Комплекс инструкций по технике безопасности детей в детском саду


Безопасность ребенка в детском саду

Наши дети — наше будущее… Это всем известная истина, особенно с учетом социальных ценностей нашего государства. Но при этом постоянно на слуху различные ЧП, которые происходят с детьми в тех или иных учреждениях образования. Кто несет за них ответственность? Как и кем обеспечивается безопасность детей, например, в стенах детских садов? Разбираемся в материале.

Кто обеспечивает безопасность и несет ответственность

Воспитанники детского сада имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса <*>. Обязанность создать безопасные условия лежит на учреждении образования, т.е. на его работниках, под контролем и надзором которых находятся дети <*>. В детском саду это:

воспитатель дошкольного образования (воспитатель), который несет персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Он должен соблюдать правила охраны жизни и здоровья детей; установленные требования пожарной безопасности и др.; должен знать основы доврачебной помощи;

помощник воспитателя, который должен знать правила и нормы охраны жизни и здоровья обучающихся; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила оказания первой медицинской помощи; правила и нормы пожарной безопасности и др.

На заметкуНа практике, как правило, на одну группу воспитанников приходится два воспитателя, работающих по сменам, и один помощник воспитателя. То есть непосредственный контроль и надзор за детьми осуществляют одновременно два человека. При этом воспитатель всегда несет персональную ответственность за детей. Наряду с ним ответственность несет и помощник воспитателя, если дети остались только под его контролем, а в ночное время в детских садах с круглосуточным пребыванием детей он несет ответственность в полной мере;

заведующий детским садом, который несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования; за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод детей во время осуществления образовательного процесса; принимает меры по созданию для детей безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания; обеспечивает соблюдение правил и норм пожарной безопасности и др.

Обратите внимание!Не имеют права работать с детьми лица <*>:— имеющие судимость — до ее погашения или снятия;— лишенные права заниматься педагогической деятельностью;— когда-либо совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы либо некоторые другие <*>;— не прошедшие предварительный профилактический наркологический осмотр <*>.

Таким образом, как только вы, приведя ребенка в детский сад, передали его воспитателю или его помощнику, ответственность за вашего ребенка несут сотрудники детского сада. В их зоне ответственности ребенок находится вплоть до того момента, когда он возвращается под ваш непосредственный контроль, т.е. когда вы находитесь рядом с ребенком и можете его контролировать (например, держать за руку).

На заметкуВозможны ситуации, когда ребенок увидел «на горизонте» маму и побежал к ней навстречу; или ему позвонили по телефону и сообщили, что скоро заберут, и ребенок ушел в раздевалку одеваться; или он сам решил, что пора идти домой, и самостоятельно вышел из группы. Если с ним в это время что-то произошло (упал, ударился, попал под машину), ответственность будут нести лица, под контролем и надзором которых ребенок находился или должен был находиться. Во всех приведенных ситуациях это воспитатели и их помощники.

Как обеспечивается безопасность

В комплексную безопасность воспитанников детских садов, как правило, включаются:

— меры по противопожарной безопасности;

— меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

— меры по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей;

— меры по охране труда и техники безопасности;

— меры по электробезопасности;

— мероприятия гражданской обороны (обучение администрации и персонала);

— меры по антитеррористической защищенности.

За соблюдение администрацией детского сада требований безопасности в каждой из перечисленных сфер отвечают уполномоченные на то государственные органы и организации (например, отделы образования администраций районов, органы государственного пожарного надзора, государственные санитарные инспекции, органы внутренних дел и др.). В рамках своей деятельности они издают обязательные к применению правила, инструкции, положения и др. Следование этим нормам проверяется путем проведения проверок и других мероприятий. При этом родителям на практике довольно сложно убедиться в том, что все эти нормы действительно соблюдаются.

Однако у родителей есть и иные возможности повлиять на обеспечение безопасности детей в детском саду. Некоторые меры и мероприятия по обеспечению безопасности нигде не прописаны, но могут быть введены заведующим на уровне конкретного детского сада по предложению родителей или же по собственной инициативе. При этом желательно, чтобы эти меры реализовывались в комплексе. Причиной для их введения, как правило, и служат различные ЧП, новости о которых разносятся довольно быстро. Приведем некоторые из таких мер.

Пропускной режим или «система доверенных лиц»

Забрать ребенка из детского сада могут только так называемые доверенные лица. И это не просто круг лиц, которых ребенок узнал и с которыми готов уйти, например родственники, соседи или знакомые. В первую очередь в число таких лиц входят законные представители ребенка, т.е. его родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители <*>.

