как называется горячее вещество в пещере под вулканом?
— Как называется длинное отверстие в вулкане, по которому поднимается магма?
— Что такое кратер?
— Во что превращается магма, которая вытекает из жерла вулкана?
— Какие бывают вулканы?
— Кто такие вулканологи?
— Как называется самый большой вулкан на планете? Такое трудное слово…
— Как называется самый опасный вулкан?
Игра «Вулканологи»
Самых активных участников викторины можно назначить учеными – вулканологами. Пусть это будут девочка и мальчик.
Теперь нужно выбрать 3 — 4 сильных мальчика, которые крепко возьмутся за руки и образуют жерло вулкана. Их задача – удерживать свои руки несмотря ни на что и не разрывать круг.
Вулканологам надо наполнить вулкан магмой. Для этого они зовут остальных участников в жерло. Девочка – вулканолог берет за ручки других девочек, приводит в круг – жерло вулкана. А мальчик – вулканолог приводит мальчиков, «вталкивая» их в жерло.
Круг – жерло стоит крепко, не разжимая руки. Детям будет очень весело залазить в круг и толпиться там, вулкан в это время уже бурлит, готовясь к взрыву.
Всех, кто не влез в жерло, можно назвать динозавриками, они бродят вокруг вулкана. Как только жерло переполнилось, вошли в круг все, кто смог, магма разорвала жерло – вулкан извергнулся, дети выскочили или вывалились на пол из круга. Это так весело!
Может быть теперь вулканологи сами выберут себе по помощнику и будут жерлом?
В конце занятия воспитатель предлагает детям рассматривать книги про вулканы для детей с иллюстрациями. На основании полученных знаний дети могут сами нарисовать вулкан, процесс его извержения, воспользовавшись листами бумаги, красками, фломастерами, карандашами.
Так из рисунков в детском саду получится почти настоящая научно – познавательная выставка про вулканы для детей.
Коррекционное воздействие сказки
В сказке «Песчаный вулкан» рассмотрены две противоположные модели поведения мамы и папы в ситуации, когда их ребенок проявляет жадность: поощрение и, наоборот, обучение малыша взаимодействию с другими. К сожалению, некоторых родителей жадность ребенка не настораживает. Более того, некоторые из них даже поощряют такое поведение, считая, что малыш ценит свое добро. В сказке такая модель поведения родителей показана на примере Мамы-бе-гемотихи, которая считает своего сына бережливым, хвалит его и тем самым поощряет в нем жадность. А ведь на самом деле бережливость здесь ни при чем. Бегемотик Сева не следит за своими вещами, не ценит их. И это неудивительно — когда ребенок получает вещи просто так, то чем больше их появляется, тем меньше он их ценит. Так, новенькая игрушка через пять минут может быть сломана, а конфета может быть выброшена недоеденной. На самом деле поведением Севы руководит желание не дать завладеть вещами кому-то другому. Из-за этого он оказывается в изоляции — у него совсем нет друзей. Узнав об этом, Папа-бегемот очень удивляется. Он решает сам посмотреть, как его сын играет с другими зверятами. Папа-бегемот понимает, что нужно научить Бегемотика взаимодействовать с другими. Он устраивает игру «Песчаный вулкан», чтобы в ней объединить Бегемотика и других зверят. Папа-бегемот учит сына делиться и сотрудничать с другими. Через метафору объединения капелек воды демонстрируется, как важна дружба для достижения общей цели. В конце сказки Мама-бегемотиха замечает, что, общаясь с другими, ее сын становится счастливее. Она меняет свое отношение к «бережливости» сына, поддерживает его стремление поделиться яблоком с Поросенком. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. — М.: Генезис, 2012. С. 87-93.
Читать другие терапевтические сказки Сказкотерапия для детей
Типы вулканических построек
В общем виде вулканы подразделяются на линейные и центральные, однако это деление условно, так как большинство вулканов приурочены к линейным тектоническим нарушениям (разломам) в земной коре.
Линейные вулканы или вулканы трещинного типа, обладают протяжёнными подводящими каналами, связанными с глубоким расколом коры. Как правило, из таких трещин изливается базальтовая жидкая магма, которая растекаясь в стороны, образует крупные лавовые покровы. Вдоль трещин возникают пологие валы разбрызгивания, широкие плоские конусы, лавовые поля. Если магма имеет более кислый состав (более высокое содержание диоксида кремния в расплаве), образуются линейные экструзивные валы и массивы. Когда происходят взрывные извержения, то могут возникать эксплозивные рвы протяжённостью в десятки километров.
Формы вулканов центрального типа зависят от состава и вязкости магмы. Горячие и легкоподвижные базальтовые магмы создают обширные и плоские щитовые вулканы (Мауна-Лоа, Гавайские острова). Если вулкан периодически извергает то лаву, то пирокластический материал, возникает конусовидная слоистая постройка, стратовулкан. Склоны такого вулкана обычно покрыты глубокими радиальными оврагами — барранкосами. Вулканы центрального типа могут быть чисто лавовыми, либо образованными только вулканическими продуктами — вулканическими шлаками, туфами и т. п. образованиями, либо быть смешанными — стратовулканами.
Различают моногенные и полигенные вулканы. Первые возникли в результате однократного извержения, вторые — многократных извержений. Вязкая, кислая по составу, низкотемпературная магма, выдавливаясь из жерла, образует экструзивные купола (игла Монтань-Пеле, 1902 г.).
Кроме кальдер существуют и крупные отрицательные формы рельефа, связанные с прогибанием под воздействием веса извергнувшегося вулканического материала и дефицитом давления на глубине, возникшим при разгрузке магматического очага. Такие структуры называются вулканотектоническими впадинами,депрессиями. Вулканотектонические впадины распространены очень широко и часто сопровождают образование мощных толщ игнимбритов — вулканических пород кислого состава, имеющих различный генезис. Они бывают лавовыми или образованными спёкшимися или сваренными туфами. Для них характерны линзовидные обособления вулканического стекла, пемзы, лавы, называемых фьямме и туфовая или тофовидная структура основной массы. Как правило, крупные объёмы игнимбритов связаны с неглубоко залегающими магматическими очагами, сформировавшимися за счёт плавления и замещения вмещающих пород. Отрицательные формы рельефа , связанные с вулканами центрального типа, представлены кальдерами — крупными провалами округлой формы, диаметром в несколько километров.
Поствулканические явления
После извержений, когда активность вулкана либо прекращается навсегда, либо он «дремлет» в течение тысяч лет, на самом вулкане и его окрестностях сохраняются процессы, связанные с остыванием магматического очага и называемые поствулканическими. К ним относят фумаролы, термы, гейзеры.
Во время извержений иногда происходит обрушение вулканического сооружения с образованием кальдеры — крупной впадины диаметром до 16 км и глубиной до 1000 м. При подъеме магмы внешнее давление ослабевает, связанные с ней газы и жидкие продукты вырываются на поверхность, и происходит извержение вулкана. Если на поверхность выносятся древние горные породы, а не магма, и среди газов преобладает водяной пар, образовавшийся при нагревании подземных вод, то такое извержение называют фреатическим.
Поднявшаяся к земной поверхности лава не всегда на эту поверхность выходит. Она лишь поднимает слои осадочных пород и застывает в виде компактного тела (лакколита), образуя своеобразную систему невысоких гор. В Германии к таким системами относятся области Рён и Эйфель. На последней наблюдается и другое поствулканическое явление в виде озёр, заполняющих кратеры бывших вулканов, которым не удалось сформировать характерный вулканический конус (так называемые маары).