Дидактические игры для дошкольников.занимательные факты по математике (средняя группа) по теме


Дидактические игры для дошкольников.занимательные факты по математике (средняя группа) по теме

Дидактические игры по ФЭМП

«Мозайка», «Пазлы»

Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость.

«Цвета и формы»

Цель: способствует обучению ребенка основным цветам и их оттенкам, основным формам, а также таким важным понятиям как «большой», «маленький», «больше», «меньше».

Лото «Занимательная математика»

Цель: развивает внимание, логическое мышление, усидчивость, продолжает обучать счету до 100, тренирует зрительную память.

Умное домино «вычитание»

Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость, тренирует зрительную память, закрепляет навыки вычитания.

«Детям о времени»

Цель: игра знакомит детей с временными понятиями (времена года, месяцы, дни недели, части суток, часы), формирует навыки рассказа по картинкам.

«Подбери по цвету и форме»

Цель: развитие логического и образного мышления, произвольной и непроизвольной внимания.

«Противоположности»

Цель: развитие внимания, речи, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления.

«Веселая логика»

Цель: развивает образное мышление, аналитическое восприятие, развивает способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования.

«Времена года»

Цель: развивает память, наблюдательность, формирует интерес к окружающему миру.

«Цветная геометрия»

Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.

«Калейдоскоп фигур, цветов, занятий»

Цель: развивает пространственную ориентацию, художественную и творческую фантазию, сообразительность и внимание, в игровой форме обучает владению геометрическими фигурами, умение определять один определенный цвет из цветового многообразия.

«Решаем примеры»

Цель: закрепление навыков счета, осваивание математических действий: сложение и вычитание, обучает составлять и решать задачи.

Дидактические игры по развитию речи

«Моя квартира»

Цель: формировать знания детей о характерных предметах обстановки квартиры, игра учит правильно выбирать картинку с предметом обстановки для выбранной части квартиры, развивать мышление, сообразительность, умение объяснять свои действия, память.

Лото «Все профессии важны»

Цель: развивает речь, мышление, речевой аппарат, представления о профессиях.

«Назови одним словом»

Цель: развивает логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Логопедическое лото»

Цель: развивает фонематический слух, учит правильно произносить звуки, изучает звуко-буквенный анализ слова, развивает внимание, память, мышление.

«По дорожке слов»

Цель: развивает у детей связную речь, внимание, память, воображение, логическое мышление и фонематический слух.

«Мы построим дом»

Цель: развивает память, мышление, фантазии, формировать знания детей о характерных предметах строительного материала, игра учит правильно выбирать картинку.

«Четвертый лишний»

Цель: развивает логическое и образное мышление, речевой аппарат.

«Цепочка слов»

Цель: развивает способность обнаруживать местонахождение первого и последнего звука в словах.

«Пойграй-ка»

Цель: игра развивает сенсорное воспитание, зрительное восприятие, формирует вырабатывание устойчивых представлений о форме, цвете, величине предметов, учит устанавливать совпадение и несовпадение.

«Знаю все профессии»

Цель: знакомит с профессиями, тренирует память, внимание, логическое мышление и речь.

«Мы играем в магазин»

Цель: знакомит детей с предметами продающимися в магазинах, умение детей классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами.

Дидактические игры по окружающему миру

«Животные и птицы: что говорят и что едят»

Цель: развивает речь, знакомит с животными и птицами, а так же с тем, как они «говорят» и что едят.

«Домашние животные» I

Цель: знакомит детей о пользе домашних животных, их разновидностях, чем они полезны в домашнем хозяйстве, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, образное и логическое мышление.

«Зайчата в лесу»

Цель: знакомит с хищными и травоядными животными, развивает логическое мышление, память, речь.

«Чехагор»

Цель: развивает внимание, логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Животные и их детеныши»

Цель: знакомит с животными средней полосы России, расширяет словарный запас, развивает памть, учит правильной речи, формирует основы логического мышления (обобщение, разделение на группы).

«Нектаринка»

Цель: игра развивает внимание, логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Дольки»

Цель: развитие зрительного восприятия, произвольное внимание, знакомит с фруктами, овощами и ягодами, память.

«Домашние животные» II

Цель: знакомит детей с окружающим миром и обогощает знаниями о животных, их детенышах, а так же скотном дворе, учит ребенка обобщать, анализировать и сравнивать.

«Поймай рыбку»

Цель: знакомит детей с водными жителями, развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление.

