Приемы обучения старших дошкольников основам живописи и цветоведения. Обобщение опыта работы


Цветоведение для детей

Всем взрослым хорошо известно, что мир наполнен множеством цветов и их оттенков, но маленькие дети детсадовского возраста даже не подозревают об этом разнообразии цветов до тех пор, пока им об этом не расскажут и не покажут.

Наука и техника изучения цветовых вариаций с ребенком, или же с начинающим художником называется цветоведением. Чтобы объяснить ребенку количество и названия цветов необходимо как следует подготовиться, для чего понадобиться запастись следующими подручными материалами:

  1. Цветной бумагой и карандашами;
  2. Красками;
  3. Цветными кубиками, или частями конструктора;
  4. Для того чтобы объяснить названия и количество цветов девочке можно попробовать купить разноцветные бантики, или заколки, мальчик вероятнее всего лучше усвоит цвета на примере машинок. При помощи игрушек занятия по изучению цветов с детьми получаться веселыми и интересными.

Цветоведение для детей. С чего начать

Изучать цветоведение с детьми следует начать с рассказа о том, что людей на протяжении всей их жизни окружают цвета, в качестве примера можно попросить ребенка назвать цвет одежды, которая на данный момент на них надета. Если ребенок справиться с этим заданием, необходимо продолжить рассказ и пояснить, что чистых цветов всего три, ими считаются желтый, красный и синий, остальные же цвета всего лишь производные от перечисленных.

Также можно воспользоваться бумагой и красками, смешать синий цвет с желтым, в результате чего получиться зеленый, который и необходимо наглядно продемонстрировать детям.

Продолжив урок необходимо назвать наиболее распространенные цвета, также рассказав детям о том, что больше всего цветов вмещает в себя радуга – целых 7, после чего следует попросить детей нарисовать радугу, воспользовавшись кисточками или же карандашами. Также радугу можно предложить составить из листиков цветной бумаги.

Обучение основам цветоведения самых маленьких детей можно начать с игры с машинками, кубиками, куклами, в процессе которой, каждый участник, получивший игрушку должен назвать как можно большее количество цветов, в которые она окрашена. Проводя подобные игры важно помнить, что все подсобные материалы, в том числе и игрушки должны быть предусмотрены для детей конкретного возраста, а также быть безопасными.

Задания по цветоведению для детей

Повторив с детьми названия цветов несколько раз, а также по возможности просмотрев дополнительно обучающие мультики, которые легко найти в интернете, воспитатель, или же родитель должен предложить малышам поработать с цветами самостоятельно, используя несколько приведенных ниже заданий по цветоведению для детей:

  1. Малыши, впервые столкнувшиеся с понятием цвета, могут раскрасить раскраску, в которой имеется наглядный пример того, как должен выглядеть рисунок;
  2. Дети от 5 и до 8 лет могут раскрасить эту же раскраску, но уже без примера, при условии того, что с ними было заранее обговорено то, почему тому, или иному предмету принадлежит определенный цвет.
  3. Также детям следует в обязательном порядке предложить попробовать себя в составлении собственных цветов при помощи кисточек и красок. Мама, или воспитатель может дать задание на получение оранжевого, сиреневого, розового и других цветов.

Небольшая схема смешивания цветов

Важно пояснить детям, что цвет красок зависит от того, как много воды они в них добавят, чем больше, тем светлее получится оттенок.

В дальнейшем предложите ребенку составить цветовой круг начиная с основных цветов постепенно добавляя новые цвета для более плавного перехода.

Закончить игру, или урок по изучению цветов можно с похвалы в адрес наиболее удачно выполненных заданий и рисунков.

Очень важно, чтобы изучение цветоведения проходило в непринужденной атмосфере, вполне возможно организовать преподавание основ цветоведения для детей на улице, где большое количество цветовых оттенков позволит более полно и доступно пояснить их значение и наименование детям.

