Знание английского языка дает большое преимущество, открывая перед человеком массу возможностей. Поэтому неудивительно, что многие родители дошкольников озабочены этим вопросом, и, не надеясь на общеобразовательную школу, записывают своих детей на курсы по его изучению. Чем же являются такие занятия для малышей — развлечением или созданием хорошего задела на будущее?
В каком возрасте начинать изучение?
Имеющиеся в истории примеры детей-маугли убедительно иллюстрируют, что научить человека разговаривать можно только в детстве, позже это сделать уже невозможно. В случае с изучением иностранного языка ситуация похожая: чем раньше ребенок начинает его изучение, тем лучше он усваивается — так говорят ученые. С другой стороны, многие родители и педагоги уверены, что нет смысла тратить время и деньги на обучение английскому языку дошкольников, так как в среднем или старшем школьном возрасте дети способны за 1-3 месяца освоить материал в том объеме, на который малыши тратят целый год.
Взвесить «за» и «против» поможет анализ особенностей усвоения иностранного языка детьми и взрослыми в разрезе следующих категорий.
- Фонетика и произношение. Благодаря отличной способности к подражанию, которая осталась у детей после того, как они полностью усвоили фонетическую систему родного языка, дошкольникам легко дается имитация непривычных иностранных звуков. Взрослый, если он не имеет незаурядных способностей, не сможет воспроизвести многие звуки правильно, если фонетическая база не была заложена в детстве.
- Грамматика. Этот раздел иностранного языка осваивается уже при целенаправленном его изучении, поэтому доступен только детям среднего школьного возраста и старше. Дошкольники могут лишь механически запоминать и повторять отдельные фразы.
- Чтение. Способность читать даже короткие тексты на иностранном языке подразумевает хотя бы элементарные знания правил грамматики. Малыши могут читать только отдельные слова или заученные песенки и стихи.
- Словарный запас. Здесь перевес тоже в пользу старшего возраста, так как количество новых слов возрастает по мере изучения различных тем, а для дошкольников их количество ограничено.
Получается, что основное преимущество курсов английского языка для детей дошкольного возраста — создание основы для хорошего произношения. Если ребенок посещает занятия 2 раза в неделю, в лучшем случае он получит приблизительное знакомство с предметом и усвоит звуковую систему. Другое дело — параллельное изучение двух языков, как это бывает в билингвистических семьях. В этом случае оба языка непроизвольно усваиваются ребенком как родные на разговорном уровне, а чтение и письмо развиваются позднее.
Английский язык малышам в 3-4 годика
Такой возраст наиболее оптимален, если вы решили приступить к занятиям английским с ребенком «с пеленок». В этот период дети превращаются в активных «почемучек» и им интересно практически все вокруг. При этом малыши мыслят яркими и простыми образами, которые помогают им легко и быстро запоминать новую информацию. Поэтому уроки иностранного языка для детей 2,5 – 4 лет, безусловно, принесут плоды. Но очень важно подобрать правильный формат занятий английским языком для малышей.
С чего начать
Маленькие детки беззаботны и непосредственны, поэтому дотошно объяснять им правила языка совсем не нужно. Уроки английского для детей должны проходить исключительно в игровой форме: ваше чадо не должно почувствовать никаких нравоучений, принуждений и требований. Насильственным подходом вы не только ничему ребенка не научите, а еще и наоборот, сформируете ненавистное отношение к любым иностранным языкам. Поэтому будьте очень осторожны: пусть лучше занятия будут спонтанными и по 10-15 минут в форме игры, чем 30 минутные уроки в полном смысле этого слова.
Если говорить о том, с чего начать процесс изучения английского языка с детьми, то здесь можно отметить много вариантов. Среди них:
- Алфавит;
- Фразы приветствия;
- Обозначения членов семьи;
- Цифры, цвета и т.п.
Но опять же, не рассчитывайте на строгие и последовательные занятия, как у взрослых. Старайтесь предлагать интересные ребенку темы, например, учить вместе слова про животных или цвета по-английски. Говорите слово, а малыш пусть за вами повторяет, или, например, показывает карточку с такой картинкой.
