Удивительный миp камня
Проект «Удивительный мир камней »
1. Тип проекта
: познавательный
2. Признак проекта
: экологический
4. По характеру контактов : дети, воспитатель, родители
5. По количеству участников : групповой
6. По продолжительности : краткосрочный (2 недели)
;
7. Предмет изучения – предметы не живой природы – камни
, минералы, кристаллы
Основные направления проекта
:
Познавательно-исследовательское
Речевое развитие
Цель проекта
:
Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей
Задачи :
Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов
;
Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной
деятельности и чувство взаимопомощи.
Расширять словарный запас детей,формировать связную речь при составлении описательных рассказов о камнях и минералах
Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят…
Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого…
Поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира.
Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.
Актуальность проекта
:
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах
. Знакомство детей с разнообразием
камней
помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. А ведь киренский район, Иркутская область богаты различными минералами и полезными ископаемыми
(слюда, каменный уголь, песчаник, плитняк, известь и пр.)
Непосредственное общение с камнями
оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Камни. Презентация к уроку по окружающему миру. — презентация
Кремень часто встречается в природе. Сам он бывает разного цвета – коричневого, жёлтого, серого и даже чёрного. Попадаются камни с рисунком. Кремень выглядит так, как будто натёрт воском. Этот камень довольно легко раскалывается на острые обломки. Поэтому первобытные люди делали из него свои орудия труда и охоты – рубила, скребки, ножи, наконечники стрел и копий. С помощью кремня высекали искры для разжигания огня.
Пемза – лёгкий пористый камень, похожий на губку. Он не тонет в воде. Этот камень образуется при извержении вулканов из лавовой пены, насыщенной пузырьками газа. Значит пемза – окаменевшая лавовая пена. Многие могут познакомиться с ней в ванной комнате – кусочки этого камня используют для ухода за кожей.
Песчаник – камень, состоящий из сцементированных зёрен песка. Нередко его используют в качестве строительного материала.
Каменная соль – это та соль, которую мы добавляем в пищу. Но только соль на нашем столе размолота в порошок, а в природных подземных месторождениях она залегает в виде камня. Кристаллы каменной соли очень красивые. Многочисленные кристаллики легко обнаружить и в пачке столовой соли грубого помола. Рассматривая эти кристаллики, представьте себе подземный город – дворец, где всё-всё сделано из каменной соли. Такой удивительный подземный музей есть в Польше.
Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. «Зерно» по – латыни – «гранум». От этого слова и появилось название «гранит».
Торф узнать не трудно: в нём хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение, образующее торф, — торфяной мох (сфагнум). Кроме него, в торфяные залежи попадают и другие растения. Торф, образовавшийся давным – давно, со временем слёживался, уплотнялся и постепенно превратился в бурый уголь. В нём уже незаметны остатки отдельных растений. Но этот уголь не очень плотный и не блестит. Он пачкает наши руки бурым угольным порошком.
Известняк – это обычно белый или серый камень. Он образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Вещество(минерал), из которого она сложена, называется кальцит, от латинского слова «кальки» – известь. Иногда в известняке бывают примеси, которые придают ему розовый, желтоватый или зеленоватый цвет. Известняк широко используется в строительство.
Малахит — один из самых знаменитых камней. Помните книгу П.Бажова «Малахитовая шкатулка»? На Урале, где происходят события этой книги, малахит начали добывать более двухсот лет назад. И делали из него не только великолепные шкатулки, но и вазы, броши, запонки и много других изделий. Малахит – минерал зеленого цвета, с очень красивым рисунком. Зелёный цвет ему придаёт содержащаяся в нём медь.
Коралл — камень, созданный живыми существами. Это скелет морских животных. Бывают белые, оранжевые, розовые, красные и чёрные кораллы. Они используются для изготовления украшений.
Проект в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»
Тип проекта: информационно-познавательно-исследовательский.
Сроки реализации: октябрь-май.
Актуальность. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней. Благодаря проекту ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.
Количество участников: воспитатели группы Глухова Е.Б., Полукова Т.В., учитель- логопед Пышкина Т.Г, дети 5-7 лет, родители.
Цель: познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.
Задачи.
- Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность.
- Создать условия для экспериментирования и организации опытов.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования.
- Развивать способность выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы.
- Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение.
- Развивать творческие и коммуникативные способности детей.
- Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы.
- Воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий.
- Воспитывать умение работать в группах.
Работа с родителями. Открытые занятия, участие в реализации проекта, подбор материалов и информации для оформления уголка. Посещение выставок камней.
Ожидаемые результаты. Оформление уголка. Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование навыков наблюдения и экспериментирования.
Продукт проекта: Коллекция камней.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Подготовительный | Информация для родителей о предстоящей деятельности. Подбор демонстрационного материала по данной теме Подбор художественной литературы Беседы Коллекционирование | ноябрь |
2. Основной | Беседы: «Что мы знаем о камнях», «Путешествие в мир камней» | ноябрь |
Рассматривание изделий из камня (статуэтки, картины) Показ презентации по теме «Камни в украшениях». | декабрь | |
Чтение художественной литературы П.П.Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», И.Н.Рыжов «О чем шептались камни» | январь | |
Стихи, пословицы, поговорки о камнях | февраль | |
Экспериментальная деятельность: рассматривание через лупу,какие разные камни, «Плавает или тонет», «Какой камень больше выпьет», определение температуры | декабрь- апрель | |
Выставка совместных работ родителей и детей «Каменные шедевры». Составление панно и коллажа из камней. | январь- | |
Профилактика плоскостопия «По каменной дорожке шагают наши ножки». | март | |
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Найди пару», «Бусы из камней». Пазлы «Что из чего сделаны». | февраль | |
Составление детьми творческих рассказов «Если бы я был камушком». Создание альбомов «Стихи и загадки о камнях» | март- | |
Художественная деятельность «Роспись камней» | апрель | |
3. Заключительный | Оформление уголка в группе. Презентация. Представление совместных детско-родительских проектов | май |