занятие «Буква и звук Й»план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)


Знакомство с буквой Й

Как выглядит эта буква, легче всего объяснить ребенку с помощью картинок. Создается визуальный ряд из слов: чай, йод, попугай, йогурт, йог. Все слова громко проговариваются вместе с детьми. Нужно обращать внимание на общий звук с помощью интонации. Ребята должны догадаться, в начале или в конце слова расположен Й.

Следующий этап — отдельное произношение Й. При этом педагог объясняет, как должен работать речевой аппарат: кончик языка прячется за нижними зубами, а спинка языка поднимается вверх и не дает воздуху выйти изо рта.

Что должны знать дети о звуке Й:

  • он гласный или согласный;
  • звонкий или глухой;
  • долгий или короткий.

Глядя на изображение Й, ребята угадывают, на какую другую букву оно похоже и узнают, чем они отличаются:

— Посмотрите, И и Й почти одинаковы, но звуки разные: И — гласный, а Й — согласный.

Материал закрепляется новыми примерами: чайка, Айболит, трамвай, красивый, зайка, добрый, герой, красный. Слова разбираются по слогам.

Стихи про букву Й для детей

Йогурт очень любит Маша, Йогурт — это вам не каша.

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!
Подробнее на странице: https://academy.multi-mama.ru/product/multi-predlozhenie/

И. Дитковская

***

Буква Й так горько плачет: — Ой, какой же йод кусачий!

И. Красникова

***

И не в кепке, и не в шапке Буква Й гуляет в шляпке! Шляпка почему на ней? Потому, что так — модней!

Н. Манжос

***

Йога — это упражненья, Йод нам нужен для леченья, Йогурт любит детвора, Йемен — Азия, жара.

А. Бешенцев

***

Йогурт вкусныЙ с ежевикоЙ, С вишнеЙ, с дынеЙ и клубникоЙ. Только самыЙ моЙ любимыЙ Йогурт розовыЙ с малиноЙ.

Д. Смайлз

Вам нравятся стихи про букву Й?

Хотите, чтобы стихи про все буквы русского алфавита всегда были у вас под рукой?

Чтобы Вы могли закреплять материал вместе с ребенком?

Посмотрите нашу Мини-книгу «Стихи про алфавит»

Она сделана в формате .pdf, в ней собраны яркие картинки из статей нашего сайта в хорошем качестве.

Постановка звука Й

Перед началом упражнений необходимо правильно поставить артикуляцию: выгнуть язык так, чтобы его кончик с напряжением уперся в нижние зубы. Верхняя часть, соприкоснувшись с небом, тоже должна быть твердой. Ребенок почувствует сжатую струю воздуха при произношении звука Й. Затем нужно ослабить напряжение языка, убрать выгиб.

Чтобы сделать занятие увлекательным, попросите ребят показать, как кошка сердится и выгибает спинку с помощью языка.

Правильной постановке речи способствуют еще несколько артикуляционных тренировок.

  1. Лопатка. Открыть рот, обнажив зубы, положить напряженный язык в виде лопаточки на нижний зубной ряд так, чтобы края языка касались уголков рта.
  2. Улыбка. Улыбнуться несколько раз с сомкнутыми и разомкнутыми губами.
  3. Накажем непослушный язычок. Положить язык на нижнюю губу и легонько покусать его верхними зубами со звуком «та-та-та», затем пошлепать губами со звуком «пя-пя-пя».

Основные способы

Помимо прямого проговаривания звука Й существуют два вспомогательных способа:

  1. Подражание:
      быстрое произношение звука И с А, О, У с последующим йотированием (иа-йа, ио-йо, иу-йу);
  2. переход от мягкого глухого хь к звонкому.
  3. Механическое воздействие. Применяется с помощью шпателя в трудных случаях. Во время произношения звука «зя» логопед нажимает на кончик языка и слегка отодвигает его вглубь, пока не получится звук «йа».

Задание для дошкольников: печатная буква Й

После наглядной демонстрации можно приступать к изучению буквы на бумаге. Перед этим дети с удовольствием повторяют за взрослым, как пишется Й в воздухе, а затем попробуют выполнить действие простым карандашом или ручкой.


Пропись печатной буквы й.

Для удобства лучше использовать тетрадный лист в клеточку. Начинать нужно с элементов: сначала показать, как вывести две вертикальные черточки, затем диагональную черту и верхнюю дужку. Когда ребенок выполнит эти задания, он легко справится со всей буквой. Если возникли трудности, предложите ему провести линии по опорным точкам или пунктирам.

Дети только начинают изучать алфавит, поэтому не стоит настаивать на правописании.

