«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» (из опыта работы воспитателя)

Звуковая культура речи закладывается в тот период, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно наполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй речи, научаются связно высказываться. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их гораздо труднее.

Понятие звуковой культуры речи

Речь – сложная функция, которая задействует многие части организма. Развитие речи детей дошкольного возраста подразумевает не только непосредственное «говорение» и осмысление того, что произносится. Каким будет звукоизвлечение и произношение, зависит от того, насколько развит речевой аппарат, как работают дыхательные мышцы.

Соответственно, звуковая культура речи — это многогранное понятие, включающее чистое произношение, характеристики звучания, речевое дыхание, содержательность высказываний, общую выразительность речи.

В тесной взаимосвязи с работой артикуляционного аппарата и дыхательных мышц находится речевой слух. Детям с ослабленным слухом — или просто рассеянным и невнимательным — трудно уловить и воспроизвести сложные звуки, обеспечить содержательность, выразительность речи. Поэтому, говоря о воспитании звуковой культуры, обязательно включают развитие речевого слуха.

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Библиографическое описание:

Рядинская, Н. В. Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи / Н. В. Рядинская, Н. Н. Кравченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (27). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4614/ (дата обращения: 18.01.2022).


Одна из ключевых задач дошкольных образовательных учреждений — это социализация воспитанников, то есть интеграция в социальную среду. В ходе интеграции в мир общества усваиваются «образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе» [3]. Жизнь в обществе невозможно представить себе без общения, а общение — без языка.

Язык теснейшим образом связан с речью, так как «речь это всегда язык в действии» [6, c.4]. С понятиями «речь» и «язык» ассоциируется термин «культура речи» – понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения» [10].

Овладение культурой речи, выражающейся в правильной речи, является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Формировать культуру речи ребенка необходимо с ранних лет, как минимум — в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет).

Важной частью общей речевой культуры является звуковая культура речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильная артикуляция звуков и слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение, выразительность. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи [4].

Низкий уровень звуковой культуры речи ребенка может иметь негативные последствия в виде личностных изменений (раздражительность, замкнутость, снижение мотивации к познанию и обучению). Также может развиться умственное отставание, вследствие чего часто возникают проблемы с обучением в школе, неуспеваемость, более сложная социализация в обществе сверстников и взрослых [8].

Воспитание звуковой культуры речи подразумевает работу над следующими аспектами: произношение, соблюдение требований орфоэпии (нормы литературного произношения), выразительность и дикция речи (четкое, внятное произношение каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом) [2].

При организации образовательной деятельности в сфере развития звуковой культуры речи необходимо учитывать следующие моменты:

  1. дифференцированный подход к организации занятий в зависимости от возраста дошкольников;
  2. взаимосвязь и взаимодействие специальных занятий (фронтальных) с работой, проводимой вне занятий [1, c.26];
  3. особое внимание артикуляционной гимнастике;
  4. использование игровых технологий;
  5. использование ИК-технологий.
  1. Дифференцированный подход корганизации образовательной деятельности взависимости от возраста дошкольников

Совместная образовательная деятельность с младшими дошкольниками должна проходить в виде дидактических игр с игрушками, целью занятий является отработка звукоподражания. В первое время должен практиковаться хоровой ответ воспитанников, так как они еще не способны слушать ответы друг друга. В средней группе стоит переходить к несложным объяснениям артикуляции звуков, ставить учебные задачи (научиться произносить конкретный звук), что повышает сознательность действий воспитанников, чему также способствует мотивационный фактор (объяснение, зачем нужно учить звук). Кроме правильного звукопроизношения, ведется отработка и других аспектов звуковой культуры речи: воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного, плавного речевого выдоха, развитием громкости голоса, развитием речевого слуха. На данном этапе необходимо работать и над развитием фонематического слуха и дикции, для чего используются разнообразные словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, прозаические и стихотворные произведения.

Для старших дошкольников основной задачей является отработка звука. Самым продуктивным приемом является показ артикуляции звука, сопровождаемый объяснением положения органов артикуляции с последующими упражнениями в произнесении звука изолированно и в сочетании его с другими звуками. Работа над дифференциацией звука ведется в три этапа: дифференциация изолированных звуков, звуков в словах и звуков фразовой речи. Важным моментом при организации занятий со старшими дошкольниками является использование различных приемов обучения при многократном повторении однотипного речевого материала при разнообразии приемов обучения [1].

