Музыкальное воспитание в разных педагогических системах

Дети разные. И пути музыкального, как, впрочем, и любого другого воспитания, разные. Поэтому было бы неверно оценивать педагогические системы, которых в мире немало, по качественной шкале: «хорошая», «лучше», «ещё лучше». Плохих не бывает. Они не проходят испытание временем. Правильней сказать: эта годится больше таким-то детям (например, излишне возбудимым), а эта таким-то. Универсальной, оптимальной системы, которая идеально подходит для всех детей, пока не придумано. В условиях семейного воспитания папы и мамы тоже могут, учитывая индивидуальные особенности их ребёнка, придерживаться тех или иных принципов. Соответствующих тем или иным системам. Об этом и поговорим…

Система Дмитрия Кабалевского

У выдающегося музыканта и композитора ХХ века был яркий педагогический талант и дар провидца. Он смог в настоящем разглядеть будущее. Ещё в шестидесятые годы, будучи почётным президентом Международного общества музыкального воспитания ИСМЕ Дмитрий Борисович один из первых почувствовал приближающуюся опасность. Он предупреждал о приближении эпохи коммерциализации музыки. О приближении времени, когда великое искусство станет шоу-бизнесом, молодёжь попадет под влияние, мы бы сказали даже, под зависимость, от низкопробной, развлекательной массовой культуры.

Нечто похожее сегодня произошло. Не будем лукавить. Классическая музыка у большинства подрастающего поколения вызывает отторжение и дискомфорт, как музыка скучная и никому не нужная.

Как переломить ситуацию? Возможно ли это?

Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе. Эти уроки, составленные из перемешанных в произвольных пропорциях частей (пение, слушание музыки, нотная грамота) были, за редким исключением, скучны и неинтересны. А, главное, оторваны от настоящего музыкального искусства, от жизни. Уроки и музыкальное искусство существовали как два параллельных мира и, практически, не пересекались.

Кабалевский попытался соединить уроки и музыку. И у него получилось. В чём её суть? Кабалевский говорил, что музыка покоится на трёх китах, на трёх главных составляющих — песне, танце, марше. Это и есть ниточка, соединяющая два мира. Потому что, с одной стороны на песне, танце и марше основываются сложнейшие произведения музыкальной культуры, а, с другой, они входят в музыкальный опыт всех детей с дошкольного возраста. Теперь «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.Чайковского становится не просто конкретным маршем, но одним из многих маршей. Если ребёнок это поймёт, то с радостью узнает марш, как нечто уже ему знакомое, скажем, в третьей части шестой симфонии П.Чайковского или в финале фортепианного концерта Д.Кабалевского. То же самое происходит с песней и танцем.

«Движение музыкальной мысли, — пишет композитор, — получая пищу из окружающей среды, продолжится и будет всё более набирать силу».

Другое важное направление системы Д.Кабалевского мы бы назвали методом Сократа. Дети, по мысли Дмитрия Борисовича, приходят к тем или иным выводам не в результате лекций или рассказов, от которых они засыпают, а сами. Размышляя и разговаривая о музыке. При помощи наводящих вопросов учителя. В нашем случае, папы или мамы. Ну, например:

— Что нужно для того, чтобы получилась песня? — Композитор. — А ещё?

Ребёнок задумался. Напойте ему какую-нибудь известную песню без слов.

— Чего здесь не хватает? — Слов. — Верно. Значит, кто ещё сочиняет песню? — Поэт. — А кто нужен, чтобы исполнить песню? — Певец. Музыкант. — Правильно. Какие бывают песни?

Вы поёте детскую песню.

— Какая это песня — взрослая или детская? — Детская. — Какие ещё бывают песни? — Взрослые. — А ещё? Как называется песня, которую маленьким детям поют перед сном? — Колыбельные. — А песни о войне? — Военные.

И т.д. и т.п. Подобные разговоры о музыке, когда вопросы взрослых помогают детям самим найти ответ, чудесным образом делают разговоры о музыке интересными и увлекательными.

Подход Дмитрия Кабалевского

Методика предполагает использование трех основных составляющих: танец, песня и марш. Эти части обучения знакомы ребенку с рождения и воспринимаются им как нечто понятное и приятное. Четкий ритм марша прекрасно отражается в танцевальных движениях и позволяет без сложностей его петь.

Важную роль в методе Кабалевского играют и беседа с учеником. Сторонники этого подхода считают, что дети принимают и понимают музыку, если самостоятельно ее оценили и прочувствовали. Долгие и непонятные разъяснения о музыкальной гармонии, композиции и т. д. вызывают скуку и не дают результата. Малыш должен самостоятельно понять все нюансы отдельной композиции. Только, если ребенок познает суть марша, он сможет узнать его во всех классических произведениях.