Дидактические игры и упражнения по цветоведению

Автор

: Безрук Екатерина Леонидовна

Должность

: воспитатель

Учебное заведение

: МАОУ «СОШ» с. Серегово

Населенный пункт:

п.Ляли

Дидактические игры и упражнения по цветоведению.

Дидактическая игра «Шарфики и шапочки»

Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где чья шапочка. Как же это узнать? Посмотри на шарфики (это подсказки). Подбери шапочки по цвету шарфиков. Выбери шапочку для мишутки с желтым шарфиком (синим, зеленым…). Назови цвета шапочек по порядку — сверху вниз: зеленая, желтая… А теперь наоборот — снизу вверх — фиолетовая, оранжевая… Вспомни какого цвета твоя шапочка? Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные. (Это разные оттенки коричневого цвета.) Какой мишка тебе нравится больше всех?

Дидактическая игра «Цветное чаепитие у Маши и Даши»

Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много-много, а кукол — две. Значит, всю посуду нужно разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, а это Даше. Давай подумаем вместе, как лучше распределить посуду. Посуда одинаковая по цвету или разная? А какого цвета одежда у кукол? Какая посуда больше подходит кукле с красным бантиком? (Чайник и чашки с блюдцами в красный горошек, красная сахарница с белыми горошками и вазочка с красным цветком.) А какую посуду нужно отобрать для куклы в синем? Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.

Дидактическая игра «Что нам стоит дом достроить!»

Эти домики строили-строили, но не достроили. А задумали их так, чтобы в каждом чередовались два цвета. Дострой домики. Какие детали нужно поставить сверху? Найди домик, у которого внизу два зеленых кубика. Кубик какого цвета стоит сверху? (Красный.) А какие кубики поставили потом? (Зеленые.) Значит, какой кубик нужно поставить сверху? Найди его в ряду справа. Рассмотри каждую постройку (остальные можно закрыть) и подбери недостающие детали. Покажи домик из оранжевых и зеленых кубиков. Из желтых и зеленых кирпичиков? Назови цветные детали, из которых построили остальные домики.

Дидактическая игра «Пестрый клоун»

Клоун готовится к выступлению. Помоги ему нарядиться. У клоуна в одежде всегда все наоборот. Один рукав зеленый, а перчатка на этой же руке красная. Другой рукав красный, а перчатка на этой руке зеленая. Давай посмотрим вместе. Что у клоуна на голове? Где зеленый колпак? Какой помпон нужно к нему пришить? (Красный.) А какой помпон подойдет для красного колпака? (Зеленый.) Найди такой же цвет на зонтике. Покажи такую же по цвету перчатку. На какую руку клоун ее наденет? Покажи и назови все красное. Где красный башмак? На какую ногу клоун его обует? Назови цвет пуговицы и найди этот цвет на зонтике.

Приемы обучения старших дошкольников основам живописи и цветоведения. Обобщение опыта работы

Библиографическое описание:

Калуцкая, Н. Ю. Приемы обучения старших дошкольников основам живописи и цветоведения. Обобщение опыта работы / Н. Ю. Калуцкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (17). — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3717/ (дата обращения: 18.01.2022).


В статье раскрыта актуальность проблемы преподавания живописи в дошкольном учреждении. Приведены результаты апробации авторской методики обучения дошкольников рисованию живописного пейзажа, портрета, натюрморта и знакомства с основами цветоведения. Представлен опыт работы воспитателя по изодеятельности Калуцкой Натальи Юрьевны, в изобразительной деятельности старших дошкольников.

Ключевые слова: изобразительная деятельность дошкольников, преподавание основ живописного пейзажа, живописного портрета и живописного натюрморта.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами задачи развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Случается так, что ребенок увлеченно рисует, смешивает краски, накладывает уверенные мазки, но не может вовремя остановиться, и в конце занятия он не удовлетворен качеством своего рисунка. Или наоборот, ребенок не уверенный в себе, боится белого листа бумаги, его рука скована, и мазки получаются неловкими и корявыми. И этот дошкольник в конце занятия не будет удовлетворен своей работой.