  1. Взаимосвязь ивзаимодействие специальных занятий (фронтальных) сработой, проводимой вне занятий

Для своевременного и продуктивного развития речи ребенка, в том числе, ее звуковой стороны, необходимо проводить специально организованные — фронтальные — занятия, не реже 1–2 раз в месяц. Но также важно включать отдельные упражнения на отработку звуков, чистоты речи, скорости, плавности, выразительности в другие занятия, включая музыкальные — по согласованию с музыкальным руководителем.

  1. Артикуляционная гимнастика

Развитие речи человека зависит от множества субъективных и объективных факторов, но что касается именно звуковой стороны, то здесь наиболее значимым фактором является работа артикуляционного аппарата, развитию и совершенствованию которого способствует использование артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

1) Статистические — связанные с удержанием определенной артикуляционной позы.

2) Динамические — требующие многократно повторения одного и того же вида движений[5].

Основные принципы организации артикуляционной гимнастики: регулярность (ежедневно, несколько раз в день), от простого к сложному, индивидуальный подход, использование игрового метода и наглядности. Немаловажно правильно организовать пространство для проведения занятия — ребенок должен сидеть, видеть лицо взрослого и свое, для чего необходимо настенное либо ручное зеркало. Благодаря артикуляционной гимнастике укрепляется мышечная система речевого аппарата и подвижность его элементов, снижается напряженность артикуляционных органов.

  1. Использование игровых технологий

При организации образовательной деятельности, направленной на развитие звуковой культуры речи, целесообразно использовать различные педагогические игры — дидактические, театрализованные, пальчиковые.

Дидактическая игра является основным видом игр и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление. Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками); настольно-печатные игры; словесные игры.

Однако большинство задач развития речи вообще и звуковой культуры речи в частности можно решать, используя театрализованные игры. Отыгрывая роль, ребенок использует средства вербальной и невербальной выразительности, выбранные самостоятельно. Драматизация может проходить в виде игр-имитаций (персонажи, социальные роли, животные), спектаклей, игр-импровизаций. Воспитанники могут выступать в роли не только артистов, но и режиссеров и сценаристов, отыгрывая сюжеты при помощи игрушек (или их заменителей). Озвучивание разыгрываемого сюжета способствует развитию выразительной речи. Двигательная активность во время речевой деятельности (чтение и разучивание стихов, потешек, прибауток) делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики, жестов [7].

Отличным приемом для развития речи является сочинительство — синквейн (составление пятистиший) и сказкотерапия. Игры со скороговорками и чистоговорками — «произнеси тише-громче, испуганно-радостно» — также положительно влияют на звуковую культуру речи ребенка, развивая интонацию и чувство ритма. Игровая форма проведения занятий всегда продуктивна и привлекательна для детей. Разнообразные игры позволяют решать самые разные задачи, одновременно не вызывая скуку и равнодушие.

5.Использование ИК-технологий

Современную систему образования невозможно представить себе без использования информационно-коммуникационных технологий, подразумевающих использование различных информационно-технических средств. Основные задачи использования таких технологий в образовательной деятельности — создание интерактивных моделей и облегчение взаимодействия с родителями воспитанников и их информированиео методах и средствах речевого развития детей.

В образовательной деятельности ДОУ можно использовать следующие ИКТ: мультимедийные образовательные программы (программа «Развитие речи», логопедический интерактивный комплекс «Теремок» и т. п.), обучающие программы на дисках, тематические мультимедийные продукты, подготовленные воспитателями (с использованием программ PowerPoint, Moovly и т. д.).

Например, программа «Развитие речи» направлена на развитие у детей слухового восприятия; формирования навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов, умений составлять описательные рассказы по картинкам и связно говорить [9].

Использование ИКТ позволяет обеспечить наилучшую наглядность (картинку можно сопроводить звуком и анимацией); решает ситуативные задачи (создание медиа-продукта под конкретную цель или ситуацию, с учетом уровня развития конкретных воспитанников). Элементы единой информационно-образовательной среды в ДОУ делают возможным работу по речевому развитию не только в группе, но и индивидуально, а также предоставляют средства самостоятельной игровой деятельности детей.