Лото «Двойняшки» (птицы)

Цель: знакомит детей с разновидностями птиц, местом обитания, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, речевой аппарат.

Лото «Двойняшки» (насекомые и рептилии)

Цель: знакомит детей с разновидностями насекомыми и рептилиями, местом обитания, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, речевой аппарат.

«Узнаем живой мир»

Цель: знакомит с домашними и лесными животными, лесными и сельскохозяйственными растениями, лесными и садовыми цветами, лесными и садовыми ягодами, овощами и фруктами.

«Подбери картинку»

развивает внимание, память, мышление, учит классифицировать предметы, называть группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас.

Пазлы как развивающая игра

Собирали ли вы когда-нибудь огромную картину из пазлов? Какими качествами нужно обладать для того, чтобы собрать ее? Правильно, терпением, усидчивостью, ориентированностью на результат, внимательностью.

Если вы желаете, чтобы ваш ребенок обладал этими качествами, смело предлагайте ему пазлы. Помимо перечисленного, пазлы развивают еще и восприятие целого, воображение, мелкую моторику, координацию движений, наглядно-образное мышление.

Собирали ли вы когда-нибудь огромную картину из пазлов? Какими качествами нужно обладать для того, чтобы собрать ее? Правильно, терпением, усидчивостью, ориентированностью на результат, внимательностью.

Если вы желаете, чтобы ваш ребенок обладал этими качествами, смело предлагайте ему пазлы. Помимо перечисленного, пазлы развивают еще и восприятие целого, воображение, мелкую моторику, координацию движений, наглядно-образное мышление.

Мелкая моторика и координация движений руки ребенка развивается в процессе перебирания мелких деталей-пазлов, их переворачивания, захватывания и выкладывания в нужном месте.

Чтобы получить результат в этой игре, необходимо сопоставлять детали по цвету, форме, линиям. В процессе этого развивается восприятие, логическое и наглядно-образное мышление.

Чтобы сопоставить один пазл с другим, мозг ребенка проделывает массу операций. К примеру, чтобы подобрать подходящую часть детали, малышу нужно научиться мысленно переворачивать пазлы, что несомненно полезно для развития пространственного восприятия, логического, наглядно-образного мышления и воображения.

Цель игры в пазлы: сопоставить детали с соседними таким образом, чтобы вместе они составили общую картину.

В зависимости от размера пазлов, их могут собирать как школьники, так и совсем малыши. Начинать играть в такую развивающую игру можно уже с детьми двух лет, учитывая, что пазлы при этом должны быть больших размеров и их должно быть совсем немного. Картинка для малышей должна быть простой, хорошо, если это будет один большой предмет. Как только ребенок освоит эту игру, можно начинать усложнять ее, предлагая более мелкие детали и более сложный рисунок.

Хорошо, если первые пазлы состоят лишь из двух — четырех крупных деталей, замечательно, если еще и будут выкладываться в планшете-рамке.

Начинать играть всегда с рассматривания целой картинки (обычно, образец прилагается). Затем обсудить детали, происходящие на картинке действия.

Если ребенок еще не знаком с принципом игры в пазлы, то взрослому стоит сначала на глазах ребенка собрать картинку, а потом убрать 2-3 детали и предложить малышу помочь. Для маленьких детей можно придумать сказку с участием персонажей.

Пример сказки:

«Жил-был котенок по имени «Мяу». Жил он в квартире на седьмом этаже и была у него хозяйка Юля. Юля его очень любила, кормила по утрам молочком, играла в догонялки и даже выводила гулять. Вот, ты можешь посмотреть на этого котенка (покажите собранную картинку).

Однажды, выйдя на прогулку со своим котенком, Юля встретила своих подружек и заигралась. А когда нужно было идти домой, вдруг вспомнила, что рядом нет ее котенка, он потерялся (разрушьте картинку на глазах ребенка). Она долго искала и звала его: «Мяу, мяу, кссс, кссс, кссс», но он не откликался.

Давай поможем Юле найти котенка, вот, я уже вижу его ушко (продемонстрируйте ребенку пазл с ушком котенка), ищи и ты…».

Когда игра закончится и пазл соберется, обязательно похвалите своего малыша за проделанную работу.

Как только вы заметите, что головоломка уже не вызывает никаких затруднений у ребенка и он собирает ее с «закрытыми глазами», стоит задуматься над приобретением более сложного варианта пазлов.

