Планирование игровой деятельности в старшей группе


Сюжетно-ролевые игры в старшей группе: картотека с целями по ФГОС

Участвуя в играх с бытовыми сюжетами, дети осваивают систему взаимоотношений в семье, учатся выполнять свои домашние обязанности, овладевают навыками самообслуживания.

Идем на прогулку

Цель: учить детей, собираясь на прогулку одеваться по погоде, подбирать удобную одежду и необходимые аксессуары; развивать словарный запас (названия предметов одежды); воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания.

Перед прогулкой воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришли новые друзья. Ребятам предлагается познакомиться с куклами. После этого воспитатель предлагает взять кукол с собой на прогулку, но для этого надо помочь им правильно выбрать одежду по погоде.

Дети делятся на группы, каждая из которых должна одеть одну куклу. Сначала им нужно правильно выбрать и назвать предметы одежды (в наборе должна быть представлена одежда для всех времен года). Желательно, чтобы дети объясняли свой выбор.

После того, как вся одежда собрана, нужно обсудить порядок одевания кукол и перейти к его выполнению. Особенное внимание следует уделить застегиванию одежды и завязыванию шнурков или ленточек.

Когда все группы справились с заданием — дети сами одеваются и идут на прогулку вместе с куклами. Вернувшись назад, они должны раздеть кукол, комментируя свои действия.

Дочки-матери

Цель: побуждать детей воспроизводить семейные отношения и творчески их интерпретировать; знакомить с широким спектром домашних обязанностей; раскрывать нравственный смысл поступков взрослых; воспитывать чувство взаимопонимания, заботы о ближних.

К участию в игре привлекаются и мальчики, и девочки. Обычно они выполняют роли родителей или бабушек, дедушек и других взрослых родственников. Роль детей отводится куклам.

Сначала все вместе должны воссоздать домашнюю обстановку: расставить мебель, разложить вещи. Также детям нужно договориться, кто какие роли будет выполнять. Воспитатель может лишь наблюдать за этим процессом и помогать решить конфликтные ситуации. Лучше всего не пускать игру на самотек, а предлагать детям «прожить» конкретные ситуации:

  • «Собираем детей в садик»;
  • «Выходной день»;
  • «Большая уборка»;
  • «Ремонтируем табурет»;
  • «За обеденным столом» и т.д.

Ход игры должен предполагать не только общение между детьми, но и содержать элементы труда. Перед игрой можно прочитать детям рассказ на семейную бытовую тему, а потом обсудить его и предложить продемонстрировать правильную модель поведения в описанной ситуации через игру.

В гостях у Мойдодыра

Цель: формировать у детей гигиенические навыки, расширить их знания о приемах пользования предметами гигиены; приучать ежедневно выполнять гигиенические процедуры; воспитывать чистоплотность, желание беречь свое здоровье.

В начале игры воспитатель сообщает детям о том, что к ним в группу принесли посылку от Мойдодыра. Если нужно, можно рассказать о том, кто это такой, показать мультфильм или прочитать одноименную книгу и рассмотреть ее иллюстрации.

Далее дети знакомятся с содержимым посылки, изучают назначение каждого предмета. Воспитатель предлагает, используя полученные средства личной гигиены, научить кукол пользоваться ими.

Можно предложить ребятам разыграть сюжет утренних сборов в садик или вечернего туалета перед сном.

Встречаем гостей

Цель: научить детей готовиться к приему гостей, делать уборку, правильно сервировать стол; развивать навыки сотрудничества; прививать потребность постоянно поддерживать чистоту.

Воспитатель предупреждает детей, что к ним сегодня придут в гости ребята из другой группы. Поэтому нужно хорошо подготовиться к их приему.

Есть два варианта проведения игры:

  • дети делятся на группы, и каждая выполняет отдельное задание (убрать, накрыть стол, продумать, чем занять гостей);
  • дети действуют коллективно, и все задания выполняются поочередно.

После подготовки дети принимают гостей.

К этому типу игр еще относятся такие «У меня есть младший брат», «Маленькие питомцы», «Собираем урожай».