На заметкуНа практике бывают случаи, когда воспитателю стоит проверить даже законного представителя. К примеру, родители ребенка разведены и ребенок постоянно проживает с мамой, которая всегда его забирает. В случае если за ребенком вдруг пришел папа, воспитателю рекомендуется позвонить маме и уточнить, разрешает ли она отпустить ребенка с ним.

Доверенные лица в свою очередь могут доверить забрать ребенка из детского сада и другим лицам, в частности бабушкам и дедушкам, взрослым братьям и сестрам.

На заметкуНа практике, как правило, такое доверие оформляется путем написания доверенности, которая отдается воспитателю вместе с копией паспорта доверенного лица и хранится в помещении детского сада.

В некоторых детских садах оформляется специальный пропуск на каждое доверенное лицо, без которого ему не только не отдадут ребенка, но даже не пропустят на территорию детского сада.

Видеонаблюдение

Эта мера может помочь:

— воссоздать картину произошедшего ЧП, определить виновника, местоположение ответственных лиц;

— обнаружить детей, оставленных без присмотра;

— отследить направление движения ребенка, если он покинул территорию детского сада самостоятельно;

— выдворить с территории детского сада посторонних лиц либо опознать их по изображению, если они совершили противоправные действия, и др.

Вместе с тем организация грамотного видеонаблюдения по всей территории детского сада — это дорогостоящее мероприятие. Зачастую самим учреждениям образования такие траты не под силу. Обычно родители воспитанников детского сада или реже другие лица приобретают необходимое оборудование в качестве спонсорской помощи. Кроме того, видеокамеры и другое оборудование необходимо не только установить, но еще и обслуживать.

На заметкуЭта мера хороша при соблюдении определенных условий, в частности:— камеры всегда должны быть в рабочем состоянии;— есть возможность просмотра изображения на любом из входящих в систему дисплеев;— на постоянной основе есть сотрудник, уполномоченный наблюдать за изображением с камер (сторож, охранник);— записи с камер хранятся на сервере определенный период времени;— есть возможность поиска изображения по дате и времени записи, а также увеличения выбранных изображений или их фрагментов, распечатки отдельных кадров и др.

Несвободный вход и выход

Эта мера может предотвратить:

— присутствие на территории посторонних лиц с неясными намерениями;

— появление на территории детского сада предметов и вещей, которые могут причинить вред ребенку (шприцы, иглы, петарды, зажигалки, битое стекло, жестяные банки и др.);

— выгул собак, которые могут напугать или укусить детей, и др.

Реализуется путем установления запирающих устройств на входах (дверях, калитках, воротах) в детский сад. Они открыты только на время прихода и ухода воспитанников, как правило, с 7 до 9 и с 16 до 19 часов. В некоторых садах осуществляется вход по звонку с ворот, когда охранник (сторож) дистанционно их открывает.

Также есть смысл установить запирающие устройства с защелкивающимся механизмом и на входах в здание детского сада. Тогда дверь будет открываться изнутри и снаружи после нажатия кнопки, которая находится на высоте роста взрослого человека. В этом случае можно предотвратить выход детей на улицу без сопровождения взрослых.

Профилактические мероприятия с участием детей

Их проводят сотрудники МЧС и ОВД в виде лекций и практических занятий с пользой для детей и взрослых. Во время мероприятий:

— расскажут о правилах обращения с огнем и пожароопасными предметами;

— научат правилам поведения на дороге и на улице;

— объяснят в доступной форме для детей, как не потеряться на улице и в толпе, как себя вести с незнакомыми людьми;

— напомнят взрослым об опасности оставления детей без присмотра и др.

Эти мероприятия проводятся как в рамках собственных акций, так и по просьбам администраций детских садов.

Полезные гаджеты

В XXI веке нельзя не воспользоваться высокими технологиями. Современные гаджеты не только носят развлекательную, обучающую, служебную функции, но и вполне могут помочь в опасной ситуации либо не допустить этой ситуации.

Например, умные детские часы с GPS помогут:

— отслеживать перемещение ребенка в течение дня;

— совершать ему звонки;

— оградить зону, при выходе ребенка из которой придет уведомление;

— прослушивать происходящее вокруг ребенка.

Также ребенок сам может позвонить родителям и поговорить по громкой связи либо, нажав на кнопку SOS, оповестить об опасности. Несомненный плюс в том, что часы всегда при ребенке, их не так легко потерять, как телефон, ведь они фиксируются на запястье. Кроме того, ребенок сам не сможет их выключить (по заявлению производителя), а в некоторых есть специальный датчик, который оповестит родителя при снятии часов. Такие часы можно применять с возраста 3 лет.