Система Карла Орфа

Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании. В игре на простейших, в основном, ударных, шумовых музыкальных инструментах. В движении под музыку. В инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более, что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и «звучащими жестами» — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и проч.

Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма. Чтобы понять, как конкретно можно использовать метод К.Орфа, приведём конкретный пример.

Песенка-игра «Добрый жук»

Все вы с детства знаете эту песенку на музыку Е.Шварца из кинофильма «Золушка», но на всякий случай напомним слова:

Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг. Жил на свете старый жук, Старый, добрый друг! Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал. Громко крыльями трещал, Ссоры запрещал.

Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг. Ты мой друг и я твой друг, Старый верный друг. Полюбили мы жука, Старика, добряка, Очень уж душа легка У того жука.

Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг. Ты мой друг и я твой друг Старый, добрый друг!

Система Карла Орфа рассчитана на участие нескольких детей, но, проявив некоторую фантазию, мы вполне можем применить её элементы и в занятиях с одним ребёнком — вашими сыном или дочкой. Что для этого нужно?

  1. Придумать вместе (подчёркиваем — вместе) с вашим ребёнком танцевальные движения. Например: шаг в сторону — притоп. Шаг в другую сторону — притоп. На припеве хлопанье в ладоши. Движения, имитирующие жука. Например, вы прыгаете, сгорбившись, на согнутых ногах, с поднятыми как рога пальцами.
  2. Сопровождение танца и пения игрой на любых шумовых инструментах и (или) некоторыми «звучащими жестами», о которых мы уже говорили.
  3. Постарайтесь обыграть сюжет. Например, на слова «встаньте в круг» двигаться по кругу.

Папы и мамы (бабушки, дедушки) тоже «впадают в детство», что иногда бывает приятно, — танцуют и поют вместе с ребёнком. Подвигайтесь так, и в дом придёт настоящее веселье.

Современные технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС

Инна Багдасарян

Современные технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС

Багдасарян Инна Эдуардовна, музыкальный руководитель

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО»

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.

Одним из требований ФГОС является разработка программы.

Если раньше музыкальное воспитание и образование осуществлялось по единой государственной программе («Программа воспитания и обучения»

под редакцией М. Васильевой, то в настоящее время
дошкольному учреждению и музыкальному руководителю дается право разрабатывать свою программу, которая утверждается организацией самостоятельно, в соответствии с настоящим стандартом и с учетом Примерных программ.
В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных парциальных программ и авторских методик, опирающихся на имеющийся мировой опыт музыкального воспитания («Музыкальные шедевры»

О. Радыновой,
«Гармония»
К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан,
«Камертон»
Э. Костиной,
«Ребенок в мире музыки»
А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило,
«Каждый ребенок музыкант»
Т. А. Рокитянской,
«В мире прекрасного»
Л. В. Куцаевой, С. И. Мерзляковой и др.).

Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка»

учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы
воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации.
В своей работе я использую некоторые современные технологии.

Рассмотрим их.

Применение ИКТ — это внедрение информационно-образовательных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях является универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор воспитанников, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Применять ИКТ на музыкальныхзанятиях можно различными способами: использовать анимации, демонстрировать презентации, показывать видеофрагменты, совершать виртуальные путешествия, использовать музыкально-дидактические игры. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества воспитателя, педагога и дошкольников, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным и эффективным.

С использованием ИКТ в музыкально — образовательной деятельности, на мой взгляд, стал усиливаться познавательный интерес дошкольников к музыке, активизировалось детское внимание, так как появились новые мотивы к усвоению предложенного материала, дети стали активнее в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальная деятельность стала более содержательной, гармоничной и результативной.

Использование компьютера позволяет мне оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии:

— песенки-распевки. Используются для подготовки голосовых связок к пению и упражнению в чистом интонировании определенных интервалов;

-дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода)

.

— пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое,оздоравливающее воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.

-артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.

— пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

-речевые игры снимают напражение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения (пантомимические и театральные возможности)

.

-музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.

-музыкальные физкультминутки способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.

Работа по здоровьесберегающей технологии ведется с учетом программ и методических пособий таких, как «Праздник каждый день»

И. Каплуновой,
«Музыкальное воспитание в детском саду»
М. Зацепиной, элементарное музицирование Т. Тютюнниковой,
«Ритмическая мозаика»
Бурениной,
«Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии»
С. А. Коротковой, О. В. Кацер.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность,объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике –это:

Коммуникативные танцы.

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы,использование которых решает задачи:

• развития коммуникативных навыков,

• работы над ощущением формы,

• развития двигательной координации,

• развития чувства ритма.

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Общение детей с музыкальнымиинструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно. Последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими, и интеллектуальными. Квесты могут проводиться как в помещении, так и на площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. За основу можно взять любой сценарий.Применение квеста решает ряд задач: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в организации праздников и развлечений.

