Развивающее пособие «Кольца Луллия» учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

«Круги Лулля» – это набор взаимосвязанных кругов или колец в форме пирамиды. Создателем этого комплекса разработок является французский монах Раймон Лулль. История создания игры началась с работы по развитию речевых функций и логического мышления.

В настоящее время «Кружки Умиротворения» активно используют в детских садах воспитатели и логопеды. Благодаря простоте конструкции и широкому функционалу такой продукт понятен и удобен в использовании, незаменим в работе учителей.

Как использовать «круги Луллия»?

Круги Лулля – что это? Это своего рода пирамида с картинками, словами или числами. Стрелка расположена над кружками. Все кольца подвижные, их можно вращать в обе стороны. Кольца разделены на несколько секторов. По мере вращения кружков стрелка выделяет определенные сектора на каждом уровне. Секторы могут содержать рисунки, загадки и целые предложения.

Игрок задает вопрос и раскручивает игрушку. Получившуюся комбинацию можно интерпретировать как ответ на вопрос, а с расшифровкой связаны воображение и логика.

Современные «кружки» делятся по тематике. Вместе с детьми вы можете изучить «Фрукты и овощи», «Животные», «Одежда» и так далее. «Круги затишья» идеально подходят для знакомства ребенка с окружающим миром. В игровой форме дошкольники изучают новые слова, их значения и функции.

«Круги затишья» особенно рекомендуются для следующих занятий в дошкольном образовательном учреждении:

  • Ознакомление с окружающими предметами;
  • Развитие связной речи;
  • Знание математики;
  • Развитие мысли;
  • Умение устанавливать логические связи между объектами;
  • Комфортная социализация и общение с людьми и тд

Вы можете создавать «круги Лулля» своими руками. Тема подбирается на усмотрение учителя для конкретного урока.

Технологии ТРИЗ в детском саду Круги Луллия.

ТРИЗ технологии в детском саду Круги Лулля.

Одной из эффективных педагогических технологий развития творческих способностей детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач.

Целью использования ТРИЗ в детском саду является развитие, с одной стороны, таких мыслительных качеств, как гибкость, мобильность, связность, а с другой стороны, исследования, стремления к новизне, языкового развития и творческого воображения.

Предлагаю вашему вниманию игровую систему заданий и упражнений, основанную на изобретении Раймунда Лулля – «Круги затишья». Что напрямую связано с технологией ТРИЗ. Свое название изобретение получило в честь имени его создателя. В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кружков.

В своей работе я использую кружки Лулля как игровой прием, направленный на обогащение словарного запаса ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений об объектах. Их эффективно используют в педагогике для развития языковых, интеллектуальных и творческих способностей детей.

Круги Лулля преподносятся дошкольникам в виде чудесных колец или загадочных кругов. Для работы с детьми 3-4 лет рекомендуется брать всего два круга разного диаметра по 4 сектора в каждом.

При работе с детьми 5-6 лет используют два-три кружка (по 4-6 секторов на каждом).

Что еще почитать: Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками

Дети 7-го года жизни справляются с достаточным количеством заданий, в которых используются четыре круга по 8 секторов в каждом.

Рекомендуется играть в игры вне класса в виде игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). К секторам прикреплены картинки по определенной теме.

Игра должна состоять из двух частей:

1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальная задача);

2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).

Технологическая цепочка игры:

1. На всех участках круга изображения или знаки обозначают какие-либо предметы.

2. Деятельность настроена.

3. Кружки крутятся, дети смотрят, какие изображения на кружочках под стрелкой, называют их.

4. На основе фантастического перевоплощения придумайте историю.

Диски подходят для разного возраста. Для своих старших детей использую игры типа «Из чего?», «Профессии», «Более или менее».

Но игра также подходит для людей молодого и среднего возраста. Я подготовил такие игры, как «Чей хвост?», «Противоположности»

, «Чья это тень?», «Возьми пару».

Игры с «Кругами затишья» условно можно разделить на три типа:

1. Соответствующие игры:

“” “Назовите щенка».

2. Вы играете с элементом случайности в размещении колец:

D / I «Уменьшить, увеличить» D / I

3. Игры на развитие творческого воображения:

Д / И “Чей щенок?” D / E “сезоны»

Вы можете составить это руководство самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию.

Для изготовления потребуются: лист фанеры толщиной 4 мм, прокладки из ДСП (для опоры), шпилька с резьбой, шайбы, гайки.