Сюжетно-ролевые игры на производственные темы

Картотека сюжетно ролевых игр в старшей группе по ФГОС с целями включает сценарии на производственные темы. Даная группа игр направлена на ознакомление детей с профессиями, особенностями трудовой деятельности, основными производственными процессами.

Утро в детском саду

Цель: познакомить детей с обязанностями сотрудников детского сада; развивать коммуникативные умения; воспитывать уважение к труду, желание оказывать посильную помощь.

Для этой игры необходимо провести предварительную подготовку. Детям предлагается в течение нескольких дней понаблюдать за действиями персонала во время утреннего приема воспитанников, завтрака или каких-либо других событий, предназначенных для последующего воспроизведения.

Игра начинается с беседы о том, люди каких профессий работают в их детском саде. Можно кратко обсудить обязанности каждого из них. После этого следует провести распределение ролей, обустроить рабочее место и распределить необходимый инвентарь. Посетителями детского сада будут игрушки и куклы.

Для начала детям ставятся конкретные задания: смоделировать встречу воспитателем детей, приготовить завтрак и всех накормить, провести утреннюю гимнастику и т.д. Ведущий следит за взаимоотношениями между детьми, учит их вежливо общаться друг с другом, знакомит с устоявшимися формулировками приветствия, озвучивания команд.

Магазин

Цель: познакомить с особенностями профессиональной деятельности работников магазина; развивать диалогическую речь; формировать навыки согласовывать свои действия с другими сверстниками; воспитывать аккуратность, общительность, вежливость.

На подготовительном этапе рекомендуется совершить экскурсию в магазин и понаблюдать за разгрузкой товара, расстановкой его на полках, продажей и покупкой. Можно предложить ребятам рассказать о том, как они с родителями совершают покупки в магазине. Если у кого-то родители работают в магазине, нужно расспросить об их профессиональных обязанностях.

Сама игра предполагает инсценировку таких сюжетов:

  • выбрать и купить нужный товар;
  • получить консультацию у менеджера;
  • правильно упаковать покупки;
  • вернуть некачественный товар.

Игру можно проводить несколько раз, предлагая детям посещать разные товарные отделы.

Больница

Цель: вызвать интерес к профессиям врача, медсестры; расширить знания детей об обязанностях медперсонала; развивать умения совершать опрос; воспитывать сопереживание, стремление заботиться о других, оказывать помощь.

Проведению игры может предшествовать посещение медицинского кабинета, слушание рассказов на соответствующую тему. Дети расскажут о своем опыте обращения к врачу.

Все участники игры распределяются по ролям и обсуждают их обязанности: доктор (проводить осмотр, выслушивает жалобы и назначает лечение), медсестра (оказывает первую помощь, проводит процедуры), пациенты (изображают симптомы болезни). Нужно не забывать об использовании спецодежды.

Можно разыгрывать такие сюжеты:

  • на осмотре у доктора;
  • заболело горло;
  • порезал палец;
  • идем на прививку и т.д.

В ходе игры следует обращать внимание детей на выражение сочувствия пациентам, проявление заботы о них.

Тематика подобных сюжетно-ролевых игр обширна. Детям очень нравятся игры «Школа», «Стройка», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Пиццерия», «Полиция», «Пожарники», «Космонавты» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры на общественные темы

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе включает сюжеты, в которых разыгрываются различные ситуации в общественных местах, компании друзей. Привлекая детей к играм этой группы можно сформировать у них навыки общественного поведения, коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

Зоопарк

Цель: учить правилам поведения в зоопарке; расширить знания о животных, их предпочтениях в пище и повадках; развивать словарный запас (названия животных); воспитывать любовь к животным.

Воспитатель объявляет детям, что они пойдут на экскурсию в зоопарк и выясняет, что они знают об этом месте. Далее ведущий знакомит ребят с порядком покупки билетов и предъявления их на входе. После объяснений такая ситуация разыгрывается детьми.

Основная часть игры — это знакомство с правилами поведения в зоопарке и беседы о животных, которых они там встретят. Особенно нужно обратить внимание детей на соблюдение техники безопасности при общении с хищниками.

