Конспект по математике в подготовительной группе ДОУ. Счёт в пределах 10
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие к Царице чисел».
Автор: Смирнова Александра Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 104», г. Иваново
Тема занятия: «Путешествие к Царице чисел».
Цели: Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счётом в пределах 10. Задачи: Образовательная:
• — Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; • — закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа; • — Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
Развивающая:
• развивать внимание, воображение, творческие способности, речь.
Воспитательная:
• — Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи. • — Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. • — Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: • Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач. Оборудование: — карточки с задачами, листок в клеточку и карандаш по количеству детей, счетные палочки, сундучок с сюрпризом.
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята вы любите путешествия? (Ответы детей). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Царице чисел. Ей нужна наша помощь, так как злые разбойники украли 3 цифры. Поможем Царице их найти? (ответы детей). Нас будут ждать интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения и сообразительность, Готовы отправится в это увлекательное путешествие? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы узнаете на чем мы будем добираться. Ребята у каждого из вас на столе лежит лист с точками и цифрами. Ваша задача соединит цифры в правильном порядке. (поезд)
Что у вас получилось? (сравним с доской). Молодцы! Отправляемся в путешествие. Ребята, пока мы с Вами едим на поезде до Царицы чисел, давайте настроимся и потренируемся. Подготовимся? Для начала давайте вспомним: — Ребята, какой день недели сегодня? (четверг) — Какой день недели был вчера? (среда) — Какой день недели будет завтра? (пятница) — Сколько всего дней в неделе? (семь) — А какие дни выходные? (суббота и воскресенье) Сколько времён года(4) Сколько месяцев у каждого времени года(3) Сколько месяцев в году(12) Теперь, я буду называть ряд слов, а вы должны будете назвать лишнее слово. Зима, среда, весна, лето, осень (среда) Один, два, три, круг, четыре (круг) Плюс, минус, пятница, равно (пятница) А теперь я буду задавать вопросы слушайте внимательно. Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола) Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги) Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки) Если веревка толще нитки, то нитка? (Тоньше веревки) Если сестра старше брата, то брат? (Младше сестры) Воспитатель: Молодцы ребята! Ну вот мы с вами и приехали. Смотрите тут письмо. Давайте его прочитаем. «Письмо. Дорогие ребята! У меня произошла беда, злые разбойники украли у меня цифры, без них у меня не получается построить числовой ряд, я надеюсь что вы мне поможете найти недостающие числа. Разбойники подготовили для вас задания и сказали, что за каждое правильное решение заданий они будут возвращать цифры. Я надеюсь на вашу помощь, одной мне не справиться.» Воспитатель: Ребята, поможем Царице? (ответы детей) И так, первое задание: Разбойники приготовили для нас задачи, давайте решим их: На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. Сколько стало щенят? (2) В снег упал Антошка, А за ним Иринка. А за ней Сережка, А за ним Маринка. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят?(5) У бабушки Маши внук Федор Кот Пушок. Собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1) На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2) В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось? (5) На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось? (2) На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло? (6) На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось? (4) Воспитатель: Ребята, тут написано, если мы решим правильно последнюю задачу, то получим первую цифру, которую украли разбойники. Слушайте внимательно. Посадила мама в печь Пироги с капустой печь. Для Наташи, Коли, Вовы Пироги уже готовы, Да еще один пирог Кот под лавку уволок. Да еще из печки пять Маме нужно вынимать. Если можешь, помоги — Сосчитай-ка пироги! (9) Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, и разбойники возвращают нам одну цифру. А сейчас давайте немножко отдохнем и отправимся дальше. Физкультминутка: Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) Воспитатель: Ну вот мы с вами немножко отдохнули, нужно двигаться дальше. Смотрите на столах для вас разбойники приготовили еще одно задание, если вы его правильно решите, они нам вернут еще одну цифру. Готовы? (ответы детей) «Состав числа». Ребята у каждого из вас лежат картинки с домиками, в каждом домике живет столько жильцов, сколько указано на крыше, например, в домике живет 7 жильцов, 5 уже поселилось, сколько человек будет жить в другой квартире? (2). Ребята, вам понятно задание? (ответы детей). Дети выполняют задания, состав числа.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием, разбойники нам возвращают еще одну цифру. Разминка: А теперь всем детям встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками) И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу) Воспитатель: Ребята, мы с вами уже вернули две цифры Царице чисел, нам осталось последнее задание, все готовы с ним справиться? (ответы детей) Посмотрите у нас на столе геометрические фигуры, нам нужно построить из них дом, но не просто построить, сначала нужно отгадывать, только после этого строить наш дом. 1. Четыре угла и четыре сторонки, Похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, И он за тобою не пустится вскачь. Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат)
Ставим квадрат. Это будет основание нашего дома. 2. Три моих стороны Могут разной быть длины. Где стороны встречаются – Угол получается. Что же вышло? Посмотри! Ведь углов-то тоже три. На меня вы посмотрите, Мое имя назовите.(Треугольник)
Ставим треугольник. Это крыша нашего дома. 3. Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник — Стал квадрат… (прямоугольник)
Ставим прямоугольник. Это будет труба для нашего дома. — Что еще не хватает нашему дому? (двери и окошки) 4. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня (круг)
Ставим круг. Ребята, давайте возьмем два круга, это будут наши окошки. 5. Обведи кирпич мелком На асфальте целиком, И получится фигура – Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник)
Ставим прямоугольник. Это будет дверь для нашего домика. Давайте посмотрим что у нас получилось
— Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовили для вас разбойники, и Царица чисел хочет вас поблагодарить. Письмо от Царицы чисел. «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали за ум, сообразительность и целеустремленность!».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Как хорошо уметь считать Занятие по математике в подготовительной группе. Конспект Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в мир математики»
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Пятиугольник
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Повторение изученного в старшей группе
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Решение логических задач
Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Площадь
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Танграм
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ФЭМП
Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на соответствие логике системно-деятельностного подхода.