Как вы думаете, почему это происходит? (не умеет, не научили)

Совершенно верно, прежде чем ребенок начнет творить, педагог должен научить его основным канонам рисования.

Являясь членом жюри различных творческих детских конкурсов нашего района, я вижу работы детей, представленные на конкурс. И часто встречаются работы, на которые никто из членов жюри не обращает внимания. Они не интересны зрителю! Юный художник не смог донести своих чувств. А все потому, что современные педагоги слишком мало внимания уделяют «правильности» выполнения детского рисунка.

Именно поэтому в прошлом учебном году я провела три обучающих семинара для педагогов городского округа Шатура по обучению методике рисования живописного портрета, пейзажа и натюрморта.

Нельзя списывать неграмотность детской работы на «ребенок так видит!». Нет, это неправда, просто взрослый не показал, как это должно выглядеть правильно.

21 век — век науки и технологий, а в рисунках наших детей до сих пор встречаются солнце в уголочке листа (как кусочек пиццы), синие облака на белом не затонированном листе бумаги и предметы, стоящие «на краю пропасти», зеленая полоска внизу листа означает травку. А на самом деле, существует линия горизонта, первый, второй и т. д. планы картины, есть понятие пропорций и перспективы в рисунке, даже у ребенка дошкольника.

Ведь изобразительная деятельность, как математика и другие виды деятельности — это наука! В ней есть четкие законы и правила, и задача педагога рассказать, объяснить, донести до дошкольника эти законы и правила. И только тогда ребенок сможет свободно творить, не объясняя ничего о своем рисунке взрослым. Это будет грамотно выполненный рисунок, даже если на нем изображено зеленое небо и красная трава.

Дети ждут от взрослых оценки своего творчества! Воспитатель должен научить ребенка творить грамотно и свободно.

Как раскрепостить каждого малыша? Как сделать каждый рисунок уникальным иприносящим радость, научить детей видеть великолепие вокруг, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом игармонией живописи— вот сложнейшая задача взрослого.

Я обратилась к цветоведению. Смешивание цветов — это очень увлекательный процесс! Но где найти простор творчеству, если в методичках по изо написано: «Раздает затонированные листы бумаги…». Я решила предоставить полную свободу творчества нашим детям!

Встала проблема — успеет ли каждый ребенок затонировать свой лист бумаги и потом еще поработать на нем! Ведь занятия у старшей и подготовительной групп длятся не более 30 минут.

Я поняла, что дети, которые правильно держат кисть, делают фон быстрее, чем те, кто не умеет правильно взять инструмент.

Родилась сказка:

— Кисточка — это королева, она очень любит танцевать. А как танцуют люди? Ложатся на пол, скрючиваются или выпрямляют спинку и встают на носочки?

Дети отвечают, что выпрямляют спинку и т. д. …

Вот и королева всегда должна стоять и ее деревянный кончик должен смотреть вверх.

Когда кисточка танцует, она делает плавные уверенные движения — мазочки. Они обычно накладываются в одном направлении. И если мы будем наносить хаотичные движения, кисточка устанет и королева превратиться в ведьму. Ведьма нарисует не очень красивый рисунок!

Таким образом, проблема «каляк-маляк» была решена!

Дети стали обращать внимание на то, как они держат кисть и какие мазочки у них получаются. При этом время тонирования листа значительно сократилось.

В старшей группе дети учатся правильно обращаться с красками. При работе с красками дети не используют палитру, т. к. новый цвет, который они получают, смывается в баночку с водой и не остается на палитре. Палитра пачкается новым цветом, а рисовать в итоге ребенку нечем.

На моих занятиях ребенок учится получать новый цвет сразу на рисунке. Дошкольник постоянно анализирует и рассуждает какие два цвета надо взять для получения того или иного цвета. Какую краску надо взять на кисточку первой, чтобы краски не «заболели».