В своей музыкально-педагогической деятельности активно использую флешмобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Практически все дети любят танцы с элементами черлидинга, спортивного танца с помпонами. Он сочетает элементы гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Доступность такого танца основывается на простых шагах, прыжках и танцах, где задействованы разные группы мышц. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад. Важно выбирать простые движения (прыжки, повороты, хлопки и т. д.)

. Главное – чтобы было весело, и все участники могли их выполнить. Сложность в том, чтобы научить детей выполнять движения синхронно, без опозданий, зато это разовьет их координацию и внимание.

При проведении ООД у детей формируется способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве, приобщаться к художественной и творческой жизни. Поэтому целью своей работы считаю – обеспечить каждому ребенку развитие музыкальных коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья.

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Применение инновационных методов, форм и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.

Цель реализую в задачах,которые отвечают насущным запросам ребенка:

• создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

• творческое развитие природной музыкальности ребенка;

• создание условий для спонтанных творческих проявлений.

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:

Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть и проявлять творческие способности.

• Дает право детям в выборе музыкального репертуара, знаний, умений, навыков,

• Ориентируется на индивидуальные возможности и способности детей.

Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, труд которых направлен в первую очередь на сохранения здоровья детей. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе нашего ДОУ и многих других. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Игра на инструментах развивает чувство ритма, умение играть по одному и в ансамбле.Все виды ООД способствуют решению следующих задач:

1. Сохранению и укреплению здоровья детей;

2. Развитию сенсорных и моторных функций.

3. Формирование потребности в двигательной активности;

4. Приобретение навыка правильного дыхания;

5. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве и др);

6. Развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности;

7. Формирование гармоничной личности.

Процесс, направленный на поиск, разработку и внедрение новых технологий будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

— обеспечение программно-дидактическим материалом;

— создание эмоционально-комфортной атмосферы при воспитании и обучении детей;

— разработка новых игровых технологий, помогающих ребёнку в развитии музыкальных способностей;

— изучение теоретической и практической литературы по данной проблеме;

— определение критериев и механизмов диагностирования, учитывая новые стандарты дошкольного образования- выявление творческой деятельности детей, как средства художественно-эстетического воспитания и развития.

Использование данных инновационных технологийи методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

Удается создать на музыкальных занятиях атмосферу радостного общения, приподнятого настроения. Дети активны и раскрепощены. Усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового общения с музыкой.

В заключении хочется процитировать кандидата медицинских наук, профессора кафедры дошкольного воспитания Э.Степаненкову: «Мы можем что-то недорассказать ребенку из области математики, можем не успеть вовремя познакомить его с компьютером. Это плохо, но исправимо. Но если мы не усилим внимания к здоровью дошкольника, мы нанесем непоправимый ущерб целому поколению детей…»

Система Марии Монтессори

О замечательном итальянском педагоге Марии Монтессори (1870- 1952 г.г.) всего несколько слов. Мария была первая в католической Италии женщина-врач. Она не была музыкантом, но долгие годы руководила детским садом, занималась с детьми с ограниченными возможностями, тонко чувствовала детскую психологию и понимала, что музыка — важная составляющая воспитания. Её главные педагогические принципы — интерес детей и их свободный выбор. В своём детском саду Мария обратилась к системе музыкального воспитания, которая ей была ближе всего. К системе Карла Орфа. При этом она внесла в систему Орфа некоторые оригинальные черты. Так бывает всегда, когда соприкасаются две жизнеспособные системы: одна подпитывает другую. Монтессори считала самой важной задачей родителей — организовать для ребёнка развивающее пространство. Чтобы всё, что ему нужно, было под рукой. Далее малыш сделает свой выбор. В нашем случае, музыкальные инструменты, рекомендованные Карлом Орфом, лежали перед ребёнком, и он сам выбирал тот, который ему больше нравится. В нужное для него время.

Кроме того, Мария была верующим человеком и считала, что дети наиболее точно и адекватно выражают замысел Бога, замысел Творца, и они способны сами найти свой путь. Родители при этом более наблюдатели, чем воспитатели.

Воспитание дошкольников средствами музыки

Музыка – это особенная форма художественного отображения реального мира. Она воздействует на чувства людей, способна благотворно сказываться на их деятельности, влиять на формирование личности в процессе развития. Музыка помогает сбросить напряжение после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние человека. Большинство людей испытывают потребность в прослушивании музыкальных композиций, они активно присутствуют в их жизни. Несомненно, воспитательное значение музыки, оно определяет её общественную значимость, ее предназначение в системе культурно-духовных ценностей. С данным видом деятельности ребёнок знакомится с рождения. Он начинает получать целенаправленное музыкальное воспитание в детском саду, затем в школе. Музыкальное воспитание является одним из главных средств формирования личности подрастающего человека. Дошкольный возраст – это тот период, когда закладываются способности, способствующие приобщению ребенка к различным видам деятельности. Именно в области эстетического воспитания встречаются примеры раннего проявления музыкальности. Задача педагога дошкольного образования способствовать развитию музыкальных способностей ребенка, заинтересовать его, преподнести материал так, чтобы каждое занятие, связанное с музыкой, приносило ему только положительные эмоции и желание познавать окружающий мир.

