Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему:»Овал»
На каждом вагоне прикреплена карточка с картинкой, составленной из геометрических фигур, нарисованных на билетах:
— Я – кассир железнодорожной кассы. Каждый из вас получит билет. Затем надо найти свой вагон. Для этого внимательно посмотрите на свои билеты. Если вы отыщите на вагоне такие же геометрические фигуры, то этот вагон ваш.
Пока дети ищут свои места, воспитатель берт на себя роль кондуктора (одевает фуражку, берет сумку, прикрепляет бейджик). Дети садятся в свои вагоны.
— Все заняли свои места? (Да).
— Теперь я – кондуктор. Предъявите билеты.
Воспитатель проверяет «билеты».
Подитог:
Молодцы, ребята, все сумели сесть в поезд, потому что правильно определили геометрические фигуры. Мы можем ехать.
Звучит аудиозапись «Стук колес»
— Ребята, мы приехали!
3.Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
- создание ситуации затруднения;
- фиксация в речи причины затруднения.
Детей «встречают» жители страны Геометрических фигур (треугольник и квадрат). Под магнитом рядом с ними – листок с заданием.
— Ребята, как вы думаете, жители страны Геометрических фигур нам рады? (Да).
— Как вы догадались? (Они улыбаются нам).
— Конечно, жители рады, ведь вы приехали им помочь!
— Давайте спросим у жителей, чем им помочь! (Дети спрашивают, а круг и квадрат молчат).
— Узнали? (Нет)
— Как узнать, чем помочь жителям? (Догадаться), (Самим посмотреть, что нужно сделать), (Прочитать, что написано в записке).
Воспитатель читает записку:
«Уберите вещи на место, в коробки».
Игра «Положим предметы на место»
Дети садятся за столы. На столах – «коробка» (большой круг) и «вещи» — предметы круглой формы: колесо, часы, тарелка, монетка, поднос, губка, руль, печенье, баранка, компакт-диск, разделочная доска, спасательный круг. Размер малых кругов таков, что они вписываются в овал. Так же есть предметы овальной формы по числу детей – часы, зеркало, кусок хлеба, поднос, тарелка, губка, салфетка, разделочная доска деревянная, разделочная доска пластмассовая, коврик.
— Какой формы коробка? (Круглой).
— Значит и предметы в нее надо положить круглые.
— Положите эти предметы в коробку. (воспитатель показывает на вырезанный из альбомного листа круг)
Круглые предметы дети кладут в круг, а овальный не могут.
— Все вещи теперь на местах? (Нет).
— Вы не смогли убрать все вещи? (Не смогли).
— Почему? В чем затруднение? (Есть вещи не круглой формы, зеркало не убирается в коробку).
— Почему мы не можем положить эти вещи в круглую коробку? (Потому, что он другой формы, у салфетки форма не круглая).
— Вы не смогли убрать все вещи и помочь жителям.
Воспитатель держит паузу столько, чтобы дети осмыслили ситуацию затруднения.
— Вы попали в затруднительную ситуацию? (Да).
- Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
- организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
- фиксация нового знания в речи и знаково;
- создание ситуации успеха.
Игра «Найдем коробку»
— Что будем делать? (Давайте подберем коробку для этих предметов).
Если дети затрудняются, воспитатель продолжает подводящий диалог:
— Вы положили круглые предметы в круглую коробку. Предметы, которые вы не смогли убрать — имеют другую форму. Вы можете для него подобрать подходящую коробку? (Да).
— Подберите.
Дети подходят к другому столу, на котором находятся вырезанные из цветного картона квадраты, треугольники, круги и овалы. Овалов столько же, сколько детей.
— Ребята, выберите подходящую коробку и уберите предметы в нее.
Дети выбирают нужную «коробку» и садятся на место.
— Теперь все предметы убраны по коробкам? (Да).
— Посчитайте, сколько у вас круглых предметов? (Четыре).
— Сколько у вас некруглых предметов? (Один).
Подитог:
Какие вы молодцы, сумели прибраться, потому что подобрали подходящие коробки и круглым, и овальным предметам.
Воспитатель говорит детям, что жители страны Геометрии благодарят их и дарят подарок – коробку с овалами. Дети берут каждый по овалу,
воспитатель вешает на доску овал.
— Хотите с ними поиграть? (Да)
— Посмотрите, какой овал.
— Обведите его пальчиком (дети обводят овал).
— Что вы заметили? (у овала нет углов)
— У какой еще фигуры нет углов? (у круга)
— Чем овал отличается от круга (овал вытянутый, а круг ровный)
Мы знаем, что круг хорошо катиться (воспитатель показывает, как катится круг)
— Попробуйте прокатить овал (дети катают овал).
— Овал также хорошо катиться (нет).
— Давайте спрячем овал (дети «прячут» овал под лист бумаги)
Воспитатель показывает эллипсоид.
