Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе. Тема: «Геометрические фигуры»


Цель занятия

Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; учить клас­сифицировать фигуры по разным признакам: величине, цве­ту, форме; упражнять в счете в пределах 10; учить называть слово, противоположное предложенному по смыслу.

Материалы

Для воспитателя: мяч.

Для детей: набор геометрических фигур разных по цвету, величине, форме (20 шт.).

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми на столах лежат геометрические фигуры. Педагог предлагает детям назвать их и дает задания.

Отложите все круги. Какие они по величине и цвету?

Отложите зеленые фигуры. Какой они формы? Сколько их?

Отложите четырехугольники. Назовите их по-другому. Ска­жите, сколько здесь разных четырехугольников?

Отложите все фигуры кроме треугольников. Какой они формы?

Отложите желтые маленькие фигуры. Какой они формы? Поиграем

Игры можно провести как в помещении, так и на участке.

«Считай дальше»

Дети образуют круг. В центре круга стоит педагог. Он бро-

сает кому-либо из детей мяч и называет любое число. Ребе­нок, поймавший мяч, называет последующие 2—3 числа и возвращает мяч педагогу. Теперь воспитатель бросает мяч дру­гому ребенку и игра продолжается.

Вариантом игры может быть игра «До и после». Воспита­тель бросает мяч ребенку и говорит: «Считай до пяти». Ре­бенок должен назвать числа, которые идут до пяти: один, два, три, четыре.

Если воспитатель скажет: «После пяти», —дети должны назвать числа: шесть, семь, восемь… Игра проходит в бы­стром темпе.

«Наоборот»

Игра проходит в кругу. Воспитатель стоит в центре кру­га, бросает мяч кому-либо из детей и произносит слово. Ре­бенок должен сказать слово, противоположное по смыслу. Педагог говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад». (На­право — налево, вверх — вниз, далеко — близко, внутри — сна­ружи и т.д.)

Усложнение игры. Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий — близкий, верхний —ни­жний, правый — левый, глубокий — мелкий, дешевый — до­рогой и т.д.

Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором произ­носят нужное слово.

На прогулке

Обратите внимание детей на изменения, которые проис­ходят осенью в природе. Уточните, какое сейчас время года, месяц. Спросите, каким по счету месяцем является сентябрь (девятым), предложите детям назвать все месяцы.

Напомните пословицы про осень.

tt В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

te Холоден сентябрь, да сыт.

tit В сентябре лето кончается, осень начинается.

Советы воспитателю

Не забывайте каждое утро вместе с детьми отрывать лис­ток календаря за прошедшие сутки. Уточняйте у детей, ка­кой день недели был вчера, какой сегодня. Предлагайте де­тям назвать сегодняшнее число, месяц. Вспомните летние месяцы.

В начале учебного года необходимо в течение двух недель провести с каждым ребенком индивидуальное собеседование. Цель собеседования — выявить знания, умения и навыки детей по математике. Результаты собеседования занесите в табли­цу. Содержание собеседования и методика проведения даны в конце книги.

Расскажите родителям о том, что в течение последующих двух недель с детьми будут проводиться беседы, которые выявят их математические представления и умение ими оперировать.

Математические игры с геометрическими фигурами для детей 5-7 лет

Игры с геометрическим материалом на воссоздание фигур-силуэтов для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области Краткое описание: Данную игру можно использовать в работе с детьми 5-7 лет. Для игры нужно взять квадрат, изготовив его из картона, пластика или других материалов, и разрезать его по линиям на разные фигуры. Всего получится 11 фигур: два квадрата, четыре треугольника, один большой четырехугольник и четыре маленьких четырехугольника. При составлении фигур-силуэтов используются все части, которые присоединяются одна к другой, но не накладываются друг на друга. Возможно применение данной игры с детьми 3-4 лет, при использовании образцов уже составленных фигур-силуэтов. Цель: формирование умений создавать фигуры-силуэты из многоугольников Задачи: — закреплять знания детей о геометрических фигурах; — развивать познавательный интерес, самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, способность к творческому поиску, умение находить новые способы решения поставленной задачи. Предлагаю шаблон квадрата, который, по желанию вы можете увеличить или уменьшить. Не обязательно он должен быть такого же размера, как у меня (поэтому размеры самого квадрата я не указываю).


Предварительно с детьми можно рассмотрев квадрат, выяснить, из каких фигур ин состоит, загадав загадки: На эту фигуру ты посмотри: У нее углов всего лишь три. Ты назвать ее, наверное, готов По количеству углов.(треугольник)
Имею я три стороны, Имею три угла. Меня ты быстро назовешь, Об этом знаю я. Ведь знает каждый школьник, Меня — я…
(треугольник)
Я фигура – хоть куда, Очень ровная бываю всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…
(квадрат)
Не треугольник и не круг, И овалу я не друг. Прямоугольнику я брат, Ведь зовут меня …
(квадрат)
Четыре угла, как квадрат я имею, Но только квадратом назваться не смею, И всё же, похож на квадрат, между прочим, Две длинные стороны, две — покороче.
(четырехугольник)
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник — Стал квадрат…
(четырехугольник)
Примеры составления фигур:
Корова