Вообще, подача материала должна быть очень динамичной и разнообразной. Не заставляйте малыша скучать, а тем более уставать от долгих объяснений. Старайтесь использовать увлекательные и игровые методы обучения маленьких детей английскому языку. Некоторые из них мы привели ниже.
Песенки
Познавательные песни один из лучших способов обучения английскому языку для маленьких деток. Забавная музыка быстро привлекает внимание детей и активирует слуховую память. Так ребята весело проводят время и при этом легко и быстро запоминают английскую лексику.
Еще очень эффективно включать малышам видеоролики с песнями. Яркий видеоряд, иллюстрирующий сюжет песни, еще больше привлечет внимание и поможет включить в работу зрительную память. А после парочки учебных занятий переходите на самостоятельное исполнение песен с ребенком. Можно еще добавить веселые танцы или поиграть в изображение предметов/животных, о которых идет речь в песне.
В целом такие занимательные уроки сформируют у детей следующие навыки:
- Интерес к изучению иностранных языков;
- Знание английских слов;
- Умение узнавать английскую речь на слух;
- Способность говорить самостоятельно (повторяя запомненные фразы).
И, конечно, у ребят улучшится работа памяти и общее развитие интеллекта.
Сказки
Еще один эффективный метод, с которым можно эффективно преподавать английский язык для детей до 7 лет. Какой же ребенок не любит послушать про приключения сказочных героев, особенно, когда о них рассказывают мама или папа.
Читайте малышу сказки, как делаете это всегда, только теперь потихоньку добавляйте в них элементы английского языка. Сначала по одному-два слова, которые знакомы ребенку, а позже пробуйте заниматься с адаптированными версиями английских сказок. Обязательно читайте тексты играючи: с изменением голоса, показыванием сценок, жестикуляцией и т.п. Чем ярче образы – тем интереснее детям.
Игры
И самое любимое занятие ребятишек – это подвижные игры, забавы и логические угадайки. Все эти элементы тоже необходимо активно использовать, преподавая английский язык для детей.
Самое простое – загадывайте малышу английские слова, используя обучающие карточки. Вы показываете карту, а ребенок ее называет (или наоборот). Еще забавная игра: родитель изображает сказочного героя, зверька, птицу или предмет, а малыш должен назвать загаданного персонажа по-английски. Также можно просто гулять на улице, и называть цвета окружающих предметов.
Вариантов много, единственное хочется заметить, что мы бы не рекомендовали в таком возрасте приучать малыша к электронным играм. Не предоставляйте воспитание детей компьютерам, планшетам и прочим гаджетам. Только собственным положительным примером и участием вы сможете вложить в ребенка лучшие знания и умения.
Рекомендации по проведению занятий, игры
Несмотря на ограниченные возможности дошкольников в усвоении иностранного языка, многие педагоги отмечают, что дети, занимавшиеся английским в раннем возрасте, легче и успешнее овладевают им в рамках школьной программы. Не последнюю роль в этом играет позитивное отношение к занятиям, сформировавшееся у малышей благодаря игровой форме обучения, к которой они привыкли. Игры на уроках английского языка хороши еще и тем, что они могут носить не только учебный, но и развивающий характер.
Игры с карточками
Наглядно-образное мышление, свойственное детям, делает карточки с написанными на них английскими буквами, словами, изображенными действиями и предметами одним из наиболее востребованных средств обучения на всех его стадиях. Вот лишь несколько примеров.
- «Назови картинку». Эта игра хороша для начинающих: преподаватель показывает детям карточку и называет нарисованное на ней животное, например кошку (cat), а затем передает ее одному из учеников. Ребята по очереди повторяют слово «cat», передавая друг другу картинку. Такое упражнение позволяет всем участникам потренироваться в произношении, а также создает «ситуацию успеха», которую психологи считают очень важной для повышения мотивации к обучению. Со временем эту игру можно усложнять. Например, дети могут говорить не просто «cat», а «this is a cat» – сложность произношения повышается, появляется простейшая грамматическая конструкция.
- «Опиши картинку». На следующем этапе можно дать задание каждому из участников добавить к слову какое-то подходящее по смыслу описание: «little cat», «black cat», «lazy cat» — разумеется, после изучения соответствующих слов.