— А это овал? (да, нет)
— Давайте попробуем его спрятать (дети пытаются спрятать эллипсоид под лист бумаги).
— У вас получилось спрятать эту фигуру? (нет)
— Правильно, эта фигура – не овал, овал плоский.
Воспитатель показывает на овал.
— Вот овал – он плоский, вытянутый, без углов.
Подитог: Молодцы ребята, вы поняли что такое овал.
5.Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
- соответствие используемых игр цели занятия;
- индивидуальные затруднения в играх;
- ситуация успеха в совместной деятельности.
Появляется прямоугольник, на котором нарисовано грустное лицо. У него записка.
— К нам пришел еще один житель. Как вы думаете, какое у него настроение. (он – грустный, невеселый)
— Спросите, почему он такой грустный?
— Почему ты такой грустный?
(Дети спрашивают, а прямоугольник молчит).
— Узнали? (Нет)
— Как же узнать? (Догадаться, прочитать, что написано в записке).
Воспитатель читает записку:
« У меня потерялись овальные предметы, потому что я ленился, не убирал их на место».
— Не переживай прямоугольник, наши ребятки тебе помогут.
— Ребята, поможете? (Да)
Игра «Собери предметы»
Воспитатель держит в руках коробку овальной формы.
— Посмотрите внимательно вокруг, найдите в нашей группе все предметы овальной формы и принесите в эту коробку.
Дети ищут разложенные повсюду овальные предметы в группе (зеркальце, коврик, губка, салфетка и др.)
Подитог:
Молодцы ребята. Вы справились с заданием, нашли все потерянные овальные предметы.
Когда дети найдут все овальные предметы, они отдают коробку прямоугольнику. У прямоугольника становится радостное лицо. У него записка.
— Посмотрите, ребята еще одна записка. Давайте ее прочитаем.
Воспитатель читает записку:
«Спасибо вам, ребята. Я больше никогда не буду раскидывать свои вещи. За то, что вы мне помогли, я хочу подарить вам мультфильм».
Дети смотрят мультфильм «Геометрические фигуры».
— Ребята, вам понравился подарок прямоугольника? (Да)
— А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в поезде.
Звучит стук колес в записи, дети возвращаются в детский сад.
- Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования:
- организация анализа детской цели;
- фиксация нового знания в речи;
- определение выполнения взрослой цели.
Дети садятся на стульчики.
— Ребята, где мы сегодня были? (в стране Геометрии)
— Зачем мы туда ездили? (помочь жителям навести порядок)
— Мы смогли помочь жителям страны Геометрии? (Да)
— Почему вам это удалось? (мы знаем геометрические формы, знаем цвета, умеем считать, мы добрые)
— С какой геометрической формой мы сегодня познакомились? (овал)
— Мы выполнили все задания, потому что знаем геометрические формы, знаем цвета, умеем считать, потому что мы внимательные, добрые ребята. Молодцы!
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «В гостях у геометрических фигур»
В ворота его не закатишь как мяч.
И он за тобою не пустится вскачь.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожие, точно родные сестрёнки,
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это…(Квадрат)
Дети отгадывают загадки и показывают геометрические фигуры (блоки Дьенеша).
Воспитатель: Друзья жили в уютном домике (на интерактивной доске появляется домик), какой формы были стены этого домика, его крыша, окно? (ответы детей)Друзья часто сидели на стульях с удобными…(квадратными) сидениями. Стол у них был…(круглый). Накрывая на стол, друзья ставили…(круглые) тарелки. В чай они клали…(квадратные) кусочки сахара. Очень любили друзья… (треугольное) печенье. Однажды кто-то постучал в дверь их дома. Вышли друзья на порог и видят: стоит перед ними удивительная фигура, немного похожая на круг. (на доске появляется овал). Стали знакомиться.
Воспитатель: Здравствуйте друзья! Меня зовут Овал, я по форме похож на круг, вот посмотрите. (воспитатель ставит овал рядом с кругом, накладывает круг на овал, дети выделяют сходства и различия фигур).
Воспитатель. Дети, назовите предметы, которые по форме похожи на овал (ответы детей).
Овал. Пустите меня к себе жить.
Воспитатель. Согласились фигуры и стали они жить вместе. Каждое утро они выходили на улицу и делали зарядку. А как они её делали, я вам сейчас покажу.
Дети встают со стульчиков и делают упражнения физкультминутки.
Раз — согнуться, разогнуться,
Два — прогнуться, потянуться,
Три в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять и шесть — тихо сесть.
Воспитатель. Вот однажды решили круг, квадрат и треугольник и овал отправиться на прогулку. Проказник овал убежал от приятелей и спрятался на огороде (воспитатель ставит перед детьми плакат «огород» на котором находятся изображения овощей). Друзья огляделись вокруг, нет овала, стали его искать. Ищут, ищут — никак найти не могут. Дети, помогите фигурам найти овал. Для этого выберите овощи, которые по форме напоминают овал (дети выбирают огурец, баклажан, кабачок…) Среди овощей нашли друзья овал. Пошли они дальше. Через некоторое время на их пути встал дремучий лес. Из-за деревьев навстречу вышли звери. Угадайте какие?