Литература:

  1. Архипова Е. Г. Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников // Проблемы педагогики, 2015. № 6(7). С. 24–27.
  2. Афонина Л. Г. Понятие звуковой культуры речи и ее значение для развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО // Научные исследования и современное образование: VI Междунар. научно-практ.конф. (Чебоксары, 15 марта 2019), Чебоксары, 2022. С. 41–42.
  3. Глоссарий по политической психологии. М.: РУДН, 2003. — С. 268.
  4. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
  5. Романцова И. О. Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук:междун. научно-практ. конф. (Глазов, 14 марта-15 апреля 2016). Глазов, 2022. С. 102–104.
  6. Рымарь, С. В. Русский язык и культура речи: конспект лекций для студентов для всех направлений подготовки / С. В. Рымарь. — Муром: Изд.- полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. — 98 с.
  7. Сибгатова В. Д. Эффективные игровые технологии в развитии речи дошкольников: из опыта работы // Internationalscientificreview, 2019. № 1(41). С.29–31.
  8. Ушакова А. А., Шалина А. А. Формирование звуковой культуры речи дошкольников // Речевая культура в разных сферах общения: XII Всеросс.научно-практ. конф. (Нижний Тагил, 29 ноября 2017), Нижний Тагил, 2022. С. 124–129.
  9. Филиппова Л. В. Значение информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста // ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения: Всеросс. научно-практ. конф. (Арзамас, 24 мая 2018). Арзамас, 2022. С. 217–223.
  10. Актуальные проблемы культуры речи (сборник). М., 1970.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: звуковая культура речи, артикуляционная гимнастика, образовательная деятельность, звук, игра, возраст дошкольников, звуковая культура речи ребенка, звуковая сторона, организация занятий, правильное произношение звуков.

Особенности формирования звуковой культуры речи дошкольников

Речь ребенка формируется на примере вербального общения взрослых людей, которые его окружают. Для некоторых родителей и бабушек-дедушек становится открытием, что даже с крохой непозволительно сюсюкать и подстраиваться под детский лепет. С первых дней жизни дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения грамматики и произношения. Только так развитие связной речи у детей дошкольного возраста будет происходить естественно и полноценно.

Начиная с трехлетнего возраста, дошкольник начнет повторять вслед за взрослыми слово за словом. Крайне важно, чтобы его звукоподражание опиралось на отчетливые правильно произносимые фразы.

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста меняется с каждым месяцем благодаря естественному совершенствованию речевого аппарата.

Малыши 3-4 лет имеют характерную речевую особенность, заключающуюся в смягчении практически всех слов. Большинство детей еще не произносят звук Р, шипящих Ж, Ч, Ш, Щ.

Отмечается частая замена более сложных звуков (так называемых, заднеязычных) на простые (переднеязычные) в начале слова. Проследите за движением языка: гораздо проще выговорить «шук» вместо жук, «долова» нежели голова, «Татя» вместо Катя.

Несколько подряд стоящих согласных звуков и вовсе превращают фразы малышей в новые лексические изобретения.

К пяти годам большая часть детей избавляется от повального смягчения. Произношение слов еще неустойчиво, но звуки осваиваются почти все. Другое дело, что ребенку еще не всегда удается уместно их использовать. На радостях, что уже поддались Р, Ж и другие коварные звуки, дошкольник употребляет их, заменяя вполне лояльные к произношению Л, Т, С. По этой причине можно услышать от ребенка «рапка» (лапка), «жубы» (зубы) и подобное словотворчество.

Дети старшего дошкольного возраста, в основном, произносят чисто все звуки, если нет функциональных отклонений (шепелявость, заикание), устранение которых требует специальной логопедической помощи. Но у шестилеток может закрепиться перестановка звуков или слогов, а также привычное для ближайшего круга искажение слов («мясобурка», «велисапед»). Причиной может быть как подражание, так и неразвитый речевой слух, слабое произвольное внимание.

Рекомендуем ознакомиться:

  • Как научить ребенка выговаривать букву Р.
  • Логопедические упражнения на звук Л.
  • Постановка свистящих звуков.

Характеристики речевой выразительности

Становление звуковой выразительности речи происходит, когда высказывания дошкольника приобретают связность. Мелодику произношения предложений дети улавливают раньше, чем начинают говорить. Интонация, логическое ударение в предложении приходит, когда ребенок начинает говорить осмысленно.

