Конспект консультации для воспитателей «Различные виды самодельных театров в работе с детьми в ДОУ»


Консультации для воспитателей

В разделе представлены консультации для воспитателей ДОУ детского сада на разную тематику, авторские рекомендации и консультации для педагогов детского сада. Посещая детский сад, ребёнок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.

Известно, что одно из особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что решить эти задачи, усвоить, развиться, ребёнок сможет только в том случае, если он испытывает положительные эмоции от пребывания в детском саду, т.е. психологический комфорт. Очень тёплое, ласковое общение воспитателя с детьми с детьми во время приёма (обнять, приласкать, сказать что-то очень приятное).

В разделе сайта консультации для воспитателей детского сада для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя по обучению детей на разные темы:

  • Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста. Советы воспитателю
  • Тест для молодого воспитателя
  • Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста
  • Развитие ребёнка в раннем возрасте
  • Роль воспитателя в адаптации ребёнка к детскому саду
  • Консультация для воспитателя «Сказки нужны детям»
  • Развитие мелкой моторики у детей в детском саду с общим недоразвитием речи
  • Консультация для воспитателей ДОО «Оформление педагогического проекта»
  • Как работать над проектом?
  • Мелкая моторика у детей дошкольников
  • Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребёнка
  • Методика проведения НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
  • Реализация системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
  • Развивающие принципы в работе с дошкольниками
  • Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с воспитателем в процессе обучения родному языку
  • Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ
  • План работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет
  • Консультация для воспитателей детских садов «Воспитание личности ребёнка через труд»
  • Консультация для воспитателей ДОУ «Новый взгляд на родительские собрания»
  • Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Консультация для воспитателей «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»
  • Консультация для воспитателя первая помощь при отравлении ядовитыми грибами
  • Роль и задача воспитателя в детском саду
  • Основные направления развития навыков социальных отношений у детей дошкольного возраста
  • Памятка для воспитателей ФГОС
  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения
  • Консультация для воспитателей детских садов «От ИЗО-деятельности к творчеству»
  • Консультация для воспитателей «Обучение решению задач на смекалку (головоломки)»

Раздел для воспитателей детских садов. На страницах раздела собраны материалы, необходимые в повседневной работе педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Воспитатель детского сада присматривает за детьми, пока их родители на работе, но на этом перечень функций этого специалиста не заканчивается: он проводит обучающие занятия, преподаёт основы чтения, математики, обучает лепке, аппликации, рисованию, музыке и танцу, а также занимается физкультурой. Педагог-воспитатель даёт ребёнку первые представления об окружающем мире, принципах взаимоотношений между людьми, помогает адаптироваться и социализироваться, учит отличать хорошее от плохого, объясняет правила поведения в обществе.

Раздел консультации для воспитателей предназначен для заведующих, заместителей руководителя, старших воспитателей, воспитателей, специалистов детского сада, родителей и просто интересующихся воспитанием детей.

Консультации для воспитателейконсультация

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС»

Подготовила: воспитатель

Журавлева М.В.

2017г.

В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности.

В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

Мы рассмотрим вопрос «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью»

Хочется начать со слов Л. С. Выгодского:

Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой , Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. П. Усова и др.) показали, что творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «… материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой »

Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.

Игра — это отражение ребенком окружающей реальности, и хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт.

Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.

Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений.

Игра — это школа воспитания чувств дошкольников, их нравственных качеств. Именно сформированные в игре моральные качества влияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате ежедневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игровых ситуациях.

Игра – это средство интеллектуального развития ребенка. Знания, представления, умения, навыки, в процессе обучения, в семье, находят непосредственное отражение и практическое применение в детских играх.

Игра – действенное средство коррекции нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики.

Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей, радость творчества, радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развитии игрового сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре.

Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.

Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, шоферу, летчику, пожарному, отражают бытовые действия членов семьи и их отношения. В игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию.

Игра – это работа ребенка над самим собой. Это, не означает, что ребенок сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Нет, ребенок и не думает об этом: он просто играет – летит на самолете, гонится за пиратами по южным морям и т.д. Вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.

Через игру осуществляется социализация ребенка дошкольника.

Социализация – это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И.С. Кон)

Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида, его превращение в созидательного члена общества. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Социализация – это двусторонний процесс включающий в себя:

-Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

-Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

Для успешной социализации по Н. Смелзеру необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых.
  2. Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным. Но что же именно в окружающей действительности стимулирует игру дошкольника? И всякие ли яркие впечатления ребенка дают материал для ролевой игры?

Экспериментальные ситуации, описанные Д.Б. Элькониным:

Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Тогда она повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру «в зоопарк», в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, «звериная кухня» с поваром, «звериная больница» с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время, обогащаясь и усложняясь.

Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии?

Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия, т.к. деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр очень многообразны и изменчивы.

В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.

Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, «в семью») может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвертая—читать детям книжки и заниматься с ними и т.п. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.

Таким образом, особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия.

Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно — технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя — создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Таким образом: игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Закончу выступление словами Шмакова С.А

«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения».

«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

Конспект консультации для воспитателей «Различные виды самодельных театров в работе с детьми в ДОУ»

Лена Новикова

Конспект консультации для воспитателей «Различные виды самодельных театров в работе с детьми в ДОУ»

Конспект консультации для воспитателей детского сада на тему:

«Различные виды самодельных театров в работе с детьми в ДОУ».

Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования различных видов самодельного театра в воспитании и развитии детей.

Задачи:

1. Выявить представления воспитателей о различных видах театра используемых в работе с детьми.

2. Познакомить воспитателей с различными видами театра из подсобных материалов, с особенностями их изготовления.

3. Познакомить с понятиями «Театр оригами», «пальчиковый театр», «театр масок», «театр игрушек», «дергунчики»и т. д.

4. Показать воспитателям принцип работы обыгрывания готовых поделок в театральной деятельности.

6. Обеспечить развитие интереса педагогов к вопросам театральной деятельности с дошкольниками.

Материал:

Готовые образцы поделок разных видов театра, распечатанные схемы, фломастеры, ножницы, клей, кисточки, цветная бумага, белая бумага – ксероксная, макет «Теремка» для инсценирования сказки.

Подготовка к консультации:

1. Изучить специальную литературу по использованию самодельного театра в работе с детьми.

2. Подготовить образцы, схемы, макеты театров, материалы для работы.

3. Подобрать материалы на данную тему в интернете.

План консультации:

1. Повестка дня: Значение театральной деятельности в развитии дошкольников.

2. Доклад на тему: «Различные виды самодельных театров в работе с детьми в ДОУ»

3. Знакомство с особенностями разных видов театра в практической деятельности.

4. Изготовление воспитателями сказочных персонажей в стиле оригами по сказке

«Теремок».

5. Инсценирование сказки «Теремок»

Доклад для воспитателей детского сада на тему:

«Различные виды самодельных театров в работе с детьми в ДОУ».

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека — это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто новое. Творчество — это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в игре. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало.

Значение театральной деятельности в развитии дошкольников нельзя недооценить.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Виды кукольных театров.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Рассмотрим их разновидности:

-настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки;

-стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

-театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

— верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые куклы);

— напольные куклы (марионетки, конусный театр);

-театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовление самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. Из носового платка или квадратного кусочка материи очень легко сделать простейшую куклу. Самый простой в изготовлении – фланелеграф. Нарисовать на тонком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели.

Игрушки из конусов и цилиндров можно сделать с помощью циркуля, трафаретов. Вырезаем круги разного диаметра, складываем их пополам, разрезаем по линиям сгиба, склеиваем из полукругов конусы, превратив их в фигурку, приклеив детали. Оформить лучше аппликацией бумагой, тканью, кружевом, тесьмой, нитками, пуговицами, бусинками, бисером, пришив или приклеив к поделке. Кукол можно смастерить из бумажной массы, картона, ткани. Для изготовления массы газетная бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой. После того, как бумага размокнет, дают воде стечь, добавляют горсть муки и замешивают тесто (3 /4 бумажной массы и одна часть муки). Лепим головку, сушим. Затем разрисовываем, приклеиваем детали (волосы, глаза, косыночка.).

Можно быстро сконструировать любую игрушку из поролона. Для окраски несколько раз опускаем поролон в краситель и отжимаем. Делаем надрезы, перетяжки, сшиваем детали, придавая поролону необходимую форму.

Любую коробку можно приспособить и для головы куклы (картонную упаковку из-под сметаны, бумажную, из пластического материала, кубическую, цилиндрическую и др.). Важно только, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребенка. Такую куклу можно сделать игрушкой-говорушкой, вырезав отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия шевелить указательным пальцем, то создается иллюзия, что кукла говорит.

Игрушки из природных материалов. Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА.

Куклы из перчаток. Персонажей можно сделать из старых перчаток. Если к перчатке пришить кусок чулка или колготок, из пуговиц сделать глаза и надеть такую перчатку на руку, получится змейка.

Куклы из воздушных шаров. Голова делается из надутого шара. Нос можно сделать так: отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой, получится на большом шаре маленький. Шарик привязывается к палочке (длиной 20-25 см, сшивается ткань крупными стежками швом «вперед иголку», собирается на сборку, стягивается и прикрепляется к шее (на- девается, как на вешалку). К плечам куклы пришиваются руки — полосы ткани, на конце собранные в резинку. Резинки надеваются на запястье.

Театр масок. Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали. Работая с детьми по изготовлению кукол для театров, прежде всего, смастерить тех персонажей, которые часто встречаются в народных сказках, в произведениях, рекомендуемых для разных возрастных групп.

-Театр оригами также рассматривается, как средство для подготовки игр — драматизаций, которые строятся на основе литературного произведения.

-Театром масок — оригами. Маска — важный атрибут игры, она делает образы героев более яркими, впечатляющими.

-Другой вид театра оригами — театр игрушек. Используя оригамские игрушки, можно разыграть не только знакомые сказки, а также придумать сюжеты своих сказок.

-Театр пальчиковых игрушек — оригами. Надевая их на пальчики, можно не только инсценировать сказку или ее эпизод. Пальчиковые игрушки очень просты в изготовлении. Их легко хранить в небольшом мешочке или коробке, из которых в любой момент можно взять фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть песенку, придумать веселую историю. Для пальчикового театра достаточно сделать мордашки зверюшек, но самые трудолюбивые могут сложить и туловище.

Мы рассмотрели простейшие виды театров, сделанных своими руками. А, теперь, небольшой практический урок. По готовым схемам нужно будет сложить из цветных квадратных заготовок бумаги персонажей к сказке «Теремок»

Практическое задание воспитатели выполняют самостоятельно.

-Инсценирование сказки «Теремок»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]