Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ
Роза Симонова
Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем
В. Высоцкий
В настоящее время этнокультурный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании, имеющий широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности обучающегося с его потребностям в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.
При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован этнокультурный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации этнокультурного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Как показывает, исторический опыт, потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России.
Этнокультурное воспитание – это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурноевоспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний детей о родной народной культуре: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии [1, с. 78].
Выделяют следующие принципы введения этнокультурного компонентав воспитание детей дошкольного возраста:
• Достоверность – сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными.
• Занимательность – включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира.
• Доступность – информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;
• Вариативность – преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы.
• Комплексность –познавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий.
• Полихудожественность – предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов.
• Эгоцентричность – подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию.
• Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона [2, с. 110].
Соблюдение указанных принципов, учитывающих этнокультурную проблематику содержания образования, в наибольшей степени отвечает реалиям настоящего времени и перспективному развитию общества и каждой личности.
В нашем детском саду мы работаем по программе «Мы в Мордовии живем»
под редакцией коллектива авторов
(О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина и др.)
[4].
Работая над темой «Воспитание национальной культуры»
большое внимание уделяется приобщению детей к истокам региональной культуры, развитию интереса к национальным традициям. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно-развивающей среды в группе и детском саду в целом.
В группах детского сада созданы национальные уголки, с помощью материалов которых мы расширяем представления детей об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа в прошлом и в современности. В национальном уголке имеются национальные костюмы. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды и с особенностями мордовского костюма (эрзянского, мокшанского)
.
В уголках присутствуют так же российский и мордовский флаг, фотографии с достопримечательностями города Саранска, книги соответствующей тематики, с целью наглядного ознакомления детей с родным городом.
Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем путем ознакомления детей с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка-свистулька, домовой, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы.
На занятиях по изо-деятельности мы стараемся вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий, с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами, полотенце маме, на рисование так же знакомим детей с национальными узорами мордвы. В процессе ознакомления с мордовскими узорами у детей развивается способность различать и называть объемные геометрические элементы мордовского орнамента («крест»
,
«галочка»
,
«елочка»
,
«ромб»
, ритмично располагать их. Дошкольники знакомятся с цветовой гаммой, характерной для мордовских узоров (красный – черный – белый, а так же учатся гармонично сочетать цвета.
В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельностивоспитатели детского сада используют мордовские подвижные игры: «В волков»
(
«Верьгизнесэ»
– эрз.,
«Врьгазса»
– мокш.,
«В шарагу–варагу»
,
«В круги»
(
«Кругсо»
– эрз.,
«Кругса»
– мокш.,
«В журавлей»
(
«Каргинесэ»
– эрз.,
«Каргоса»
– мокш.,
«В петушка»
(
«Атякшкесэ»
– эрз,
«Атякшса»
– мокш.,
«В ворону»
(
«Варакасо»
–эрз.,
«Варсиса»
– мокш.,
«В платочки»
(
«Пацинесэ»
–эрз.,
«Руцяняса»
– мокш.,
«В слепую старуху»
(
«Сокорбабасо»
– эрз.,
«Сокорбабаса»
– мокш.) и т. д. В процессе игр дети учатся самостоятельно организовывать знакомые игры и выполнять роль ведущего и водящего в подвижной игре.
На музыкальных занятиях дошкольники знакомятся с народной музыкой (народов, населяющих Мордовию – эрз. нар. песня; «Ак калач»
(
«Белый калач»
); тат. нар. песня;
«Нармоннятне, лиеда»
(
«Птички, прилетайте»
и др.) и музыкой
композиторов Мордовии (Слушание – «Земля моя любимая»
, муз. А. Аверкина, сл. П. Черняева;
«В солнечной Мордовии»
, муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина;
«Тютю-балю»
, муз. Л. П. Кирюкова, сл. Ф. Атянина;
«Умарина»
(
«Яблонька»
, муз. Н. Бояркина; пение –
«Баю, баю, баю, бай»
, эрз. нар. песня; мокш. нар. песня;
«Сеельне»
(
«Ежик»
, муз. и сл. Г. И. Сураева-Королева и др.).У детей развивается фонематический слух, совершенствуется интонационная выразительность мокшанской
(эрзянской)
речи.
