Конспект НОД в средней группе «Обитатели воды – рыбы»


Занятие на тему «Рыбы» в средней группе

Задачи:

  • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
  • активизация и обогащение словарного запаса детей.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду». 4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению». 5. Рисование Рыбки в аквариуме». б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

Ход:

Игра «Рыбка плавает в водице»

Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети:

Это вода: океаны, реки, озёра.

Воспитатель:

А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

— Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Физминутка: «Путешествие по дну моря».

Воспитатель:

Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Воспитатель:

Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети:

Это рыбы.

Воспитатель:

Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

Воспитатель:

Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Воспитатель:

Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Воспитатель:

Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

— Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети:

Скользкая.

Воспитатель:

Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

— Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель:

А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

Воспитатель:

«Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

— Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Рассматривание модели «Рыба»

Воспитатель:

Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.


Воспитатель:

Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.

Воспитатель:

Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель:

Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель:

Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой — браконьер.

Игра «Мы – рыбки».

Итог:

Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

Примечание:

по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

КОНСПЕКТ. ОД в средней группе. на тему «Рыбы»

Транскрипт

1 Отдел образования Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республика Башкортостан КОНСПЕКТ ОД в средней группе на тему «Рыбы» Разработала и провела воспитатель: Салиева.Р.Ш. МДОАУ детский сад с.октябрьское 2016г

2 Цель: Уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах; Интегрированые задачи: Образовательная Закрепить представления детей о рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Учить обобщать и классифицировать ( морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах нашего края, аквариумные рыбы) Закреплять навык классификации: внешний вид, питание, среда обитания.. Помочь запомнить реки и озера нашего края. Закрепить употребление предлогов: (под, на, у.), навыки счета, учить образовывать существительные множественного числа, пространственные представления, навык логически мыслить и излагать мысли, Воспитательная: Воспитывать умение слушать, дополнять ответы товарищей. Воспитывать интерес к изучению природы, озер и рек родного края, республики Башкортостан..Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство; воспитывать интерес к природе. Развивающая: Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка. Ожидаемый результат: Умеет отвечать на вопросы, участвует в беседе, слышит и понимает заданные вопросы и отвечает на них. Знает и называет реки и озера Башкортостана. Умеет логически мыслить и излагать свои мысли о бережном отношении к природе и всему живому. Активно участвует в создании индивидуальной композиции. Средства реализации: Презентация «Рыбы», слайды, картинки с с изображением рыб морских, пресноводных, аквариумных), цифры, рисунок аквариум, стаканчики с водой, трубочки, кружки из пластмассы, природный материал (еловые шишки) Организационный момент Ребята вы любите путешествовать? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку: «Ходит город великан на работу в океан».(корабль). Правильно, ребята, это корабль Агоритм. Отправляемся в путь, на этом сказочном корабле в страну интересных созданий Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно. А, кто живёт в этой стране, вы узнаете, отгадав загадку: Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. У родителей и деток Вся одежда из монеток. Кто живёт в этой стране? (Рыбки). А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке. 1 остановка «Встреча с умным крабом». Крабик просит нас рассказать, всё, что мы знаем о его соседях рыбах. Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Где живут рыбы? Все они живут в воде. Краб спрашивает, где могут жить рыбы? В каких водоемах могут жить рыбы Ответы детей (в море, реке, озере, пруду,) Ребята, назовите какие моря вы знаете? (ответы детей) Азовское море, Черное море, Балтийское море.(слайд) Какие озера есть у нас в Башкортостане? Озеро Аслыкуль, Озеро Кандрыкуль, Нугушское водохранилище. (Слайд) Какие реки вы знаете? Река Агидель, река Дема, река Стерля. (слайд) А как вы думаете, могут жить рыбы в грязном болоте Почему нет?(в болоте грязная вода и не проходит воздух.

