Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединенияхматериал


Конспект мероприятия для воспитателей и педагогов ДОУ тема: «Взгляд со стороны»

Конспект мероприятия для воспитателей и педагогов ДОУ

тема: «Взгляд со стороны»

Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря»

г. Пятигорска

Ставропольского края

Цель:

создание благоприятных условий для развития психологических компетенций педагогов детского сада с учетом реализации ФГОС ДО.

Задачи:

повышение психологической грамотности воспитателей и педагогов посредством фильмотерапии;

развитие сочувствия и сопереживания;

формирование навыков ведения дискуссии после просмотра фильма;

диагностика содержания проекции в высказываниях педагогов;

мониторинг эмоционального состояния участников мероприятия во время просмотра фильма и его обсуждения;

обобщение знаний педагогов по правам ребенка;

коррекция негативных эмоциональных состояний;

формирование благополучной развязки сюжета.

Оборудование:

музыкальный центр с фонограммой, компьютер, интернет ресурс (видео фильм «Про Ежика» https://www.family2children.ru/Kinoterapiya_kinolektorii_deti).

Участники:

воспитатели и педагоги детского сада.

Ход мероприятия:

Звучит музыка, педагоги заходят в кабинет педагога-психолога и присаживаются на удобные пуфы.

1.
Приветствие.
Педагог-психолог: «Добрый день, коллеги! Я приветствую вас в нашем «маленьком конотеатре». Поприветствуйте друг друга невербальными средствами общения».

Педагоги демонстрируют навыки невербального общения.

2.
Психологический настрой.
Нейрогимнастика «Знакомые мудры».

Педагог-психолог предлагает участникам выполнить знакомые «мудры» для активизации мозговой деятельности.

Все участники выполняют знакомые упражнения для пальцев рук и дыхания.

3.
Мини-беседа «Для чего мы собрались…».
Обсуждение правил общения в процессе деятельности.

Правила работы в группе:

— говорите от своего имени;

— задавая вопросы, высказывайте свою точку зрения;

— интерпретируйте увиденное в фильме, а не высказывания других участников;

— сознавайте субъективность своего восприятия;

— высказывайтесь по очереди;

— Вы отвечаете за все, что Вы делаете в группе.

Перед просмотром фильма ведущий предлагает участникам инструкцию: «Сейчас мы посмотрим фильм, который называется «Про Ежика». Постарайтесь смотреть его внимательно для того, чтобы понять, как поведение, речь педагога детского сада влияет на жизнь детей. Мы не можем понять чувства и мысли людей иначе, чем через их внешние проявления, то есть через поведение и речь. Нужно быть внимательным к тому, как поступают и действуют герои фильма. Желаю хорошего просмотра».

4. Просмотр фильма «Про Ежика».

https://www.family2children.ru/Kinoterapiya_kinolektorii_deti

Ведущий озвучивает предисловие: «Однажды в Советском Союзе один обыкновенный мальчик узнаёт, что значит быть не таким, как остальные. В детском саду на новогодний утренник он приходит в костюме, который отличается от костюмов других детей… Имеет ли он право просто быть таким, какой он есть. На этот вопрос нам предстоит ответить».

5. Диагностика-обсуждение просмотренного фильма.

Содержание деятельности составляет высказывания участников группы, на основе которых строится дискуссия. Ведущий на этом этапе поддерживает дискуссию.

Участникам по кругу предлагается описать свои чувства и ощущения от просмотренногофильма и обозначить наиболее запомнившиеся эпизоды.

Педагог-психолог создает зрителям условия для «Я-высказывания»:

— Что Вы увидели в этом фильме?

— Что Вы увидели такого, что позволяет Вам так говорить?

Использование высказываний от первого лица создает условия для развития способности дифференцировать свои взгляды, оценки и позиции от оценок других людей. «Я-высказывания» участники строят по поводу содержания фильма, при этом у них всегда есть возможность высказаться по поводу своих собственных переживаний.

