Дидактические игры для старших дошкольников 5-7 лет. Тема: Зимующие птицы


Дидактические игры для старших дошкольников 5-7 лет. Тема: Зимующие птицы

Дидактические игры для детей старшей-подготовительной группы детского сада по теме «Зимующие птицы»

Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель спецгруппы МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры Аннотация: предлагаю разнообразные дидактические игры и упражнения на формирование познавательного интереса и речевой активности, внимания и логического мышления по лексической теме «Зимующие птицы», которые предназначены для воспитателей и родителей. Назначение: предложенный материал будет полезен при реализации НОД, в совместной и самостоятельной детской деятельности. Возрастная аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Цель: формирование познавательной и речевой активности детей путем включения разнообразных игр и упражнений по теме «Зимующие птицы» Задачи: -уточнить и систематизировать знания детей о зимующих птицах края (Молдовы); -расширить словарный запас, путем образования сложных слов и закрепить согласование существительных с числительными; -развивать память и мышление, формировать умение аргументировать свои ответы; -закрепить знания пословиц и поговорок о зимующих птицах. Дидактическая игра «Угадай, что за птица, по словам — описаниям» Цель: закрепление признаков зимующих птиц, формировать умение образовывать сложные слова (красногрудый, длиннохвостая и т.д.). Ход игры: Педагог помогает ребятам рассмотреть картинки с птицами и говорит, что назовет четыре слова, которые подходят этой зимующей птице.


Воспитанники внимательно слушают слова и показывают картинку с зимующей птицей. Потом один ребенок поясняет ответ. При правильном ответе можно поощрить ребенка фишкой. Второй вариант игры: при закреплении материала можно предложить самим ребятам быть ведущими и загадывать зимующих птиц по очереди. Дидактическая игра «Узнай птицу по частям тела» Цель: распознавание внешнего облика зимующих птиц края и формирование речевых навыков для аргументирования своего ответа. Ход игры: Педагог показывает ребятам картину с изображением девяти птиц, которые спрятаны частично под снежинками.


Дети отгадывают птиц и поясняют свои ответы. При правильном аргументированном ответе можно поощрить ребенка фишкой. Пояснения для педагогов: В Молдове к зимующим птицам относятся: лебедь — шипун; поползень; воробей; чомга; ястреб; сорока; цапля серая и белая; синица; утки-кряквы; снегирь и другие. Дидактическая игра «Выложи зимующих птиц по образцу» Цель: соотнесение зимующих птиц и геометрических фигур, выкладывая цепочку из четырех птиц с использованием технологии моделирования Ход игры: Педагог показывает большие карточки, на которых изображены зимующие птицы и под ними символы — геометрические фигуры разных цветов.


У детей есть маленькие карточки с изображением зимующих птиц (6 штук).


У каждого ребенка есть одна длинная карточка с геометрическими фигурами.


Дети под этими фигурами выкладывают тех птиц, которые эти фигуры обозначают согласно образцу. Вариант два: при закреплении материала птиц и фигуры можно менять и увеличивать количество геометрических фигур до 6 (если дети могут справиться). Вариант три: можно провести беседу: 1. Которая птица у тебя первая по счету? Третья? Пятая? 2. Поменяй между собою третью и пятую птиц. Какая птица теперь третья? И т.д. Пояснения для педагогов: в представленной игре были выбраны зимующие птицы региона Молдовы, а педагоги других регионов и стран могут легко заменить этих птиц, на птиц своего края. Дидактическая игра «Посчитай птиц» Цель: узнавание зимующих птиц по их внешним и отличительным признакам и согласование существительных с числительными. Ход игры: Педагог: Ребята, перед нами кормушка и к ней прилетели птицы. Какие это птицы, помогите догадаться? Дети поясняют свои ответы. Теперь давайте подсчитаем, сколько птиц прилетело к кормушке? Почему Вы так считаете? (Например, я увидел три хвоста синички, значит там три синички) При правильном и аргументированном ответе можно поощрить ребенка фишкой.


Дидактическая игра «Будь внимателен!» Цель: обобщение информации о зимующих птицах (внешний облик, место обитания, питание, забота о потомстве, характерные особенности и т.д.) Ход игры: Каждому ребенку раздается карточка с изображением девяти зимующих птиц края и фишки.


Педагог поясняет, что к каждой зимующей птице можно подобрать слова, которые помогут рассказать о ней. Дети внимательно слушают слово-описание зимующей птицы и фишками закрывают ту или иную птицу. Потом поясняют свой выбор. При правильном и аргументированном ответе можно поощрить ребенка фишкой. Шпаргалка для педагогов: Словарь: маленький, бойкий, лесной, серая, летающая, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, городской, прыгающий, неунывающая, болотная, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, хищная, белоснежный, белобока, длинноногая, маленькая, проворная, ныряет, охотится, зимующая, водоплавающая птица. Дидактическая игра: «Собери пословицу» Цель: закрепление пословиц и поговорок о зимующих птицах и пояснение смысла пословиц. Ход игры: Педагог поясняет, что части пословиц и поговорок перепутались, надо помочь правильно восстановить начало с концом. Если дети еще не владеют навыками чтения, то читает сам воспитатель (дети старшей группы). Вариант первый: начало читает педагог, заканчивают дети пословицу Вариант второй: дети читают конец пословицы, вспоминают начало. Вариант третий: дети вперемешку читают то начало пословицы, то конец. Пословицы и поговорки о зимующих птицах: Знает сорока, где зиму зимовать. Здоровое дерево дятел не долбит. Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьем. Птицы сильны крыльями, а люди дружбой Молодой воробей учится чирикать у старого. Красна птица опереньем, а человек — уменьем. Не велика птичка — синичка, и та свой праздник помнит. Всякая птица к своей стае летит. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Каждая птица своим носом кормится. За морем и синица — птица. Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.


