По мнению М. Монтессори, самая важная задача в возрасте от 0 до 3 лет – это сенсорное развитие. В этот период дети исследуют мир с помощью различных органов чувств, а основным источниками информации являются зрение и тактильное восприятие. Чтобы малыш активно развивался, родители должны создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы получать новый и яркий сенсорный опыт. Сделать развивающую среду в домашних условиях еще более обогащенной помогут сенсорные коробки. Чем наполнить сенсорную коробку для малыша? Как с ней играть? С какого возраста можно начинать подобные игры? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.
Что такое сенсорная коробка?
Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорным наполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункциональная игрушка для детей раннего и дошкольного возраста. Малыш может щупать мелкие предметы, пересыпать, прятать их, придумать свой сюжет. Игры с сенсорной коробкой помогают развить мелкую моторику, внимание, воображение и речь ребенка.
Сенсорную коробку для ребенка легко сделать своими руками с минимальными материальными затратами.
За основу данной развивающей игрушки можно взять любую емкость: коробку, контейнер, таз, кастрюлю. Главное, чтобы ребенку было удобно с ней играть. Далее емкость наполняется различными материалами (в зависимости от тематики сенсорной коробки и возраста ребенка). Обычно это крупы, макароны, камушки, природные материалы, вода, желе, вата и т.д. Чтобы малышу было интереснее, положите в «коробку» мелкие игрушки и инструменты (лопатки и совочки).
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии
Из опыта работы воспитателя детского сада. Сенсорное развитие младших дошкольников через игровые технологии. Презентация
Добрый день уважаемые педагоги! Меня зовут Капсомун Светлана Борисовна. Я воспитатель Центра развития ребенка детского сада №10. Сегодня я хочу поделится опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста. Тема моего сообщения: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии» Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды, дальше он начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие. (Слайд)
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Профессор Н.М. Щелованов называл младший возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Поэтому я решила уделить больше внимания данной проблеме, планомерно и систематически включать во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. (Слайд) Цель моей работы стало: повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий Задачи, которые я поставила перед собой: • Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через игру. • Использовать в своей работе с детьми основные виды игровых технологий для формирования сенсорных эталонов младших дошкольников. • Формировать навыки самостоятельной деятельности, повысить самооценку детей, их уверенность в себе. • Сплотить детский коллектив. Поэтому в своей работе в первую очередь подошла к вопросу о создании условий для сенсорного развития детей младшего возраста. Для этого я разнообразила развивающую предметно-пространственную среду в группе, создала сенсомоторный уголок, стараюсь развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт через игровые технологии и также веду работу с родителями по повышению знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников. (Слайд) Создание развивающей среды. Особое внимание уделяю созданию предметно- развивающей среды, так как малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к общению. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. (Слайд) В группе мною создан сенсомоторный уголок, где находятся различные пособия и игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.(Слайд) При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, использую игровой персонаж. В свободной деятельности включаю игры: «Разбери овощи и фрукты», «Овощной магазин», «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Наряди куклу», где дети наряжают куклы в разноцветную одежд. (Слайд) Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей это — самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Сенсорное развитие детей осуществляю через игровые технологии, так как именно игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.(Слайд) Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности. Главный компонент игровой технологии — это непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. (Слайд) Игровые технологии, которые использую в своей работе: (Слайд) 1) Блоки Дьенеша. 2) Палочки Кюизенера. 3) Ковролинография. 4) Математический планшет. 5) Технология Монтесори. Сейчас немного расскажу о каждой технологии. Блоки Дьенеша. (Слайд) Логические блоки Дьенеша- это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной, использовать можно с 2-х лет. Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, можно привлечь любимые игрушки, специальные пособия с яркой картинкой. Игры с блоками способствуют развитию у детей: памяти, логического мышления, комбинаторики, внимания. Палочки Кюизенера (Слайд) «Палочки Кюизенера» или «Цветные числа» — это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать. В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.Используются с 2-х лет. На начальном этапе палочки и блоки Дьенеша я использовала как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. Затем я стала использовать на занятиях, применяя специальные пособия с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки и блоки как мозаику и у него получается объемная картинка. Ковролинография. (Слайд) Ковролинография используется при знакомстве с предметным миром, при обучении ориентировке в пространстве, рассказыванию сказок, моделированию из геометрических фигур. Математический планшет.(Слайд) Математический планшет позволяет научить детей ориентироваться на плоскости. У детей развивается мелкая моторика, зрительное восприятие. Технология М. Монтессори. (Слайд) По методике Монтессори среда делится на 4 зоны: упражнения в практической жизни, сенсорика, математика, развитие речи, а комплексы предметов для определения: размера, цвета, формы, звука, тактильных ощущений, запаха, веса, все выполнены из материалов знакомых ребенку. Наш материал для работы упрощен и приближен к нашим возможностям, это то, что можно потрогать, поэкспериментировать: крышки, прищепки, тарелочки, баночки, яйца из киндер — сюрприза и различные крупы. Давно отмечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы и им очень нравиться переливание воды из различных баночек, перебирание, пересыпание, сортировка круп. Это такие игры ,как «Найди клад», «Золушка», «Покорми Тимошку». Игры с камешками Марблс — разноцветное счастье детей! (Слайд) Камешки Марблс и декоративные камешки-это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал. Они получили название от английского слова ,т.