Помимо обычных пазлов с обычными картинками, существуют еще и головоломки с развивающим наполнением. Так, в продаже можно встретить географический пазл, задача которого дать представление детям о карте Мира и о местоположении материков, анатомический пазл, информирующий детей о строении человеческого тела, астрономический, математический и др.

Если в процессе игры в пазлы ребенок долгое время не может ничего собрать, то стоит ему помочь, ведь постоянные неудачи могут вызвать потерю интереса ребенка к этой игре. Также подумайте, может быть игра подобрана не по возрасту и стоит предложить пазлы попроще (состоящие из меньшего количества деталей).

Приобретая пазлы для малыша, обратите внимание на его качество. У качественных пазлов на срезах не должно быть зазубрин, картон должен быть плотным, не расслаиваться и не гнуться. Картинка должна быть яркой, а для маленьких детей еще и контрастной.

Выбирая такую игру, исходите из личных интересов ребенка. Мальчикам, естественно, будет интересно собирать пазл с автомобилями, а девочкам – с принцессами. Детей помладше заинтересуют картинки со зверушками, а детей постарше – с любимыми мультипликационными персонажами.

Автор статьи: Евстигнеева Любовь Геннадьевна, семейный и детский психолог

Причина №7: оценка взрослыми возможностей ребенка

Когда мы смотрим на ребенка, играющего в головоломки и другие игры, мы можем многое узнать о его темпераменте, интересах и стратегиях. Родители, наблюдая за поведением ребенка, складывающего пазлы, видят, он настойчив или быстро бросает дела. Можно понять, что его интересует и увлекает, любит ли он игровые задачи или избегает их. Такие наблюдения стоит организовывать часто, поскольку они являются ценным источником информации, например, для психологов и педагогов, работающих с детьми, испытывающими трудности в обучении. Хотя диагноз дислексии, дискалькулии и т. д. возможен только после раннего школьного периода, информация о развитии ребенка в первые годы жизни может помочь в его постановке.

Очевидно, что пазлы полезны для детей. Их можно собирать и взрослым. А еще более полезным оказывается совместное собирание пазлов старшими и младшими детьми вместе с родителями. Не упустите прекрасный шанс для развития своих наследников.

Причина №1: развитие пространственного воображения

Сопоставление маленьких отдельных элементов определенных форм с большим целым — отличная тренировка воображения и подведение к пониманию символов. Маленький ребенок знает, что такое яблоко. Сначала он только учится распознавать форму плода, а затем проверяет, можно ли адаптировать ее к конкретному контуру. Собирая пазлы, он узнает для себя, подойдут ли яблоко и груша к одному и тому же пустому месту в головоломке. Держа в руках 2 части одной головоломки анализирует, насколько они разные и чем похожи. Взрослым такие проблемы кажутся очевидными. Для маленького ребенка это всего лишь введение в наблюдение мира, наблюдение за различиями и сходствами, наблюдение за логическими последовательностями, указание на причину и следствие.

Причина №4: развитие мелкой маторики рук

Двигательное развитие ребенка связано с двумя важными областями: крупной моторикой (это включает в себя общую физическую форму, способность ползать, сидеть, ходить, бегать, вращаться, лазать и любые действия, затрагивающие все тело ребенка) и мелкую моторику, т. е. умение точно управлять руками. Младенец сначала берет предметы рукой, затем пальцами и выпрямленным большим пальцем и со временем учится держать пинцет. Но это еще не все — вам также необходимо научиться координации глаз и руки, овладеть способностью передавать предметы из рук в руки и, со временем, способностью точно манипулировать удерживаемыми предметами. Некоторые из этих навыков необходимы для самообслуживания:

  • надевание и застегивание одежды;
  • шнуровка обуви;
  • прием пищи со столовыми приборами;
  • стирка вещей;
  • умывание;
  • чистка зубов.

Другие навыки нужны детям для введение в художественные работы: держание мелка, рисование красками, письмо ручкой, раскрашивание картинок. Хватание кусочков пазла и манипулирование ими так, чтобы они соответствовали частям большего целого, чудесным образом развивает ловкость рук. Благодаря таким играм в мозгу ребенка развиваются области, отвечающие за обработку тактильных раздражителей и управление движением пальцев. Вот почему пазлы так полезны для детей.

Можно рекомендовать и взрослым и пожилым людям, которые восстанавливаются после перенесенных инсультов, инфарктов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]