Дидактические игры по экономике для старших дошкольников с целями
Картотека дидактических игр по экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Материал будет полезен воспитателям ДОУ любого типа, реализующим игровую технологию в своей работе.
Игра «Поезд монет и купюр» Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинст-ва монет и купюр. Материал: Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся после-довательности; Ход игры: — К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет? (монеты) — Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне? — Давайте поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет монета? Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства. — Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинст-ва (1 копейка). Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками? — Ребята, а можно расселить по вагонам купюры таким же образом (дети расселяют ку-пюры по вагонам). Игра «Если…, то…» Цель: ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтовар-ный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты; уточ-нить у детей представления о разных видах магазинов. Ход игры: — Ребята, я вам буду говорить предложение, а вы должны будете продолжить это пред-ложение, например, «Если пойти в овощной магазин, то, что там можно купить?». • Если пойти в обувной магазин, что там можно купить? • Если пойти в магазин одежды, что мы там купим? • Если пойти в мебельный магазин, что мы там купим? • Если пойти в продовольственный магазин, что там можно купить? • Если пойти в промтоварный магазин, что там можно купить? Игра «Что где продается?» Цель: учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов. Материал: картинки с изображением товаров разного вида. Ход игры: — Посмотрите, ребята, здесь у нас много товаров, которые можно купить в магазине. В каком магазине вы можете купить эти товары? Рассматриваем с детьми картинки с изображением товаров (хлеб, батон, колбаса, юбка, шампунь, стиральный порошок, зубная паста, кофта, и другие). Вместе с детьми опре-деляем, в каком магазине продается представленный товар.Игра «Дорого – дешево». Цель: учить детей соотносить цену и качество товара. Материал: морфологическая таблица с наименованиями разных видов магазинов и то-варов, продаваемых в них. Красные таблички, обозначающие дорогой товар, синие таблички, обозначающие дешевый товар. Ход игры: — Посмотрите, ребята, у нас здесь лежат различные товары. И у меня есть такие интерес-ные таблички – синяя и красная – синяя табличка обозначает дешевый товар, а красная таблич-ка обозначает дорогой товар. Как вы думаете, какой товар самый дорогой и самый дешевый? Разложите таблички. — Разложите таблички красную возле дорогого товара, а синюю возле дешевого товара. Почему вы так решили? Игра «Магазин» Цель: учить детей практически выполнять действия по приобретению товаров, прогова-ривать вслух фразу «СТОИТ», «ПЛАЧУ», «СДАЧА». Материал: мелкие товары или иллюстрации с изображением товаров, ценники; деньги на покупку товаров на каждого ребенка, каталоги товаров, ценники. Ход игры: — Ребята, давайте поиграем в магазин. — Что нам для этого нужно? — Правильно товар, повесить на товар ценники, разложить его по полкам. Определяем с детьми цены товаров, пишем ценники, раскладываем товар по полкам. Выбираем продавца или эту роль в начале игры может сыграть сам воспитатель. Требуем от детей следующей последовательности вопросов и ответов:
— Что, Маша, хочешь купить? — Я хочу купить молоко. Оно стоит 12 рублей. Я даю 15 рублей. — Вот вам сдача 3 рубля.
Опрашиваем несколько детей. Затем можно поменять продавца.Игра «Аукцион» Цель: учить детей устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей. Материал: мелкие товары или иллюстрации с изображением товаров, деньги. Ход игры: Всем детям раздаются деньги для приобретения товара.
— Посмотрите, ребята у меня в руках красивый плюшевый Мишка. Кто хочет его купить? — Мишка стоит – 5 рублей. — Кто купит Мишку? -Много желающих купить Мишку, тогда я добавляю цену. Мишка стоит – 6 рублей. У кого есть такая сумма денег?
