Мастер-класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы»


Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 г. Красноармейска Саратовской области»

ПЕДСОВЕТ
«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»Цель:
Выполнение годовой задачи: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.
Подготовка к педсовету
1. Зам.зав. по ВМР Герасимовой И.В. провести тематический контроль в старшей и подготовительной группах «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе», Подготовка справки по итогам тематической проверки. 2. Подготовить материал о художниках иллюстраторах и писателях. – воспитатели Савельева Г.И. Полонейчик А.В. 3. Подготовить пословицы о книге и чтении. — воспитатели Васильева Т.А., Вислова И.А. 4. Черновой Н.Н., Висловой Е.П. подготовить сценарий деловой игры по теме годовой задачи, необходимые материалы и оборудование.
План проведения педсовета:
Первая часть. 1. Выступление-обращение руководителя ДОУ к участникам педсовета. 2. Итоги тематической проверки по теме «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе».- заместитель заведующей МБДОУ №16. 3. Выступление о художниках иллюстраторах и писателях (Савельева Т.А., Полонейчик А.В.) 4. Пословицы о книге и чтении (Васильева Т.А., Вислова И.А.)

Вторая часть. Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы». Третья часть. Подведение итогов педсовета. Ход педсовета.
Первая часть.Выступление руководителя о значимости годовой задачи-темы педагогического совета.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Чтение впервые выделяется как самостоятельный вид основной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду. Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса. При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.
Вторая часть.Деловая игра для воспитателей. «Знатоки детской художественной литературы».
Цель: • повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; • развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. • раскрыть творческий потенциал каждого педагога. Игроки делятся на 3 команды:
Ход игры:
Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат сигнальные флажки. Если вы знаете ответ, то прежде должны поднять флажок, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Данный вид ответа действенен в общем соревновании. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после поднятия флажка. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно?……Тогда приступим.
Разминка
: Предложить командам назвать одним словом 1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка) 2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня) 3. Устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина) 4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка) 5. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот) 6. Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор) 7. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня) 8. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка) 9. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица 10. Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка). 11. «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка) 12. «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по- бежал» (Потешка) 13. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.) 14. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка) Участники должны вспомнить название сказки. — О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».) — О ветеринаре. («Доктор Айболит».) — Об общежитии для зверей. («Теремок».) — О хлебобулочном изделии. («Колобок».) — О деревянном мальчике. («Буратино».) — О трудолюбивой девочке. («Золушка».)
Задание 1.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе: составлено на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным. (В средней группе.) — Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок на фланелеграфе, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. (В первой младшей группе.) — Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. (Во второй младшей группе.) — Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. (В подготовительной к школе группе.) — Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. (В старшей группе)
Задание 2
. Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения: 1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа) 2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая) 3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». ( средняя) 4. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)
Задание 3
Назовите автора произведения: 1. «Приключения Чипполино» (Д.Родари) 2. «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов) 3. «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков) 4. «Цветик-семицветик» (В.Катаев)
Задание 4
Кто больше назовёт детских художественных произведений, написанных К.И. Чуковским за 1 минуту 1. Айболит 2. Бармалей 3. Краденое солнце 4. Крокодил 5. Мойдодыр 6. Муха-Цокотуха 7. Одолеем Бармалея 8. Приключения Бибигона 9. Путаница 10.Собачье царство 11. Тараканище 12. Телефон 13.Топтыгин и Лиса 14.Федорино горе 15. Чудо дерево.
Задание 5.
Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку: 1. …Ну так видите ль, миряне, Православные христиане, Наш удалый молодец Затесался во дворец; При конюшне царской служит И нисколько не потужит Он о братьях и отце В государевом дворце… ( П.П. Ершов «Конек-горбунок») 2… Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатер… (А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке») 3…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану. (Н.Носов. «Живая шляпа») 4. Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал — ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание, потом взял тарелку, и быстро выплеснул кашу на улицу в окно… . ( В. Драгунский. «Тайное становится явным»)
Задание6
Домашнее задание. Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении. Подведение итогов деловой игры.
Третья часть.Подведение итогов педсовета.
Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой. На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницей, ведущей к вершинам образованности.

Значение художественной литературы в речевом развитии дошкольников

 Одной из важных задач дошкольного образования является положение о том, что развитие ребёнка должно происходить в сотрудничестве ребёнка с взрослыми. Это является главным и значимым источником развития ребёнка. Без эмоционального, содержательного общения с окружающими невозможны появления у детей потребности пользоваться речью как основным средством общения и полноценного развития коммуникативной функции речи в будущем.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает ребёнку дошкольного возраста лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность.