День рожденья у Машеньки

Цель: познакомить детей с правила приема гостей; расширить знания о том, как нужно дарить и принимать подарки; учить сервировать праздничный стол; формировать коммуникативные навыки; воспитывать вежливость, внимательное отношение к товарищам.

Сюжет игры заключается в том, что Машенька собирается отмечать свой День рождения и приглашает всех ребят к себе в гости. Данную игру можно разделить на несколько частей:

  • собираемся в гости;
  • подбираем поздравления;
  • принимаем подарки;
  • угощаем гостей;
  • развлечения на Дне рождения.

В конце игры можно опросить детей, что им больше всего понравилось на празднике.

Улица

Цель: разучивать правила поведения на улице в качестве пешехода или водителя; учить распознавать знаки и сигналы светофора, реагировать на звуковые сигналы; развивать умения действовать по алгоритму, контролировать свое поведение; воспитывать чувство ответственности, толерантность.

Проведению игры предшествует большая подготовительная работа. В течение нескольких прогулок воспитатель знакомит детей с общим видом улицы, разновидностью зданий и их предназначением, различными машинами, которые ездят по улице (в том числе и специализированными автомобилями).

Также рекомендуется рассматривать картинки с изображением улицы, предлагать детям самим нарисовать улицу, сделать макеты домов и зданий. Потом эти изделия можно применить в качестве декораций к игре.

Поскольку уличное движение очень сложное, с большим количеством участников и правил, рекомендуется такую игру проводить в виде рассказа с иллюстрированием. После распределения ролей воспитатель начинает описывать «жизнь» улицы, а дети ее инсценируют. Таким образом получится объединить разрозненные события в единый сюжет.

Реплики могут быть следующими:

Сережа подошел к светофору. На светофоре загорелся красный свет. Что нужно сделать мальчику? Правильно, подождать. Мимо него проезжают машины.

Теперь загорелся зеленый свет светофора. Что делает Сережа? (Переходит) Как это правильно нужно сделать? (По пешеходному переходу).

Дети не просто отвечают на вопросы воспитателя, но и осуществляют озвученные действия. Лучше в этой игре выбирать два-три главных героя, которые должны выполнить конкретное задание: добраться в школу, проехать до больницы и т.д. Остальные исполняют роль массовки.

Также можно предложить детям такие игры «Идем в кафе», «Мы спортсмены», «Библиотека», «Цирк».

Принимая участие в сюжетно-ролевых играх, дети расширяют свои знания об общественных отношениях, формируют навыки взаимодействия, учатся находить выходы в различных ситуациях. Благодаря такой игровой деятельности для ребят создается эффективная социальная обстановка, содействующая развитию личности каждого в соответствии с их индивидуальными особенностями и творческими склонностями.

Марина Гладко, Денисова Татьяна Владимировна, Болдышева Елена Сергеевна, учителя-логопеды, ГБДОУ Детский сад №74, г. Санкт-Петербург из статьи Маркеры игрового пространства.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/dou/6421_kartoteka_syuzhetno_rilevyh_igr_fgos

Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности

  • Капралова Татьяна Николаевна, старший воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе

  1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
  2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
  3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
  4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
  5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
  6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
  7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
  8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
  9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
  10. Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки.
    Выполнять роль за себя и игрушку.
  11. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
  12. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе

  1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
  2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
  3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
  4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
  5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
  6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
  7. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
  8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
  9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
  10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
  11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
  12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
  13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста

(старшие, подготовительные группы).

  1. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
  2. Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
  3. Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
  4. Воспитатель поощряет детскую инициативу.
  5. Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
  6. Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
  7. Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
  8. Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
  9. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
  10. Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
  11. Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
  12. Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
  13. Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
  14. Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
  15. Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
  16. Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Рекомендации по планированию игровой деятельности

Перспективное планирование Календарное планирование
I. Самостоятельные игры
1. Игра – экспериментирование (2-3 игры)

2. Сюжетно – ролевая игра

3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

4. Театрализованные игры

Ежедневно вечером 1 игра

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

II. Обучающие игры:

1. Дидактические игры

2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).

3. Словесные, ТРИЗ игры.