Сказки про букву

Ребята дошкольного возраста воспринимают многие понятия и явления через сказки. Буквы и звуки — не исключение, они играют разные сказочные роли и сами становятся яркими и запоминающимися персонажами.

Сказка про мышонка — йога.

Однажды мышонок гулял в саду и нашел там книжку. «Кто такие йоги», — прочитал он, а потом рассматривал дядю на обложке. Он расположился с закрытыми глазами на доске, покрытой острыми гвоздями. Мышонок раскрыл книжку и увидел, как этот же дяденька стоит на раскаленных углях и сидит в глыбе льда.

«Ай да йог!» — воскликнула мышка. — «Я тоже хочу так попробовать. Представляю, как мама удивится, когда увидит меня в холодильнике!»

Зверек решил начать с гвоздей, но только попробовал прилечь на колючую доску, как закричал на весь сад: «Ой, Ойеееей!».

Прибежал мышонок домой, нашел йод и стал им свои царапины мазать. А йод жжет. Мышонок ойкал-ойкал, а потом подумал: «Подкину-ка я эту книжку коту, пусть он теперь йогом будет!».

Сказка про сестричек И и Й.

Пошли как-то И и Й в кафе после прогулки. Подошел к ним официант и спросил:

— Что будете заказывать?

Буква Й ответила четко и быстро:

— Пожалуйста, салат из морской капусты -там много йода, чай и слойку с вишней. Все.

Тут начала заказывать И:

— А я хочу салат морковный с изюмом и салат из капусты, и оливье, и… и…

Бедная И никак не могла остановиться и все говорила, и говорила:

— И мороженое пломбир, и с вареньем, и со сгущенкой, и с клубникой….

Официант перестал записывать и с удивлением посмотрел на И. Тогда сестричка Й догадалась, сняла свою шляпку и надела ее на И, та стала И краткой и смогла остановиться.

Долго объедались они всего, что им принесли. С тех пор И одна в кафе не ходит, ведь только ее сестричка Й может все разделить (май-ка, слой-ка) и завершить, поэтому ее чаще можно встретить в конце слова — дай, лай, чем в начале — йод, йогурт.

Стихи про букву Й для 1 класса

Йод хороший, йод не злой. Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» — Чуть завидев с йодом склянку. Йод порой, конечно, жжёт, Но быстрее заживет Йодом смазанная ранка.

В. Лунин

***

Йог вовек не скажет: «Ох!» «Ой-ой-ой!» — не крикнет йог. Молодой, владей собой! Старый, будь как молодой!

В. Берестов

***

Йодом мажем мы коленки, Разные бобошки,

Машкины и Ленкины И носы, и ножки.

И. Горюнова

Подходящие игры для детей

А именно:

  1. Учим буквы и хлопаем в ладоши: хлопнуть один раз, когда появится звук Й: лиса, имя, лайка, ириска, машина, мойка, сила, попугай, крокодил, лайка.
  2. Мой, моя, мои: мой воробей — мои воробьи, мой трамвай — мои трамваи, мой соловей — мои соловьи, моя майка — мои майки.
  3. Попросить что-то сделать в зависимости от глагола: петь — пой, играть — играй, танцевать — танцуй и т.д.

В игровой форме детям проще освоить произношение сложных звуков и запомнить правила их употребления.

Цель: формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие памяти и внимания, развитие моторных функций. Развитие кодирования. Формирование умения определять местоположение звука в слове, развитие графо-моторных функций.

Материалы: рабочий лист, простые и цветные карандаши, счётный палочки и пуговки.

План занятия.

1. Введение в тему. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки. 3. Закрепление образа буквы. Буква Й. 4. Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай звук. 5. Подвижная игра. Дни недели. 6. Обучение чтению. Слова. 7. Работа над предложениями. Схема предложений. 8. Развитие фонематического слуха. Повтори серии слогов. 9. Массажная пауза. Шишки. 10. Развитие внимания. Найди слова. 11. Лексико-грамматический строй речи. Предложения. 12. Диктант. Предложения. 13. Пальчиковая гимнастика. Паучок. 14. Подготовка руки к письму. Мухоморы. 15. Итог.

Ход занятия.

«На что похожа буква «Й» .

Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки. Педагог предлагает детям повторить за ним чистоговорки шепотом и медленно. А потом – громко и быстро.

Ла-ла-ла – молоко …(пила). Ли-ли-ли – из леса ягод…(принесли). Мо-мо-мо — едим …. (эскимо). Ри-ри-ри — на ветках… (снегири). Ай-ай-ай – вот и месяц… (май).

Закрепление образа буквы. Буква Й.

