Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу.
В своей книге «Впитыващий разум ребенка» М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате.
Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.
Подробнее о подходе Марии Монтессори смотрите в нашем вебинаре для родителей:
История сенсорного воспитания по Монтессори
Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.
Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.
Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».
Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.
Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори
Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.
По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.
Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори
- Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
- Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
- Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
- Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
- Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.
Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:
Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.
Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.
Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?
Зрительная информация
- Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
- Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
- Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков
Тактильная информация
- Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
- Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
- Масса: весовые цилиндры и таблички
Стереогностика
- Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек
Звуковая информация
- Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
- Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты
Вкусовые качества и запах
- Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
- Баночки с запахами
Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:
- Биноминальный куб
- Триномиальный куб
- Конструктивные треугольники
- Квадраты Монтессори
- Цилиндры без ручки
Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:
- Наборы листьев разных растений
- Тематические пазлы
- Карты и глобус
- Флаги
- Наборы с природным материалом
- Репродукции художников и фотографий природы
Цвет
Узнавание цвета по образцу
Задание: подобрать картинки к цветовому фону.
Узнавание цвета по словесному обозначению
Задание: ребенку предъявляют цветные фигурки и словесное наименование цвета. Ребенок должен показать заданный цвет.
Дифференциация цвета
Задание: ребенку демонстрируются несколько фигур разного цвета и дается инструкция показать заданный цвет.
Называние цвета
Задание: ребенок он должен назвать цвет.
Возрастные показатели:
4 года: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.
5 лет: те же + оранжевый, голубой, розовый.
6 лет: те же + фиолетовый, коричневый, серый.
Выводы:
— представления о цвете сформированы по возрасту;
— понятия о цвете отсутствует:
— не отличает цвета;
— не узнает и не называет цвета;
— не группирует фигуры по цвету.
Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях
Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.
- Звериные соревнования. Обсудите с малышом, как передвигаются разные животные и попробуйте устроить соревнования: отчертите линию старта и финиша и предложите пробежать её боком как краб, проковылять как медведь или пропрыгать зайцем.
- Лепка. Кинетический песок, солёное тесто, пластилин и глина прекрасно развивают тактильную чувствительность ребенка. Не обязательно сразу пытаться создать шедевр: достаточно научиться катать шарики, расплющивать их в блины, вытягивать в колбаски, сжимать и наблюдать, как материал просачивается сквозь пальцы
- Рисуйте мелками на асфальте и играйте в классики. Как и предыдущее упражнение это тренирует не только органы чувств, но и координацию ребенка
- Игра в молчанку. Просто так молчать уже не интересно? Предложите малышу запомнить 5 разных звуков, которые он успел услышать за минуту тишины (гудок машины, звуки птиц, разговоры людей, упавший карандаш и т.д.)
- Охота за сокровищами. Нарисуйте лист предметов, которые ребенок должен найти за время вашей следующей прогулки (длинная шершавая шишка, красный листочек, жёлтый листочек, сухая ветка и т.д.). Не забудьте взять с собой ручку, чтобы вычеркивать найденное.
- Рисование с помощью штампов, пальцев, кисточек и даже ватных палочек. Сложно переоценить влияние занятий свободным творчеством на развитие ребенка
- Угадай запах. В непрозрачные коробочки положите предметы с разным запахом: любимый шампунь, корку апельсина, немного ванили, сушеную гвоздику, жареную котлету. Устройте конкурс самого острого нюха.
- Поэкспериментируйте с музыкальными инструментами: ксилофон, глюкофон, калимба, барабан, бубен, шейкер, дудочка. Не обязательно сразу записываться в музыкальную школу, чтобы приобщить ребенка к музыке.
- Угадай продукт по вкусу. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что сегодня на обед.
- Чаще давайте малышу ходить босиком, ведь там под ногами целый мир: песок, лужайка, ручей, галька.
ГЛАВА 2. Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста
Констатирующий этап
С целью изучения воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста на базе МДОУ № 4 проводилось исследование в период с сентября 2012г. по февраль 2013г.. В исследовании принимали участие дети раннего дошкольного возраста от 2 до 3 лет в количестве 10 человек.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (приложение 1)
Результаты диагностики занесены в таблицу 1.
Таблица 1.
№ | Ф.И.О. | 1 зад. | 2 зад. | 3 зад. | 4 зад. | 5 зад. |
1. | Никита А. | + | + | _ | – | – |
2. | Денис Б. | _ | _ | + | _ | – |
3. | Катя В. | + | + | + | – | + |
4. | Оля Г. | _ | + | _ | _ | + |
5. | Стас Д. | – | – | _ | + | – |
6. | Галя К. | _ | _ | + | _ | + |
7. | Кирилл К. | _ | _ | + | + | + |
8. | Ира И. | – | _ | _ | – | _ |
9. | Максим Я. | _ | – | – | _ | _ |
10. | Саша Ю. | _ | + | + | – | – |
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа). Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием). В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей: — высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым; — средний уровень – 2- 3 выполненных задания; — низкий уровень – 1 выполненное задание.