4. Пальчиковые, хороводные

5. Подвижные с правилами.

6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

III. Игры национальные:

1. Дидактические

2. Подвижные игры с правилами

В средних, старших, подготовительных группах

В средних, старших, подготовительных группах

Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры

1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).

2.

Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:

  • воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
  • трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
  • использование художественного слова и художественной деятельности;
  • развитие речи и активизация словаря.

3. Методические приёмы по руководству игрой.

Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.

4. Подготовка материала к данной игре.

5. Подготовка воспитателя к данной игре:

  • изучение методической литературы;
  • составление плана игры, конспекта;
  • приготовление атрибутов детьми с родителями.

Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.

6. Деятельность детей в игре.

Распределение по игровым группам. Перечень правил о каждой игре.

7. Ход игры.

8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов

  1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
  2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
  3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
  4. Проведение экскурсии по теме игры.
  5. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
  6. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
  7. Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
  8. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
  9. Совместная с детьми игра.
  10. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
  11. Постановка проблемных игровых задач.
  12. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
  13. Рассказ воспитателя об играх другой группы.
  14. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
  15. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
  16. Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
  17. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
  18. Составление с детьми альбома по тематике игры.
  19. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
  20. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
  21. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
  22. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. «Игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта» (Д.В. Менджерицкая).

В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему, то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя.

Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И.Божович, Г.М.Бреслав, К.Бюлер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно оберегают (не бегай, не упади, мой руки), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космос, учить учеников в школе и т.п. Таким образом, малыш, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», играя в ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Первая функция игры – развивающая – важна для становления личности ребёнка. Вторая функция – компенсаторная – основана на том, что игра предстаёт как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни.

Игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребёнок открывает страхи, переживает запреты, порой ведёт себя агрессивно. В понимании Зигмунда Фрейда значительная часть игры – это проекция: игрушки как бы замещают самого ребёнка и его окружение, играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы — злые волшебники, ведьмы — ведут себя плохо. Заменяя объект или повторяя неприятные события из своей жизни, ребёнок справляется с пугающими его факторами, с неприятными событиями. Например: погружая куклу в воду или бросая её об стену, выражает чувство ревности к новорождённому брату, «угощая» кукол горьким лекарством, сопереживает игровым персонажам.

Ребёнок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом он много экспериментирует; проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач, у малышей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи с взрослыми.

Психолог А. Н. Леонтьев считал ведущей такую деятельностью, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Имеются экспериментальные данные о развитии в игре произвольного управления поведением, начальных форм преднамеренного запоминания, активности, организованности, формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и др.

Итак, мы все осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры, но вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют.

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

«в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;

в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками…; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;

для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — … игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры… .»

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): «ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам…».

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяются ребёнка.

Игра оказывает большое внимание на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве в игре.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Существует следующий метод комплексного руководства

дидактической игрой дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Комплексный метод включает следующие компоненты:

— планомерное обогащение жизненного опыта;

— совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

— своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Для детей дошкольного возраста методист предлагает следующие приемы руководства: обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности; исполнение воспитателем главной роли; организация игр по сюжету, разработанному воспитателем; внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; сюрпризное появление игрушки; создание воображаемой ситуации; совет, напоминание; обновление игровых уголков; введение игрового тренинга, правил поведения; разыгрывание воображаемой ситуации внесение образных игрушек.

1. Итак, педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастным и особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

5. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует па развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.

По окончании дидактической игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм.

Игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. Условно выделяют три вида игр:

  1. 1. игры по инициативе ребенка (творческие),
  2. 2. игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры),
  3. 3. народные игры (созданные народом).

В течение дня дети могут играть четыре раза:

  1. 1. до завтрака (5-40 мин),
  2. 2. между завтраком и занятиями (5-7 мин),
  3. 3. на открытом воздухе (1 ч.-1 час. 30 мин),
  4. 4. после дневного сна (20-40 мин) и веч.

1) Игры до завтрака начинаются с приходом ребенка в детский сад, прерываются завтраком и продолжаются до начала занятий. Задача воспитателя в этот период — так рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей.