Музыкальные произведения обладают такими свойствами, которые могут вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней особое внимание. К тому же музыка предоставляет огромные возможности общения взрослого и ребенка, создает фундамент эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и звуки, двигается в соответствии с характером и ритмом музыки, умеет выполнять простейшие движения в сопровождении разных музыкальных произведений.

Приобщение к музыке в дошкольном образовательном учреждении осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, утренней гимнастике, физкультминутках, даже при показе сказок педагог может применять музыкальные произведения [1, с. 54]. Ребенок младшего дошкольного возраста берёт пример со взрослого. Подпевает отдельные звуки, повторяет концы фраз, а затем простые песенки. Позднее у ребёнка проявляется собственная певческая деятельность. На этом этапе основной задачей педагога является стремление развивать у детей певческое звучание, увеличивать доступный объем вокальных навыков. Для детей дошкольного возраста необходимо, чтобы в пении они сумели отразить своё отношение к прослушиваемому ими произведению. Нужно объяснить, что все произведения поются различными способами, например, некоторые нужно петь бодро, весело и задорно, а другие – спокойно, нежно и ласково. Всё это способствует главной задаче музыкального воспитания – развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке. Эмоциональное стремление к музыке – это основная составляющая музыкальности ребенка, основа его музыкальной и творческой деятельности, необходимая для осмысления и понимания музыкального содержания, его выражения в исполнительской и творческой деятельности [2, с. 34]. Таким образом, необходимо помнить и понимать, что музыкальное развитие оказывает позитивное влияние на общее развитие детей. У них совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, происходит сенсорное развитие. Умение чувствовать и переживать музыкальные произведения способствует воспитанию чувства прекрасного. Помимо этого у ребёнка активизируется развитие речи. Поэтому обучая ребёнка музыке, педагог способствует становлению гармоничного развития ребенка. Музыкальное воспитание дошкольника является основой формирования эстетической культуры личности.

Система Золтана Кодаи

Замечательный венгерский композитор, как и Д. Кабалевский, большое значение придавал музыкальному воспитанию детей. Вот несколько основных положений его системы.
Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита. Поэтому Кодаи, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом, сумел добиться того, чего никогда не было ни в одной стране мира — уроки музыки в обычной, общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.

Главное в музыкальном воспитании — пение и записывание мелодии по слуху. Именно этому, в основном, учили в венгерской школе. Лучший и самый доступный инструмент — голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте.

Воспитание человека не может быть полным без музыкального воспитания. Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача.

Как метод раннего музыкального воспитания Золтан Кодаи предлагал воспитателям, особенно папам и мамам, учить детей ходить и хлопать в ритме песни.

Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.

Система четырех элементов Золтана Кодаи

Автор считал, что музыкального человека выделяет развитый слух, чувства, интеллект и руки. При этом он считал, что нет детей без способностей к музыке. Немузыкальные взрослые — лишенные обучения малыши. Развитие слуха проходит через запись мелодии на слух и пение. Голосовое воспроизведение считается главным инструментом для развития способностей. Человек может и не уметь играть на инструменте, но должен уметь петь, считают сторонники такого подхода.

Петь голосом, хлопать в ладоши, отбивая ритм — основная задача такого образования, которое, по мнению Золтана Кодаи, является не только задачей родителей, но и общества в целом. Музыкально развитый малыш вырастает в хорошего человека.

Вальдорфская школа

Об этой педагогической системе, возникшей в начале прошлого века под руководством немецкого педагога Рудольфа Штайнера, уже много лет не утихают споры. Одни считают, что эта система держит детей в оранжерейных условиях. И им будет трудно, когда они позже попадут в реальную жизнь. Другие, напротив, убеждены, что благодаря именно такому, лишённому насилия над личностью ребёнка, воспитанию, вырастают по настоящему свободные, гармонично развитые люди. Для нас, в рамках темы музыкального воспитания в семье, очевидно, что у этой системы воспитания многое можно позаимствовать. Что же именно?

Сначала эмоциональное воспитание — потом интеллектуальное.

