Художественно-речевая деятельность детей в детском саду
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. А без этого он засушенный цветок
В. Сухомлинский
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Большую роль в осуществлении этой задачи играет искусство. Жизнь ребёнка протекает в мире искусства во всём его разнообразии и богатстве. Здесь идёт духовная работа личности, и главная задача в том, чтобы растить и осмысливать национальное сознание. Для этого, отмечает Г. П. Федотов, «мы должны знать историю России, любить её героев, ценить памятники, знать литературу, жизнь её народов, их труд, их искусство, их верование и быт» Мысли высказанные философом заставляют задуматься над путями формирования у ребёнка национального самосознания.
Одним из важных источников развития духовных начал ребёнка, является формирование творческих способностей. Этому способствует игра – драматизация, инсценирование литературных текстов, через использование разных видов театра (настольный, пальчиковый, марионетки, петрушки и. т. п.), а затем придумывание своих литературных произведений и их воплощение в театрализованных играх.
Творчество- это самостоятельная деятельность, которая приводит к развитию художественных способностей, формированию запросов, интересов. Что бы обучить творчеству, необходимо обогащать мышление человека уже известными материалами.
Формирование у детей навыков словесного творчества происходит на основе комбинирующего действия воображения, которая позволяет ребёнку использовать знакомые образы, слова, выражения. По комбинации – это нечто новое, творческое, принадлежащее ребёнку.
Самостоятельная художественная деятельность предполагает:
− возникновения художественного замысла как проявления интересов ребёнка, продиктованных ещё ранними мотивами, обусловленных опытом;
− реализации замысла, качество которого зависит от овладения способом переноса имеющегося опыта;
− самоконтроль действий.
Рассматривая словесное творчество ребёнка как начальную ступень его литературного развития, считаем, что только хорошо развитое умение, усвоенные навыки словесного творчества могут в будущем стать основой элементарного словесного творчества. Именно поэтому необходимо обучать родному языку детей дошкольного возраста и создавать условия для развития самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Художественное творчество – процесс познания и образного отражения действительности, проявляющийся в отборе, в обогащении тех или иных жизненных явлений в индивидуально неповторимой форме их воплощения (Н. А. Ветлугина)
Основными условиями формирования художественной деятельности является:
− художественная подготовка воспитателя;
− организация предметной среды с целью создания обстановки для воплощения детьми их творческих замыслов (уголок ряженья, маски, разные виды театра, уголок книги, подобранные иллюстрации, картины, и т. д.).
− обучение, предполагающее расширение знаний об окружающем мире, формирование умений, навыков;
− содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).
Остановимся на некоторых выделенных условий.
Обучение – как педагогическое условие формирования художественной деятельности – направленное на усвоением ребёнка опыта, на формирование способов, действия, на развитие его художественных способностей.
При ознакомлении с материалом детей раннего дошкольного возраста доминируют объяснительно-иллюстративные методы у педагога и соответствующие им исполнительский, репродуктивный у ребёнка. Позже воспитатель прибегает к использованию объяснительно- побуждающего метода, а ребёнок – к самостоятельно- поисковому способу действия. (Н. А. Ветлугина).
Так как ни один, отдельно взятый метод не является универсальным; необходимо сочетать методы, опирающиеся на самостоятельные действия детей, и методы точных инструкций, показа эталонов действий.
Метод точных инструкций, показа эталонов действий применяется там, где детей надо обучать точному воспроизведению заданного примера. Например, необходимо точно воспроизвести слова текста, выразительно воспроизвести фразу, слово.
Метод формирование способов самостоятельных действий применяется там, где ребёнку нужно найти приём исполнения, внести новый вариант, контролировать слухом, зрением, качество своих действий. Действия самостоятельно и творчески, ребёнок может использовать то, что раннее ему было показано; следуя эталону, он ищет адекватные приёмы используя самоконтроль.
В процессе обучения необходимо обратить внимание на отбор литературного материала, который легко усваивается всеми детьми, а тематикой увлекает их. Применение на занятиях кукол позволяет ребенку с успехом использовать их в самостоятельной деятельности. Обучение способам самостоятельной деятельности обеспечивает такую деятельности в театрализованных играх и художественную деятельность в целом. Это в свою очередь пробуждает к самообучению и взаимопомощи.
Н. А. Ветлугина, Л. Фурмина рекомендуют при обучении создавать в группе особую обстановку праздника (костюмы, фрагменты оформления, инструменты), составлять сценарии праздников, а далее — вместе с детьми придумывать свои собственные программы развлечений, театрализованных представлений.
Особое внимание должно быть уделено подготовке детей к самостоятельной художественной деятельности через работу с художественной литературой с целью использования ее в драматизации и инсценировках. Это основной путь формирования творческо-речевой деятельности раскрывает в современной педагогической литературе. Однако практика показывает, что есть настоятельная необходимость обучения детей творческому рассказыванию с использованием элементов кукловождения для того, чтобы повысить уровень организации самостоятельной художественной деятельности.
Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников высокого уровня художественно-речевой деятельности необходимо формировать умение придумывать рассказы и сказки. В основном данная работа осуществляется на занятиях по развитию речи. В практике работы и методической литераторе чаще всего устные творческие сочинения не связаны с театрализованными играми детей. Формирование креативного воображения, мышления предлагает развитие у них определенного уровня импровизации, составление собственных сценариев для театрализованной постановки. Поэтому на занятиях по творческому рассказыванию всех детей обучали приемом кукловождения. Вождение персонажей осваивалось постепенно. Начинали работу с вождения объемных кукол настольного театра (пара кукол на каждый стол, высота игрушек от 10–20 см, чтобы ребенку удобно было держать ее). После четырех-пяти занятий вносились настольные плоскостные игрушки (по две на стол). Дети закрепляли умение работать с игрушкой: фигурка ходит, бегает, говорит, слегка наклоняется вперед или в сторону. В процессе работы уделяли внимание тому, чтоб произнося слова за фигуркой, ребенок двигал ее в зависимости от текста. Обучение детей начиналось с произнесение одной фразы за героя в сочетании с соответствующим движением, затем объем произносимого текста увеличивался за счет задания, предложенного воспитателем, а далее за счет текста придуманного самим ребенком. Детям предлагались песенки, рифмовки, отрывки текста из сказки. Данному виду театра уделяется три-четыре занятия. После этого водился пальчиковый театр. Методика работы, предложенная для плоскостного театра, повторялись. Обращалось внимание на технику вождения куклы, выразительность речи, на взаимосвязь слов и движение куклы. Последними предлагались фигурки театра петрушки. Таким образом, осваивая специфику творческих рассказов, ребенок овладевает основными приемами кукловождения и выполняет задание творческого характера, что в свою очередь обеспечивает формирование самостоятельной театрализованной деятельности.
Для развития голоса, и артикуляционного аппарата рекомендуется заучивать скороговорки. Использовать задания типа «пароход гудит» «позови в лесу подружек».
Необходимо научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека и передавать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия.
Необходимо развивать творческую самостоятельность. Большое значение придавать импровизации. Например, игра, «Какую сказку я покажу» Дети при помощи пантомимы показывают сказку, не произнося не слова. Интересно проходит игра «Колыбельная», где девочки показывает, как мама укладывает малыша спать (качали их, гладили по головки, при этом по матерински нежно смотрели на них».
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний, приобщает его к духовным ценностям.
При помощи сказки ребёнок учится различать добро и зло не только, а сказке, но и в жизни. Любимые герои становятся образцом для подражания. А ведь главное научить ребёнка выживать в этом сложном мире. Научить дружбе взаимопониманию, мудрости, и умению выходить из сложившейся ситуации достойно, т. е. находить компромисс и умения договариваться друг с другом.
Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, уча текст, развивается память, мышление. А, значит, все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
Знание показателей художественной деятельности дает возможности практическим работникам грамотно реализовывать цели, анализировать художественную деятельность дошкольников в играх и в самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Формирование художественно-речевых способностей детей дошкольного возраста проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем развития и проявления творческих способностей детей.
− 1 этап – дети обучаются восприятию и анализу литературных произведений, их содержание и выразительных средств.
− 2 этап — дети учатся воспроизводить готовое литературное произведение. С этой целью используются разные виды театра. Творческая самостоятельность проявляется через поиск способов передачи выразительных средств для образов, через освоение техники кукловождения.
− 3 этап — характеризуется созданием собственных сценок для театра, программ инсценировок и подготовки номеров. Это уже этап самостоятельной творческо-речевой деятельности.
Таким образом, косвенный характер руководства зависит:
a) от располагающей атмосферы (доброжелательного отношения взрослого, предметной среды);
b) от наличия общих элементов в самостоятельной художественной речевой деятельности и в организации занятий, праздников, развлечений;
c) от развития у детей специальных художественных способностей через специально организованное обучение (Л. В. Ворошина), что поможет воспитателю грамотно и эффективно управлять данным видом деятельности;
d) от развития педагогических способностей воспитателей, их художественных знаний, умений, навыков, эстетического вкуса и интереса к художественно-речевой деятельности.
Литература:
- Генов Г. В. Театр для малышей. М.: Просвещение. 1968.
- Ермолаева — Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. № 5.
- Караманенко Т. Н. Кукольный театр в детском саду. М.: Учпедгиз, 1960.
Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместное падение культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешными во взрослой жизни.
Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.
Поэтому, работая над темой творческого поиска «Художественно-речевая деятельность дошкольника» я решаю задачи по формированию художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.
Считаю, что важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
При ознакомлении с произведениями художественной литературы, я стараюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно — художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.
Моя практика работы по данной теме показывает, что на организованной учебной деятельности дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности.
Поэтому с этой целью я читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваю с ними стихи, учу элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки для того, чтобы
вызвать у детей желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни.
Однако мои наблюдения показывают, что дошкольники не всегда способны самостоятельно заниматься художественно-речевой деятельностью. Поэтому я использую свободное от занятий время во второй половине дня по теме моего творческого поиска по художественно-речевой деятельности детей.
С целью расширения и закрепления знаний детей о книге я создала и оформила в групповой комнате специальную зону, в которой дети могут перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, слушать сказки, записанные на грампластинки, кассеты, диски, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, теней, кукол, фланелеграфа, играть в литературные игры, готовиться к праздничным утренникам, вечерам развлечений.
А организация экскурсий в книжный магазин, в детскую библиотеку, в городскую библиотеку для взрослых, активизирует деятельность ребят в книжном уголке.
Для обобщения и закрепления знаний по теме творческого поиска я провожу литературные развлечения, такие как: «Книги – наши друзья», В гостях у царицы литературы».
Мои дети в свободное от занятий время, находясь под впечатлением прослушанных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов) воссоздают понравившиеся им образы в рисунке, в аппликации или лепке.
Считаю, что основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Вместе с ребятами я организовываю следующие литературные игры: «Нарисуем сказку», «Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), «Расскажи сказку по картинкам» и другие.
Постепенно, по мере формирования у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных знаний, моя роль становится второстепенной, потому что детям я предоставляю большую свободу, а помогаю только им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются.
Все рисунки и сочинения детей я помещаю в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми.
В конце учебного года организовываю выставку детского творчества, провожу совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.
Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество.
Словесное творчество я развиваю у детей с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.
Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.
Художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.
Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Следующая > |