Например:

— Ребята, какого цвета будет небо на нашей картине? (голубое).

— Открываем голубую краску! (ее нет в наших наборах!)

— Как получить голубой цвет? (смешать белую и синюю)

— Значит, открыть надо синюю и белую, а чтобы белая краска не «заболела синюхой», ее надо набрать на кисточку первую, а потом макнуть кончик кисточки в синюю. При этом, у каждого ребенка получается свой оттенок голубого цвета.

Занятия по изодеятельности у нас в саду проходят в отдельном помещении и каждый малыш, попадая в изостудию, конечно, хочет стать настоящим художником. И как настоящие художники мы знакомимся с тремя основными жанрами изобразительного искусства.

Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

Конечно — это натюрморт, пейзаж и портрет.

И при рисовании сюжета каждого жанра, я столкнулась с разными проблемами!

Например:

Перед вами натюрморт «Дары осени», скажите какой из этих предметов самый большой? (Тыква).

— Конечно тыква, она и будет главным героем на нашей картине. Но случается так, что тыква и помидор становятся одного размера. Я предлагаю детям проанализировать композицию натюрморта — тыква крупная, помидор поменьше, а слива совсем маленькая.

Следующий вопрос: где лежат наши предметы? (На столе).

— Как нарисовать стол?

У детей это полоска в нижней части листа, на которой в ряд расположены все предметы. А ведь это не так!

Каждый предмет лежит на своем месте дальше или ближе к краю стола!

Так давайте покажем это в рисунке, отступим от края листа расстояние, примерно два пальчика, и нарисуем наши овощи и фрукты. Обязательно напоминаю, где заканчивается стол, и примерно в середине листа проводим линию горизонта. Все остальное закрашивается «воздухом», так «настоящие художники» называют пространство за и вокруг предметов.

Когда работа почти готова, я открываю еще один секрет «настоящих художников» — это тень под предметами.

А давайте заглянем под тыкву, что мы там увидим?

— Там, оказывается очень темно! И темноту тоже надо нарисовать! Дети назвали тень под предметом «синий червячок».

Итак, натюрморт готов! Полюбуйтесь!

А вот при рисовании пейзажа, появляются совсем другие проблемы!

Как передать состояние и настроение природы?

— Какого цвета сугробы?

— Как нарисовать ветер?

— Какого цвета ночь?

Спомощью чего художник может передать эти состояния природы?

«Настоящий художник» во всем видит цвет.

Описать словами золотую осень ими пасмурный день очень легко, а вот как нарисовать, чтобы зрителю (маме или папе) было понятно?

И первый вопрос, который появляется:

Между небом иземлей есть расстояние?

Иногда дети отвечают, что расстояние есть, между небом и землей растут деревья. И тогда мы начинаем анализировать:

— Между деревьями видно небо?

— Деревья растут на земле?

И тут дети понимают, что деревья мы видим и на небе и на земле, т. е. между небом и землей расстояния нет, они встречаются в линии горизонта. Лист бумаги при рисовании мы делим на две части — небо и земля.

Это называется фон.

И здесь открывается огромный простор для творчества! Каждый ребенок в силу своего характера и темперамента закрашивает лист бумаги полностью и у него получается своя, ни на кого не похожая картина.

— А чем отличается зимний, летний и весенний пейзажи?

— Конечно цветом!

Для лучшего восприятия цвета детьми я разработала пособия «Цвета: осени, зимы, весны и лета».

— Скажите, чем цвета лета отличаются от цветов весны? (Они различаются по светлоте, у лета краски яркие, а у весны светлые, нежные)

— Что общего в цветах лета и осени? (У них яркие краски)

Пейзажная живопись помогает нам передать настроение и впечатление от созерцания природы. Изображая синюю ночь и разноцветные сугробы, ребенок получает огромное удовольствие от процесса рисования и от конечного результата.

Но оказалось, что времена года можно изображать не только в виде пейзажей, но и портретов!