Совместно с Мордовской республиканской детской библиотекой регулярно проводятся тематические мероприятия («Мордовские сказки и игрушки»
). На мероприятии организуются тематические выставки, где представлены красочные иллюстрированные книги,старинные мордовские игрушки: глиняные свистульки, куклы и т. д. Сотрудники библиотеки проводят различные тематические игры (
«Ворон и цыплята»
, мордовские танцы, проходят и показы мультфильмов («Куйгорож). Детям очень нравятся такие мероприятия.
Через экскурсии, произведения литературы продолжается знакомство с достопримечательностями родного города. Формируется первичное представление о народах, населяющих Мордовию, об их языках; закрепляется название города, в котором живут дети, знакомятся с названиями улиц, на которых они живут, с достопримечательностями, расположенными недалеко от детского сада или места жительства ребенка (памятники, школы, поликлиники, кинотеатры, магазины и пр.)
.
Одним из важных педагогических условий формирование этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи мы осуществляем путем включения следующих мероприятий в перспективное планирование работы с родителями:
– участие родителей (в праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой);
– консультации для родителей, темы которых «Русские или мордовские традиции в воспитании детей»
;
«Как смастерить народную игрушку со своими малышами»
;
– минута общения с ребенком;
– стенгазета «Мордовиянь эйкакштне»
.
Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребенка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребенок будет любить, и по- настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.
Методы этнокультурного образования в работе с дошкольниками и младшими школьниками
Леонтьева Ирина
Методы этнокультурного образования в работе с дошкольниками и младшими школьниками
Аннотация:
В статье раскрывается понятие метода в этнокультурном образовании, рассматриваются основные методы этнокультурного образования в работе с дошкольниками и младшими школьниками.
Ключевые слова:
метод, методика, этническая культура, этнокультурное образование.
Все большее значение в жизни российского общества и всего мирового сообщества приобретают этнонациональные аспекты. И поскольку образованию принадлежит особая роль в формировании личности гражданина в условиях поликультурной, полиэтнической страны, опирающейся в своем развитии на духовные традиции предков, защищающей ценности, выработанные многовековой историей культурного творчества и взаимодействия этносов, то значимость выработки эффективной методики этнокультурного образования постоянно возрастает. Особое значение имеет то, что в рамках поликультурного образования признается ценность и уникальность культуры каждого народа, независимо от его численности.
Этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры, которые, с одной стороны, обеспечивают единство каждого этноса, а с другой ― передачу этого единства от поколения к поколению [3, с. 39]. Осознание и сохранение этнической культуры не только способствует этнической самоидентификации личности, но позволяет сохранять все многообразие культурных форм народов мира, обогащая мировую культуру.
Этнокультурное образование направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры [3, с. 39].
В этнокультурном образовании используются педагогические методы, в частности методы этнопедагогики и народной педагогики.
Педагогические методы ― это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [4, с. 173].
Говоря о методах этнокультурного образовании, следует понимать, что этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и особенно в фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса, важным элементом этнической культуры выступает самоназвание народа (этноним). Соответственно цель этнокультурного образования ― помочь детям войти в мир народной культуры, а его содержание ориентирует воспитание и развитие личности ребенка на формирование так называемых базовых социокультурных идентичностей, которые, как правило, являются пожизненными и задают расположение, самовосприятие человека в мире.
В этнической культуре выделяются две составляющие: материальная (она включает орудия труда, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище) и духовная (к ней относятся нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, знания, верования, виды народного искусства). В силу этого этнокультурное образование предполагает приобщение как к материальной, так и к духовной культуре этноса.
С учетом сказанного выбираются методы и методика этнокультурного образования.
К числу методов этнокультурного образования и этнокультурного воспитания относятся: убеждение, пример, требования, приказ, разъяснение, поверье, приучение и упражнение, пожелание и благословление, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, запрет. К средствам воспитания при этом относятся: труд, игра, общение, устное народное творчество (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т, п.) [3, с. 13].