Диаграмма1. Результаты сенсорного развития детей
Итак, основываясь на результатах диагностики показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний.
Формирующий этап
Целью второго этапа (формирующего) была целенаправленная работа по формированию сенсорной культуры у детей раннего возраста. Ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов начинается с их непосредственного обследования, в процессе которого малыши учатся различать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, цвет. Знакомясь с основными свойствами и их словесными обозначениями ребенок легче ориентируется в окружающем мире. Накопление сенсорного опыта происходит на систематических занятиях, которые построены на использовании дидактических игр и упражнений. Нужно отметить, что, овладевая эталонной системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. Нам предстояло выяснить когда, как и в какой последовательности начинают дети различать свойства предметов? Зависит ли практическая ориентировка в качествах предметов от их словесного обозначения, прежде всего от слов-названий величины, формы, цвета; от характера деятельности ребенка с этими предметами? Основываясь на результатах диагностики, показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития детей, и большое количество детей с низким уровнем развития, в экспериментальной группе детей, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов. Ценность дидактической игры заключается ещё и в том, что благодаря заложенному в ней элементу самоконтроля, она позволяет организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им. В ходе данной работы выяснилось, что запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же как и формы предметов, зависят в значительной степени от возраста детей и ассоциативных связей из личного опыта ребенка. Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. Итак, для развития сенсорной культуры детей раннего возраста, нами была проведена систематическая работа с помощью следующих дидактических игр в экспериментальной группе детей от 2-х до 3-х лет (см. Приложение 2):
1)Игра «Найди цветок для бабочки» Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями:
«одинакового цвета», «такого же цвета». 2) Игра «Спрячь мышку» Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых
цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение);
упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть
эти цвета. 3) Игра «Чудо – паровоз» Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть
части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику. 4)Игра «Сложи картинку» Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с
опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему:
развивать пространственное мышление, волю, усидчивость. 5) Игра « Пирамидка» Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности:
учить анализировать результат; развивать усидчивость,настойчивость. 6) Игра «Найди друга» Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по
звуковому сигналу, развивать внимание. 7) Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка» Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к
другу, распределяя постройку по поверхности. Так же с детьми проводилась запланированная работа практического
характера: осуществлялись занятия по продуктивной деятельности — таких как лепка, конструирование, рисование, а так же игры и упражнения в свободное время.
На родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету:
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам
сенсорного развития и воспитания дошкольников». После анализа анкетных данных родителям на собрании была дана консультация по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста. В процессе практического исследования мы убедились, что дидактические
игры содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя признаки предметов. В результате использования дидактических игр сенсорного характера
было замечено, что многие малыши научились распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки. Также было отмечено, что в результате проведенной работы с детьми раннего возраста повысилась сенсорная культура детей: малыши стали более сосредоточеннее относиться к выполнению заданий и стараться анализировать свои практические действия. Использование дидактических игр стимулировало и развитие психических процессов: многие дети стали более наблюдательными и внимательными.
Контрольный этап
На заключительном этапе исследования была проведена повторная диагностика с целью изучения динамики формирующей работы по развитию сенсорной культуры детей раннего возраста в экспериментальной группе детей. Цель данного (третьего) этапа — подведение итогов формирующей работы.
Таблица 2.
№ | Ф.И.О. | 1 зад. | 2 зад. | 3 зад. | 4 зад. | 5 зад. |
1. | Никита А. | + | + | + | – | + |
2. | Денис Б. | + | — | + | + | + |
3. | Катя В. | + | + | + | + | + |
4. | Оля Г. | + | + | + | _ | + |
5. | Стас Д. | – | + | + | + | + |
6. | Галя К. | + | + | + | + | + |
7. | Кирилл К. | + | + | + | + | + |
8. | Ира И. | + | + | + | + | + |
9. | Максим Я. | + | + | + | + | + |
10. | Саша Ю. | + | + | + | – | + |
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа). Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей: — высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым; — средний уровень – 2-3 выполненных задания; — низкий уровень – 1 выполненное задание.
Диаграмма №2. Повторная диагностика
Итак, в результате контрольной диагностики уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста экспериментальной группы были выделены следующие показатели, которые представлены в диаграмме №3
Диаграмма №3. Сравнительная диаграмма.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста проходит успешно при использовании системы дидактических игр и упражнений.
