Проект по исследовательской деятельности «Эти удивительные камни»


Удивительный миp камня

Проект «Удивительный мир камней »

1. Тип проекта

: познавательный

2. Признак проекта

: экологический

4. По характеру контактов : дети, воспитатель, родители

5. По количеству участников : групповой

6. По продолжительности : краткосрочный (2 недели)

;

7. Предмет изучения – предметы не живой природы – камни

, минералы, кристаллы

Основные направления проекта

:

Познавательно-исследовательское

Речевое развитие

Цель проекта

:

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей

Задачи :

Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов

;

Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной

деятельности и чувство взаимопомощи.

Расширять словарный запас детей,формировать связную речь при составлении описательных рассказов о камнях и минералах

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят…

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого…

Поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира.

Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Актуальность проекта

:

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах

. Знакомство детей с разнообразием
камней
помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. А ведь киренский район, Иркутская область богаты различными минералами и полезными ископаемыми
(слюда, каменный уголь, песчаник, плитняк, известь и пр.)
Непосредственное общение с камнями

оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Камни. Презентация к уроку по окружающему миру. — презентация

Кремень часто встречается в природе. Сам он бывает разного цвета – коричневого, жёлтого, серого и даже чёрного. Попадаются камни с рисунком. Кремень выглядит так, как будто натёрт воском. Этот камень довольно легко раскалывается на острые обломки. Поэтому первобытные люди делали из него свои орудия труда и охоты – рубила, скребки, ножи, наконечники стрел и копий. С помощью кремня высекали искры для разжигания огня.

Пемза – лёгкий пористый камень, похожий на губку. Он не тонет в воде. Этот камень образуется при извержении вулканов из лавовой пены, насыщенной пузырьками газа. Значит пемза – окаменевшая лавовая пена. Многие могут познакомиться с ней в ванной комнате – кусочки этого камня используют для ухода за кожей.

Песчаник – камень, состоящий из сцементированных зёрен песка. Нередко его используют в качестве строительного материала.

Каменная соль – это та соль, которую мы добавляем в пищу. Но только соль на нашем столе размолота в порошок, а в природных подземных месторождениях она залегает в виде камня. Кристаллы каменной соли очень красивые. Многочисленные кристаллики легко обнаружить и в пачке столовой соли грубого помола. Рассматривая эти кристаллики, представьте себе подземный город – дворец, где всё-всё сделано из каменной соли. Такой удивительный подземный музей есть в Польше.

Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. «Зерно» по – латыни – «гранум». От этого слова и появилось название «гранит».

Торф узнать не трудно: в нём хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение, образующее торф, — торфяной мох (сфагнум). Кроме него, в торфяные залежи попадают и другие растения. Торф, образовавшийся давным – давно, со временем слёживался, уплотнялся и постепенно превратился в бурый уголь. В нём уже незаметны остатки отдельных растений. Но этот уголь не очень плотный и не блестит. Он пачкает наши руки бурым угольным порошком.

Известняк – это обычно белый или серый камень. Он образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Вещество(минерал), из которого она сложена, называется кальцит, от латинского слова «кальки» – известь. Иногда в известняке бывают примеси, которые придают ему розовый, желтоватый или зеленоватый цвет. Известняк широко используется в строительство.

Малахит — один из самых знаменитых камней. Помните книгу П.Бажова «Малахитовая шкатулка»? На Урале, где происходят события этой книги, малахит начали добывать более двухсот лет назад. И делали из него не только великолепные шкатулки, но и вазы, броши, запонки и много других изделий. Малахит – минерал зеленого цвета, с очень красивым рисунком. Зелёный цвет ему придаёт содержащаяся в нём медь.

Коралл — камень, созданный живыми существами. Это скелет морских животных. Бывают белые, оранжевые, розовые, красные и чёрные кораллы. Они используются для изготовления украшений.

Проект в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»

Тип проекта: информационно-познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: октябрь-май.

Актуальность. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней. Благодаря проекту ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Количество участников: воспитатели группы Глухова Е.Б., Полукова Т.В., учитель- логопед Пышкина Т.Г, дети 5-7 лет, родители.

Цель: познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.

Задачи.

  • Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность.
  • Создать условия для экспериментирования и организации опытов.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования.
  • Развивать способность выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы.
  • Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение.
  • Развивать творческие и коммуникативные способности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы.
  • Воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий.
  • Воспитывать умение работать в группах.

Работа с родителями. Открытые занятия, участие в реализации проекта, подбор материалов и информации для оформления уголка. Посещение выставок камней.

Ожидаемые результаты. Оформление уголка. Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование навыков наблюдения и экспериментирования.

Продукт проекта: Коллекция камней.

ЭтапыСодержание работыСроки
1.
Подготовительный
Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Подбор демонстрационного материала по данной теме

Подбор художественной литературы

Беседы

Коллекционирование

ноябрь
2.
Основной
Беседы: «Что мы знаем о камнях», «Путешествие в мир камней»ноябрь
Рассматривание изделий из камня (статуэтки, картины)
Показ презентации по теме «Камни в украшениях».
декабрь
Чтение художественной литературы
П.П.Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», И.Н.Рыжов «О чем шептались камни»
январь
Стихи, пословицы, поговорки о камняхфевраль
Экспериментальная деятельность: рассматривание через лупу,какие разные камни, «Плавает или тонет», «Какой камень больше выпьет», определение температурыдекабрь- апрель
Выставка совместных работ родителей и детей «Каменные шедевры». Составление панно и коллажа из камней.январь-
Профилактика плоскостопия «По каменной дорожке шагают наши ножки».март
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Найди пару», «Бусы из камней». Пазлы «Что из чего сделаны».февраль
Составление детьми творческих рассказов «Если бы я был камушком».
Создание альбомов «Стихи и загадки о камнях»
март-
Художественная деятельность «Роспись камней»апрель
3.
Заключительный
Оформление уголка в группе. Презентация. Представление совместных детско-родительских проектовмай

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]