Во время изготовления пособия по цветоведению, «родились» девочки Осень, Зима, Весна и Лето. Сначала это были портреты, а затем появились куклы.

Кукла — готовый образ, выполненный художником, она двигается, разговаривает, задает вопросы, объясняет новый материал. Кукла помогает развить ребенку его образное мышление. Своим внешним видом, жестами, манерой общения кукла помогает создать каждому ребенку свой собственный образ.

Изменение цвета и получение нового для дошкольника — это волшебство! Ребенок, овладевший «волшебством», может с удовольствием придумывать и создавать новые образы, а также изобразить все самое близкое и родное. Портрет мамы хочется нарисовать всем! И еще хочется, чтобы было похоже на оригинал!

И снова возник вопрос:

— Как показать ребенку последовательность выполнения портрета, не травмируя его психику?

И портреты девочек времен года очень для этого подошли.

Знакомство с методикой рисования портрета начинается с портрета девочки Осени. Ребенок с увлечением рисует придуманный образ, и даже если что-то пошло не так, становится не так обидно, это же не мама!

Затем, нарисовав портрет Зимы, малыш приобретает уверенность в себе и на 8 марта он как «настоящий художник» нарисует портрет дорогого ему человека.

При рисовании каждого из портретов девочек, используются разные таблицы по «Цветоведению».

В рисовании «Зимы» — и «Весны используются таблицы «Теплые и холодные цвета + белый», проходит изучение приглушенных, разбеленных цветов.

При рисовании «Лета» используется таблица «Основные и составные цвета». Дети обобщают свои знания на тему цветоведение.

В этом учебном году галерея портретов расширилась: появились семейки теплых, холодных и черно-былых цветов.

Вот желтый король и красная королева вывели в свет оранжевую принцессу. А вот синий король решает, кому из сыновей оставить наследство — зеленому, голубому или фиолетовому принцу?

Вот белая королева грустит рядом с черным королем, а может и не грустит вовсе, а просто очень серьезная!

А вот и три основные краски — королевы: синяя, красная и желтая.

Все эти портреты помогают ребенку окунутся в волшебный мир изобразительного искусства.

Второй вопрос, с которым я столкнулась:

— Как же правильно нарисовать портрет человека?

Дети, как правило, рисуют кастрюльку, затем подрисовывают глазки и сверху полосочку волос.

— Какой на самом деле формы голова?

На самом деле голова — это овал похожий на яичко.

— Какой формы у нас глазки? (овал похожий на рыбку или семечку).

— Конечно! Это не круг, это другая форма!

И теперь самое интересное!

— Какого цвета бывают глаза? (Карие, серые, зеленые, синие и голубые).

Посмотрите друг другу в глазки, какого они цвета? Мы видим красные, фиолетовые или розовые? А вот девочкам очень хочется маме розовые глаза нарисовать, а нарисовав, думаем, что не так в портрете?

Если провести по брови против роста волос, то бровка встретится с носом.

— Теперь мы знаем, как изобразить глазки брови и нос, но где они находятся?

Научный факт: глаза у любого человека находятся посередине головы. А малыши часто на лбу рисуют! И чтобы не ошибиться, мы находим серединку овала и ставим туда пальчик и рисуем два мазочка с одной и другой стороны от пальца. Секрет «настоящих художников» раскрыт!

Нарисовав портреты Осени и Зимы, поняв, что нужно сделать, чтобы портрет получился, малыш очень быстро выполняет рисование овала, шеи, одежды и фона, и с удовольствием рисует знакомые черты.

Рисуя портрет, ребенок выбирает любимый цвет для фона, придумывает прическу, и даже если мама не носит заколки и украшения, часто на голове у нее появляются корона и любимые заколки.

Обстановка в изостудии располагает к творчеству, можно немного испачкать руки, заехать кисточкой с краской на стол, даже за разлитую на пол воду никто не ругает. Все бывает у «настоящих художников»!

Каждый «настоящий художник» мечтает о выставке собственных картин!