В результате исследования были изучены особенности процесса воспитания и формирования сенсорной культуры детей раннего возраста.
В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика уровня развития сенсорной культуры детей раннего возраста. Данные диагностики выявили необходимость проведения специальной работы по формированию у детей представлений о свойствах предметов: величине, цвете, форме. Формирование представлений эталонной системы у малышей экспериментальной группы
проводилось с использованием дидактических игр.
В ходе исследования была отмечена высокая познавательная активность детей, интерес к изучению свойств предметов. На третьем этапе была проведена контрольная диагностика и подведены итоги проведенной работы. В ходе контрольной диагностики была отмечена положительная динамика в развитии представлений у детей экспериментальной группы раннего возраста о цвете, форме, величине благодаря использованию специально подобранных дидактических игр.
Заключение. В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов — величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка. Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего. В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать. В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств. В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
В процессе данного исследования был изучен процесс использования дидактических игр в сенсорном образовании детей раннего возраста. В теоретической части была дана общая характеристика проблемы воспитания сенсорной культуры, изучено значение дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста, определена возможность решения задач сенсорного воспитания при использовании дидактических игр. Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.). Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога. В практической части данного исследования мы убедились, что дидактическая игра способствует развитию представлений у малышей о свойствах предметов. Современная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания — своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы
1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 2005. 2. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. — №12. – 2006. 3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007. 4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2008. 5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. 6. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. – М., 2007. 7. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. – М., 2008. 8. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.2-е изд.испр.и доп. – М., 2004. 9. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. – М., 2006. — №11. 10. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе// Дошкольное воспитание. – М., 2008. 11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Учеб. пособие для уч. пед. учлилищ по спец. 03.08 «Дошк. восп.». /Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др./ Под ред. Т.С. Комаровой, 3-е изд., доп. раб. – М.: Просвещение, 2001. 12. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2007. 13. Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЧеРо, 2009. 14. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2006. 15. Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М., Издательский . – М., 2003. 16. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. – М., 2002. — №10. 17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский , 2001. 18. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2001. 19. Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
20. Корепанова М.В., Икрянникова Т.Н., Улитина В.В. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста»- Волгоград: Перемена , 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста.
Оборудование: 1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями – круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей; 2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями — круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей; 3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя); 4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета; 5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета; 6. цветные кубики — пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых; 7.одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки; 8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части. Основные задания для детей 2,5-3 лет. 1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости. 2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики. 3.Сложить трёхсоставную матрешку. 4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец. 5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части. Проведение обследования. Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Педагог предлагал ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами. Обучение. При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, взрослый демонстрировал соответствующее действие, а затем просил ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то с учётом величины колец; складывал разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно. Оценка действий ребёнка. По каждому заданию фиксировалось: использовался метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставлял фигуры в соответствующие прорези; собирал пирамидку — Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности; — Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение); — Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие
Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании. Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата. Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези. Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку. Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки: 1. Опережение возрастной нормы – 1ребенок. 2. Соответствие возрастной норме – 4 детей. 3. Отставание от возрастной нормы – 3 детей. 4. Значительное отставание от возрастной нормы – 2 ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ЗАДАНИЙ
ЦВЕТ
Содержание обучения | Средства обучения | Материал | Деятельность детей |
с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. | Эталоны шести цветов спектра | Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, «домик». Квадраты тех же цветов — «дверцы . Тот же материал меньшего размера на каждого ребенка | Дидактическая игра «Спрячь мышку!» Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра |
| Большие листы бумаги шести цветов — «комнаты». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. Куклы -Иван-царевич и Марья-царевна | «Разноцветные комнаты». Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги 6 цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «комнатам» подходящего цвета | |