Наблюдая за педагогами, ведущий определяет, какие эмоции у них в переизбытке накопились и как помочь им освободиться от них. Педагог-психолог составляет общую психологическую обстановку и проводит коррекцию.

Педагог-психолог осуществляет мониторинг состояния членов группы во время просмотра кинофильма и его обсуждения (помощь, поддержка). Содержание фильма во время просмотра может вызывать у участников группы заметные эмоциональные реакции.

Работа с негативными переживаниями.

6. Мини-беседа с участниками встречи по нарушениям прав ребенка в просмотренном видео фильме:

— Какие права ребенка были нарушены педагогом?

— Какие права есть у дошкольников?

— Каким образом можно было бы решить сложившуюся ситуацию?

Обсуждение ситуации с учетом реализации ФГОС ДО на современном этапе развития гармоничной личности.


Права ребенка

После завершения обсуждения ведущий подводит итог.

7. Рефлексия.

Завершается встреча обратной связью участников мероприятия.

Литература

1. Фильмотерапия: гибкий метод коррекции психологических проблем

https://psixika.ru/146-filmoterapiya.html

2. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг. Практическое пособие для психологов и социальных работников.

3. Видео фильм «Про Ежика»

https://www.family2children.ru/Kinoterapiya_kinolektorii_deti

Всероссийские конференции для педагогов

Предлагаем принять участие во всероссийских конференциях от СМИ «Время Знаний». Дистанционные конференции созданы для непрерывного обучения и распространения своего опыта среди коллег. Сертификаты содержат отметку о редакционной проверки материала и адрес в сети интернет, по которому будет доступен материал. Участие в конференциях для педагогов положительно сказывается на аттестации и позволяет набрать дополнительные баллы.

Каталог докладов Отправить доклад Без регистрации Заполните заявку и загрузите доклад Оплатите выпуск сертификата Получите документ через 5 минут Всероссийское СМИ «Время Знаний» —
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 63093 от 18.09.2015 г.
, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Стоимость участия в конференциях составляет
250 рублей 200 рублей
(редакционная проверка материала и размещение на сайте, выдача Сертификата участника конференции в электронном виде).
Участие в конференции в статусе ДОКЛАДЧИКАШаг 1.
Заполните заявку на участие и загрузите ваш доклад
Шаг 2.
Произведите оплату редакционного сбора за участие в конференции
200 рублейШаг 3.
Дождитесь проверки заявки редакцией и изготовления сертификата (не более 10 минут)
Шаг 4.
Скачайте сертификат на странице вашего доклада в Каталоге докладов

Участие в статусе докладчика→
Участие в конференции в статусе СЛУШАТЕЛЯШаг 1.
Заполните заявку на участие
Шаг 2.
Произведите оплату редакционного сбора за участие в конференции
200 рублейШаг 3.
Дождитесь проверки заявки редакцией и изготовления сертификата (не более 10 минут)
Шаг 4.
Сертификат будет отправлен вам на электронную почту после проверки заявки (не более 10 минут)

Участие в статусе слушателя

Темы педагогических конференций на 2022 год:

  • Педагогика. Современные подходы в обучении и воспитании
  • Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования
  • Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
  • Интерактивные методики в образовательном процессе
  • Эффективные методы и приемы в образовательной деятельности
  • Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС
  • Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Развитие творческих способностей детей школьного возраста
  • Патриотическое воспитание детей и подростков
  • Физическое развитие детей в ДОУ
  • Технологии сотрудничества педагога с родителями
  • Профессиональная компетентность педагога
  • Профессиональное саморазвитие педагога
  • Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
  • Роль игры в жизни дошкольника
  • Современный урок: эффективная организация образовательного процесса
  • Возрастные кризисы развития школьников и психологическая помощь

Образец сертификата участника конференции:

Организатор — Всероссийское СМИ «Время Знаний» Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 63093 от 18.09.2015 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Семинар — практикум для воспитателей детского сада

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «ПОГОВОРИ СО МНОЙ!»

