Программа по приобщению к здоровому образу жизни старших дошкольников «Разговор о правильном питании»


Проект «Правильное питание – залог здоровья»

Авторы:

Федюнина Вера Владимировна, воспитатель

Иваненко Елена Алексеевна, воспитатель

МА ДОУ Голышмановский ЦРР-детский сад №4 «Ёлочка»

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Солнышко», родители воспитанников

Введение

Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша.

Только правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Именно в дошкольном возрасте мы должны заложить у детей понятия «правильное питание», «здоровое питание», «полезное питание», чтоб оградить наших детей от часто рекламируемых чипсов, шоколадок, гамбургеров и газировки.

Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Оно обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.

Питание показывает определяющее влияние на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности, содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.

Проблема заключается в том, что дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пище натуральные овощи и фрукты, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья

Актуальность: В детском возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. Питаться разумно – значит не только обеспечить содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды в необходимых количествах, но и удовлетворить индивидуальные потребности детей с учетом физиологических особенностей и социальных условий жизни.

Цель проекта: формирование навыков здорового питания у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Формирование у дошкольников основ рационального питания.

2. Ознакомление детей с полезными продуктами.

3. Формирование представлений дошкольников о необходимости заботы о своем здоровье.

4. Совершенствование у родителей понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья.

5. Вовлечение детей и их родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания.

6. Обобщение и систематизация полученных знаний о здоровом питании.

Гипотеза: реализация проекта окажет позитивное влияние на развитие познавательной активности детей нашей группы, в части ознакомления их с принципами здорового питания.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

подбор сюжетных картинок и иллюстраций;

подбор художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки);

работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

оповещение родителей о предстоящем проекте;

анкетирование родителей о правильном питании.

2. Основной

В ходе реализации проекта была проведена следующая работа:

Познавательное развитие

Игровые ситуации: «Помоги разложить овощи и фрукты по разным корзинам», «Угадай, что это?», «Соленая или свежая?» (развитие осязания и вкусовых рецепторов);

Беседы: «Какие витамины содержатся в овощах и фруктах», «Здоровый образ жизни», «Что можно приготовить из овощей и фруктов»

Проведение опыта «Угадай на вкус»;

Дидактические игры: «Полезное и вредное», «Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Какой овощ, угадай?».


Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Аскорбинка и ее друзья» (знакомство детей с витаминами), «Найди витаминам дом» (распределить витамины по овощам и фруктам),

«Загадки с грядки»(силуэтное изображение овощей и фруктов),

«Веселые поварята» (варим борщ и компот),

«Чудесный мешочек» (угадывание овощей и фруктов на ощупь,

«Узнай по вкусу», «Узнай блюдо», пазлы «Овощи и фрукты»,«Подбери по цвету», «Найди пару»


Речевое развитие

«Какой сок?», «Какое варенье?», «Какой джем?» (Согласование окончаний имён прилагательных и существительных)

«Назови ласково» (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов)

«Наши загадки» (составление описательных загадок об овощах и фруктах)

«Один –много» (окончание существительных)

«Найди по описанию» (развитие связной речи)

«Что где растет? (употребление предлогов)

Разучивание стихотворений: Ю. Тувим«Овощи», разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, загадок

Чтение худ. литературы: Сказка Д. Родари «Приключения Чиполино», белорусская народная сказка «Пых», С. Михалков «Спор овощей»,«Про девочку Юлю, которая плохо кушала», В Сутеев«Мешок яблок», Г Сапгир «Загадки с грядки», С. Маршак «Синьор Помидор», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»,Л. Зильберг«Полезные продукт».


Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Заготовки на зиму»

Лепка «Овощи в тарелке»

Пластилинография «Фруктовый сад»

Коллективная работа «Витамины в овощах и фруктах»

Раскраски «Овощи и фрукты» -самостоятельная деятельность детей


Физическое развитие

Подвижные игры: «Огуречик,огуречик»,«Огородник», «Баба сеяла горох», «Царь Горох», «Овощи и фрукты»,«Вершки и корешки»,.«Полезно – вредно» (подобие «Съедобно – не съедобно»).

Хороводные игры: «Кабачок», «Урожай», «Яблоня», «По малину в сад пойдем», «Здравствуй, Осень».

Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», «Овощи», «Капуста», «Варим, варим мы компот», «Наша грядка», «Мы стоим на огороде», «Яблоко», «У Лариски-две редиски, «Фрукты»,«У девочки Ариночки овощи в корзиночке», «Огород»

3. Заключительный

Итоговое развлечение: театрализованное представление музыкальная сказка по мотивам мультфильма «Бременские музыканты», «В некотором государстве».


Заключение

Итак, реализация данного проекта позволила расширить и обогатить знания детей о правильном питании, его пользе.

Дети узнали много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, получили практические навыки по приготовлению некоторых полезных блюд, научились правильно накрывать на стол;

Они умеют различать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Знают значение витаминов для здоровья организма.

Совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и родителей в общей творческой работе и сплотила детско-взрослый коллектив.

В результате работы над проектом у детей повысился интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания.

Наша гипотеза подтвердилась: реализация проекта оказала позитивное влияние на развитие познавательной активности детей нашей группы, в части ознакомления их с принципами здорового питания.

Список использованной литературы

1. Андреев Ю.А. Новые Три кита здоровья — М.: Феникс. 2014. — 350с.

2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Правильное питание дошкольников».-М, — 2011г.

3. Коняева Л. «Будь здоров, малыш» //Дошкольное воспитание .- № 11, 2004г.

4. Махонева М. «Воспитание здорового ребенка» //Дошкольное воспитание .-№ 6, 2002г.

5. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. — Минск, 2022. — 242с.

6. Унзорг Р. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. — М.: «Кристина и Ко», 2012. — 234 с.

7. Ресурсы сети Интернет.

«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0007681- 0007682

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Тематический день здорового питания «И вкусно, и полезно!»материал (младшая группа) по теме

Тематический день здорового питания «И вкусно, и полезно!».

Автор: Матыченко Н. Ю, воспитатель МКДОУ «Детский сад №23» Р.Калмыкия г. Элиста

Здоровое питание — вопрос актуальный для нашего времени. Дети становятся заложниками яркой рекламы ресторанов фаст-фуда и в выборе между полезной и вкусной, но вредной пищей, отдают предпочтение последнему. Вместе с тем растет осознание того, что необходимо возрождать культуру правильного питания, внедрять здоровое питание во всех образовательных учреждениях, в том числе и в дошкольных. Здоровое питание играет главнейшую роль в развитии ребенка, так как от него напрямую зависит, сколько разнообразных витаминов и микроэлементов, необходимых для роста и развития получит Ваш ребенок!

С целью формирования осознанной потребности придерживаться здорового питания в нашем дошкольном учреждении в 1 младшей группе девятого декабря прошел тематический день здорового питания «И вкусно, и полезно!».

Цели:

создание осознанной у детей и родителей потребности придерживаться здорового питания.

Задачи:

укреплять здоровье детей;

обогащать педагогический опыт родителей по теме организации здорового питания;

согласовать действия педагогов и родителей по вопросу здорового питания детей;

проявлять единство в подходах и требованиях;

способствовать формированию привычки здорового питания в семье;

Мероприятия, проводимые в День здорового питания.

Воспитатель вместе с куклой Витаминкой встречает детей. От имени куклы здоровается с ними, интересуется настроением, здоровьем.

Утро

Беседа: «Витамины всем нужны, витамины всем важны»

Цель: познакомить с понятиями «витамины» и продуктами, в которых они находятся. Рассказать о значении витаминов для здоровья и хорошего настроения. Расширить представление ребят об овощах и фруктах, их полезных свойствах; выяснить, какое влияние оказывают витамины на организм человека.

Утренняя гимнастика «На огороде»

Цель: Продолжать укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку.

Создать бодрое настроение у детей; воспитывая привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Развивать ловкость, подвижность, координацию движений рук и ног.

Приобщать детей к здоровому образу жизни

Рассказывание сказки по иллюстрации: «Сказка о пользе еды»

Цель: Помочь детям понять содержание сказки, опираясь на изображение. Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении.

Артикуляционная гимнастика «Яблоневый сад»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Д.игра « Сварим витаминный компот»

Цель: Учить выбирать нужные фрукты для компота, развивать логическое мышление, внимание.