3 Каких вы знаете рыб (в море- морские, в реке-речные, в аквариуме-аквариумные) В море какие рыбы живут? Морские. (слайд) В реках рыбы какие живут? Речные (слайд) Назовите их В аквариуме какие рыбы живут? Аквариумные (слайд) Назовите их. Ребята, давайте отдохнем и Крабик с нами отдохнет Физминутка «К речке быстрой» К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед) Одной, другой это кроль. (Круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте) Вышли на берег крутой (Шагаем на месте) Спасибо вам ребятки, вот мы с вами и на берегу. Посмотрите, нас ждет встреча отгадайте с кем. 2 остановка «Встреча с золотой рыбкой». Рыбка тоже приготовила для нас задания Поможем и расскажем. Работа со схемой. «Части тела рыбы» — Назовите части тела рыбы. ( голова глаза, рот, жабры туловише, чешуя, плавники, — хвост) Глаза, чтобы рыба видела куда плыть Жабры-чтобы рыба могла дышать Чешуя зашищает тело рыбы от повреждений, плавники, хвост служат рулем ими рыба управляет телом. Икринки в них появляется зародыши, рыбы живут в море, реке, озере, в аквариуме, водоросли дают им кислород и рыбы питаются водорослями и отдыхают прячутся за ними. Ребята, а еще чем рыбы питаются? Рыбы питаются водорослями, мелкими рыбами, червями, насекомыми, хлебом. Ребятки, мне всегда было интересно, откуда и как появляются рыбки Ребята, расскажите мне пожалуйста, мне очень интересно. Расскажем, ребята. (Мнемосхема ) Сначала мама рыбка откладывает икринки, в каждой икринке растет зародыш, появляется головастик, из головастика появляется малек, а из малька рыбка. Со временем она растет и превращается в большую рыбку. Ребята, а рыбка спрашивает, а какая польза от рыб и какая? (Ответы детей) Рыбы являются важной частью нашего питания, т.к. содержат много белка, минеральных веществ, из рыб получают рыбий жир, богатый витаминами. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения. Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность. Какие правила нужно обязательно соблюдать Дидактическая игра «Правила поведения на водоемах» (карточки) Ребята, рыбка спрашивает, если рыбку вытащить из воды, что с ней может случиться? Правильно, Высохнут жабры, чешуя она не сможет жить без воды, погибнет. Поэтому нужно обязательно беречь рыбок, не загрязнять водоемы, чтобы мне и моим друзьям было хорошо. Я всегда на картинках видела необычных рыб, которые живут в домике необычной формы. Ребята, как вы думаете, где еще могут жить рыбки? Послушайте загадку. На окошке пруд, В нем рыбешки живут,

4 У стеклянных берегов, Не бывает рыбаков (аквариум) Какой формы могут быть аквариумы? (Прямоугольные, квадратные, круглые.) слайд..правило поведения около аквариума 1. Нельзя ничего бросать, громко говорить, шуметь, опускать руки в воду. Все это может испугать рыбок, привести к болезни. А что можно? Можно любоваться рыбками, наблюдать за ними, кормить, но пока только с разрешения педагога. Дидактическая игра «Где спряталась рыбка» Ребята, мы с вами дышим и выдыхаем углекислый газ, и кислорода стало меньше, давайте чтобы рыбкам стало легче дышать, включим компрессоры Дыхательная гимнастика «Компрессор» Ребята, что вы увидели, когда дули в трубочку. Правильно, пузырьки, это воздух, он виден в виде пузырьков. Теперь в аквариуме рыбам, станет легче дышать. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Дидактическая игра «Что умеют делать рыбы?» Рыбы умеют плавать Рыбы умеют искать корм Рыбы умеют закапываться в песок Дидактическая игра «Один много» Щука-много щук Один сом- много сомов Окунь-много окуней Дидактическая игра «Найди домик рыбкам» Зеленый кружок речные, синий кружок- морские, белый кружок- аквариумные Чистоговорка Ся-ся-ся,ся-ся-ся не поймали карася. се-се-се,се-се-се карасей ловили все. Си-си-си,си-си-си в водоеме караси. Ся-ся-ся,ся-ся-ся вот поймать бы карася! Пословицы о рыбах Без труда не вытащищь рыбку из пруда. (Человек который хочет иметь все и ничего при этом не делать не добьется ничего в своей жизни, чтобы иметь что-то нужно трудиться) Как рыба в воде Совершенно свободно, вполне естественно, просто и непринуждённо (чувствовать себя где-либо). Ребята мне очень нравится дом в котором я живу, но хочется, что было больше друзей. Помогите мне обрести друзей. Ребята, поможем? Пальчиковая гимнастика Окунь, щука, сом, судак. Ты считай не просто так. Ёршик, карп, плотва, уклейка. Ты считай-ка! Не робей-ка! А ещё большой карась. Назови всех еще раз. Работа детей.изготовление рыбки из природного материала. (звучит фоновая музыка)

5 Рефлексия с золотой рыбкой. Она просит вас загадать ей свои желания. О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы наши воспитатели никогда не болели, а вся моя семья отправилась в далекое интересное путешествие. А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания. Я думаю, ребята, что рыбка обязательно исполнит ваши желания. А теперь поиграем в игру «Рыбки и щука» Мы умеем быстро плавать, Любим прыгать и нырять Раз, два, три, четыре, пять- Ни за что нас не поймать. Рыбка благодарит детей за работы, и обещает исполнить желания. Прощается и уходит.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]