Другими словами, музыка, разговаривающая на языке эмоций, становится важной основой раннего развития ребёнка. Причём в вальдорфских детских садах и школах не развивают специально ритм, слух, музыкальную память, но много поют и двигаются под музыку. Кроме того, все учителя, работающие в этом направлении, играют на том или ином музыкальном инструменте. Сами же простые инструменты (ударные, игрушечные, шумовые), как мы уже упоминали, лежат открыто и каждый ребёнок может на них поиграть.

Обучение без оценок и экзаменов.

Есть дети, у которых оценки и, особенно, экзамены вызывают негативное отношение к самому процессу обучения. В том числе, музыкального. Может быть, как раз отсутствие оценивающего фактора в вальдорфской системе способствуют важному преимуществу этой школы: школу, работающую по системе Штайнера, дети посещают охотно. В отличие от обычной, в которую они ходят без особого энтузиазма. Не исключено, что это феномен (обучение без оценок и экзаменов) мог бы распространиться и на вальдорфские музыкальные школы. Если бы такие появились.

Движение под музыку.

Это тоже находка Рудольфа Штайнера. Включается музыка самого различного характера, не обязательно танцевального, и дети, самостоятельно (или подражая родителям) двигаются под неё. Как правило, таким движениям детей учить не надо. Они придумывают их сами. Меняется характер музыки, меняются движения. Один из авторов наблюдал, как это происходит в рамках вальдорфского садика в Израиле.

Занятия происходили на улице, в летнее время. Участвовала группа детей — 10 мальчиков и девочек от 3 до 7 лет. Здесь же стояли, составляя игровое пространство по системе Штайнера, старые, выброшенные настоящие вещи: холодильник, небольшой автомобиль, газовая плита и др. Включается музыка, и воспитатель начинает двигаться в её ритме. К нему присоединяются дети. Не все, а только те, которые хотят подвигаться под музыку. Их большинство. Остальные продолжают играть, время от времени подключаясь к танцующим. Иногда дети подражают воспитателю. Иногда друг другу. Автор тоже принимал участие в танце. Создаётся удивительная, дружеская, непосредственная атмосфера общения. Атмосфера, которая, вообще, характерна для вальдорфской школы.

Такой принцип свободного движения под музыку, конечно же, вполне реально применить в домашних условиях.

Много праздников.

Это также специфика школы Штайнера, которую мы рекомендуем для каждой семьи. В вальдорфских школах и садиках постоянно что-то празднуется: начало и окончание сезона — весны, лета, зимы, осени. Отмечаются всевозможные национальные праздники. И особенно, ярко и весело — дни рождения. В программе — игры, песни, игра на музыкальных инструментах, вручение подарков, чтение стихов и многое другое. Подготовка к праздникам становится важной составной частью педагогического процесса.

Музыкальное воспитание дошкольников. Статья

Харинова Галина Степановна

Музыкальное воспитание дошкольников. Статья

Музыкальное воспитание дошкольников.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она — по выражению Стендаля, – является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчеркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это – фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического и нравственного воспитания и образования.

Музыка — величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую эмоциональный отклик, взволнованность, стремление усталость.

Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим «языком»

, своей
«речью»
. Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под
музыку. Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать»
в ней
(термин Д. Б. Кабалевского)
. В этом эстетический аспект
музыкального воспитания и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности.
В процессе музыкального воспитания особенно успешно формируется нравственный облик ребенка. Музыкальные произведения разнообразны по своему социально-образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженных в различных музыкальных произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Дети отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям, чувствам, которые переданы в музыке. В старшем возрасте они способны различить оттенки лирической музыки, отчетливо воспринимают разнообразие танцевального жанра, чувствуют и узнают плавный характер вальса и оживленный – польки. В репертуаре детского сада есть народная, классическая и современная музыка, различная по своему стилю и эмоциональному содержанию.

Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает в них интересы к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорный украинский гопак, поют белорусские или литовские песни. Хороводы, игры, песни, пляски, а также яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.

Особенность детской исполнительской деятельности заключается в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей. К. Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общим переживанием в «одно сильно чувствующее сердце»

. В условиях совместного пения, движения под
музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. В условиях коллективного исполнения всегда можно предложить детям задания, разные по степени сложности. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.
Музыкальные занятия хорошо влияют на общую культуру поведения ребенка. Исполняются произведения различного настроения, меняются виды деятельности, чередуются учебные задания. При движении детского коллектива во время игры или других занятий каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Все это воспитывает культуру общения, поведения, коллективизм, то есть создает условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.

Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоциональна. Вместе с тем она активизирует умственное развитие ребенка. В музыковедческой литературе можно встретить термин «музыкальное мышление»

. Этот термин подчеркивает осознанный характер
музыкального переживания и специфику умственных процессов.
В современной психологии дошкольникаотмечены три формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Эти формы мышления проявляются в любой практической деятельности ребенка, в том числе и музыкальной. Обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Устанавливаются также взаимосвязи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием. Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Музыкальное воспитание – один из путей нравственно-эстетического, умственного и физического совершенствования.