Хороводная игра «В огород мы пойдем»

Цель: развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»

Цель: развитие мелкой моторики, речи.

НОД Аппликация «Витаминная корзинка»

Цель: учить детей располагать детали на общей основе, аккуратно наклеивать на основу по очереди.

Прогулка

Наблюдение. Белый снег пушистый. Развивать у детей общие представления о снеге (холодный, падает с неба, из тучки, много-много снежинок летят, тают на ладошке). Активизировать словарный запас — снег, снежинка, кружиться. Учить восхищаться красотой снегопада, запорошенных снегом дорожек.

Национальная игра «Воробушки и буря»

Цель: Учить детей бегать, приседать. Действовать по сигналу. Учить согласовывать действия с текстом игры. Развивать выдержку. Вызывать положительные эмоции от совместных действий.

М.п. игра «Ровным кругом»

Цель развитие внимательности, формирование и закрепление двигательных умений; получение удовольствия и создание хорошего настроения

Д.игра «Полезная и вредная еда»

Цели: Закреплять представление детей о том, какая еда полезная, а какая -вредная для организма.

Сюжетно – ролевая игра «Угощение»

Цель: Закреплять умение ребенка выполнять в игре ролевую роль, умение вести ролевой диалог при обращении к кукле (угощаю чаем, разными угощениями: конфетами, пирожками и т.д.). Закреплять название и назначение предметов чайного сервиза. Учить детей отражать в игре бытовые ситуации.

Игра – эксперимент «Отгадай на вкус»

Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.

Пальчиковая игра «Компот»

Цель: улучшаем память и восприимчивость ребенка и развиваем мелкую моторику рук.

Чтение стихов о пользе витаминов.

Обед.

Подготовка ко сну. Сон.

2 половина дня

Постепенный подъем.

Корригирующая гимнастика «Фрукты, сад».

Цель: формировать у детей привычки к здоровому образу жизни. Обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка, подготовка его функциональных систем к более интенсивным нагрузкам.

Самомассаж «Овощи».

Цель: развитие мелкой моторики рук, речи; улучшение памяти.

Показ театра «Почему помидор стал красным».

Цель: Познакомить детей со сказкой. Закрепить представление об овощах.

Д.игра по развитию речи «Что где растет».

Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах; группировать их по месту произрастания, развивать быстроту мышления. Слуховое внимание, речь.

Прогулка

Беседа о полезных и вредных продуктах.

Цель: формировать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах полезных для здоровья.

П.игра «Огород у нас в порядке»

Цель: способность координировать свои действия с движениями других детей.

Игры – забавы «Попрыгунчики»

Цель: Повышение эмоционального фона детей, создание веселого настроения.

Гимнастика для глаз

Цель: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительное утомление.

Хороводная игра «Мы корзиночки несем»

Цель: Учить двигаться по кругу, подпевать песенку, выполнять движения согласно тексту игры.

Д.игра «Где живут витамины»

Цель: учить детей отбирать только те картинки, на которых нарисована полезная еда для здоровья ; развивать внимательность, память, мышление.

Работа с родителями:

Создание альбома «Семейные рецепты здорового питания».

Конкурс рисунков на тему «Мы за здоровое питание»

Буклет «Питание дошкольников».

Принципы детского питания

В пищу дошкольнику годятся далеко не все блюда
, которые едят не только его родители, но даже старшие братья и сестры. Меню маленького ребенка состоит из более легко усваиваемых продуктов, приготовленных с учетом нежной и пока незрелой пищеварительной системы. Также у маленьких детей другая потребность в энергетической ценности пищи. Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться следующими принципами: — адекватная энергетическая ценность, — сбалансированность пищевых факторов, — соблюдение режима питания. На столе должна быть разнообразная и вкусная пища, приготовленная с соблюдением санитарных норм.
Рацион ребенка от трех до семи лет
обязательно содержит мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища.

Что и сколько

Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты − кефир, ряженку, нежирный творог и йогурт
. Их можно приготовлять на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах.
Овощи, фрукты и соки из них
также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150-200 г картофеля и 200-250 г других овощей в день. В их числе − редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало − 200-300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты − главный источник витаминов для ребенка. Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]