Далее продаем детям еще несколько игрушек. Можно использовать слово «Стоимость» (Какова стоимость Мишки?), чтобы ввести его в активный словарь ребенка.Подвижная игра «Найди пару» Цель: учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег. Материал: монеты и купюры разного достоинства (по одному набору монет и купюр на каждого ребенка). Ход игры: Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти па-ру по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства. Игра «Что делает?» Цель: Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; за-крепить у детей представления о профессиях. Ход игры: — Я буду называть вам профессию, а вы будете называть, что человек делает. Повар – варит кашу; Токарь – изготавливает детали; Врач – лечит людей; Учитель – учит детей; Водитель – водит машину; Продавец – продает продукты и товары; — Какие профессии вы еще знаете? Что люди этих профессий делают? Игра «Кто, где работает?» Цель: учить устанавливать связь места работы и профессии человека. Ход игры: — В милиции работает… — В магазине работает… — На пекарне работает… — В такси работают … — В пожарной части работают… — В школе работают… — В больнице работают… Следует обратить внимание детей на то, что можно назвать не одну профессию, а несколько: В больнице работают врачи, медицинские сестры, уборщицы, гардеробщицы и т.д.Игра «Магазин». Цель: — закрепить понятия «магазин», разнообразные виды магазинов; — познакомить с правилами поведения в магазине; — практически закреплять правила поведения в магазине в игровой ситуации; — воспитывать культуру поведения в общественных местах; Материал: Товар для продажи, ценники, витрины, предполагаемый кассовый аппарат, деньги для покупки товаров. Ход игры: Вместе с детьми оформляем витрины магазина, приклеиваем цены товара. Организовать 3 детей для работы в самом магазине. Первый ребенок – кассир, сидит на кассе и отбивает чеки. Двое детей выполняют роли продавцов: предлагают детям – покупателям товары, представленные в магазине. Важно, чтобы дети при покупке товара соблюдали правила поведения в магазине. При несоблюдении правил после игры прокомментировать ошибки, не переходя на личности, а обозначить типичные ошибки. По истечении некоторого времени можно поменять продавцов, чтобы и они могли продемонстрировать правила поведения в магазине. Правила поведения. — Придя в магазин, как вы должны себя вести? — Какие правила поведения существуют в общественных местах? • По залу магазина нужно ходить тихо и спокойно. Можно разговаривать вполголоса, советоваться друг с другом. Почему? • В магазине нужно внимательно рассмотреть товары на полках, выбрать понравившийся товар, выяснить его цену, проверить, сколько денег у вас в кошельке, а потом принять решение о покупке. Почему? • При необходимости нужно обратиться за советом, узнать, как можно поль-зоваться выбранной вещью. Предпочтение нужно отдавать качественному товару. По-чему? • Не нужно забывать в разговоре с продавцом и кассиром о таких словах, как «спасибо», «пожалуйста» и др. • В разговоре с продавцом будьте терпеливы, не перебивайте, выслушивайте до конца. • Приняв твердое решение о том, какой товар вы купите и, запомнив его це-ну, отправляйтесь в кассу, оплатите покупку, получите чек. • С чеком подойдите к продавцу, объясните, какую игрушку вы покупаете. • Проверьте еще раз качество приобретенной вещи: нет ли у нее поломок, не испорчен ли внешний вид. Почему? • Вспомните, какими словами нужно поблагодарить продавца. Вопросы помогут детям раскрыть сущность некоторых правил, осознать их важность и необходимость. Воспитатель поясняет детям некоторые правила сам, а некоторые можно попросить пояснить детей.
Рекомендуем посмотреть:
Экономическое воспитание дошкольников Конспект НОД по экономике в старшей группе ДОУ Эссе воспитателя детского сада. Формирования финансовой грамотности у дошкольников Вводный курс по обучению основам финансовой грамотности детей средней группы ДОУ
Похожие статьи:
О профессии банковского работника для детей
Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации.
В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые экономические условия способствуют становлению современных детей как полноправных участников социально-экономических процессов, что приводит к необходимости организации экономического воспитания детей уже в дошкольном возрасте. В процессе экономического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях повышается экономическая грамотность детей, вырабатывается современный стиль мышления, который отвечает требованиям времени, представляет собой базу для дальнейшей образовательно-воспитательной работы.
В исследованиях А. Д. Шатовой отмечается ускоренный темп социализации детей, автор в результате эмпирических исследований подтвердил возможность усвоения в старшем дошкольном возрасте некоторых экономических понятий, соотнесения их с рядом соответствующих жизненных ситуаций [6].
Экономическое воспитание представляет собой важнейший компонент, входящий в современную педагогическую систему дошкольной образовательной организации. В литературе экономическое воспитание определяется в качестве педагогического процесса, который направлен на формирование комплекса нравственно-экономических качеств личности, усвоение представлений об особенностях экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки [4].
Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально-экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников.
Успешность использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста существенным образом зависит от руководства ею. Под педагогическим руководством игровой деятельностью дошкольников понимается применение совокупности разнообразных методов и приёмов, расширяющих тематику сюжетно-ролевых игр, обогащающих её содержание, способствующих овладению детьми ролевым поведением [4]. В систему руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников входит: ознакомление детей с окружающим миром с использованием активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются:
– реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно-трудового воспитания;
– организация развивающей предметно-пространственной среды;
– целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников.
В процессе экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходима реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, которые в совокупности будут способствовать решению задач экономического и нравственно-трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра позволяет смоделировать ряд жизненных ситуаций: операция купли или продажи, производство и сбыт готовой продукции и т. д.
Реализация в практической деятельности сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием способствует решению следующих задач:
– закрепление в игровой форме представлений дошкольников о таких доступных понятиях, как деньги, товар, труд;
– применению экономических знаний в конкретной ситуации;
– воспитанию навыков бережного отношения к разным видам собственности, воспитание уважения к труду и людям труда.
В разработке содержательного аспекта окажут помощь исследования, носящие практическую направленность, таких авторов, как Л. Н. Галкина, Л. С. Гумерова, Л. Г. Киреева, В. П. Макеенок [1; 2; 3; 5].