Метод Шиничи Судзуки

О его абсолютно уникальном методе раннего музыкального воспитания (доктор Судзуки начинал обучение детей на скрипке с двух-трёх лет!) тоже можно говорить как о методе состоявшемся, проверенном временем, потому что всё, что он делал, можно было посмотреть и послушать. Мир был поражён его удивительными ансамблями 4-5 летних скрипачей из 100-200 детей, чистенько и синхронно исполнявших музыку Вивальди, Моцарта, Бетховена.

Замечательный педагог умер в 1998 году, и тех, кто бы сумел повторить в полной мере подвиг Судзуки, пока нет. Видимо, здесь дело не только в уникальности метода, но и в уникальности педагога. В чём метод Судзуки? Можно с уверенностью выделить три момента.

  1. Все дети музыкальны. По мнению японского учителя (впрочем, этого мнение большинства авторов систем музыкального воспитания) все дети музыкальны. Без исключения. Надо только во время разглядеть и развить их способности.
  2. Путь к успеху — любовь к детям. Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как и в любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными, но надо любить ученика. Притворяться и играть в любовь невозможно. Дети тонко чувствуют фальшь и занятия, построенные не на любви к ребёнку, обречены на провал. Отсюда и третье условие.
  3. Главные учителя — родители. Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы и мамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.

Цель музыкальных занятий с крохами определил сам гениальный учитель: «Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».

Метод Никитиных

Cистема раннего воспитания Бориса и Лены Никитиных, воспитавших семь здоровых, гармонично развитых, и, что важно для нас, любящих музыку, детей, вот уже более 50 лет одна из самых популярных в России. Вот её несколько основных положений.

Большое значение первого года. Как говорили сами Никитины — «года запуска».

С рождения и до года Никитины «запускали» все направления и, если так можно выразиться, механизмы воспитательного процесса. Обычный среди пап и мам настрой «Ну, вот чуть-чуть подрастёт (как правило, это «чуть — чуть» затягивается на многие годы)» для Бориса и Лены был исключен. Их принцип — всё начинается как можно раньше. То, что не сделано сегодня, завтра уже будет поздно.

Не давить, не мешать, а помогать. Этот основополагающий принцип вполне оптимистичен. Главная задача родителей, по Никитиным, — создать возможности (выражаясь научным языком, организовать развивающую сред). А дальше дети будут двигаться сами.

Активное физическое развитие. Закаливание, обилие в доме спортивных снарядов, ходьба босиком, лечение холодом. Остановились на этом положении семьи Никитиных, которое, кажется, не имеет прямого отношения к музыкальному воспитанию, чтобы подчеркнуть: физическое воспитание — это главное. Все остальные направления, в том числе, музыкальное, имеют смысл, если не мешают воспитанию здорового ребёнка.

Заинтересованность родителей. Один из самых важных, по мнению Бориса и Лены, моментов, объясняющий, почему никакой учитель и воспитатель не может в полной мере заменить папу и маму. Другими словами, чем выше уровень заинтересованности старших и их любви к детям, тем выше результат.

Метод Павла Тюленева

У Судзуки и Никитиных есть последователи. В том числе, и в России. Они пытаются начинать учить ребёнка играть по нотам очень рано, в 2-3 года. «Знать ноты раньше, чем ходить». Так называется книга Павла Тюленева, автора «МИР» — методики интеллектуального развития, как бы продолжающая идею книги Масару Ибука, описывающего метод Судзуки «После трёх уже поздно».

К сожалению, мы не можем так явственно, как в случае с Судзуки, видеть результаты метода Тюленева, и поэтому не можем утверждать, что метод его проверен временем. Выделим основные принципы, на которых построен этот метод.

Начинать музыкальное воспитание с рождения. Тюленев основывается на исследованиях Глена Домана, директора института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), других учёных физиологов. Доман считал, что «…в период от рождения до 3 лет мозг развивается очень быстро, и умственные возможности в этом возрасте уникальны». По мнению Домана и Тюленева, то, что дети осваивают до трёх лет играючи (изучение иностранных языков, чтение, игру на музыкальных инструментах), в дальнейшем они овладевают с трудом.

Рядом с кроваткой младенца должен стоять музыкальный инструмент. Лучше всего синтезатор, до которого маленький музыкант мог бы дотянуться ручками. По мнению Тюленева, такое раннее знакомство с музыкальными звуками окажет на малыша положительное влияние.

Карточки с нотами и клавиатурой. Такие карточки, на которых были бы изброжены не только ноты, но и части клавиатуры, показывающие, где эти ноты извлекаются, должны, по мнению автора методики, быть с семи-шести месяцев в поле зрения младенца. Таким образом, ранняя игра по нотам станет для него таким же обычным делом, как раннее чтение.