На заметкуВ опасных ситуациях порой и взрослые могут растеряться и не знать, что предпринять. Родителям и работникам детского сада можно порекомендовать установить на мобильный телефон приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом» . Оно поможет сориентироваться в нестандартных ситуациях (потерялся ребенок или заблудился взрослый, укусила собака, появилось задымление или запах газа и др.). Раздел «Первая помощь» оснащен аудиоподсказками действий по оказанию первой помощи в самых распространенных случаях. Также есть возможность звонка в МЧС с помощью кнопки «112» практически с любой страницы приложения.

Безопасность детей на улице

Прогулки на свежем воздухе начинаются для детей с самого раннего детства. В это время для родителей появляется уникальная возможность обучить малышей правилам безопасной игры на улице. При этом нельзя забывать о собственном поведении родителей (например, не тащить санки с ребенком через дорогу, постоянно разговаривать по мобильному телефону, не обращая внимания на действия детей). Ребёнок быстро вырастает из безопасных колясок, начинает ходить, стремится пройти в любое место, обрести «свободу».

С этого времени начинаются длительные уроки обучения главным приемам безопасного поведения:

  1. Объяснить где находится проезжая часть для машин и где должны находиться пешеходы. Детям надо рассказать о том, что машина не может остановиться быстро, существует тормозной путь. Запрещается выбегать на проезжую часть, даже если туда закатился любимый мяч.
  2. Нельзя трогать автомобиль (даже стоящий), прятаться за его колесами во время игры в прятки, подбегать к медленно идущей машине (даже когда за рулем папа или мама).
  3. Спокойно отойти в сторону, к подъезду и подождать проезда автомобиля во дворе.
  4. Стоящую машину обходить спереди, сзади на некотором расстоянии (в случае её непредсказуемого движения есть время на прыжок в сторону).

Особое внимание уделяется обучению правильным методам перехода улицы. Вместе с родителями в этом процессе должны участвовать все взрослые, находящиеся рядом.

  1. Переходить дорогу надо только в местах, разрешённых для перехода («зебра» или светофор).
  2. Категорически запрещается бегать на переходах: идти надо спокойным шагом. При любой неуверенности надо подождать взрослого и перейти вместе с ним. Торопиться выходить на разрешающий сигнал нельзя: за первым движущимся автомобилем может находиться другой, заканчивающий движение. Его надо пропустить.
  3. Не нарушать основное правило перехода дороги: сначала посмотреть налево, во второй половине перехода – направо.
  4. При наличии подземного перехода им надо воспользоваться в первую очередь.
  5. Общественный транспорт (трамвай, автобус, троллейбус, маршрутные такси) с любой стороны обходить небезопасно. Родители должны уделить этому моменту особое внимание. Ожидать общественный транспорт положено на остановках (не на ближайших обочинах).
  6. Во время перехода дороги с недостаточной видимостью (вечер, ночь, снег, дождь, туман) обязательно иметь на одежде вставки из светоотражающей ткани. Специальные фликеры: значки, метки, повязки, заметные в темноте. Они видны водителям на расстоянии 180 м в свете ближних фар и до 400м при освещении дальними фарами.
  7. Во время походов в организованных группах руководствуются специальными правилами. Они предусматривают движение колонной, в сопровождении во главе взрослого и специального замыкающего строй. У детей имеются любые опознавательные знаки (флажки, шарики, цветки).
  8. Если ребенок едет на велосипеде, роликах, то родители объяснят ему правила перехода через дорогу. Несколько раз процесс проводят вместе. Когда надо остановиться слезть с велосипеда, взять в руки ролики объясняют до полного понимания и появления уверенных действий.

Во время посещения мест общественных мероприятий, гуляний, походов по рынкам, магазинам или другим местам, где обязательно будет много людей, необходимо обеспечить следующие элементы безопасности:

  1. Маленьким детям подобрать одежду с меткой (имя, фамилия, телефон для связи, медикаментозными противопоказаниями). Желательно иметь яркий наряд, хорошо заметный на расстоянии.
  2. Иметь с собой четкую фотографию ребёнка.
  3. Маленького ребенка необходимо всегда держать за руку (а не за сумку, одежду родителей). Он должен стоять перед взрослым во время выбора товара.
  4. С подростками заранее оговаривают время и место встречи.

Безопасность детей в школе

В настоящее время школа стала по многим вопросам другой. Именно здесь дети не только учатся по утверждённым программам многих предметов, но и получают первые «синяки» от современной жизни. Трудности, возникающие перед ними, часто решаются самостоятельно (причем разными и не совсем правильными способами). Правильное поведение зависит от степени подготовки, знания информации, относящейся к разным ситуациям, которую в первую очередь обязаны тактично и незаметно дать родители.

