Конспект занятия по аппликации на тему: «Народный костюм» старшая группа


Поделки из глины

Гончарное дело было полезным и прибыльным ремеслом. Основная посуда производилась из глины. Наряду с посудой гончары лепили всевозможные глиняные игрушки. Затем изготовлением глиняных игрушек выделилось в отдельное ремесло. Им занимались целыми семьями. В XIX веке в Дымковской слободе было около 40 семей игрушечников.

Игрушечный промысел

До сих пор известны несколько традиций глиняных игрушек: дымковская, абашевская, каргопольская, филимоновская. Каждая из традиций имеет свои отличительные черты по форме, цвету и орнаменту.

Для дымковской игрушки характерны пышные оборки на юбках барышень или на хвостах птиц. В орнаменте преобладают геометрические узоры. Красный, желтый, голубой, синий, зеленый – основные цвета росписи игрушек.

Филимоновские игрушки – это в основном свистульки. Среди фигурок много всадников на лошадях с длинными шеями, всевозможных вариаций птиц. Отличительная особенность – геометрический орнамент в основном малинового цвета, также желтого, синего, зеленого. Характерный элемент узора – полоска.

Глиняные поделки приобрели популярность в России. Чаще использовались для декорации интерьера, чем для детских игр. Фигуркам придавали значение талисмана. Считалось, что птица приносит счастье, лошадь – богатый урожай, медвежата с бочонком полным меда символизируют добро.

Мастер-класс: дымковская игрушка

Знакомство с дымковской игрушкой лучше всего начать с простой фигурки домашнего животного козлика, лошадки или барашка. Мастер-класс по созданию русской народной поделки с пошаговой инструкцией, поможет новичку самостоятельно смастерить симпатичного барашка.

Для творческих занятий с детьми вместо глины можно использовать пластилин. Замена глины на пластилин упростит и ускорит процесс.

Фигурка барашка состоит из нескольких деталей:

  • туловища;
  • шеи;
  • головы;
  • ног;
  • ушей;
  • рожек.

Туловище лепят из одного куска пластилина немного меньше размера кулака. Сначала скатывают шар между ладонями. Затем его раскатывают в недлинный валик.

Голову и шею лепят из одной заготовки, которая тоньше с одного конца. Деталь сгибают, так что узкий конец образует голову фигурки.

Ноги изготавливают из более тонких валиков. Раскатывают две длинных детали. Посередине их разрезают стеком под углом. Это делают для удобства соединения заготовок ног с туловищем.

В заключении, остается вылепить мелкие детали: уши, челка, хвост и рога барашка. Уши поделки лепят из 2 небольших шариков пластилина. Пальцами их сплющивают и получается 2 лепешки. Каждую лепешку заворачиваю в воронку.

Челку делают из двух тонких «колбасок», которые соединяют в короткую косичку. Хвост короткий. Его просто скатать из маленького валика и заострить конец. Рога длинные. Необходимо раскатать два длинных валика средней толщины.

Заключительный этап – соединение деталей. Сначала соединяют ноги и туловище. Затем все детали головы: уши, челка, рога. Примазывают шею с головой к туловищу. Не забыть хвост.

После завершения лепки фигурки приступают к окраске. Первый этап – грунтовка водоэмульсионной краской белого цвета. Наносят несколько слоев. Расписывают фигурку в дымковских традициях гуашью или акриловыми красками.

Основной элемент орнамента – это симметричные круги разного диаметра. Желтый, красный, синий отличный выбор цветов для росписи барашка. Уши, челку и хвост красят в черный цвет. Этим же цветом рисуют глаза, нос и копыта. Рога покрывают желтой краской.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.


Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.


Сарафаны с душегреями


Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Вероника Батхан. «Русские красавицы»


Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли


Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена


Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 год javascript: void(0)

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Пояс


Женские пояса из шерсти


Пояса со славянскими узорами


Станок для ткачества поясов

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Понева


Женский костюм. Понева


Женский костюм. Понева


Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Красный


Костюм из авторской коллекции художников Карелиных


Женский костюм. Красный цвет


Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

Красивая одежда что рекомендательное письмо

Музей кружева

Дом елецкого кружева

Платки и шали в русском народном костюме

Московский историко-этнографический театр

Фольклорно-этнографический театр «Кресень»

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Игрушки из дерева

Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.

Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.

Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.

Передник


Костюм из авторской коллекции художников Карелиных


Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века


Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Тряпичные куклы-обереги

Самые распространенные славянские поделки – это куклы-обереги. В них выражаются языческие верования древних славян в силу амулетов и оберегов от злых духов. Каждый вид куклы наделялся определенной специализацией. Одни куклы «отвечали» за счастье, другие оберегали благополучие в семье, третьи – помогали осуществить желания.

Особенности изготовления оберега

Берегиню изготовляли из ткани поношенной одежды. Считалось, что такой материал увеличивает силу оберега. Характерная особенность куклы-защитницы в том, что она безликая. Отсутствие лица делает куклу неодушевленным предметом, не обладающим духом, а значит безвредным для ее хозяйки.

Тряпичная кукла имела простое строение. Чаще всего ей придавали женские формы, наряжали в длинные платья, заплетали косы.

Мастер-класс: народная кукла своими руками

Несложно изготовить народную тряпичная куклу-закрутку вместе с детьми начальной школы. Предварительно необходимо приготовить материалы:

  • вата или синтепон;
  • белая и цветная ткань;
  • нитки;
  • ножницы.

Сначала вырезают заготовки. Из каждого вида ткани вырезают по 1 детали размером 20х20 см и еще 1 квадрат из цветной ткани 15х15 см для платка.

Затем делают голову куклы. В центр квадрата из белой ткани помещают вату. Обвязывают ниткой так, чтобы получился небольшой шар.Из двух противоположных углов ткани создают руки. Нужно подвернуть уголки и завязать нитками.

Одеваем куклу в сарафан. Цветную большую заготовку сворачивают вдвое и оборачивают ею куклу под руками. Плотно завязывают нитками. Из тесьмы можно повязать красочный пояс.

На голову повязывают платок из цветного квадрата меньшего размера. Закрепляют его ниткой на уровне шеи куклы.

Можно сделать игровую куклу и нарисовать лицо. Но без него поделка больше будет походить на берегиню.

Кукла будет более нарядная, если сарафан и платок выполнить из тканей с разными принтами или контрастных цветов.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]