Самоанализ открытого занятия с психологом (старшая группа)
Самоанализ открытого занятия с детьми старшей группы
«Страна Добрых слов».
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие проводилось с детьми старшей группы.
На занятии присутствовало 16 детей: девочки и мальчика.
Цели:
1. Развивать эмоциональную сферу детей.
2. Создавать эмоционально – радостное настроение, как результат совместной деятельности.
3. Развивать коммуникативные навыки, нравственные качества: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации.
Задачи:
Образовательные
- Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок», закрепить вежливые слова;
- Обучить выполнению движений по образцу;
- Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей;
- Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.
Развивающие:
- Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
- Развивать эмпатию, внимание, мышление, воображение, речь.
- Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.
- Развивать коммуникативные навыки детей;
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться;
- Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение позаботиться о нем.
При планировании занятия учитывались возрастные особенности детей, выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно были проведены занятия, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, также проведена беседа с детьми о хороших поступках, значении их в жизни человека.
Структура занятия выстроена таким образом, что дети полностью погружаются в «путешествие», а время для них пролетает быстро и увлекательно. Каждый этап занятия сопровождался музыкальным и наглядным сопровождением (использовался проектор с подобранными по смыслу иллюстрациями).
В начале занятия для сплочения группы и поднятия эмоционального настроя использовалось упражнение «Клубочек».
Для привлечения интереса к занятию и формирования чувства эмпатии был предложен сюжетный момент с исчезновением «сундучка» и предложением отыскать его всем вместе.
На пути за «сундучком» детей поджидали разные задания: они прошли сквозь ураган, выполняя задание «Собери цветок», которое способствует формированию сплоченности группы, умения работать в микрогруппах, развитию внимания, наглядно-образного мышления, восприятия. Также дети попали под дождь из клея, но и это им не помешало вместе преодолеть преграды в виде тех самых цветов, что они выложили (оптимизирует двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве).
Смена деятельности в виде психогимнастики «Деревья» поспособствовала закреплению умения ориентироваться на образец, формированию быстроты реакции.
В качестве обучающего момента была проведена игра «Доскажи словечко» на тему вежливых слов. Дети отлично справились с заданием, подбирая подходящие по смыслу слова.
После активной деятельности дети переключились на творческое задание, с помощью пальчиковых красок и макета они создали прекрасное «Дерево дружбы», которое позднее стало украшением их группы. Совместное пальчиковое рисование – это способ не только расслабиться, эмоционально сблизиться и раскрепоститься, но еще и развитие мелкой моторики, воображения и творческого мышления.
В завершении занятия детям было предложено расслабиться и погрузиться в солнечный мир, где царит добро и спокойствие. После релаксации все дети чувствовали себя спокойно, мышечное напряжение было снято и наступило время для сюрпризного момента: дети получили «открытки» из найденного сундучка с добрыми пожеланиями, которые в дальнейшем подарили своим родным и близким. Таким образом, было вызвано желание приносить другим людям радость. На этой ноте занятие подошло к завершению. Стоя в кругу, вместе с детьми были подведены итоги занятия и вынесен главный итог: только все вместе, в дружном, сплоченном коллективе можно добиться чего-то большего, а дружба – залог успеха!
На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. Темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.
Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы. Занятие прошло по плану и без непредвиденных трудностей.
Педагог-психолог: Фионова С.П.
Психологический анализ занятия психологом ДОУматериал на тему
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГОМ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ (по Л.Т. Охотиной) ____________________
дата ______________________________ _____________________________________________________________________
Группа воспитатель / основной воспитатель
1 | Наличие комплексных – развивающих, обучающих, воспитательных и коррекционных целей | |
2 | Содержание и структура занятия отвечает принципам: | |
А) | Формирование мотивационной основы к занятию (умение увлечь детей, соотношение методов побуждения и принуждения деятельности | |
Б) | Индивидуального и дифференцированного подхода | |
В) | Динамичности детского восприятия (переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной на зрительную, кинестетическую и т.д. | |
Г) | Развития высших психических функций | |
Д) | Использования разных видов обучающей помощи (по подражанию, образцу, словесной инструкции, схематическому плану, применению символов) | |
Е) | Использования игровой деятельности в качестве «канвы» занятия | |
3 | В какой мере происходит распределение нагрузки: | |
А) | На память детей и их мышление | |
Б) | На чередование эмоционально насыщенного и интересного, но трудного материала; интересного, но простого материала; неинтересного и простого материала; неинтересного и сложного материала | |
В) | На использование воспроизводящей и творческой деятельности | |
4 | Какие приёмы используются для предупреждения переутомления детей | |
5 | Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются педагогом, а какие – детьми: | |
А) | Кто ставит проблему | |
Б) | Кто формулирует её | |
В) | Кто решает | |
6 | Умение воспитателя сочетать коллективные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы | |
7 | Как соотносится контроль, анализ и оценка деятельности детей взрослым и сверстниками? Что является объектом оценки воспитателя (знания, умения и навыки детей, их поведение, взаимопомощь и т.д.) | |
8 | Особенности самоорганизации воспитателя: | |
А) | Подготовленность к занятию (степень овладения содержанием и психологической целью занятия), внутренняя готовность к проведению занятия (активность, целеустремлённость, оптимизм, находчивость); рабочее самочувствие в начале занятия и в процессе его проведения | |
Б) | Педагогический такт и гибкость педагога | |
9 | Психологический климат в группе: | |
А) | Как поддерживает воспитатель атмосферу общения детей друг с другом | |
Б) | Тип взаимоотношений и стиль общения | |
10 | Соответствие временного регламента занятия возрастной категории (отметить в мин) | |
11 | Наличие рефлексии (обратной связи) — насколько интересно для детей (описать момент) |
Выводы, замечания и рекомендации по занятию:
Педагог-психолог Эдемова Э.Р.