Дети называют их и перечисляют геометрические фигуры, из которых составлены изображения.(карточки-задания, где надо выкладывать животных с помощью блоков Дьенеша)
Воспитатель (обращается к детям): Лёша, какие геометрические фигуры ты видишь в изображении лисы?…медведя?…зайца?
Воспитатель. Познакомились Круг, Овал, Квадрат Треугольник с лесными обитателями и решили на память сделать их портреты.
Дети садятся за столы, и используя схемы-образцы и блоки Дьенеша, выкладывают изображения животных.
Воспитатель. Попрощались круг, квадрат, треугольник и овал с лесными обитателями и пошли гулять по лесу (дети идут по муз. залу под тихую музыку). Долго — ли, коротко — ли они гуляли, но вот пришло время возвращаться домой (дети садятся на стулья, воспитатель ставит геом. фигуры на прежнее место около домика).
Рефлексивный момент.
Воспитатель. Ну вот ребята, наша сказка закончилась. Пришло время и нам возвращаться в детский сад. Понравилось ли вам в кинотеатре? Что вы сегодня нового узнали, с чем (кем) познакомились? Вы мне тоже сегодня понравились: — внимательно слушали и быстро отвечали на вопросы.
Рекомендации родителям:
1.Поиграйте с детьми в дидактические игры: «Найди предмет овальной формы» (предложите детям в окружающем найти предметы овальной формы); «На что похоже» (покажите детям овал и предложите детям подумать и назвать, на что он похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик…).
Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе.»Круг. Овал»
автор: Суринова Татьяна Викторовна
воспитатель МБДОУ Детский сад «Колокольчик»
Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе.»Круг. Овал»
Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе.
«КРУГ. ОВАЛ.»
Цель:
Закрепить представление о геометрических фигурах, познакомить детей с понятием «овал», обогащать сенсорный опыт выделения овала. Развивать мышление, память, внимание.
Развивающая среда:
демонстрационный материал, геометрические фигуры, иллюстрации, наборы карточек с предметами круглой и овальной формы.
Ход занятия
Рассказываю детям сказку: «Однажды гномики решили пойти на прогулку. Недалеко от дома они обнаружили большую лужу.
-Какая красивая лужа! – сказал Тим. – Она похожа на дыню с нашего огорода.
— Смотрите! А это что за блин плавает в ней? – спросил Тум.
— Это не блин, а солнышко отражается в луже, — ответил Том.
— А лужа и солнышко чем-то похожи, только не пойму, чем,- сказал Тум.
— У них нет уголков, отражение солнышка круглое, а лужа похожа на овал, — ответил всезнающий Том.
— Овал? А что это такое «овал»? Чем он отличается от круга? – спросил любопытный Тим.
— А вот смотрите, — Том достал из кармана круглую резиновую шину от игрушечной машинки и немного сплющил её двумя пальцами. – Был круг, стал овал.
— Давайте поиграем, кто больше найдет вокруг предметов овальной формы, — предложил Тим».
Дети помогают гномам.
Предлагаю от лица гномов детям тоже поиграть.
Раздаю детям карточки, на которых изображены предметы круглой и овальной формы (например, яблоко, солнце, часы, огурец, дыня, воздушный шар и т.д.).
1-й вариант.
Дети подходят к столу, на котором стоят две коробки ( на одной нарисован овал, на другой – круг), называют нарисованный на своей карточке предмет и его форму. Нужно положить карточку в соответствующую коробку.
2-й вариант.
На полу лежат два обруча ( внутри одного обруча находится геометрическая фигура – круг, внутри другого – овал), дети раскладывают карточки в соответствующий обруч.
После того, как дети разложат карточки по коробкам, предлагаю достать их обратно и разложить в ряд. Что общего у всех этих картинок? Вместе с детьми называем обобщающие и различающие признаки предметов круглой и овальной формы.
Задание на развитие памяти.
Гномы играют с детьми в прятки. Показываю детям четыре карточки с предметами. Нужно посмотреть на карточки и запомнить, что на них изображено. Дети закрывают глаза. Гномики прячут оду карточку, просят детей открыть глаза и сказать, какой карточки не хватает. Что на ней нарисовано? Какой формы предмет?
При необходимости детям оказывается помощь в виде подсказок. Игра повторяется 3-4 раза с разным набором карточек.
Возможно использовать другие варианты заданий.
Работа на листочках:
- Раскрасить круглые шары красным цветом, овальные – зеленым.
- Рассыпались бусы. Нужно их собрать, дорисовать в заданном порядке.
Сюрпризный момент угощение от гномов конфеты-драже , круглой и овальной формы.
Использован методический материал Е.Н.Пановой