Нарисуйте три круга диаметром 40, 20 и 10 см и лобзиком вырежьте круги.

Просверлите отверстие в центре каждого круга. Я покрасил его аэрозольной краской. Сделанную нами конструкцию делим линиями на 8 частей – секторов. К каждой детали прикрепляем по кусочку липы, после чего идет долгий и кропотливый процесс выбора изображений, на которые также крепится липа.

Ребята участвовали в вырезании и наклеивании изображений для маленьких клубов Lilluj».

Следовательно, использовать круги Ллулля можно в любой сфере: закрепить знания чисел и умение считать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующее число), знание геометрических фигур (соединить предмет определенной формы со стандартом, для развития фонематического слуха (связать образ с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и подсчитать слоги в словах).

Варианты использования этой техники безграничны. Наши учителя активно изучают его, детям он очень нравится, и вам в работе, мы тоже рекомендуем.

Спасибо за внимание.

Развивающее пособие по развитию речи «Кольца Луллия»

1. Фото развивающего пособия.

2. Описание алгоритма изготовления пособия.

Для изготовления пособия нужно взять: два прямоугольных куска любого твёрдого материала, например: оргстекла, фанеры, толстого картона, пластмассы шириной, равной диаметру ваших колец, и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, необходимо укрепить штыри. По периметру соорудить небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепить ножки или петли. В верхнем прямоугольнике необходимо вырезать окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Если игра будет стоять только на столе, то крышку можно не крепить, а просто накладывать на бортики основания. Если пособие можно будет повесить на стену, то крышка должна быть закреплена.

Для свободного и удобного вращения колец предлагается использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2—4 см меньше двух диаметров пластинок.

3. Задачи, которые помогает решить данное пособие.

  • развивать фонематические процессы;
  • уточнять и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать слоговую структуру слова;
  • автоматизировать звуки речи;
  • формировать структуру предложений;
  • совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

4. Вариант использования пособия.

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте: «Звуковые круги». «Звукарики», « Где спрятался звук?»

Цель игр:

  • совершенствование навыков звукового анализа
  • обучение грамоте
  • расширение и активизация словаря

Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..), на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один — много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»

Цель игр:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи
  • закрепление навыка словообразования и словоизменения.
  • расширение и активизация словаря
  • развитие связной речи

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики: «Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи»

Цель игр:

  • совершенствование артикуляционных способностей детей
  • развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
  • формирование навыков сотрудничества и самостоятельности

Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

Авторы: Данилива Ольга Ивановна, учитель-логопед; Шумилина Евгения Николаевна, воспитатель; МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53, г. Волжский, Волгоградская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Примеры игр с «кругами Луллия»

«Животные и детеныши»

На верхнем кольце изображены животные, на большом – их детеныши. Воспитатель называет любое животное. Поворачивая круги, ребенок должен найти ребенка по имени животное. Например, котенок находится в паре с кошкой, а щенок – с собакой. Задача игрока – найти каждому ребенку свою маму и наоборот.

«Сказки и герои»

На перстнях изображены герои известных сказок и принадлежащие им предметы. Учитель называет героя, а ребенок ищет то, что персонаж использует в рассказе. Например, Баба Яга – ступа или метла, Буратино – ключ и т.д. Задача детей – найти для каждого героя свою вещь.

Что еще почитать: Лепка с детьми 3 4 лет. Конспекты занятий (3 стр.)

«Посчитайка»

Кольца представляют собой предметы и числа. Как играть? Учитель вращает стрелку и называет выпущенное изображение. Задача ребенка – посчитать, сколько предметов на картинке и назвать правильное число. Например, два мяча, четыре книги и т.д.

«Сочетайка»

На кольцах изображены случайные предметы: деревья, цвета, слова. Учитель крутит стрелу. Задача детей – рассказать, как можно связать упавшие изображения. Например, у вас получится пара деревянных – красного цвета. Это означает, что осенью листья меняются и краснеют. Проделайте то же самое со следующими комбинациями.

Lull’s Circles – это простая развивающая игра, положительно влияющая на мозговую активность детей. В игровой форме малыш не только стимулирует мышление, но и проводит приятные и забавные моменты с друзьями.

Серия дидактических игр «Волшебный круг»

Ирина Погорелова

Серия дидактических игр «Волшебный круг»

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами идеями создания и использования в работе с детьми пяти авторских дидактических игр из серии «Волшебный круг».