Описание: Предлагаю вашему внимание конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на соответствие логике системно-деятельностного подхода. Данный материал будет интересен воспитателям, старшим воспитателям. Тема: Формирование элементарных математических представлений: уточнить представление о монетах достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей, их наборе и размене; упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших. Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция О.О.: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Обучающие задачи: • формирование элементарных математических представлений: уточнить представление о монетах достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей, их наборе и размене; упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших. • Совершенствовать счетные навыки. Развивающие задачи: • Развивать внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику рук, усидчивость, память. Воспитывающие задачи: • Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга; • Воспитывать умение работать самостоятельно; • Формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля; • Воспитывать желание помогать вымышленным персонажам; • Воспитывать желание работать сообща. Дидактические игры: • «Продолжи счет» • «Верно — неверно» Цель: повторить счет, сложение чисел, сравнение чисел. Введение в ситуацию
Воспитатель и дети встают в круг.
В: Ребята нам пришла посылка. А давайте посмотрим, что в этой посылке. Она очень тяжелая. Ой, посылка наполнена хорошим настроением, сейчас я его возьму и поделюсь со всеми вами, ловите своими ладошками хорошее настроение. Ой, а в посылке есть что-то еще. Что же это? Ответы детей. Конверт с письмом. -Давайте посмотрим, от кого письмо и что в нем написано? Открыть письмо. В: Это письмо от Буратино, который высылает нам мешочек с монетами и просит нас помочь. Ему нужно купить азбуку для него и его друзей. Но он совсем не умеет считать и никогда еще ничего не покупал и поэтому боится. Буратино хочет, чтобы мы купили азбуку. Монеты каким достоинством вы уже знаете? Ответы детей.
— Ну, что ребята, вы хотите помочь Буратино?
Ответы детей.
— Ведь мы с вами уже немного научились считать.
Ответы детей.
-А как вы думаете, вы сможете ему помочь? Ответы детей.
Актуализация — Ну, для того, чтобы помочь Буратино, мы должны добраться до книжного магазина. Какой вид транспорта ходит в нашей местности? Где нужно ждать автобус? Ответы детей.
— Ребята, давайте пока мы с вами будем ждать автобус на остановке, мы повторим счет и поиграем в игру «Продолжи счет до 10». (Дети образуют круг, воспитатель с мячом в центре. Он бросает детям по очереди мяч и называет число. Дети должны продолжить счет до 10, начиная с названного воспитателем числа. А затем бросить мяч обратно воспитателю.) -Вот и подошел наш автобус? Ребята, а что нам нужно, чтобы нас довезли?
Ответы детей.
-Берите каждый по монете, чтобы заплатить за проезд и занимайте места в автобусе. Во время пути не балуйтесь и не шумите, чтобы не мешать остальным пассажирам. -Ехать мы будем с вами какое-то время и чтобы нам не было скучно, давайте поиграем в игру «Верно-неверно». (Я говорю утверждение, например 2 больше чем 1. Если дети согласны с ним, то они хлопают в ладоши, если не согласны, то топают ногами.)
Затруднение в ситуации
-Ребята, вот мы и доехали до конечной остановки. Проезд в автобусе стоит 3 рубля, вам нужно оплатить. Какая у нас с вами монета? Хватит вам, чтобы оплатить? А почему? Ответы детей. -Я пойду первая. Ребята водитель говорит, что у него нет сдачи. А у нас с вами нет других монет. Что нам делать?
Открытие нового способаОтветы детей.