| 6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями | Лото «Цвет». Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) , и закрывают такие же картинки на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все картинки на своей карте |
ТИПЫ ОБУЧАЩИХ ЗАДАНИЙ ФОРМА
Содержание обучения | Средства обучения | Материал | Деятельность детей |
| Эталоны 3-х геометрических форм: | Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными лицами» — «фигурки-человечки» По 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка | Дидактическая игра «В цаостве «фигурок-человечков». Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальчиком и «рисуя» их в воздухе; узнают, как зовут каждого из этих человечков. Затем дети играют: Фигурки-человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинки печенья (испеченные для них) той же формы, что сами фигурки (для круга — печенья круглой формы и т.д.). В игре дети повторяют названия геометрических форм |
Большие «человечки-фигурки», ‘квадратные листы бумаги, по одному кругу, квадрату, треугольнику разного цвета на каждого ребенка. Клей, кисточки, салфетки, клеенки | Аппликация «Платочки для фигурок-человечков». Дети вспоминают имена фигурок-человечков (круг, квадрат, треугольник), рассматривают их, как в предыдущем занятии. Затем под руководством воспитателя выполняют аппликацию платочков: . дарят каждой из фигурок свой платочек (для круга — платочек с кружочком, для квадрата — с квадратиком и т.д.). | ||
| Эталоны 3-х геометрических форм: | Большие треугольники, овал, прямоугольник с нарисованными «лицами»- «фигурки человечки». Квадратные листы бумаги, по одному треугольнику, овалу, прямоугольнику разного цвета на каждого ребенка. Клей, кисточки, салфетки, клеенки | Аппликация «Салфеточки для фигурок-человечков». Дети выполняют аппликацию салфеточек для фигурок-человечков,»наклеивая треугольник, овал или прямоугольник на каждый листок бумаги. Затем дарят эти салфеточки той фигурке, для кого она сделана. Занятие проводится аналогично занятию 2 |
| Эталоны пяти геометрических форм: | Большие круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник («фигурки-человечки»); те же фигурки меньших размеров с «лицами», по одному, набору на каждого ребенка; карточки с контурными изображениями тех же фигурок той же величины (их кроватки») на каждого ребенка: И т.д. | Дидактическая игра «Кто где спит». Дети вспог-нают названия знакомых фигурок- зловечков (круг, квадрат, треугольник): знакомятся с новыми фигурами (прямоугольником, овалом): определяют, на кого они похожи, обводят их контуры пальчиком, «рисуют» их в воздухе. Затем дети играют с маленькими фигурками-человечками, укладывая их спать в кроватки (дети накладывают вырезанные из бумаги фигуры на контурные изображения тех же фигур на карточках) |
ВЕЛИЧИНА
Содержание обучения | Средства обучения | Материал | Деятельность детей |
| Эталоны трех градаций- величины: большой, средний, маленький | Мячи трех размеров | Игра с мячами. Дети рассматривают ‘ мячи, располагая их по величине: большой, средний (поменьше), самый маленький; учатся обозначать величину мячей соответствующими словами. Затем играют с мячами: сначала с большим (чтобы его поймать, руки надо расставить потире), затем — со средним (руки расставлены не так широко), затем — с маленьким (руки надо держать близко друг к другу) |
2. | Куклы, мишки трех размеров | «Куклы и медведи». Дети рассматривают трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой (рассаживают на стульчики, расположенные в ряд). Так же располагают дети и трех медведей разной величины. Затем дети играют, выполняя поручения: «Уложи большую куклу спать», «Принеси маленькому мишке бочонок меда» и т.д. | |
| Сериационный ряд из трех объектов | ФланелеграФ, три квадрата разной величины к нему. Тот же материал меньшего размера на каждого ребенка | «Три квадрата». Дети рассматривают квадраты: большой, поменьше, самый маленький; учат выбирать самый большой, затем больший из оставшихся путем наложения; строят вместе с воспитателем башню из квадратов. Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении |
| Сериационный ряд из трех объектов | Картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величины; фланелеграфы и по 3 квадрата разной величины к нему на каждого ребенка | Дети рассматривают изображенных зверей (медведь, лиса, мышка), располагая их по-порядку: самый большой, поменьше (средний), самый маленький» Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их «квартир» (кубов). Затем дети самостоятельно строят башни для зверей на фланелеграфах из картонных квадратов, используя способ наложения |
Сериационный ряд из пяти объектов | Картинки с изображением зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышка. 5 кубов и 5 квадратов разной величины; фланелеграфы и по 5 квадратов разной величины к нему на каждого ребенка | «Построим башню». Занятие проводится так же, как и предыдущее, но с большим количеством картинок, кубов и квадратов |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Занятие N 1 (Спрячь мышку)
Программное содержание. Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.
Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20×15 см), посередине белый квадрат (8×8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы (10×10 см), игрушка — кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера — цветные листы (10×8 см), белые квадраты на них (5×5 см), цветные квадраты (6х6 см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.
Ход занятия. Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку!». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместес воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.
Дети усваивают названия шести цветов спектра.
План занятия N 2. (В царстве фигурок-человечков)
Программное содержание. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры..
Материал. Демонстрационный: большие картонные круг,- квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» — фигурки-человечки. Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка,
Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает названия этих фигур. Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех: детой и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, треугольники. Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.
Примечание. В более «сильной» подгруппе у детей по 3 фигуры каждой формы, в более «слабой» — по 2 фигуры каждой формы.
Выводы
Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.). Постарайтесь познакомить малыша с самыми разными предметами, и продумайте, как организовать ему зону сенсорного развития, если идеи Марии Монтессори вам близки.