Время занятий и их продолжительность определяет сам ребёнок. Родители создают условия для развития ребёнка, подбирая ему нужные развивающие игры. А когда этими играми пользоваться и как долго, ребёнок решает самостоятельно. Вообще, непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, по Тюленеву, менее значительно, чем в других педагогических системах.

Ничего лишнего. В окружении ребёнка надо тщательно избегать всего отвлекающего. Особенно П.Тюленев предостерегает от лишних игрушек и других вещей, не имеющих отношения к развитию малыша.

Подталкивать малыша к сочинению музыки. Всё, что ребёнок играет, придумывая музыку сам, надо внимательно выслушать и позитивно оценить. Это путь малыша к творчеству.

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

1. Музыкальные способности детей, диагностика и их развитие.

2. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей.

3. Виды музыкальной деятельности в ДОУ.

4. Восприятие музыки – основа музыкальной деятельности детей.

5. Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

6. Роль музыкально – дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей.

7. Занятия по музыкальному воспитанию, их типы. Составить план музыкального занятия по любой возрастной группе.

8. Праздники в ДОУ. Роль музыки в их проведении.

9. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ.

10. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьей в музыкальном воспитании и развитии детей.

11. Функции педагогов ДОУ в музыкальном воспитании, обучении и развитии детей.

МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Лекция 1. Музыкальные способности детей,

Диагностика и их развитие

По проблеме общих и музыкальных способностей человека работали психологи и педагоги, такие как Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, К. В. Тарасова, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.

Б. М. Теплов определяет способности как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки человека. Показателями проявления способностей ученый В. Д. Шадриков называет производительность, качество и надежность выполнения человеком деятельности.

Комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности, объединяется понятием музыкальность. Психолог Б. М. Теплов утверждал, что основной признакмузыкальности – это музыкальная отзывчивость на музыку. По мнению Б. М. Теплова, основными музыкальными способностями являются:

1) ладовое чувство – способность различать лад мелодии, эмоционально воспринимать музыку;

2) музыкально-слуховые представления – способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести мелодию по памяти;

3) чувство ритма – способность различать и воспринимать слухом выразительность ритма и точно воспроизводить его в движении.

К неосновным музыкальным способностям относят: динамический и тембровый слух, музыкальное мышление, музыкальное воображение, музыкальная память.

За развитием музыкальных способностей детей необходимо постоянно наблюдать и проводить диагностические исследования. Диагностические методики для изучения музыкальности детей дошкольного возраста разработали Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, А. Н. Зимина. Они разработали критерии развития основных музыкальных способностей детей, конкретные диагностические задания для детей младшего, среднего и старшего возраста. Например, А. Н. Зимина предлагает для установленияуровня развития ладового чувства предлагает попросить ребенка: 1)узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, танец; 2)определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом мелодии («Знакома ли тебе эта мелодия? Правильно ли она звучит?»); 3) закончи мелодию на тонике («Я начну, а ты закончи») и другие задания.

Для определения уровня развития музыкально-слуховых представлений можно попросить ребенка :1) спеть песню без музыкального сопровождения; 2) подобрать мелодию знакомой песни на металлофоне; 3) повторить за педагогом голосом играемые на инструменте звуки и другие задания.

Для определения уровня развития чувства ритма ребенку предлагают: 1) прохлопать метрическую долю знакомой песни; 2) прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («Спой песню руками»); 3) воспроизвести ритмический рисунок мелодии шагами на месте, а затем в продвижении вперед.

Диагностика проводится на индивидуальных занятиях и по небольшим подгруппам в игровой форме. Педагог обращается к ребенку: «Мы с тобой будем играть в очень интересную игру. Я буду начинать знакомые песенки, а ты заканчивать». Оценка: высокий уровень – ребенок правильно выполняет все задания; средний уровень – ребенок справился с помощью педагога; низкий уровень – ребенок не справился с большинством заданий.

По результатам диагностических исследований проводится коррекционная работа по развитию музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности. Ладовое чувство – эмоциональная отзывчивость на музыку развивается у детей при слушании музыки, в исполнительстве, творчестве, т. к. в основе любой музыкальной деятельности лежит необходимость прочувствования настроения музыки.

Музыкально-слуховые представления развиваются в тех видах деятельности, где требуется различение и воспроизведение мелодии по слуху (в пении, в игре на звуковысотных музыкальных инструментах). Например, прежде, чем сыграть мелодию на металлофоне, ее нужно сначала неоднократно услышать и запомнить. Чувство ритма развивается в музыкально-ритмических движениях, а также в пении и в игре на музыкальных инструментах.

Таким образом, музыкальные способности развиваются во всех видах музыкальной деятельности с учетом индивидуального подхода к детям на основе проведенной педагогом диагностики.