Дидактическая игра: «Отгадай ребус – узнай, что это за птица» Цель: формирование навыков для умения отгадывать слова – ребусы, используя знания предлогов. Ход игры: Воспитатель предлагает детям картинки с зашифрованными словами — ребусами. Детям необходимо слова отгадать и пояснить свой ответ.


Шпаргалка для педагогов: Ответы к ребусам: снегирь, ворона, воробей, сорока. Дидактическая игра «Помоги воробью» Цель: формировать навыки прохождения лабиринтов. Ход игры: Воспитатель предлагает помочь воробью добраться до кормушки, пройдя по лабиринту. Дети выполняют задание каждый самостоятельно.


Играйте с удовольствием вместе с Вашими воспитанниками!
Презентация на тему: Дидактические игры «Зимующие птицы»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Друзья для воробья Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Зимующие птицы Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (подготовительная к школе группа). Тема: Зимующие птиц Дидактические игры для старших дошкольников 5-7 лет. Тема: Зима

Похожие статьи:

Игры зимой для детей старшей группы в детском саду

Картотека дидактических игр по теме: «Зимующие птицы»

Транскрипт

1 Картотека дидактических игр по теме: «Зимующие птицы» 1. Словесная игра: «Прилетели птицы». Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы». Описание: Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и вороны… голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны… голуби, синицы, комары, сороки, кукушки… голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы Игровое упражнение «В зимней столовой». Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам. Оборудование: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка. Описание: Педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

2 3. Речевая игра «Кто как голос подает». Цель: Закреплять умение детей звукоподражать птицам. Описание: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какойлибо птицы, второй угадывает, что это за птица. 1-й ребёнок: «Чирик-чирик», 2-й ребёнок: «Это чирикает воробей». 4. Игра «Летает, не летает». Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку. Описание: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагог называет предметы и спрашивает: «Летает?» («Голубь летает? Самолёт летает?»).если назван предмет, который летает, дети поднимают руки. Если назван нелетающий предмет, руки поднимать не следует. 5. Игра с мячом «Подскажи словечко». Цель: Развивать у детей слуховое внимание, активизировать глагольный словарь по теме. Описание: Педагог кидает мяч ребенку и называет какую-либо птицу. Ребенок ловит мяч, возвращает его взрослому и произносит подходящий по смыслу глагол. Голубь (воркует). Кукушка (кукует). Ворона (каркает). Воробей (чирикает). Синица (пищит). 6. Упражнение «Закончи предложения». Цель: Развитие мышления, активизация словаря антонимов, формирование умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе. Описание: Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение. Воробей маленький, а аист… Ворона большая, а синица… Сова спит днем, а охотится У синицы хвост короткий, а у сороки… У дятла клюв длинный, а у снегиря… У синицы клюв тонкий, а у дятла Ворона большая, а воробей

3 Про кого из зимующих птиц можно сказать? Мой — (дятел, снегирь, воробей, голубь), Моя — (ворона, синица), Мои — 7. «Где какая птица находится?» Цель: Формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на». Оборудование: Сюжетная картинка «У кормушки». Описание: Педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. 8. Игра «Кого не стало?» Цель: Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже; развитие памяти, зрительного восприятия. Оборудование: Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Описание: На доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало. 9. Игра «Узнай птицу по силуэту». Цель: Способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту. Описание: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц, называя перелетная или зимующая данная птица. 10. Игра «Зимующие и перелетные птицы». Цель: Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам перелетные, зимующие. Описание: На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих в круге со снежинкой. 11. Речевое упражнение «Скажи ласково». Цель: Закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

4 Острый клюв — остренький клювик Тонкие лапы тоненькие лапки Длинная шея длинненькая шейка Белая грудь беленькая грудка Черное крыло черненькое крылышко 12. Отгадывание загадок: Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть зерна и не страшна Будет им зима. (Зимующие птицы) Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок Получается прыжок. (Воробей) Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её (Сорока) Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (Кормушка) Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением (ворона) Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) В тёплый край не улетают, На морозе распевают, Эти птички-невелички Называются (синички). Хоть я не молоток По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел) Всю ночь летает Мышей добывает. А станет светло Спать летит в дупло. (Сова)

5 13. Народная мудрость по теме «Зимующие птицы»: Лес без птицы и птицы без леса не живут. Знает птица, что без Родины не годится. Всякая птица своим пером гордится. Всякая птица по-своему поет. Всякая птица своим клювом сыта. У каждой пташки свои замашки. Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен. Вороне соколом не быть. Вороненку гнездо родимая хата. Мала синичка, да коготок остер. Немного синица ест, пьет, да весело живет. Сорока без причины не стрекочет. Сорока весть на хвосте принесла. Пируют в ночи совы да сычи. Воробьи под кровлю, а совы на ловлю. Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает. Кукушка кукует, по дому горюет. Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать. Материал подготовила учитель-логопед Ефремова С.Э

  • сколько человек заражено коронавирусом на сегодня в россии количество зараженных сегодня
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]