Жираф

Конверт

Собачка

Башня


Игру я составила, используя шаблон DragAndDrop. Данный макрос создан программистом Хансом Хофманом (Германия).
Работа с шаблоном DragAndDrop. 1. Откройте программу. 2. Нажмите Показ слайдов
, выберите
С начала
или
С текущего слайда
. 3. В появившемся окне
Оповещение системы безопасности
выберите
Включить это содержимое
, затем нажмите
ОК
. 4. Выполняя работу по созданию фигур-силуэтов на слайде, нужно кликнуть по любой фигуре левой кнопкой мыши
один раз, переместить ее в нужное место, и снова сделать щелчок левой кнопкой мыши. Точно так же перемещаем все фигуры. Если ребенок затрудняется с выполнением задания самостоятельно, то он может воспользоваться подсказкой. При нажатии на слово подсказка в верхнем левом углу слайжа появляется картинка с изображением. При нажатии на какую-либо фигуру картинка-подсказка закрывается. Подсказкой можно воспользоваться неограниченное количество раз.
Для создания следующего силуэта нужно перейти на следующий слайд. Выполнив задание, можно сохранить работу, но лучше нажать «не сохранять». Игры можно использовать учителям начальной школы на внеклассных мероприятиях по математике с учащимися 1,2 классов, а также воспитателям детских садов во время проведений занятий с дошкольниками. Данной разработкой могут воспользоваться родители для организации досуга своих детей.

Презентация на тему: Математические игры с геометрическими фигурами

Рекомендуем посмотреть:

Математические игры с палочками Кюизенера для детей 6-7 лет Математическая сказка — игра для детей подготовительной группы ДОУ Дидактические игры по математике для детей 4-6 лет Математическая игра в детском саду для дошкольников с трудностями в обучении

Похожие статьи:

Упражнения со счетными палочками для дошкольников

Математические задачи шутки для дошкольников

Математические загадки для дошкольников в стихах с ответами

Игры на развитие элементарных математических представлений у дошкольников 3-5 лет

Игры с геометрическими фигурами для детей 4-6 лет

Учим геометрические фигуры с малышами в ДОУ

При изучении геометрических понятий параллельно дети получают также и другие знания и навыки:

  • они учатся логически мыслить;
  • получают возможность развивать знание русского языка;
  • улучшается восприятие пространства, способность ориентироваться в нем;
  • дети развивают мелкую моторику движений;
  • развиваются интеллектуальные качества: умение производить сравнение, делать анализ, обобщать.

Обратите внимание! При обучении в детском саду освоение геометрических понятий не выделяется в качестве отдельной темы, а происходит в сочетании с другими темами.

Дети учат геометрию

Учим цвета и фигуры для детей от 2 лет

Обучение геометрии нужно начинать с самых простых фигур, более сложные лучше оставить на последующие годы. Считается, что на подсознательном уровне воспринимать форму дети способны уже через полгода после рождения. В это время основной способ обучения — это упоминание во время рассказа. Показывая картинки, можно вскользь заметить о том, что изображенные на ней предметы имеют определенную форму.

При обучении нужно учитывать, что малыши способны пока научиться различать только простейшие: круг, квадрат и треугольник.

Обратите внимание! Изучение в год, два или три должно происходить легко и в развлекательной манере. Для освоения удобно использовать объемные фигурки. Изучая, например, круг, можно представить, что он пришел в гости к малышу. Пальчиком ребенка можно обвести круг по контуру. Можно сделать такую аппликацию, украсив глазками и носиком.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Ребенок может поиграть с этим предметом: сделать башню, положив один на другой, бросить в сторону или сложить в коробку.

Такой комплексный подход в проекте, посвященном изучению геометрических объектов, очень эффективен для малышей, но в младшем возрасте его можно считать основным способом, чтобы выучить фигуры.

В возрасте до двух лет можно использовать следующее:

  • способность детей сравнивать объекты;
  • применить детский обучающий набор, где для фигурки нужно подобрать подходящее по форме и размеру отверстие.

Двухлетний малыш способен выбрать подходящую форму из набора.

Когда учат фигуры для детей 3 лет, они уже могут показать ту, которая была названа воспитателем.

Учим фигуры для детей 3 лет

Обучая детей геометрическим фигурам, важно закрепить знакомство с тем материалом, который был усвоен ими ранее. Нужно продолжить изучение и перейти к тем, которые более сложные для понимания — это овал, ромб и прямоугольник.

Обучая малышей, можно показывать детям образцы фигурок, буквы алфавита и сопоставлять их с другими предметами по форме и размеру.

Важно! На прогулке детям рассказывают о предметах, которые они видят с упоминанием их формы и простейших геометрических свойств.

Важную роль, когда учат геометрические фигуры с малышами, играют занятия творческого характера, когда малыши рисуют или лепят образцы, складывают их из заданного набора составных частей.

По карточкам с изображением сложных предметов малыша просят рассказать о составных частях в виде определенных фигур.

Плакат для обучения детей

Геометрические фигуры в старшей группе

В это время на уроках переходят к рассмотрению новых, более трудных для понимания фигур, повторяя те, которые они должны были знать ранее.

На занятиях в пять лет детям предлагают рассматривать и рассказывать об их общих и различных свойствах. Например, задают вопросы о том, где у открытых фигур есть уголки, а в каких случаях их нет.

Детей стараются научить анализировать сложные формы реальных предметов, находить в них элементы, имеющие форму простых фигур. Они узнают о более сложных фигурах, например, конусе.

Геометрические фигуры в подготовительной группе

В этом возрасте дети уже освоили основы понимания форм предметов. На этом этапе важно развивать знания, сделать их более систематическими. В этом возрасте у малышей создается база для школьного обучения.

Обратите внимание! Детям в подготовительной группе, знакомя с многоугольниками, рассказывают об их сторонах и углах, учат по описанию находить нужную фигуру.

Вот пример обучающей игры, которая может быть включена в конспект занятия и использована для обучения. Детям дают набор фигур. Играющий выкладывает одну из них. Другой должен положить рядом такую, которая отличается только по одному признаку. Например, если один предлагает большой синий квадрат, то другой может выложить маленький синий квадрат, большой желтый квадрат или большой синий круг.

Воспитатель рассказывает детям о фигурках

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]