Дети пробуют догадаться или спросить у того, кто знает. -Нужно попытаться у кого-то разменять 10 рублевую монету на более мелкие монеты. — Ребята, у одного из пассажиров много более мелких монет, он согласился нам разменять наши 10 рублевые монеты на более мелкие, если вы поможете ему посчитать. -Какие способы размена у вас получились? Ответы детей
Содержание работы по включению нового знания — Сейчас мы поиграем с вами в игру «Продавец и покупатель» — Я сейчас буду в роли продавца, а вы – покупатели. Я буду продавать вам конфеты, цена, у каждой конфеты своя. Подготовьте мне деньги, в соответствии с указанной ценой, и положите их на край стола. Я пройду мимо каждого и проверю правильность ваших подсчетов. — А теперь я стану покупателем, а вы – продавцами. Я каждому из вас даю монету достоинством в 10 рублей и покупаю у вас игрушку, а вы – дадите мне сдачу. — А сейчас я попрошу вас разменять мне монету в 5 рублей более мелкими монетами. — Ну, а теперь мы можем идти покупать азбуку. Ведь мы с вами сегодня узнали, как разменять крупную монету на более мелкие и можем набрать монету из более мелких. Азбука стоит 7 рублей, приготовьте, пожалуйста монеты. — Ну вот мы и купили азбуку для Буратино и его друзей. А раз мы купили азбуку, значит смогли мы помочь Буратино? А почему, как вы думаете? Ответы детей После похода в магазин, вы, наверное, устали, давайте немножечко разомнемся. Физминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять. Осмысление
-Где мы были? Чем мы сегодня занимались, кому помогали, как нам это удалось, что мы делали, чтобы достичь цели, какие знания нам пригодились? Ответы детей. -Ну что ребята понравилось вам сегодняшнее занятие. Ответы детей. -А теперь я предлагаю нам поиграть в «Монетный двор» и изготовить монеты для игры, наложив лист бумаги на монету, и аккуратно карандашом заштриховать, затем вырезать круг по контуру монеты.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной группы. Решение задач НОД по математике в подготовительной группе в детском саду Конспект игровой НОД по математике для детей подготовительной группы ДОУ Конспект интегрированного НОД по ФЭМП для подготовительной группы по ФГОС
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ на тему: Шестиугольник
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Состав числа 5
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Преобразование фигур
Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Счет в прямом и обратном порядке
Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ на тему: Состав числа 10
«Счёт предметов в пределах 10. Ориентировка в пространстве».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 341 Дзержинского района Волгограда»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
ТЕМА:
«Счёт предметов в пределах 10. Ориентировка в пространстве
».
Составила:
воспитатель Никитина Елена Валентиновна
Волгоград
2019
Задача: счёт предметов до 10 по образцу
,
ориентировка в пространстве
.
Цели:
развивать представление о том
, что считать
предметы
можно в любом направлении;
упражнять в счёте предметов
, расположенных по-разному;
закрепить навыки счёта в пределах 10
;
упражнять в счёте на слух
, учить устанавливать связи между множеством звуков и множеством зрительно воспринимаемых
предметов
; учить детей находить местоположение
(справа, слева, сзади, впереди)
; учить выделять части из целого.
Демонстрационный материал: цифры от 1 до10, 10 морковок, игрушка заяц, доска
Раздаточный материал: карточки со свободными полосками, геометрические фигуры (по 9-10 на каждого ребёнка, тетрадь на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель несёт цифры от 1 до 10 и «нечаянно» рассыпает их.
— Предлагает ребёнку разложить их в нужном порядке. Проверим, правильно ли … разложил их.
— Закрыли глаза. Какая цифра исчезла? (повторяется два-три раза).
— Назовите мне соседей числа (2, 6, 8).
— Молодцы, хорошо умеете считать.
— Воспитатель говорит, что в гости пришёл заяц, он очень любит морковку, а вот считать не умеет, и предлагает всем детям вместе сосчитать, сколько морковок (10)
. А если мы посчитаем их слева направо? Их будет так же 10.
До сих пор мы считали предметы, игрушки и другие вещи, располагая их в ряд. Можно ли считать предметы, когда они не расположены в ряд?
Воспитатель ставит перед детьми пособие «Умные панели», на которых матрёшки выставлены по кругу.
Посмотрите, я расставила матрёшек в круг, как будто они водят хоровод. Сколько их? (Кто-либо из детей считает матрёшек и называет их число.)
С какой матрёшки ты начал считать? А можно ли начать считать с другой матрёшки?»
Двое детей по очереди ещё раз считают матрёшек, начиная счёткаждый раз с другой игрушки. Выясняют, одинаковые ли получились числа в результате. Если дети ошибаются, устанавливают причину ошибок. Педагог заключает: «Начать счёт можно с любого предмета
, ответ будет одинаковым».
Динамическая пауза (картотека)
А теперь садимся за столы.
Сейчас я предлагаю вам посчитать звуки.«Внимательно слушайте, сколько раз ударит бубен»