е. мраморные. Применяю я данную технологию как в групповых занятиях, так и индивидуально. При работе осуществляю следующие задачи: 1. Развиваю мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию, внимание, память и мышление, фантазию ребенка 2. Воспитываю при этом положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии. Работа с родителями. (СЛАЙД) Следует отметить, что вся организованная работа не была бы столь плодотворной, и не дала бы должного эффекта, если бы я не смогла заинтересовать родителей. Для родителей были организованны консультации: «Что такое сенсорика, и почему ее нужно развивать?» «Сенсорные способности малыша», «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; мастер-класс: «Учите, играя!», «Путешествие в мир Детства!» Беседы, папки – передвижки. И родители становятся активными участниками образовательного процесса.(Слайд) Нетрадиционное оборудование, сделанное руками родителей. Несмотря на то, что современные производители предлагают множество игр и игрушек для развития мелкой моторики рук, я уделяю особое внимание играм-самоделкам и нетрадиционному игровому оборудованию. Всё это сделано совместно с родителями: разные пособия, дидактические игры, тренажеры. Все игры направлены на развитие мелкой моторики. Таким образом: сенсорное развитие младших дошкольников это одно из важных направлений в личностном развитии детей и основа для успешного интеллектуального развития ребенка. А применение игровых технологий помогают получению знаний, умений и навыков, которые ребенок пронесет через всю свою жизнь. Свое сообщение я хотела бы закончить словами В.А. Сухомлинского «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира». Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии
Рекомендуем посмотреть:
Сенсорная адаптационно — дидактическая юбка Арт-терапия в работе с детьми Дидактическая игра своими руками на развитие воображения у дошкольников Игры для сенсорного развития детей в детском саду
Похожие статьи:
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Наполнение сенсорных коробок
В качестве основного наполнителя сенсорной коробки можно использовать:
- Крупы (рис, горох, пшено, чечевица, фасоль, гречка, манка и т.д.);
- Кофе;
- Макароны;
- Камни;
- Ракушки;
- Песок;
- Орехи;
- Шишки;
- Сухие листья;
- Желе;
- Воду;
- Снег;
- Пряжу;
- Ткань;
- Вату;
- Декоративные камушки для аквариумов.
Чем больше различных ощущений получит Ваш малыш, тем больше пользы для его развития. Старайтесь регулярно менять содержимое сенсорной коробки, чтобы ребенку было интересно с ней играть.
Дополнительные элементы:
- Фигурки животных;
- Мелкие игрушки;
- Конструктор;
- Кубики;
- Буквы и цифры.
Инструменты для игр в сенсорной коробке:
- Миски;
- Стаканы;
- Ложки;
- Совочки;
- Грабли;
- Пинцет;
- Лупа;
- Воронка;
- Сито.
Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет
Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:
- Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
- Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
- Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
- Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
- Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
- Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.
Варианты сенсорных коробок для детей от 6 месяцев
Игры с сенсорной коробкой можно начинать уже тогда, когда малыш научится сидеть. Наполнить сенсорную коробку для крохи лучше всего крупными и нетравмоопасными материалами, например, тканью, лентами, помпонами, мячиками, губками, кубиками. Также можно дополнить ее различными музыкальными игрушками (колокольчиками, погремушками) и чем-то шуршащим (полиэтилен, пергаментная бумага).
Если Ваш малыш еще маленький, используйте в качестве наполнителя сенсорной коробки более крупные предметы и внимательно следите за тем, как он играет.
Для детей старше полутора лет можно использовать сенсорные коробки с крупами. В раннем возрасте интерес к мелким предметам особенно велик. Ваш малыш с радостью будет отыскивать в крупе спрятанные предметы. В дальнейшем их можно сортировать по цвету или форме. Кроме этого, игра с сенсорной коробкой может стать тренировкой орудийных действий: умения держать ложку, пересыпания и так далее.
Чтобы сделать наполнение сенсорной коробки ярче, в домашних условиях можно покрасить рис. Для этого нужно в пакет с рисом добавить несколько капель пищевого красителя и 1 столовую ложку спирта (это нужно для закрепления краски, спирт быстро испарится). Плотно закрыть пакет и перемешать, чтобы краска равномерно распространилась по рису. Открыть пакет и дождаться, пока крупа высохнет.
Если Вы с ребенком разучиваете названия цветов, то хорошим подспорьем для занятий могут стать цветные сенсорные коробки. Сложите в контейнер различные предметы одного цвета. Играя с таким одноцветным сенсорным материалом, малыш быстро запомнит нужный цвет.
Использование различных инструментов и орудий труда позволяет разнообразить игры с сенсорной коробкой. Предложите малышу поиграть с ситом и просеивать манку. Чтобы было интересней, спрячьте в крупу мелкие игрушки, камушки или более крупную крупу. С помощью сита ребенок должен отделить их от манки. С помощью такой игры можно быстро освоить понятия «большой» и «маленький».
Неподдельный восторг у детей вызывают сенсорные коробки, наполненные водой. С помощью сита и ложек малыш может доставать из воды плавающие и тонущие предметы, стаканчиками переливать воду, а из формочек и других подручных материалов можно сделать лодочки. В воду можно добавить немного краски – так играть будет еще веселей и интересней.
Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире. Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение. Вот несколько примеров тематических сенсорных коробок:
- «Космос»
- «Зоопарк»
- «Ферма»
- «Северный полюс»
- «Стройка»
Понятие сенсорики
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:
Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.
Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:
- Усвоение представлений о свойствах и отношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
- Овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.
Развитие сенсорики позволяет:
- обогатить словарный запас;
- сформировать правильную структуру речи;
- улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
- развить фантазию;
- получить полную информацию об окружающей действительности;
- улучшить коммуникативные навыки.
Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.