В процессе ознакомления с художественной литературой дети начинают понимать специфику литературных жанров (сказок, стихотворений, произведений устного народного творчества, рассказов), их художественные достоинства учат понимать значение образных выражений, развивают поэтический слух и подводят детей к использованию разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Потому, как ребёнок строит свои высказывания, насколько интересно, образно он умеет рассказывать и пересказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка. Владение литературным языком, совершенствование навыков культуры речи составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Если по каким-либо причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит и учебную деятельность. Поэтому педагогу, а также родителям необходимо овладевать методами и приёмами, способствующими развитию речи в дошкольном возрасте.

Хочется на первую ступень поставить грамотное использование текстов художественной литературы в развитии речи детей дошкольников. Важнейшим источником развития речи детей являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, загадки, скороговорки, поговорки). Исследования психологов и педагогов, посвящённые изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей старшего дошкольного возраста развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, способности выделять и замечать средства художественной выразительности. В итоге проявляется способность детей к умению образно выражать свои мысли, переживания, делиться впечатлениями.

Перед прослушиванием текста художественного произведения необходимо, чтобы ребёнок был уже внутренне и психологически подготовлен к предстоящей деятельности, т. е. к обсуждению прочитанного. Из поля его зрения следует убрать все яркие игрушки и вещи — всё то, что может помешать ему слушать произведение. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольника. В младшем дошкольном возрасте предпочтение желательно отдавать русским народным сказкам о животных, с многократным повторением сюжетных моментов, например «Репка», «Колобок», Теремок» и др. Старшему дошкольнику будут интересны сказки о животных более сложного содержания. Например, «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь»; литературные сказки «Три медведя», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр»; сюжетные стихотворения «А что у вас?», «Мы едем, едем, едем…» и др. С. Михалкова.

Развитие речи ребёнка, а также выявление первичного восприятия и его дальнейшее углубление осуществляется в форме беседы по содержанию прочитанного текста: взрослый задаёт вопросы ребёнку. При этом педагог не должен направлять ответ ребёнка в соответствии с собственными представлениями. Наоборот, следует учить дошкольников объяснять свою точку зрения и выражать свои мысли так, чтобы они были понятны не только ему самому, но и слушающим. Отвечая на вопросы, ребёнок замечает, как выглядят герои, черты их характера и т. д. Таким образом, у дошкольника не только развивается речь, но и формируется представление об образной природе искусства, развивается художественное восприятие. Необходимо учить детей давать полные и подробные ответы, говорить чётко, не искажая слова. При неверном ответе не следует резко прекращать его высказывания, а лучше предложить другим детям помочь, вспомнить ещё раз понравившийся отрывок. При этом атмосфера должна быть непринуждённой, доброжелательной. Задача педагога — разбудить у ребёнка желание поговорить о художественном произведении и обсудить прочитанное.

Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочный и яркий иллюстративный материал, который поможет лучше воспринимать текст. В дошкольном детстве всё воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: ворона не должна походить на воробья, реальной должна быть окраска и размер животных и т. д.

После чтения литературного произведения дети должны отвечать на вопросы, выясняющие: как они поняли содержание произведения; заметили ли необычные слова и выражения, сказанные персонажами; какими словами характеризуются герои произведения; чем отличаются эти характеристики; насколько они совпадают с представлениями самих детей.

Затем детям предлагается выполнить творческие задания, направленные:

– на уточнение понимания смысла образных слов и выражений;

– выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного персонажа;

– импровизацию диалогов с разными интонациями;

– придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

– драматизацию наиболее интересных отрывков произведения;

– развитие сценических навыков, исполнение реплик героев;

– рисование обстановки и условий, в которых действовали герои произведения;

– подобрать музыкальное произведение, которое может усилить понимание сюжета.

Анализ литературного произведения должен быть таким, чтобы дети смогли понять его, надолго запомнить и полюбить. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь почувствовать красоту и напевность стихов, глубже осознать их содержание. Знакомство с литературными произведениями раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка и способствует использованию его в повседневном общении и самостоятельном словесном творчестве, формирует способность наслаждаться художественным словом, прививает любовь к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности.

Отличных результатов в этом вопросе можно добиться, если педагоги работают в тесном контакте с родителями, которые активно участвуют в образовательной деятельности, литературных праздниках и викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Родители вместе с детьми участвуют в выставках и акциях «Книжки-малышки», «Моя библиотека», «Волшебный мир книг», фотовыставках «Мы – читающая семья», «Читайте детям книги» и многих других мероприятиях. Педагоги создают единые сообщества, объединяющие взрослых и детей.

Систематическая работа, направленная на восприятие художественных текстов, а также привлечение родителей приведёт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы, проявлению творчества в области слова, его точности, уместности употреблений в определённом контексте. У детей появится критическое отношение к своей речи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]