Семинар рассчитан на педагогический коллектив ДОУ. Целью является поиск путей решения проблемных ситуации в общении с родителями воспитанников ДОУ.
Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю обсудить очень важную тему – общение с родителями и воспитанниками. Тема нашего семинара-практикума – «Поговори со мной» Упражнение: «Здравствуйте!» Цель: снятие эмоционального напряжения, объединения участников. Все участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такая!» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Все участники говорят: «Здравствуй. …. сегодня вот такая» (повторяет жесты и мимику …). Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!» Ведущий называет тему круглого стола. «ПОГОВОРИ СО МНОЙ»
Основная часть:

Рассмотрим эффективные средства взаимодействие педагогов с родителями»
«Вербальные средства общения». Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно- оценочного характера» (положительные, либо отрицательные чувства в отношении другого человека) (Психологический словарь, 1997, с. 232). В процессе взаимодействия человек пользуется разными средствами общения, к ним относятся: вербальные (словесные), невербальные (жесты), паралингвистические — это средства, участвующие в организации текста вербального языка, формирующие коммуникативный аспект текста. К ним относятся следующие: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой и красочный наборы, типографские знаки, цифры; иконические знаки (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и др.), необычное написание, нестандартная расстановка пунктуационных знаков и т. д. Список данных средств не является жестко фиксированным и может пополняться и варьироваться в зависимости от характера конкретного текста. Сегодня мы поговорим о вербальных средствах общения. К вербальным средствам общения относятся слова, которые мы произносим при взаимодействии с людьми. Существуют принципы построения речевой коммуникации- это принцип кооперации (сообщение должно соответствовать цели и предмету разговора), принцип вежливости (тактичность, согласие, скромность, благожелательность и т.д.). Для того, чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими. Особенно это важно учитывать в том случае, если педагог испытывает волнение перед разговором. Не стоит начинать с замечаний или критики- лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести, как к непониманию партнерами др.др., так и к открытому конфликту. В сложных (конфликтных) ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения, одной из которых является «Я- высказывание» (предложен Томасом Гордоном в 1975г.) «Я-высказывание» не содержит негативной оценки, обвинения другого человека, в отличае от «Ты-высказываний». «Я-сообщение» — это откровенная информация о вас, о том, что вам нужно, в чем состоят ваши потребности, какова ваша реакция на те или иные слова собеседника, его поведение и/или сложившуюся ситуацию. «Ты-сообщение» — это попытка воздействовать сразу на другого, минуя объяснения собственного состояния, по сути это приказ, критика, зачастую обвинения. Простой пример из смс-переписки: Сообщение «Ты где?» всем нам хорошо знакомо – возможно мы сами не раз посылали и получали подобные сообщения. А какое чувство вызывает такое сообщение у получателя? Ему нужно отчитаться, дать объяснения, возможно даже оправдаться? Этого ли хотел посылающий сообщение? Может быть он/она хотел сказать «Я жду тебя!», «Я соскучилась (соскучился)!» или «У меня больше нет времени ждать, давайте перенесем нашу встречу на другой день»? Чувствуете разницу? Это и есть примеры «Ты-сообщения» и «Я-сообщения». И хотя на первый взгляд разница между «Я» и «Ты-сообщениями» может показаться незначительной, тот посыл, который получает собеседник отличается в сообщениях кардинально! Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями использование «Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и способствует развитию взаимопониманию. Вместо того, что бы обвинять партнера говорящий выражает проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант приемлемого разрешения конфликта. Чтобы научиться использовать «Я-высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях. Что обеспечивает его автоматическое включение в напряженных обстоятельствах. Алгори: • Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу не обижать Сашу ответил: «Он сам ко мне лезет….» (Сравните: «Когда Дима с агрессивным видом набросился на Сашу…»). • Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника, а выразить свои чувства: «Я расстроилась…», «Я рассердилась…». • Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне разговаривала с детьми о том, что обижать друг друга нехорошо». • Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас поговорить с Димой об отношениях с ребятами в группе, а я в свою очередь подберу соответствующие игры…». Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство, потому что показывает вашу заинтересованность в конструктивных методах решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а так же делание совместной работы с родителями. Упражнение «Скажи правильно» Цель: отработка навыка использования «Я- высказываний». Участники делятся на пары: родитель-воспитатель. «Воспитателям» раздаются карточки с проблемным поведением ребенка (см. приложение 1), задача: сообщить родителям информацию используя «Я- высказывания», затем «Ты- сообщения». По окончании упражнения «родители» высказываются о том, какое сообщение вызвали меньше отрицательных эмоций. • «Стили «адвоката» и «прокурора». Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, они начинают рассматривать мир с позиции «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы и взаимопонимания. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь, одной из главных целей воспитателя является обвинение родителя или ребенка. Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка или родителя. Стиль «адвокат» рекомендуется использовать в общении с родителями когда: • Родители просят совета педагога, обращаются за помощью. Делятся своими проблемами, интересуются поведением ребенка; • Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов; • Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. В этом случае разговор можно начать с позиции «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиции его защитника- человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат»- не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в повествовательной форме, задавать вопросы гораздо труднее. Мы задаем вопросы. Что бы помочь, а не что бы обвинять. Позиция «адвокат»: • Какой бы серьезной ни была ситуация мы попытаемся найти выход; • Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит существуют какие-то причины. Мы разрешим данную ситуацию. Позиция «прокурор»: • В сложившейся ситуации есть доля вашей вины; • Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Существует также ПРИНЦИП сэндвича. По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы). • Начать с хорошего. • Продолжить сложным и неприятным. • Закончить хорошим. Упражнение «Общение с родителем – это…» Цель: обобщить знания. Участники делятся на две команды, и в течение 10 мин. Каждая подгруппа выполняет следующее задание. Первая –перечисляет критерии эффективного общения с родителями используя буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Вторая- первые буквы второго слова. Затем команды по очереди зачитывают составленные ими критерии. ТАК ЧТО ЖЕ ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РОДИТЕЛЯ, НО И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ РЕБЕНКА? Что значит воспитывать, быть воспитателем? Точка зрения пришельца, или «марсианская точка зрения» «Воспитатель – это человек, который кричит». «Воспитатель – это человек, который следит». «Воспитатель – это человек, который говорит: «Смотри у меня!» Услышав эти высказывания, пришелец с далекой планеты будет поставлен в тупик. Он может понять эти слова: «у меня» и «смотри». Что означает их сочетание? К этим загадочным выражениям прибавляется еще непереводимый на «трансгалактический язык» вопрос, как «Ты почему?» Дети в некотором смысле пришельцы. Они совсем недавно пришли в этот мир. Для них все впервые. Они видят мир иначе, чем взрослые. Возможно, узнав, каков он в глазах пришельца, воспитатель не согласится с тем, что о нем было сказано. Отдельные моменты будут признаны, «моменты», но не образ в целом. Что значит воспитывать? Семидесяти двум практическим работникам (воспитателям) ДОУ в анонимном интернет-анкетировании Ленинградской области был задан этот вопрос. Самое большое количество заняли те, которые были непосредственно связаны с различного рода воздействиями на ребенка, с желанием что-то в нем изменить, как-то его переделать, а также с задачами воспитания, носящими идеальный, отдаленный от реальности характер. Самыми редкими оказались ответы, которые характеризовали воспитание как всестороннее развитие ребенка, а также отражали мысли о самом ребенке, его уникальности, о понимании малыша, умении стать не его позицию. Таких ответов из 72 было 7. Воспитатель – это человек, профессионально берущий на себя ответственность за всестороннее развитие другого человека – воспитанника. Известно, что в воспитании детей дошкольного возраста участвуют три стороны: семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон привносит что-то своё в воспитание детей, поэтому исключение одной из них будет иметь негативные последствия для дальнейшего воспитания ребёнка вообще и подготовки его к школе в частности. Уместно подчеркнуть особую роль семьи в этом процессе. Родители знают своего ребёнка лучше, чем любой другой человек. Семья является основным связующим звеном между дошкольником и широкой общественной средой. Взаимодействие семьи и детского сада составляет важнейшее условие подготовки детей к школе. Как подчёркивает Т.