Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ. Презентация опыта работы
Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской областиМоя презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ будет интересна старшим воспитателям, методистам, заместителям заведующего ДОУ, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работы в ДОУ.
Свое выступление я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков. Мы, педагоги детского сада «Колокольчик», также решили обратить на это особое внимание. И именно поэтому одной из основных задач нашего ДОУ на 2014 – 2015 учебный год является: «Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе воспитательно-образовательной работы». Решаем мы эту задачу посредством ОД, игровой деятельности в ходе РМ, формирования развивающей среды в группах и помещении детского сада. Поделюсь с вами опытом данной работы по этой теме. И начать я хочу с игр, значение которых в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа. Мы с детьми играем в русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», Игра-инсценировка «Теремок», Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры». Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту, фольклору. Крестьянское искусство, фольклор входят в жизнь современного ребенка-дошкольника вместе с народными песенками, потешками, колыбельными, поэтому они так близки ему и понятны. Далее, в старших группах приобщения детей к устному народному творчеству идёт через волшебные сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, народные приметы, героический эпос. Этот материал даётся в НОД, на кружках (фолькрорный кружок «Капелька» (народные танцы «Кадриль», «Комаринская»). Великое счастье, что в нашем посёлке есть музей. Там ребёнок впервые осознаёт понятия «история», «традиции», «наше прошлое». Дети знакомятся в музее с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков, историей Духовницкого района.
Во всех группах организованы уголки по нравственно-патриотическому воспитанию. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «День матери»; «Защитники Отечества», «Масленица»; «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» «Пасха». Дети узнали историю праздника, почему крашенные яйца, познакомились с понятиями «Великий пост», поиграли в игры, в которые на Пасху играли наши пра-прадеды. Знакомя с культурным наследием нашей страны, педагоги приобщают детей к изготовлению народных игрушек, поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками. Это также работа ИЗО-студии «Радуга», роспись дымковской игрушки. Также мы знакомим детей с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Со старшими дошкольниками костюмы классифицируются по его принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Происходит знакомство с декором костюма.
Дети украшают декором женский народный костюм, сарафан, мужскую косоворотку (в рисунке, аппликации, это выбор узора).
Наши педагоги организуют целевые прогулки, экскурсии по улицам поселка. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего посёлка.
И ещё хочется сказать об одной проблеме. Предпринятые на сегодняшний день наши попытки воспитания духовно-нравственной личности дошкольников показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей. Мы используем очень разнообразные формы работы с родителями: *родительские собрания на духовно-нравственные темы; *лекторий для родителей (клуб «Собеседница») *открытые показы воспитательно-образовательного процесса («Дни открытых дверей») *проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе; *факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; *индивидуальные консультации специалистов; *наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; *совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; *помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы). И в заключении, мне хочется сказать: Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, знать историю и традиции своего народа. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
Презентация на тему: Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по патриотическому воспитанию в начальной школе, посвященное юбилею Иркутска и Иркутской обл Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях реабилитационного город Кемерово. Патриотический уголок старшей группы. Развитие образовательной области «Физическая культура» в дошкольном учреждении
Похожие статьи:
Краеведческая работа в школе
Личный пример – его роль в нравственном воспитании
Как мы уже писали выше, детей невозможно научить нравственности, они могут только перенять ее от взрослых. Взрослые – пример для дошкольного возраста. Особенно пример родителей. Родители – идеал для малыша. Все, что они делают, для него по умолчанию правильно и хорошо. Если мама поднимает руку на ребенка, а отец решает конфликты кулаками (а того хуже, бьет мать), то они могут сколько угодно твердить ему, что драться не хорошо, но модель поведения он уже взял от родителей, и для него она единственная – правильная.
Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка
Для детей источниками нравственного воспитания служат:
- Родители;
- Окружающие его взрослые (воспитатели, педагоги, родственники, старшие братья и сестры);
- Сказки (особенно народные, и не только русские);
- Телевизор и интернет;
- Окружающая среда.
Внимание
Признавая кого-либо авторитетом, ребенок сознательно (а чаще подсознательно) копирует его поведение, а это, на секундочку, формирует фундамент его нравственного образа. Поэтому, уважаемые родители, воспитатели, и просто старшие по возрасту, будьте внимательны к своему поведению, если вы –хотите, чтобы наше будущее поколение было нравственно и духовно воспитанным.
Фильтруем информацию, или важная роль телевизор
Мы не будем говорить сейчас о вреде самого телевизора (компьютера, планшета). Об этом много говорят врачи, а мы же напомним о том, какое колоссальное влияние на нравственное воспитание оказывает то, что смотрит маленький зритель. Любой, казалось бы, самый безобидный мультфильм несет в себе смысловую нагрузку. Полюбившийся герой становится образцом для подражания, его поведение вносит коррективы в воспитание дошкольника. Поэтому, обратите внимание на то, что смотрит ваш малыш?
В прошлом столетии, в тот самое советское время, сию задачу за родителей решало государство с помощью «Союзмультфильма». Все, что попадало на экраны, несло в себе воспитательную задачу. Мультфильмы учили быть добрым, воспитанным, образованным, трудолюбивым. Они учили любить родину, любить родителей, дружить и уважать старших. И даже «зло» в советских мультиках, в большинстве своем было по-доброму обаятельным и смешным. Надо ли напомнить, каким был уровень нравственности в стране?
Сегодня фильтр и цензуру отключили начисто. С экрана телевизора на малыша смотрят всевозможные монстры, безобразные персонажи, то и дело ругающиеся, пихающиеся, грубые, невоспитанные и неопрятные.
Важно
Обратите внимание на то, какую информацию несут низкосортные мультфильмы с дешевых коммерческих каналов?
Что видят дети и что они вбирают:
- Агрессия. Око за око – зуб за зуб, и это еще мягко сказано. Ударь, толкни, брось что-то в того, кто тебя раздражает;
- Эгоизм. Каждый сам за себя в этом мире;
- Отсутствие сострадания. Смеяться, если кому-то больно, пройти мимо, если кто-то нуждается в помощи. Плюс бесконечная боль, которую испытывают герои. Их бьют, на них падает тяжесть, они падают с высоты, при этом нет чувств сожалений – детям предлагают смеяться над упавшим с высоты зверьком (пример);
- Хитрость. Обмануть, обвести вокруг пальца для достижения цели;
- Плохие манеры (как же хочется поговорить про Свинку Пеппу). Герои мультфильмов не стесняются звуков своего тела (и задорно смеются над этим) залезают в грязь, входят без стука.
Правовое воспитание дошкольников в детском саду
И эти персонажи могут стать образцом нравственной культуры, вы только вдумайтесь. Дешевые ролики наполнили интернет. Дети самостоятельно кликают мультфильмы на планшете и компьютере, в то время как их мамы спешат заняться домашними делами. Эта «информационная помойка» представляет серьезную опасность, и наносит урон не только нравственности детей, но и их неокрепшей психике в целом. Выбирайте только те мультфильмы, которые учат добру и справедливости – основе нравственного воспитания.