Для использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста считаем необходимым:
– определить целесообразное содержание экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
– обеспечить взаимосвязь экономического, трудового, нравственного воспитания;
– создать зону экономического игрового пространства, в которую входит активизирующий игровой материал, позволяющий организовать самостоятельную сюжетно-ролевую игру с экономическим содержанием;
– обеспечить взаимосвязь семьи и дошкольной образовательной организации по проблемам экономического воспитания старших дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать с целью экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, можно сгруппировать в соответствии с темами:
– труд;
– мир денег;
– товары;
– экономный хозяин.
Примерами сюжетно-ролевых игр по теме «Труд» являются: «Стройка», «Аптека», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кондитерская фабрика» и др. В рамках организации данных игр у детей дошкольного возраста закрепляются представления об орудиях труда, о труде как экономической категории, о роли труда в жизни человека, осуществляется знакомство с производственным циклом изготовления товара или получения услуги, устанавливаются взаимосвязи между понятиями «труд», «продукт», «деньги».
По теме «Мир денег» могут быть проведены следующие сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Ярмарка», «Пункт обмена валюты». Реализация данных игр позволит познакомить детей с денежными знаками, простейшими финансовыми операциями, кроме того, будут формироваться умения определения самостоятельно выгодности покупки, даётся понятие качества товара и понятие прибыли при его продаже. Данные игры позволяют также формировать правильное отношение к деньгам, являющихся предметом жизненной необходимости.
В качестве примеров сюжетно-ролевых игр по теме «Товары» могут быть представлены следующие: «Супермаркет», «Детское кафе», Туристическое агентство» и др. В результате применения данных игр дети узнают, что существуют разные формы сбыта продукции, детьми устанавливается зависимость стоимости товара от таких важных параметров, как качество и количество, игры учат правильному восприятию рекламы, происходит воспитание разумных потребностей, экономности, расчётливости.
Тема «Экономный хозяин» может быть реализована в процессе организации следующих сюжетно-ролевых игр: «Экономная семья», «Путешествие», «Полезные покупки». В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы, учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются представления о комплексе качеств (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие).
Реализация данных игр происходит поэтапно:
– в ходе обучающего этапа воспитателем широко применяются приёмы прямого руководства сюжетно-ролевой игрой;
– на закрепляющем этапе используются косвенные приёмы, воспитатель играет второстепенную роль;
– этап творческого развёртывания игры предполагает выполнение воспитателем роли наблюдателя, характерна самостоятельность и творчество детей в игре.
В рамках экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в качестве предварительной работы проводятся беседы, создаются проблемные ситуации, направленные на решение разнообразных экономических задач, дидактические игры, имеющие экономическое содержание, организуются продуктивные виды деятельности, чтение художественной литературы, имеющей нравственно-экономическую направленность.
Важным условием реализации сюжетно-ролевых игр экономической направленности является организация развивающей предметно-пространственной среды (активизирующая экономическая зона». Экономическую зону может представлять игровое оборудование с экономической тематикой (игрушечные кассы, банкомат, машинки для пересчёта денег, офисная техника, прилавки и т. д.), наборы денежных купюр, монет, куклы в костюмах разных профессий, муляжи товаров, печати, готовые бланки, магнитные карты, различный бросовый материал для изготовления атрибутов, униформа, др. материалы. Развивающая предметно-пространственная среда также пополняется за счёт оформления альбомов, в которых представлены монеты страны, валюта, библиотека книг о деньгах, бизнесе, дидактические игры, иллюстрации, фотографии.
Важным представляется организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Для этого используются разнообразные формы работы: информационная помощь (оформление стендов и памяток, консультаций «Особенности экономического воспитания дошкольников», «Экономические игры для дошкольников» и др.), проведение родительских собраний, организация индивидуальных экскурсий родителей и детей (в банк, супермаркет, в аптеку, в ателье и т. д.), привлечение родителей расширению и обогащению развивающей предметной-пространственной среды в группе (родителями оказывается помощь в изготовлении атрибутики для сюжетно-ролевой игры).
Итак, в ходе организации сюжетно-ролевых игр экономического содержания в старшем дошкольном возрасте дошкольниками получается необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.), формируются экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.), воспитываются экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).
Литература:
- Галкина, Л. Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста/ Л. Н. Галкина //Одаренный ребенок. — 2010. — № 4. — С.42.
- Гумерова, Л. С. Предметно-пространственная среда ДОУ как условие экономического воспитания дошкольников/ Л. С. Гумерова // В мире научных открытий. — 2012. — № 2. — С. 12.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. / Авт.- сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2003.
- Макеенок, В. П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ/ В. П. Макеенок // Педагогические науки. — 2011. — № 3. — С. 43.
- Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников/ А. Д. Шатова. — М.: Педагогическое общество России, 2005.