План тематической НОД по музыкальному развитию детей

в средней группе:

«Снова осень к нам пришла»

1. Музыкально-ритмические упражнения. Ходьба и бег под музыку М.Красева. Танцевальные упражнения с листьями: летают, кружатся, падают на землю, снова летают.

2. Слушание. «Падают листья» муз. М. Красева.

3. Пение. «Осень» муз. И. Кишко, «Урожайная» муз. А. Филиппенко, «Листопад» Т. Попатенко.

4. Игра. «Найди свой овощ» р. н. м. «Как под яблонькой».

Таким образом, педагог должен при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности детей по музыкальному развитию использовать разные типы занятий: типовые, тематические, доминантные, комплексные, интегрированные и др-е, а также разные виды организации детей: фронтальную, а в совместной деятельности: подгрупповые и индивидуальные.

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

1. Музыкальные способности детей, диагностика и их развитие.

2. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей.

3. Виды музыкальной деятельности в ДОУ.

4. Восприятие музыки – основа музыкальной деятельности детей.

5. Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

6. Роль музыкально – дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей.

7. Занятия по музыкальному воспитанию, их типы. Составить план музыкального занятия по любой возрастной группе.

8. Праздники в ДОУ. Роль музыки в их проведении.

9. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ.

10. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьей в музыкальном воспитании и развитии детей.

11. Функции педагогов ДОУ в музыкальном воспитании, обучении и развитии детей.

Метод Хелен Хайнер

Хелен Хайнер (Елена Николаева) окончила московскую консерваторию по классу фортепиано, позже переехала в США, где уже около 30 лет работает в музыкальной школе и даёт частные уроки. Она написала при литературной помощи Николая Кузнецова книгу «Стать музыкантом? Легко!», в которой делится своим опытом музыкального воспитания. Опытом, в котором, безусловно, присутствуют некоторые оригинальные моменты. В том числе, и те, которые могут заинтересовать пап и мам. На них и остановимся…

Воспитать хорошего слушателя музыки важнее, чем воспитать музыканта. Многое зависит от того, какие цели ставить перед собой учитель. Хайнер считает, что не стоит специально ставить перед учеником профессиональные задачи. Не стоит изо всех сил (как это принято в российских музыкальных школах) пытаться поднять ребёнка на профессиональный уровень.

Лучший способ музыкального развития ребёнка — обучение на фортепиано. Не слушание музыки, не пение, а обучение игре на фортепиано. Причём, фортепиано, (не скрипка, не блок флейта, не шумовые инструменты К. Орфа), по мнению Хелен, подходит для этой цели лучше всего. Другими словами, лучшие уроки музыки — занятия на фортепиано. Всё остальное (игра в оркестре, пение в хоре) малопродуктивно и потому не нужно. Отсюда вывод: на фортепиано надо учить всех детей. Причём Хелен предпочитает для обучения электронное фортепиано. На нём можно играть разными голосами, что интересно ученику. На нём можно записать и прослушать игру ребёнка. Что тоже важно.

Учить, строго соблюдая правило: от простого к сложному. Этот дидактический принцип, по мнению Хайнер, должен лежать в основе обучения игре на инструменте. Главное для учителя — найти тот постепенный путь (не перепрыгивая через ступеньки), по которому ребёнок сможет медленно, но верно подниматься наверх. В этом и состоит, по мнению американской учительницы, его искусство. Всё чрезмерно сложное неминуемо вызовет у маленького ученика негативное отношения к занятиям.

Методика слушателя Хелен Хайнер

Много лет занимаясь обучением детей, автор подхода пришла к выводу, что нужно развить способность слушать музыку, а не вырастить музыканта. Важно не достигнуть профессиональных высот с крошкой, а научить его любить петь, танцевать и играть.

Через игру на фортепиано, которое, по мнению автора методики, лучше всего подходит нужно прививать понимание и приучать любить разные проявления музыкального искусства. Пение, прослушивание записанных композиций менее эффективно, чем непосредственное извлечение звуков. Важно отметить, что для занятий с детьми до 7-ми лет Хелен предлагает использовать электронное пианино, которое может подстраиваться под разные голоса, позволяет записывать игру и воспроизводить для прослушивания. Разработка собственного пути от простого к сложному, выбирая ту дорогу, которая будет легко освоена и послужит стимулом. Сторонники этого подхода настаивают, что нельзя давать сложный для усвоения материал, чтобы избежать отрицания.

Выбор той или иной методики для обучения основам музыки зависит только от предпочтений его родителей. Путь к постижению у каждого свой. Предпочтения и эстетическое восприятие музыкальных произведений может складываться на собственных разработках или на опыте прославленных педагогов. Главное в научении — любовь к ребенку и вера в его уникальность.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]