МБДОУ «Солнышко» с. Старая Полтавка
Рекомендации по проведению анализа конспекта учебного занятия
Конспект урока должен составляться, исходя из ряда условий. К ним относятся:
- Тема урока должна быть адекватной и оптимальной. Она должна помогать в формировании УУД и быть ориентированной на развивающий потенциал учебного занятия. Кроме того, тема должна раскрывать место урока в ней, и в изучении всего курса конкретной дисциплины.
- Обоснование возможностей учебного занятия в развитии УУД, посредством включения в конспект учебного занятия примеров, т.е. расписаны формы и методы работы на уроке, которые позволяют усвоить тему урока и акцентируют внимание на развитие коммуникативных навыков или способствуют познавательной активности учащихся.
- Проведение анализа технологичности структуры учебного занятия осуществляется на основании специальных показателей. Оценка подвергается целостность урока и соответствие содержания урока его целям и задачам.
- Анализ конспекта начинается с детальной оценки составных компонентов плана: их соответствие требованиям ФГОС, ориентированности на разностороннее развитие личности учащегося и достижение целей и задач урока. Поэтому, составляться конспект должен поэтапно. Каждый раздел конспекта должен быть обоснованным и целеориентированным.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Анализ конспекта занятия 490 ₽ Реферат Анализ конспекта занятия 280 ₽ Контрольная работа Анализ конспекта занятия 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Урок — как форма учебного занятия
Урок — основная форма учебного процесса в современной школе. Организационно урок характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения. Дидактический урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль учителя и учащихся. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и задачи воспитания. Различают обычно следующие основные типы уроков: организации восприятия и усвоения новых знаний; формирования навыков и умений; формирования опыта творческой деятельности (или проблемный урок); т. н. комбинирующий урок (объединяющий 2 или 3 первых типа). Традиционное выделение специальных уроков для закрепления знаний и опроса учащихся неправомерно: то и другое реализуется при усвоении знаний, формировании умений и навыков и творческом применении знаний.
Правильно организованному на уроке учебно-воспитательному процессу свойственны черты, не зависящие от состава учащихся, учебного оборудования, личности учителя и др.: единство обучающей и воспитательской функции взаимодействия учителя и учащихся, содержания и средств обучения; активность учащихся; развитие познавательной самостоятельности (т. е. стремления и умения познавать новое в процессе творческого поиска); единство дидактической цели и подчинение ей отдельных элементов или частей урока; построение урока и его частей с учётом содержания образования, закономерностей усвоения учебного материала, методов обучения и места урока или его части в целостной системе обучения (теме, разделе, курсе). Обязательность этих черт, обеспечивающих эффективность урока, отражает, с одной стороны, объективность процесса обучения, с другой — его зависимость от осознания учителем особенностей содержания, закономерностей усвоения и т. д. (субъективный аспект процесса обучения). Вместе с тем соблюдение предъявляемых к уроку требований не ограничивает творчества учителя, свободы его методического почерка в соответствии с уровнем развития и особенностями групп учащихся.
Урок как форма коллективной, фронтальной работы с классом не исключает и групповой — при заданиях на самостоятельное усвоение и применение знаний; практических работах, требующих коллективных усилий; для усиления активности части учащихся и т. д. Групповые занятия в рамках урока являются определённой формой индивидуализации обучения наряду с индивидуальными заданиями, предоставлением учащимся свободного темпа для усвоения материала, программированием действий отдельных учащихся.
Для усвоения содержания современных программ и смежного материала урока дополняется домашними заданиями, углубляющими знания учащихся, вырабатывающими у них навыки самостоятельной работы и самообразования.
Рассмотрим анализ эффективности урока с позиций деятельностного подхода, ключевым моментом которого является характер деятельности учащихся.
При этом определяются следующие основные характеристики урока; цель деятельности, субъект, содержание и способы деятельности.