Школьные проблемы, создающие не безопасное существование на протяжении 10 лет, можно представить следующим перечнем:

  1. Период начальной школы с малышами имеет свои особенности. Они заключаются в организации обязательного сопровождения детей, встрече их со школы. Ребёнок должен знать, что он не должен пользоваться приглашениями незнакомца отвезти домой, принять подарок. Заходить один в незнакомые места. Обо всех затруднительных моментах говорить учителю, охраннику, звонить родителям.
  2. Больше проблем с безопасностью появляется, когда дети начинают самостоятельный поход домой, в школу. Хорошо вспомнить слова известной песни: «Если с другом вышел в путь веселей дорога» и не только веселей, но и безопасней. Это одно из главных правил: стараться не быть одному, вовремя сообщать родителям о маршруте своего передвижения.
  3. Нельзя одному задерживаться для игр в парках, скверах, оврагах.
  4. Несмотря на усиленные меры по охране школы, возникают ситуации, когда в школу проходит незнакомец. Если дети видят его в туалете, то они должны знать, что надо немедленно уйти. Сообщить вахтеру, учителю. Для взрослых есть отдельный туалет.
  5. Взрослым школьникам необходимо обстоятельно рассказывать о «новых» современных опасностях: применениях наркотиков, участия в террористических актах, кражах детей (особенно девочек), сексуальных извращениях, внимательного отношения к работе в интернете.
  6. В любом возрасте дети должны сообщать о месте, времени занятий в спортивных, других секциях. Познакомить родителей с тренером, уточнить режим работы, получить максимальное количество телефонов (тренера, друзей). Маршрут возвращения ребенка должен быть оговорен и известен родителям.
  7. При любой попытке нападения на ребенка (его могут толкать в машину) он должен уметь защитить себя: громко кричать, привлекая окружающих. Применить правила самообороны (их надо показать дома, в секциях).
  8. Сейчас часто возникают ситуации со злыми насмешками, дразнилками, конфликтами с одноклассниками. При доверительном общении взрослый не должен яростно бросаться на защиту своего ребенка, но и молчать нельзя. Надо пойти в школу, разобраться, привлечь родителей другой стороны, классного руководителя и решить конфликт мирным путем. Но часто делать этого не стоит: ребёнок сам сможет решить свои проблемы, воспользовавшись советом после домашней дружеской беседы. Такие случаи неизбежны и для умных, воспитанных детей. Им надо помочь.

Безопасность детей в транспорте

Сейчас сложно представить молодую семью, проживающую в городе, без личного автомобиля. Он давно стал необходимостью, а не элементом «показухи» роскошной жизни (хотя есть и такое). С раннего детства важные дети едут с мамой, папой в личном транспорте за город, в поликлинику, магазин. Обеспечить их безопасность обязаны родители, выполняя утвержденные правила проезда, собственные методы осторожности (например, не ехать в часы «пик», по опасным участкам дороги). Для безопасного путешествия с детьми рекомендуется выполнять следующие правила:

  1. Дети до 12 лет должны ехать в специальных креслах, рассчитанных на вес, рост ребёнка.
  2. Сидеть на переднем кресле детям до 12 лет разрешается при наличии удерживающего устройства для детей.
  3. Все пассажиры личного транспорта должны быть пристегнуты ремнями безопасности (независимо от длительности путешествия).
  4. Самые безопасные места в салоне находятся в средней части и справа, когда легко выйти на тротуар.

С ростом, взрослением ребенка ему придется уметь пользоваться общественным транспортом. При этом он с детства должен знать, что надо внимательно подождать полной остановки транспорта, не выходить на проезжую часть. И только после этого начать посадку без запрыгивания в отходящий транспорт:

  1. Войти со стороны тротуара через заднюю площадку (выход через переднюю).
  2. Пропустить пожилых пассажиров, уступить им место.
  3. Во время поездки при отсутствии сидячих мест, надо пользоваться поручнями и не мешать проходу других пассажиров. Снять огромный рюкзак и во время движения держать его в руках.
  4. При выходе из общественного транспорта надо остановиться на тротуаре (в стороне, а не перед выходом и мешать следующим выходящим) и определить место ближайшего перехода (если это требуется). Обходить транспортное средство нельзя. Надо дождаться его отъезда и продолжить движение по требуемому маршруту по всем правилам. В это время ребенок переходит в статус «пешехода». Он должен уметь оценить дорожную ситуацию всех направлений: что делает ближайший автомобиль: стоит, продолжает движение. В каком режиме работы находится светофор. Если хоть одно условие соответствует значению «запрещено», надо понимать, что это опасно и подождать изменений дорожной ситуации.
  5. Запрещается отвлекать водителя, самостоятельно открывать двери, высовываться в открытые окна, выбрасывать через них мусор.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]