Основой всех игр являются один или два круга разного диаметра выполненных из плотного картона, обклеенных цветной самоклеющейся бумагой и скрепленных в середине так, чтобы верхний круг свободно вращался.

1. Развивающая игра «Где моя тень?»

С тенями, отбрасываемыми от себя разными предметами, мы сталкиваемся довольно-таки часто. При этом тени, по сути, являются повторением тех предметов, которые их отбрасывают. По этой причине абсолютно несложно сориентироваться и определить, где, чья тень.

Цель игры: развитие внимательности, более точное восприятие формы окружающих предметов, познавательной деятельности, а также мышления.

Ход игры: В прозрачный кармашек на верхнем круге вставляем цветную картинку с изображением забавного человечка и предлагаем ребенку вращать верхний круг до тех пор, пока изображение человечка не совпадет с его тенью на нижнем круге и т. д. Вначале дети должны указать свой вариант, а затем обосновать мнение по поводу сделанного выбора.

2. Дидактическая игра «Найди хозяина шлема» аналогична игре «Где моя тень?»

В прозрачный кармашек на верхнем круге вставляем изображение шлема, и ребенок, вращая верхний круг, должен определить какому из героев, изображенных на нижнем круге, он принадлежит.

1. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель игры: Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Развивать мыслительные операции: анализ и сравнение. Обогащать словарь детей.

Ход игры: Для игры понадобятся карточки с изображением геометрических фигур и, конечно же «Волшебный круг» на нижней части которого с помощью двустороннего скотча приклеены картинки с изображением различных предметов. Вращая круг ребенку необходимо найти предмет похожий на геометрическую фигуру карточка, с которой вставляется в прозрачный кармашек. После выполнения задания дети обосновывают свой выбор.

Карточки к данным играм хранятся с обратной стороны игры в надежно закрепленных закрывающихся конвертах.

4. Дидактическая игра «Плохие и хорошие поступки»

Отличие этой игры от предыдущих игр состоит в том, что на верхнем круге нет прозрачного кармашка. Вместо него на противоположных сторонах верхнего круга расположены овальные вырезы. На нижнем круге, с помощью двустороннего скотча закреплены цветные сюжетные картинки, обозначающие модально противоположные способы поведения.

Цель игры: Социально – нравственное развитие детей посредством формирования представлений о способах социально — приемлемого поведения.

Задачи: развивать умение дифференцировать модели положительного и отрицательного поведения в обществе; развивать наблюдательность, сообразительность, скорость мышления; развивать умение устанавливать причинно — следственные связи; развивать речевые навыки; мелкую моторику.

Ход игры: Дети должны повернуть круг так, чтобы найти к каждой модели поведения аналогичную ей противоположную модель, обосновав свое решение. Например: «Если дразнить малышей – это плохо, то играть с ними и делиться игрушками – хорошо»

5. Дидактическая игра «Найди такую же эмоцию»

Данная игра состоит из одного круга с изображениями основных эмоций мальчиков и девочек и прикрепленных в середине стрелочек.

Цель игры: развитие эмоциональной сферы.

Задачи: Учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, свободно выражать их, изображать с помощью мимики, пантомимики и голосовых эмоций.

Развивать умение определять эмоции по картинке, сравнивать их, развитие наблюдательности, воображения, выразительности движений и речи.

Игровые правила.

1 вариант «Изобрази такую же эмоцию». Предложить детям внимательно рассмотреть картинки с изображением детей, обратить их внимание на разнообразие внешних признаков проявления эмоций, их отличия и сходство. Предложить изобразить данную эмоцию на своем лице указав ее с помощью соединения двух стрелок вместе. Предложить пофантазировать из-за чего у ребенка бывает такое настроение.

2 вариант «Узнай эмоцию». В игре используются кроме «Волшебного круга», который находится у ребенка, карточки с описанием внешних признаков проявления эмоций (выражение лица). Взрослый читает карточки с описанием выражения лица, а ребенок должен найти такую эмоцию с помощью стрелок на «Волшебном круге».

3 вариант «Найди противоположную эмоцию у мальчика (девочки)».

4 вариант «Найди такую же эмоцию у мальчика (девочки)».

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, сообразительными – короче говоря, умными. Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо освоить большой поток информации. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Применяя данные игры в индивидуальной работе, стараюсь помочь детям получать радость от выполнения заданий, поверить в свои силы, лучше усвоить первоначальные представления об окружающей действительности, сформировать навыки речевого общения и умение правильно выражать свои мысли.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]