Элементы речевой выразительности являются важным компонентом звуковой культуры. Интонация и четкость произношения не только придают красоту звучанию. От них зависит донесение смысла сообщения, понимание содержания слушателем. Развитие выразительности речи детей можно обеспечить рассказыванием стихов, участием в театрализованных представлениях.

Темп и речевое дыхание

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками обусловлены еще и тем, что детский организм имеет слабо разработанную систему дыхательных мышц, дыхательных путей.

Поэтому ребенок может не договаривать слова, перескакивать сложные звукосочетания, высказываться чрезмерно торопливо. При этом речь звучит взволнованно или крикливо.

Важно разрабатывать дыхательные мышцы ребенка, практикуя глубокие вдохи и выдохи.

Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть. Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения родителей и воспитателей к этому вопросу. Культуру речи необходимо прививать, воспитывать.

Первое, что необходимо соблюдать взрослым, это подавать пример ребенку своей грамотной речью и культурой словесного общения.

Во-вторых, родители обязаны внимательно следить за продвижением своего дитя в освоении родного языка. Здесь важно не умиление детским произношением, а аккуратные подсказки, как употребить слова правильно, побуждение формулировать повествовательное предложение. В произношении трудных звуков необходимо систематически тренироваться, чтобы предупредить возможные речевые нарушения.

Формирование правильного произношения

Родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования чистого произношения. Преодолевая 5-летний рубеж, ребенок должен научиться произношению всех звуков. Уже приближаясь к этому возрасту, взрослым нужно в качестве профилактики возможных речевых проблем у своего ребенка стимулировать развитие его слухового внимания. Это можно делать повсеместно в игровой форме:

  • Предложить ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. Потом расспросить, что он услышал.
  • Практиковать совместное рассказывание сказок, имитируя голоса сказочных героев.
  • Учить вычленять звуки в слове: взрослый называет слова, а дошкольник определяет, есть ли в нем обозначенный звук.

Незатруднительно также проводить артикуляционную гимнастику. Такие упражнения для языка как «Лопатка», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Лошадка» известны всем. Эти артикуляционные движения просто выполнять, но эффективность их подтверждена многолетней практикой.

Тренировка дикции и выразительности

Формированию дикции и выразительности эффективно способствует заучивание и рассказывание небольших занятных стихов. Детям нравятся потешные рифмованные строки. Это доступные и простые приемы на развитие речи у детей 3-4 лет. Малыши с вдохновением рассказывают стихи, стараясь повторить все акценты, которые услышали в декламации мамы или бабушки. Тем более что детские четверостишия часто включают одновременно повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Как в данном примере:

Кроме тренировки интонационной выразительности, подобные декламации являются благодатной средой для автоматизации трудно дающихся дошкольнику звуков.

Способствует развитию речевой выразительности также театрализованная деятельность, которую несложно организовать в домашних условиях. Дети любят слушать любимые сказки чуть ли не каждый день. Они в точности знают содержание и внимательно следят, чтобы рассказчик не пропускал никаких эпизодов.

Самое время поручить дошкольнику одну из притягательных для него ролей. Даже без дополнительного напутствия ребенок постарается изобразить характер героя, применяя соответствующие темп и тональность речи.

Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Тема: Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Понятие звуковой культуры речи

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость родного языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи.

3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический слух).

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Раздел «Звуковая культура» речи включает в себя следующее: развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти, совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу речи, правильному речевому дыханию, соблюдение необходимого ритма при высказываниях, работа над голосом, уметь понижать и повышать голос. Также необходимо совершенствовать произношение слов сложных по своей структуре, в соответствии с правилами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения, стремиться чисто произносить звуки родного языка.

Работа над звуковой культурой речи включает и различение на слух сходных звуков, часто смешиваемых детьми: С – Ш; Л – Р; Ш – Ж; З – Ж; С-З; П – Б; Т – Д и т.д., стараться правильно произносить эти звуки в словах, словосочетаниях, во фразах, в скороговорках и стихах. Если такие нарушения носят постоянный характер, необходимо обратиться к логопеду.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

Ведущей формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

Еженедельная работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в старшей группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения.

Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

Методы и приёмы работы по формированию правильного звукопроизношения

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи?

Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» — песенка комара, «Р» — работа мотора самолёта, «Ш» — из лопнувшего шара выходит воздух).

Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.

Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.

Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз…»). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).

Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).

В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываетшх звуков или звукосочетаний (игровая ситуация ) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).

В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]