Содержание культурного образования может быть реализовано в четырех направлениях становления и развития ребенка: физическом, познавательно-речевом, социально-личностном, художественно-эстетическом. Основные и дополнительные образовательные программы (особенно в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах) включают разнообразные традиции и обычаи, народные игры, приобщают дошкольников и младших школьников к различным формам народного творчества. При этом детям сообщаются культурно-исторические сведения, расширяющие их знания о своей стране, государстве, государственной символике, родном крае. Однако во всех программах должен не только реализоваться содержательно знаниевый подход, но и предусматриваться развитие базисных основ личности: формирование осознания своего национального «Я», уважение и терпимость к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности, интерес к истории страны, родного края, города, поселка.
При этом как в дошкольном образовательном учреждении, так и в школе в рамках дополнительного и основного образования на занятиях может уделяться внимание в общих чертах изучению основ православной, католической и мусульманской культуры, знакомство с историей, традициями и обычаями российских народов.
Проведение интегрированных и комбинированных занятий с дошкольниками позволило определить педагогам спектр методов и приемов этнокультурного образования:
а) методы, формирующие этнокультурное сознание: беседы, рассматривание оригинальных предметов быта (костюмов, посуды, украшений), картин и репродукций, иллюстраций, фотографий, слайдов; просмотр и прослушивание аудио- и видеозаписей; «Путешествие по реке времени», «Путешествия по карте» и др.); метод этнической топонимии, т.е. знакомство с географическими названиями местности; эвристическая беседа «Семейные традиции вчера и сегодня», в основе которой лежат сравнения и вопросы [1; 2];
б) методы, способствующие развитию эмоционально оценочного отношения: рефлексивный и игровые методы (сенсорно эмоциональные игры «Угадай, чей народный костюм», «Любимые цвета народов», «Угадай, чье национальное блюдо», «Кому что нужно для работы») [1; 2];
в) методы действенного практического стимулирования: картографический метод («Путешествие по карте», «Путешествие в историю края, жизни народа, вещей, семьи, языка»), моделирование («Модели народных календарей», «Труд на Южном Урале», «Жилища народов Южного Урала» и др.), макетирование («Пещеры Южного Урала», «Природные зоны Урала») [1; 2].
Большое значение необходимо отводить приемам работы, выступающим частью того или иного метода. В первой группе основными приемами являются: объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадки; обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждению («если … , то»), доказательству. Ко второй группе методов этнокультурного образования учащихся можно отнести: сюрпризы; введение народных и сказочных персонажей, наивный антропоморфизм («О чем нам расскажет курай»), выполнение игровых действий, ролей, этюдов, создание ситуаций успеха и их фиксация, «превращение» в воображаемых героев. К третьей группе нами отнесены следующие приемы: творческие задания, составление коллажа, «родового дерева», коллекционирование предметов народного быта, организация встреч гостей разной национальности (игровые тренинги) [1; 2].
Выводы
Метод ― это систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
Методика ― это совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.
Этническая культура ― это совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры, которые, с одной стороны, обеспечивают единство каждого этноса, а с другой – передачу этого единства от поколения к поколению.
Этнокультурное образование ― это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Общая методика этнокультурного образования дошкольников и младших школьников, направлена на реализацию одного из направлений их социально-личностного и культурного развития, и обеспечивает активное освоение детьми национального и мирового культурного наследия и способствует повышению этнокультурной образованности не только учащихся, но и педагогов.
1. Бабунова, Е.С. Методика становления этнокультурной образованности детей преддошкольного возраста / Е.С. Бабунова [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://school2100.com/upload/iblock/a97/a973d02b57c00b33abf1a36fa2906715.pdf (дата обращения: 20.09.2019).
2. Бабунова, Е.С. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики: научно-теоретические основы программы [Текст] / Е.С. Бабунова, Ф.В. Градусова, Л.С. Игнатская и др. ― Магнитогорск: МаГУ, 2000. ― 40 с.
3. Латышина Л.И. Этнопедагогика: учебник. ― 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Л.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. ― М.: Юрайт, 2014. ― 532 с.
4. Нездемковская, Г.В. Этнопедагогика: учебное пособие [Текст] / Г.В. Нездемковская. ― М.: Академический проект; Алма Матер, 2011. ― 225 с.