- «Что пропало?» Нужно закрепить на доске несколько карточек и попросить детей запомнить их, а потом пусть они ненадолго закроют глаза. Ведущий убирает 1-2 картинки, после чего ученики вспоминают и называют исчезнувшие изображения. Эта игра развивает память и внимание.
Стихи и песенки
Один из лучших помощников в работе с дошкольниками — музыка. Она ассоциируется у детей с весельем и укрепляет их симпатию к изучаемому предмету. Простые стихи и песенки легко запоминаются, способствуют пополнению словарного запаса и создают ощущение быстрого результата: рассказывая стишок, малыш как будто уже разговаривает по-английски, а это намного интереснее, чем просто повторять слова или алфавит. Это мотивирует. Кроме того, стихи часто содержат полезную информацию: например, о временах года, днях недели, цветах радуги, цифрах. Бывают песенки с названиями частей тела или каких-то физических действий — их исполнение обязательно нужно сопровождать соответствующими движениями.
Мультфильмы и обучающие видео
Урок в группе дошкольников предполагает чередование нескольких видов деятельности, так как дети не могут концентрироваться на каком-то одном задании больше 10-15 минут. Придумывая для них разнообразные игры, не стоит пренебрегать достижениями технического прогресса: обучающие мультфильмы на английском языке не только порадуют маленьких учеников, но и позволят им закрепить в памяти аутентичное звучание, узнать новые слова и механически запомнить правила употребления грамматических конструкций, суть которых они постигнут через несколько лет в школе. После просмотра видео полезно будет устроить небольшую сценку по его мотивам, используя прозвучавшие в нем фразы и слова.
Игры с угадыванием
Задавать вопросы и делать логические выводы на основании ответов — полезное упражнение для детей, даже если оно проходит на родном языке. Во время занятий английским языком к логическим мыслительным операциям подключается еще и работа памяти. Угадывать можно животных, людей, овощи, фрукты — все в рамках пройденного материала.
В игре можно использовать не только разные группы предметов, но и разные грамматические лица.
- Третье лицо — один из играющих загадывает овощ, а остальные задают ему вопросы: «is it red?», «is it round?», «is it a tomato?» Когда предмет угадан, ведущий дает утвердительный ответ: «Yes, it is a tomato».
- Второе и первое лица: «Are you a tomato?» – «Yes, I am a tomato».
Таким образом дети автоматически запоминают грамматические шаблоны, что способствует развитию их способности говорить на английском языке, а не просто запоминать отдельные слова.
Как преподавать английский дошкольникам — 6 базовых правил
Спрос на “моему ребенку 3 годика, нужно учить английский” растет. Многим преподавателям, привыкшим готовить к экзаменам или разгребать школьные завалы, это непривычно.
Рассказываем, как учителю обучать детей английскому и корректно построить работу с этой возрастной группой.
Учитывать возрастные особенности
Дети 3-6 лет в основном аудиалы. Они прекрасно повторяют и запоминают информацию именно на слух. Берите это во внимание.
Групповое (или индивидуальное) повторение — наше все. Любые конструкции откладываются именно так. Дети никогда не запомнят, что he — is, I — am на уровне правила, но повторив правильные примеры несколько раз они быстро привыкнут на автомате ставить нужную форму.
Осторожно! Если вы будете месяц говорить им только конструкцию I am/ she is — переход на I like/ I run будет очень болезненным. Поэтому дрилльте несколько конструкций одновременно.
Помимо восприятия на слух дети очень восприимчивы к тактильной информации. Именно поэтому TPR как раз для них. Если вы проходите цвета, вводите упражнения, где ребенку нужно указать или коснуться какого-либо цвета; проходите предлоги места — просите их воспроизводить значение предлога (например, stand behind) и т.д.
Будьте постепенны и последовательны
Нельзя просто взять и начать делать новую активность. Например, чтение слов. Сначала старайтесь больше говорить и показывать, а детей просите повторять.
Потом добавляйте написание слова. Для этого отлично подходят флеш-карты с подписями на обратной стороне. Постепенно приучаем малышей смотреть на написание слов — произносите слово и сразу указывайте на картинку.
Как альтернатива — выкладывайте карточки на столе и просить детей дотронуться до названной картинки, постепенно переворачивая их надписями вверх. Отлично готовит детей к чтению.