Педагог показывает карточку с буквой Й. — Какая это буква, назовите её. — Какой звук обозначает буква Й? Вспомните характеристику звука Й. — Правильно, звук Й — согласный, звонкий и всегда мягкий. — Давайте, чтобы не забыть букву Й, сделаем её из палочек. Дети выкладывают букву Й из счётных палочек, а шляпку для буквы делают из пуговки. —

Обведите буквы Й на рабочих листах.

Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай звук.

— Я произношу слова. Если в слове вы слышите звук й – хлопаете в ладоши, если звука й в слове нет – в ладоши не хлопаете. Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, йогурт.

Подвижная игра. Дни недели.

Дети становятся в круг. В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Обучение чтению. Слова.

Предлагаем детям прочитать слоги сначала на рабочем листе построчно, а затем в столбиках. — Прочитайте слоги шёпотом, а затем быстро. — Найдите и подчеркните среди слогов слова. (ВОЙ, ЛАЙ, РАЙ, РОЙ, БОЙ, ПОЙ).

Работа над предложениями. Схема предложений.

  • Прочитайте предложение на рабочем листе.
  • Назовите первое слово. Второе. Третье.
  • Составьте схему предложения.
  • Что нарисовала Ира? (Рисунок). Какой рисунок? (Красивый).
  • Придумайте, какой рисунок нарисовала Аня, и составьте рассказ.
  • Поделите слово: НАРИСОВАЛА на слоги.
  • Назовите ударный слог в этом слове. Поставьте ударение.

Развитие фонематического слуха. Повтори серии слогов.

Педагог и дети сидят на ковре в кругу. Педагог произносит несколько слогов и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, точно повторяет последовательность слогов за взрослым и перебрасывает мяч обратно. Педагог произносит новую цепочку слогов и перебрасывает мяч другому ребенку.

В игре принимают участие все дети.

Цепочки слогов: ай – ой; уй – ой – уй; ий – ий – ой; эй – ий – эй; уй – уй – ой – ий.

Массажная пауза. Шишки.

Собирала белка шишки (перекладываем шишку из одной руки в другую), Для енота и для мышки. Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем шишку ладошками на каждый счёт), Найду шишку я опять (катаем шишку между ладошками). Три еноту и три мышке (сжимаем шишку одной рукой, затем другой), Остальные кому шишки (катаем между ладошками шишку)?

Развитие внимания. Найди слова.

Педагог обращает внимание детей на четвертое задание на рабочем листе.

  • Посмотрите, какие красивые бусы можно сделать из букв!
  • В бусах спрятались слова. Прочитайте все слова, которые вы видите.
  • Каждое слово раскрасьте в любой цвет.
  • Давайте вспомним, какие гласные звуки мы с вами знаем.
  • Раскрасьте кружочки с гласными буквами в красный цвет.

Лексико-грамматический строй речи. Предложения.

  • Посмотрите на картинку, назовите предметы, которые на ней нарисованы.
  • Раскрасьте предметы, в названии которых есть звук Й. (ЯБЛОКИ, ПЕЧЕНЬЕ, ЯЙЦА).
  • Составьте предложения по схемам, опираясь на картинку.

Диктант. Предложения.

Педагог диктует детям слова по слогам.

— Мак рос. Конец предложения. Что вы поставили в конце предложения (Точку). С какой буквы вы написали слово Мак? (С большой буквы). Почему? (Так как это начало предложения).

— Ира на-ли-ла сок. Конец предложения. Подчеркните во втором предложении слово, состоящее из трех слогов.

Пальчиковая гимнастика. Паучок.

Жил-был маленький паучок (ручки вместе, соприкасаются большими пальцами). Бегал, бегал паучок по травке (шевелим пальчиками по столу), Увидел большой цветок И забрался на него (поднимаем ручки вверх). А цветок качался из стороны в сторону (запястья вместе, пальчики растопырены, покачиваем). Вдруг на небе появилась тучка (руками делаем овал). Закапал сильный дождик (стучим пальчиками по столу). И цветок закрыл свои лепестки (прислоняем ладошки друг к другу). Началась сильная буря (сильно раскачиваем ручки из стороны в сторону). Но на небе выглянуло солнышко (накладываем одну ладошку на другую с растопыренными пальчиками) И прогнало тучку (делаем резкое движение вправо). Паучок выбрался наружу (шевелим пальчиками и опускаем руки вниз) И убежал (прячем ручки под стол).

Подготовка руки к письму. Мухоморы.

— Обведите мухоморы, стараясь не отрывать руки от листа бумаги. — Нарисуйте на шляпках грибов точки.

Подведение итогов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]