План взаимодействия с родителями в младшей группе.
План взаимодействия с родителями в младшей группе
педагога Мазуниной Татьяны Михайловны
Тема:
«Родительская стажировка» – образовательная практика психолого-педагогической поддержки семьи.
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с семьёй.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый, вне семейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Ребёнок, видя пример родителей, быстрее откликается и активнее включается в разные виды деятельности. Многие родители заинтересованы в углублённом развитии ребёнка и готовы участвовать в совместных мероприятиях в детском саду.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – это создание в дошкольной образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания и образования.
Для того чтобы совместно с родителями решать задачи образовательной программы, необходимо максимально вовлекать их в совместные мероприятия. В ДОУ имеются условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной деятельности с детьми.
Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. Этот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Его цель: организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья.
Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на успешное развитие личности ребенка.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей до сегодняшнего дня оставалось родительское собрание. Однако известно, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Однако, без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Такая образовательная практика, как родительская стажировка, является одной из новых форм взаимодействия с родителями, максимально отвечающих требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта. И так как этот вид образовательной практики сравнительно новый, он не вполне изучен и малоприменим в ДОУ, это дает основание для более глубокого изучения данной проблемы.
Хронологические рамки работы над темой:
с 01 августа 2016 года по 31 мая 2022 года
Цель работы над методической темой
Создание условий для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной деятельности с детьми.
Задачи работы над методической темой:
1) Создание нормативной и методической базы по организации образовательной практики «Родительская стажировка» в ДОУ.
2) Реализация образовательной практики «Родительская стажировка», направленной на участие родителей в образовательном процессе в ДОУ.
3) Обобщение опыта работы по созданию условий для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной деятельности с детьми.
Предполагаемый результат
I. Нормативная и методическая база:
1) Положение об образовательной практике «Родительская стажировка»
2) Картотека образовательных ситуаций, ситуаций общения и рекомендаций для родителей, принимающих участие в образовательном процессе.
II. Родители участвуют в образовательном процессе в ДОУ, совместно с педагогом решают задачи образовательной программы, демонстрируют владение компетенциями через разнообразные формы совместной деятельности с детьми.
III. Созданы материалы для презентации данного опыта педагогическому сообществу.
Этапы | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый промежуточный результат | Представление промежуточных результатов |
1 этап Планово- аналитический Август 2016г. | Выбор методической темы. Формулировка темы. Постановка целей и задач работы над методической темой, ожидаемых результатов. | Август | Сформулирована индивидуальная методическая тема и разработаны ее основные положения | Основные положения в электронном/ печатном виде |
Разработка плана работы над методической темой | Август | Наличие первоначального плана | план в электронном/ печатном виде | |
Предоставление плана работы на анализ, корректировку методисту. | До 1 сентября | Корректировка плана по рекомендациям методиста | Откорректированный план в электронном/печатном виде | |
2 этап Теоретическое исследование проблемы Сентябрь – ноябрь 2016г. | Анализ методической литературы, различных программ и публикаций в периодических изданиях. | Сентябрь | Создание картотеки образовательных ситуаций, ситуаций общения и рекомендаций для родителей. | Картотека в электронном или печатном виде. |
Составить положение об образовательной практике «Родительская стажировка» | Сентябрь | Составление положения | Положение в электронном или печатном виде. | |
Представление положения об образовательной практике «Родительская стажировка» на родительском собрании родителям | Сентябрь | Получение знаний родителями о положении образовательной практики «Родительская стажировка» | Знания родителей | |
Изучить опыт работы педагогов по данной теме на сайте МААМ.ру и в соц.сети работников образования «Наша сеть» и сайта школы Монтессори | Октябрь | Анализ использования педагогической практики «Родительская стажировка» педагогами | Аналитическая справка | |
Принять участие в вебинаре «Эффективные методы взаимодействия семьи и ДОУ» | Октябрь | Присутствие | Запись лекции, получение сертификата о повышении квалификации | |
Составить памятки для педагогов и родителей по проведению образовательной практики «Родительская стажировка» | Ноябрь | Составление памяток для педагогов и родителей | Памятки для педагогов и родителей | |
Составить документ, подтверждающий согласие родителей на участие в образовательной практике «Родительская стажировка» | Ноябрь | Составление документа на согласие родителей | Документ о согласии родителей | |
Консультирование с родителями, желающими принять участие в образовательной практике «Родительская стажировка» | Ноябрь | Получение рекомендаций и памяток для родителей | Памятки с рекомендациями для родителей | |
3 этап Практическая работа по теме Декабрь 2016-апрель 2022г. | Подписать родителями документ о согласии на участие в образовательной практике «Родительская стажировка» | Декабрь-Апрель | Подписание документа | Подписанный документ |
Анкетирование или опрос родителей на тему: «Что они ждут от родительской стажировки» | Декабрь-Апрель | Заполнение анкет или опросника | Заполненные анкеты | |
Посещение родителями детского сада (группы) в рамках образовательной практики «Родительская стажировка» | Декабрь-Апрель | Участие родителей в образовательном процессе в ДОУ | Мастер-класс от родителей | |
Фото и видеосъемка процесса пребывания родителя в группе | Декабрь-Апрель | Монтаж фото и видеосъемки | Готовый фильм или фотоотчет | |
Анкетирование или опрос родителей на тему: «Что они получили от родительской стажировки» | Декабрь-Апрель | Заполнение анкет или опросника | Заполненные анкеты | |
Составление фотоотчета о пребывании родителя в группе в рамках образовательной практики «Родительская стажировка» | Декабрь-Апрель | Составление фотоколлажа | Фотоколлаж в родительском уголке | |
Отслеживание текущих и промежуточных результатов, корректировка работы. | Декабрь-Апрель | Анализ текущих и промежуточных результатов | Аналитическая справка | |
4 этап Подведение итогов работы по теме Май 2022г. | Подведение итогов и написание отчета по работе над методической темой. | Май | Наличие отчета | Отчет в печатном или электронном виде |
Оформление результатов работы по методической теме. | Май | Написание реферата или проекта | Готовый реферат или проект в печатном или электронном виде | |
Публичное представление опыта работы над индивидуальной методической темой на мини-конференции или педагогическом совете | Май | Составление презентации по теме | Презентация в электронном виде |