Формирование позитивного отношения к труду, интереса, основного на включение в различные виды полезной деятельности у учащихся


Трудовое воспитание

Многие исследователи рассматривают трудовое воспитание как ядро и высшую ступень в развитии педагогики. Швейцарский педагог Й. Г. Песталоцци (1747-1826) говорил, что детей нужно готовить к жизни в обществе уже в школе. В противном случае они попадут в рабство. Последнее звено в рассуждениях Песталоцци всегда имеет практическое значение. Он считал, что кульминацией знаний является практическая жизнь. Если нет, то теория безжизненна, изолирована от требований жизни. Именно в этом контексте профессиональное образование выходит на первый план. Песталоцци позволял детям в своей «богадельне» (1769 — 1774) летом работать в поле, а зимой учил их ткачеству.

В 1920-х годах в Германии и России наблюдался сильный всплеск интереса к трудовому воспитанию. Выдающиеся педагоги, особенно Г. Кершенштайнер в Германии и П. П. Блонский в России разработали проекты трудовой школы. Оба считали, что школа знаний не стимулирует активность учеников и не учитывает социальные условия. Теория не должна быть оторвана от практики, поэтому ее кульминацией является рабочая школа. Необходимо всегда помнить, что социальный прогресс напрямую связан с прогрессом в сфере труда.

Сторонники трудовой педагогики делают предположение о теории деятельности, но они дополняют его, ссылаясь на понятие труда. К сожалению, содержание обычно не объясняется. Проведя соответствующие исследования, мы пришли к выводу, что социальная работа — это только та деятельность, которая участвует в процессе социального обмена, то есть является полезной для других людей, в результате чего она вознаграждается или порицается. Педагогика труда в основном сосредоточена на социальной работе. Индивидуальная работа как целенаправленное усилие, как необходимое условие развития учащихся, не отрицается, но акцент делается на социальной (общественной) работе. Именно этот акцент преобладает в педагогической деятельности II. П. Блонский.

Концепция социальной работы и способы ее оценки изучаются экономическими науками. Поэтому трудовое воспитание — это вид экономического, а не политического или правового воспитания. По мнению Блонского, первые трудовые навыки школьник получает в школе и семье, затем круг его деятельности расширяется, он становится мелким фермером, мелким ремесленником, мелким гражданином. Система обучения школьников такова, что трудовая деятельность взрослых сначала изучается, а затем воспроизводится. Очевидно, что культивируются только те виды деятельности, которые доступны для студентов с той или иной формой инвалидности. Студентов поощряют проявлять инициативу и учитывают их интересы. Особое внимание уделяется безопасности при выполнении рабочих операций.

Особое внимание уделяется безопасности при выполнении рабочих операций, чтобы избежать ущерба для здоровья.

Работа рабочих школ выявила некоторые их недостатки. Энтузиасты трудового обучения явно переоценивали способность общего среднего образования подготовить учащихся к будущим профессиям. Современная система образования включает в себя среднее общее, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Фактически, сторонники рабочих школ пытались объединить среднее общее и среднее профессиональное образование в одном учебном заведении. Но для этого нет достаточного резерва учебного времени. Концептуальная база, изучаемая в средних школах, настолько обширна, что на качественное профессиональное образование просто не остается времени. Кроме того, средние специальные учебные заведения, такие как профессиональные училища и колледжи, избирательно подходят к обучению. Если деятельность средней школы будет строиться по образцу специализированной школы, то выбор высшего профессионального образования для выпускников будет ограничен, а школа должна обеспечивать максимально широкие перспективы будущей профессиональной деятельности.

Оборудование: камни, отростки растений, чернозём, поддон, долото, сверло.

Ход мероприятия

Ведущий. И чего только не бывает на свете… Прекрасное и безобразное, доброе и злое, трудолюбивое и ленивое. Это лишь некоторые примеры, а их множество. Возьмём, к примеру, труд и лень. Обратимся к сказке «Подарок лентяя» писательницы В. Осеевой. Сейчас увидим сценки по сюжету ее книг.

Итак:

ПОДАРОК ЛЕНТЯЯ

Автор. Было у лентяя два дела. Надоели они ему. Решил он их продать.

Лентяй (кричит на базаре).

Эй, люди! Покупайте мои дела!

Люди (спрашивают).

А какие твои дела?

Лентяй. Одно неначатое, другое недоделанное!

Люди. Да они ломаного гроша не стоят!

Лентяй. Ну так я их даром отдам!

Автор. И отдал. На даровщинку всегда охотники найдутся. А кто взял, у того и посейчас эти дела есть: одно неначатое, другое недоделанное.

Ведущий. Постарайтесь для себя по сказке сделать вывод. Конечно, надо трудиться, чтобы быть счастливыми. Работа принесёт вам радость, если ваш труд будет нравиться людям. Для этого надо любить людей и природу. Однажды я подслушал разговор ребятишек. Они говорили о камнях, о цветах и решили сделать из камня гору, покрытую цветами. Итак, представляем вашему вниманию. ..

САДИК НА КАМНЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?

Миша (отвечает на в опрос).

Природа — это леса, реки, горы. Хорошо услышать шум водопада, покарабкаться по каменным тропам, побродить по цветущим лугам, услышать песнь ветра. Так вот частицу этой чудесной природы можно перенести в наши квартиры.

Дима. Да-да! Мы уже собрали кучу таких камней!

Для этого надо иметь зоркий глаз. Когда будете в лесу идти по дороге, то обращайте внимание на камни. Они часто валяются на дороге. Пусть вас привлекут камни необычной формы (показывает ноздреватый шершавый камень, напоминающий горку).

Рома. Смотрите! Да вот ноздреватый камень. Он удобен для обработки. Только ему надо придать волшебный вид. Надо привлечь к работе папу или дедушку.

Дедушка Миши (он — камнетёс). Берём зубило, подравниваем камень. На камне делаем отверстия с помощью сверла глубиной 5-8 см и диаметром 2-3 см. Вот гора и готова.

Нина. Теперь её необходимо покрыть живыми растениями. Вот вам и микросад. Для этого используются комнатные растения: узумбарская фиалка, заячья капустка, кактусы, мирт. Все отростки помещают в горшок и накрывают стеклянной банкой. Затем эти растения ставят на светлый подоконник. Пока растения укореняются, камню придаётся декоративная форма.

Миша. Для микросада пригоден пористый камень, который хорошо впитывает воду. Во время обработки на камень льют воду, охлаждают сверло.

Нина. В приготовленные отверстия надо насыпать чернозём. Он нужен для первоначального укоренения посаженных растений. Потом они питаются микроминералами камня и воды.

Посадку надо произвести правильно. На самом верху камня разместить сухолюбивые кактусы, заячью капустку…

В средней части — хавортию, узумбарские фиалки. У самого низа — влаголюбивые аспарагусы, папоротники…

Садик станет нарядным.

Рома. Готовый сад на камне помещают в эмалированный поддон. В посуду наливается вода. Камень впитывает воду, увлажняет все растения и перегретый воздух в помещении. Такой живописный садик хорошо украсит квартиру и всегда будет поддерживать нужную прохладу во время отопительного сезона и летней жары. А это очень полезно для нашего здоровья.

(Дети подходят к столу и рассматривают камень. Негромко звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Даётся задание: найти камень, придать ему форму и посадить цветы.)

Ведущий. Помните сказку «Подарок лентяя»!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]