А. Маркова, педагог-психолог, только в тесной взаимосвязи и взаимодействии воспитателя и родителя достигается успешный результат в воспитании и подготовке ребёнка к школьному обучению. Большой интерес для нас представлял вопрос о том, какие формы взаимодействия с родителями использует современный воспитатель в процессе подготовки детей к школе. Соответствующий анализ показал, что российские воспитатели опираются на разнообразные формы взаимодействия с родителями, при этом большинство воспитателей выбирают традиционные формы контакта (беседы, консультации, родительские собрания). Отмечают 17 различных форм взаимодействия воспитателей с родителями по подготовке детей к школе: 1) беседа, 2) консультации, 3) родительское собрание, 4) «уголки» для родителей, 5) «круглые столы», 6) посещение семей, 7) выставки, 8) индивидуальная работа, 9) папкипередвижки, 10) тематические стенды, 11) рекомендации, 12) конференции, 13) информация для родителей о педагогической литературе, 14) задания на дом, 15) анкетирование, 16) праздники, 17) альбомы. Хотелось бы поговорить именно о методиках нашего ДОУ. Коллеги, посовещайтесь мини-группами: какие инновационные формы общения с родителями могли бы предложить Вы? Все эти формы в образовательной практике используются с разной степенью интенсивности. Так, значительно реже используются новые формы: «круглые столы», конференции, «почтовые ящики», практикумы для родителей и т.д. Наиболее часто, как показывает практика, используются традиционные формы взаимодействия (беседу, консультации, собрания). В настоящее время существует ряд серьёзных проблем взаимодействия воспитателей с родителями по подготовке детей к школе, требующих разрешения как в направлении осознания родителями и воспитателями необходимости планомерного сотрудничества, так и в направлении создания общей эмоциональной атмосферы этого взаимодействия и обогащения его новыми, более эффективными формами. Характерной особенностью является контрастность отношения воспитателя к разным родителям, что отражается в проявлении различных аспектов общения – от содержательного, эмоционального, личностноокрашенного до эпизодического, формальноделового, нейтрально личностного. Часто общение воспитателя с родителями показывает, что воспитатели недостаточно владеют техникой и культурой общения. Нередко наблюдается официальный тон, некоторая холодность по отношению к отдельным родителям. Воспитатель часто начинает свою беседу с родителями отрицательной информацией о ребёнке, что не способствует установлению доверительных отношений между ним и родителями. К проблемам общения воспитателя с родителями следует также отнести недостаточное владение воспитателем психологией культурного и эффективного общения. Взаимодействие воспитателей и родителей является важнейшим фактором воспитания ребёнка и подготовки его к школе. Именно в процессе содержательного взаимодействия воспитателей и родителей создаются условия для выработки правильного индивидуальнодифференцированного подхода к ребёнку. Положительный, эмоциональный характер взаимодействия воспитателя и родителей предполагает эмоциональноличностный характер общения. В связи с этим необходимо решение следующих задач: 1) специально обучать воспитателей технике педагогического общения; 2) проводить целенаправленную работу по углублению представлений воспитателей и родителей в области подготовки детей к школе, прежде всего в плане современных подходов к решению этой проблемы (обеспечение соответствующего педагогического просвещения родителей и воспитателей с использованием новых форм обучения и сотрудничества); 3) совершенствовать существующую практику взаимодействия воспитателя с родителями по вопросам подготовки детей к школе как в на правлении обогащения содержания, так и в направлении совершенствования эмоциональной и коммуникативной стороны общения; 4) разрабатывать новые, более эффективные и личностно окрашенные формы сотрудничества между родителями и воспитателями (необходимо создание между педагогами, родителями и детьми а); 5) преодолевать существующую практику эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективную и пере ходить от случайных взаимодействий к планируемому совместному индивидуально дифференцированному подходу к детям, ориентированному на решение конкретных задач подготовки к школе, актуальных именно для данного ребенка.
Как работать с родителями

Объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Условие для ее решения – создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительно деловой контакт. Основной характеристикой данного типа общения являются его этапы. Первый этап – трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду. Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть получены в семье (особенности общения ребенка со сверстниками) Третий этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) Позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных) Четвертый этап – совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения может быть: « Давайте узнавать вместе!» Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения воспитателей и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
Динамика внешних и внутренних целей при организации доверительно-делового контакта такова: • на первом этапе внешней целью является «перестановка акцентов», а внутренней – установление доверительных отношений с родителями. • на втором этапе внешняя цель это ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, а внутренняя – формирование и подкрепление установки к сотрудничеству • на третьем этапе внешняя цель – дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, а внутренняя – вызвать потребность в исследовании, в поощрении ребенка • на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают Тренинг «Поговорите со мной» Цель: осознание педагогами своей позиции в общении с родителями Психологическое вхождение Упражнение «Имя» Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные, и так дальше по нарастающей. Саморефлексия: насколько трудно запомнить большой объем информации (родителей и детей много, что-то упуская, мы можем обидеть, оскорбить). Что Вы чувствовали, легко ли Вам было? Упражнение «Войди в круг» Участники встают в круг и крепко держатся за руки – это круг родителей. Один участник остается за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова. Обсуждение: 1. что Вы испытывали, выполняя упражнение? 2. легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему? 3. как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом? Релаксация «Шалтай-Болтай» Шалтай-Болтай Сидел на стене Шалтай-Болтай Свалился во сне Поворот туловищем вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклониться вперед. Подведение итогов. Саморефлексия педагогов. Обсуждение.
Приложение 1
Примеры проблемных ситуаций: Ребенка поздно забирают из детского сада. Саша и Витя подрались. Ребенок беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу, невзирая на замечания. Ребенок обижает другого воспитанника: обсыпает песком, толкает, бьет или кусает. Ребенку сломали игрушку, с которой он пришел из дома. Ребенок не хочет заниматься. Ребенок обманывает. Ребенок материться. Ребенок часто при ходит с не выполненным домашним заданием. Ребенок часто приходит в детский сад в грязной одежде. НЕГАТИВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «————————————————————————- (ребенка поздно забирают из детского сада) Мой ребенок не слушается бабушку, поэтому она не может забирать его из детского сада. «————————————————————————- Мой ребенок очень способный, я считаю, что он плохо учится, потому что учителя не понимают его. «————————————————————————- Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать. «————————————————————————- Я хотела бы, чтобы моя дочка стала балериной, но пока она немного полновата, не могли бы вы давать ей на обед только первое? «————————————————————————- Мой ребенок очень стеснительный. Поэтому он не поднимает руку на занятии, я боюсь, что вы считают, что он ничего не знает. «————————————————————————- Не могли бы вы следить, чтобы мой ребенок не общался с Васей? Мне очень не нравится Васина семья. «————————————————————————- Мой ребенок постоянно мне грубит, я с ним не справляюсь. Может быть, мне его припугнуть? «————————————————————————- Мой ребенок не любит посещать детский сад, потому что ему не нравится, как здесь кормят. «————————————————————————- Я считаю, что некоторые педагоги постоянно кричат на моего ребенка, но он не говорит об этом. «————————————————————————- Моя дочь — талантлива. Наташа замечательно рассказывает стихи, почему она не выступает на утренниках? «————————————————————————- Мой сын, ему уже 4 года, сказал, что вы, Мария Ивановна, ударили его во время тихого часа тряпкой по шее. «————————————————————————- Почему вы не берете моего ребенка на открытые занятия?

Рекомендуем посмотреть:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Волшебный песок Тренинг для воспитателей детского сада. Синдром эмоционального выгорания Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Метод проектирования как инновационный метод в ДОУ Семинар практикум для воспитателей ДОУ. Профориентация для дошкольников

Похожие статьи:

Как увлечь ребенка чтением

Приобщение детей 5-6 лет к художественной литературе

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]