После этого можно переходить к обведению букв и слов. Важно давать детям прописи со стрелочками, чтобы они потом не писали i снизу вверх.
Используйте героев
Дети — это дети. Нет ничего лучше для них, чем вводить язык с помощью героев, которые им нравятся. Большинство зарубежных линеек так и делают: Kid’s Box, Show and Tell.
Если у выбранной вами линейки есть puppets — используйте их по максимуму. Дети просто обожают разыгрывать диалоги, а игрушка на руке на них действует просто магически.
Если вы идете по своей программе — просто введите любую мягкую игрушку как персонажа и используйте ее на каждом занятии. Даже банальное пожимание лапки отлично вовлечет детей в процесс, а как можно демонстрировать предлоги места, думаю, говорить и вовсе не стоит=)
Работайте по шаблону
Дети любят предсказуемость. Поэтому шаблон урока должен быть примерно одним и тем же: приветствие, warm-up, сценка/видео/работа у доски, игра, работа в учебнике, проверка дз, прощание.
Им так проще, они быстро привыкают и учатся не в состоянии стресса.
Обеспечивайте смену деятельности
Усидеть на месте час для детей непосильная задача. Их необходимо регулярно поднимать с места — попрыгать по карточкам, потанцевать под видео (Super Simple Songs), поговорить стоя. Иначе от избытка энергии малыши просто не смогут сосредоточиться.
Будьте готовы к неожиданностям
Я говорю о “детских неожиданностях”, и «я хочу в туалет» — это еще ничего. А вот внезапные детские слезы могут выбить учителя из колеи. Чаще всего дети плачут не из-за вас или английского, а просто так.
Не волнуйтесь и постарайтесь переключите внимание ребенка на что-то другое. Хоть на стену — это тоже может сработать.
Также будьте готовы к тому, что многие детки могут еще не уметь держать ручку — если вы это заметили, попросите родителей (или администрацию школы) купить специальные треугольные насадки и другие приспособления для обучения письму.
Основная задача учителя — не отбить у дошкольников интерес к языку. Дружелюбная атмосфера, привычный режим работы и много повторения вслух — ваше все!
comments powered by HyperComments
Общие рекомендации, литература
Разнообразить уроки английского языка для малышей можно безгранично. Рисование и раскрашивание, лепка, поделки, песни и танцы, сценки, подвижные и ролевые игры — все это можно и нужно органично включать в занятия. Детям полезно и весело заниматься в группе, но при желании несложно организовать обучение для своего ребенка и самим дома. В этом случае стоит выбрать хороший учебник, на который можно было бы опираться.
Специалисты рекомендуют пользоваться учебниками англоязычных авторов, написанными полностью на английском языке. Среди них есть пособия для начинающих — например, Activity Book for Children издательства Oxford, где в нескольких частях представлена увлекательная раскраска, на которой объекты подписаны определенным цветом. В процессе раскрашивания ребенок будет запоминать названия цветов.
Picture Grammar for Children — еще один учебник на основе картинок. Он предназначен для детей, которые уже прошли начальный уровень. Здесь обучающимся предлагается не только запоминать новые слова, но и учиться их писать, составлять из них предложения, отвечать на вопросы. В легкой и ненавязчивой форме ребенок будет тренировать навыки устной речи, а ведь это именно то, что в первую очередь понимается под владением языком. Есть и отличные русскоязычные учебники и самоучители, например «Английский для малышей» под редакцией Н. А. Бонк (авторы И. А. Шишкова, М. Е. Вербовская). Снабженный интересными аудиоматериалами, он прекрасно подходит для работы с детьми 4-6 лет.
Для домашнего обучения подойдет книга «Английский язык для детей. Большой самоучитель» Сергея Матвеева. Информация в ней подается понятно и подробно, чтобы родители могли легко работать с детьми самостоятельно.
Принимая решение о том, нужно ли обучать английскому языку малыша до 6-7 лет, стоит учитывать, что такие занятия не только принесут ему пользу в рамках подготовки к школе, но и расширят кругозор, помогут чувствовать себя более уверенно в компании сверстников. Не стоит ожидать, что ребенок сразу заговорит по-английски, но то, что заложенные знания ему обязательно пригодятся при изучении языка в более старшем возрасте, несомненно.