Открытое занятие по грамоте «Звуки М, МЬ. Буква М»


Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Звук и буква М»

Логопедическое занятие в старшей группе. Звук и буква М.
Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ. Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком «М». Задачи: 1. Научить детей характеризовать звук «М» по акустическим и артикуляционным признакам. 2. Познакомить детей с буквой «М». 3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей. 4. Закреплять понятие о месте звука в слове. 5. Упражнять детей в делении слов на слоги. 6. Развивать фонематические процессы. 7. Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослого. Ход занятия 1. Организационный момент Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью песенки. Логоритмическое приветствие «Зашагали ножки» А теперь сядет тот кто назовет мне слово, которое начинается со звука «О», «И» или «А» Дети называют слово, которое начинается с любого указанного звука, определяют первый звук в слове и садятся на свои места.2. Объявление темы занятия. Логопед выставляет на доску картинку с изображением коровы. Вышла Буренушка гулять и замычала: «М-м-м» С песенкой Буренушки мы сегодня и познакомимся. 3. Акустико-артикуляционный образ звука. Произнесение изолированного звука М с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. После чего дети делают вывод:звук М — согласный, звонкий, бывает твердым (обозначаем фишкой синего цвета) или мягким (обозначаем фишкой зеленого цвета). 4. Связь звука и буквы. Логопед показывает детям букву М. На что похожа эта буква. Послушайте стихотворение: Взялись за руки друзья И сказали:: «Ты да я — Это мы». А между тем Получилась буква М. Давайте и мы сделаем букву М как друзья в стихотворении (несколько пар детей делают букву М взявшись за руки друг с другом).5. Развитие фонематического слуха. Повторение за логопедом слоговых рядов. Ма-ма-ми, ми-му-ми, ум-им-ум и т. д. 6. Физминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Как у наших у ребят Ножки весело стучат: Топ-топ-топ, топ-топ-топ. А устали ножки, Хлопают ладошки: Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп. 7. Закрепление звука в слогах. Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.
Сколько в этой схеме гласных звуков? Сколько согласных звуков? Что подсказало вам правильный ответ?
8. Закрепление звука в словах. Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук М. Первый вариант — дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук М в начале слова, в середине слова и в конце слова. После этого слова делятся на слоги. Второй вариант — разделить картинки на 2 группы: звук М твердый и звук М мягкий, определяя при этом где данный звук стоит (в начале, в середине или в конце слова). После этого слова делятся на слоги. 9. Закрепление звука в предложениях. Детям предлагается с каждой картинкой из предыдущего задания составить предложение. 10. Закрепление звука в тексте. Выделение слов со звуком М из текста. При этом дети также определяют где этот звук стоит в слове. Мы топаем ногами, Мы руки поднимаем, Мы руки разведем, И побежим кругом. 11. Итог занятия. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в начале, в середине, в конце слова.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно — развивающего логопедического занятия. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Занятие по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук «М»

Цель: познакомить со звуком «м» Задачи: 1. Уточнение правильной артикуляции и звучания звука [м]. 2. Развивать умение выделять звук среди других, давать характеристику звука,. 3. Формировать интонационную выразительность речи. 4. Составлять сравнительные предложения с союзом «а»; 5. Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных; 6. Развивать фонематический слух, мышление, память, внимание, артикуляционный аппарат, произношение. 7. Воспитывать умение контролировать свою речь, произношение, силу голоса. Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, здоровье. Раздаточный материал: Демонстрационный материал: игрушка мягкая – кошка,

Содержание:

Дети сидят полукругом на ковре. 1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку: У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт. (Кошка) Появляется кошка : Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться, меня зовут ………. Ой, какая я забывчивая. Отгадайте, пожалуйста, мое имя. Оно зашифровано в картинках, его надо определить по первому звуку. (машина, утюг, руль, колбаса, арбуз) Картинки расположены на мольберте. Как меня зовут? (Мурка) Правильно. Ребята, что это за звук первый. (Звук М). Давайте сегодня поговорим о звуке М. Произнесите звук – м. И скажите, какой он? (согласный, звонкий) Почему? (при произношении губы смыкаются). Молодцы. Кошка: А знаете у меня есть подружка. Отгадайте, как ее зовут? Ее имя зашифровано также в картинках, только не на первый звук, а на последний. Картинки прикреплены к обратной стороне мольберта: дом, снежинки, стол, рак, рыба).

2. Звуковой анализ слова — МУРКА, МИЛКА. Воспитатель: прошу подойти к вашим столам и с помошью цветных квадратов выложить на столе имя нашей гостьи и ее подружки.(девочки выкладывают из цветных квадратов имя МИЛКА, а мальчики — МУРКА). Затем спросить по одному ребенку провести анализ на доске, а все проверяют. Кошка хвалит детей за правильные ответы.

3. Массаж биологически активных зон «Кисонька» Дети проговаривают чистоговорку. Хором. Са-са-са — Кисонька-краса. Поглаживание ладонями голову Сы-сы-сы — Есть у кисоньки усы. Пальчиками провести под носом Исы-исы-исы — Молоко для кисы. Показать лакательные движения. Иса-иса-иса — Бантиком играет киса. Ладонями растирать уши.

4. Составь предложение. Воспитатель просит детей придумайте слово в котором есть звук –м- и составить с ним предложение. (дети составляют предложения и рассказывают их). Воспитатель: запишите свои предложения с помощью графической схемы в тетрадь.

5. Физ. пауза. Хлоп, хлоп, хлоп! Три хлопка в ладоши. Топ, топ, топ! Три притопа. А под партой черный кот. Присесть на корточки Он под парту залез спать. Положить сложенные ладошки под щеку. Нам мешает он играть. Встать, погрозить пальчиком.

6. Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал – очень ловок и удал.

7. Работа в тетради. Воспитатель: у всех на столе есть шаблон кошки, обведите его в тетради и надо заштриховать девочки: прямыми линиями справа налево, а мальчики – волнистыми линиями сверху вниз.

8. Рефлексия: С каким звуком познакомила нас кошка Мурка? (звуком М) Какой этот звук? (согласный)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]