А в нашем детском саду есть такая возможность. В переходе между лестницами выставляются картины всех «самых настоящих художников».

Чтобы рисунок попал на выставку, ребенок очень старается. Для малыша большая честь, когда он показывает родителям свою картину в рамке и у всех на виду!

Литература:

  1. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Сокольникова Н. М. М.: 1999. — 368 с.
  2. Изобразительное искусство. 1–4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов ид р. — 4-е изд., дораб. — М.: Дрофа, 2011. — 46 с.
  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. И38 Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 128 c.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, лист бумаги, цвет, Какой цвет, изобразительное искусство, краска, линия горизонта, портрет, предмет, художник.

Палитра цветов масляных красок

Сегодня палитра красок многообразна и радует нас таким широким спектром выбора. И чем богаче у вас будет палитра, тем интереснее и «нескучной» получится ваша работа. Тюбиков красок 12-15 достаточно для начала, но по мере изучения разных смешиваний, вы научитесь получать новые цвета и оттенки. Или покупать уже готовые смешанные краски в тюбиках, если позволяют средства. Масляная краска в тюбиках хранится очень и очень долго, а изучать и практиковаться, безусловно, нужно…. Без этого ни как!


Палитра цветов масляных красок

Цена краски в тюбиках зависит на прямую от того, сколько раз она смешивалась, чтобы получился тот или иной оттенок. И чем интереснее и редкостнее происходило смешивание, тем дороже будет стоит краска. У меня в арсенале имеются дорогие краски редких цветов, таких как теплый серый или малиново-пурпурно-фиолетовая. Я редко ими пользуюсь, так как со временем научилась «добывать» их путем смешивания.

Важно: не все масляные краски для живописи одинаковые. У разных производителей может несколько отличаться краски по цвету, густоте и даже по названию. Поэтому крайне важно выбирать все же качественные краски, особенно, на этапе изучения живописи маслом.

Например, я пользуюсь французскими Lefranc & Bourgeois, Pebeo; голландскими Rembrandt, , английскими производителями красок Daler& Royney и немецкие Lukas, Mussini. Итальянские тоже имеются в моем арсенале, oil Master но сильно густые и менее любимые. Имеются и русская «Ладога» , но все же по качеству сильно уступают французским или английским. Для опыта полезно поэкспериментировать с разными производителями.

Как вы думаете, из чего делается краска? Какой у нее состав и почему одни сохнут быстрее других? В состав масляной краски входят цветные пигменты и связывающие вещества. Обычно это масла, мягкие смолы, пчелиный воск и эфирное масло. Эфир помогает «разжижать» густотертые красочные пасты. И соотношение пигмента по отношению связывающих веществ разное. И одна из причин медленного высыхания масла, именно это. Вот пример состава масляных красок:


Характеристика красок

Часто можно услышать вопросы по поводу смешивания оттенков и цветов: что с чем смешивать можно, а что с чем смешивать не желательно, во избежании грязи.

При написании картины нужно помнить об основных характеристиках цветов и о том, как температура краски изменяется под влиянием разных оттенков. Также о теплой и холодной гамме, но в целом в смешивании красок запретов нет. Это область, где можно смело экспериментировать и получать результаты путем проб и ошибок. В статье о смешивании красок на палитре и на холсте будет подробно рассмотрены способы смешивания.

И не забывайте, творчество должно приносить радость от процесса, добавлять энергии и сил, а также заряжать нас бодростью и никак не наоборот. Даже усталость после написания картины будет приятная и с чувство удовлетворенности.

Как видите, основы цветоведения не такие уж и тяжелые, при определенных знаниях и правильных пропорциях разумеется. Живопись живая, нельзя научиться цветоведению раз и на всегда, это то, что может изучаться и изучаться на протяжении жизни… Вы согласны с этим?

Главные характеристики цветов

Если бы краска была одушевленным предметом, то можно было бы сказать, что у нее есть характер, который состоит из трех составных черт. Да, скорее всего так.. ведь именно эти черты в цвете на живописной картине и вызывают у зрителя различные эмоции.

Цвет в искусстве существует для выражения эмоций одних (живописцев) и эмоциональной реакцией других (зрителей). На примере красных цветков приведу пример «характера цвета».

К основным свойствам характера цвета относятся 3 термина :

  • Цветовой тон – термин цветоведении, определяющий колор. Цветовой тон позволяет отличать один цвет от другого, а также различать их по названиям.
  • Светлота – тон в цвете, тональность. Одно из важнейших качеств цвета, о котором не стоит забывать
  • Насыщенность – интенсивность, степень сочности и глубины цвета. Еще насыщенность это своего рода видимая степень цветового тона хроматическом цвете.


Насыщенность и светлота красного цвета

Если, например, неправильно был взят цвет, значит и тональность получится иная. Это важный признак, определяющий близость цвета к светлому или темному. Как можно изобразить цветок, если пользоваться только цветовым тоном? Никак, он был бы плоским и похож на детский рисунок в чисто-красном цвете. Внутренняя часть цветков темнее и насыщее.

Светлота и насыщенность добавила в цвет все, что необходимо. А ведь сам цветок состоит только из одного цвета- красного. Все остальные только его производные.Как вы догадались, для того, чтобы сделать цвет светлее, нужно добавить белил. Так можно получить градус светлости и светотеневой тон. И темнее, добавляя, например серый. Чтобы регулировать цвет, включаем в палитру белый и черный цвет. Конечно, получится светлее, но и оттенок получится иной. Из ярко насыщенного красного, с белилами она станет светлее, это точно, но и цвет при этом меняется до розового. Поэтому, стараемся не менять сам цвет краски.

Определять насыщенность можно в процентном содержании цветового тона в цвете. Запутано получилось? Вот еще фруктовый пример: цвет мандарина и абрикоса имеют одинаковый цветовой тон – оранжевый. И даже светлота в обоих предметах светлая. И все же насыщенность абрикоса и мандарина разные. Цвет мандарина будет насыщеннее цвета абрикоса: в мандарине как будто более контрастный оранжевый. Еще проще другими словами описать можно так: сильно-яркий оранжевый мандарин и тускло-бледный-оранжевый абрикос …


Оттенки от оранжевого к желтому цвету

Чистые цвета из тюбика, могут быть самые насыщенные. Смешивая их с другими красками и растворителями, тем самым меняет чистоту и интенсивность цвета. Насыщенность можем «погасить», добавляя в него серый оттенок

Правда живописцы редко пользуются чистым цветом прямо из тюба. При умелом смешении красок, можно получать огромнейшую палитру цветов и оттенков. В некоторых техниках живописи все же используют краски в чистом виде, например, в технике Импасто, или «мастихиная живопись», или любители чистых контрастных картин. Причины могут быть разные, ведь и цветовидение у всех разное. Об основных техниках в масляной живописи читайте в статье-подборке.

А вы знаете, почему белый и черный по тоновой шкале не считаются цветами? Потому что, «белила» и «чернила» имеют только одну светлоту. Они не могут быть более или менее насыщенными. Вы когда-нибудь слышали «светлая белая», или «светлая черная»? Все что они могут, трансформироваться в серые оттенки, отличаясь лишь по светлоте серого цвета.

Насыщеность черной есть, например, сажа газовая- холодная и ярко выраженная, в то время как жженая кость— противоположна, теплая и неяркая. Есть еще виноградная черная, которая находится между ними по темноте и яркости. Смешивая краски с белой или черной, можно отлично поупражняться и познакомиться со всеми свойствами краски. Попробуйте, это очень интересно!

Многие художники безумно боятся использовать на своей палитре черную краску, а зря! Ведь она может сделать палитру шире и богаче. А вот какую из черных красок выбрать решать вам, их тоже нужно попробовать все. В принципе, для изменения других цветов они крайне важны.


Темность черных красок

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]