В младшей группе предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в совместных действиях, согласовании замыслов. Для указанных игр требуется материал и игрушки, побуждающие детей к движениям. Во второй половине года вступают оформленного характера ролевые игры, которые очень нравятся малышам.

У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства и мысли малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности играть во все, что им хочется. Воспитатель корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее самодеятельный и творческий характер, непосредственность переживаний, веру ребенка в правдивость того, что происходит.

Воспитанникам старшей группы предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно.

Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейших занятий. Перед занятиями по речи, математике, рисованию уместны игры на развитие мышления, внимания, воображения. Иную направленность предоставляем играм, если следующие занятия требуют от детей движений, (например, физкультура).

2) Для всех групп детей подбирают между занятиями такие игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение — с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. В перерывах между занятиями следует избегать игр всей группой. Это утомляет детей. Также неуместными будут новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход от игры к занятиям должен происходить спокойно и непринужденно.

3) На открытом воздухе дети могут продолжать игру, начатую ранее (до занятий или между ними), если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, так как есть большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.

Организуя игры на открытом воздухе, следует обязательно учитывать сезонность. В холодную погоду они должны давать достаточную нагрузку, но при этом не предусматривается соблюдение одинакового темпа для всех детей, длительной подготовки, больших усилий, внимания. Игры должны быстро разогревать детей, но без ущерба здоровью.

Младшие дошкольники достаточно активны, они много двигаются, однако опыт двигательной деятельности у них еще мал и однообразен. Чтобы повысить активность и обогатить движения малышей, следует создавать соответствующие условия, использовать различные предметы и игрушки (мячи, шарики, кубики, скакалки и др.). Весной можно организовывать различные перебежки, начиная с простейших («Лошадки», «Кузнечики», «Догони мяч», «Принеси предмет», «Шире шаг»); подскоки и прыжки («Прыгни выше », « Коснись мяча », « Поймай бабочку») лазанья и ползания (проползти по доске, скамейке), упражнения с обручем, катание на качелях, езда на велосипеде, игры-забавы («Прятки», «Жмурки», «Мыльные пузыри»). Более целевые в этом возрасте игры с песком и строительным материалом являются началом конструкторской деятельности. Педагог обязательно учит детей играть, создает игровую ситуацию, непосредственно общается с воспитанниками, используя методы прямого воздействия. Имеет место и опосредованное влияние через игрушку, несложную инсценировку. Малышам этого возраста нравятся сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, связанные с повседневной жизнью.

В средней группе проводят дидактические игры, связанные с движением. Это игры-загадки, где дети движениями изображают какой-то предмет или действие. Их целесообразно проводить после бега или другой активной физической нагрузки. Продолжается обогащение сюжетно-ролевых игр (н-р, «Водители», «Семья», «Магазин», «Железная дорога», «Больница», «Зоопарк»). Чередование игр с правилами и без них способствует развитию и разнообразию игр, их воспитательному воздействию на детей. Важен постоянный контакт воспитателя с детьми как косвенный, так и непосредственный. Хотя умение самоорганизации игр в средней группе еще небольшие, стоит на них опираться, корректируя при необходимости содержание и условия игры.

В старшей группе можно предложить дошкольникам перед выходом на площадку договориться, во что и как они будут играть. Это сразу даст направление их деятельности. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») могут длиться неделями, постепенно развиваясь. Целесообразны игры-драматизации (при условии, если план игры, последовательность действий определены заранее), дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Вмешательство воспитателя должно сводиться к советам, как лучше реализовать задуманную игру. Для этого достаточно попутных замечаний во время сбора на прогулку. Важен и способ организации детей. Например, они могут выбрать ведущего в игре сами с помощью считалки, или его назначит воспитатель.

4) Игры после дневного сна во всех группах проходят в комнате или на открытом воздухе. Комнату, в которой играют дети, желательно отдать полностью в их распоряжение: расположение мебели, игрушек подчиняется игре. Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Если они играют в разные виды игр, воспитательные задачи разнообразнее и индивидуализируются.

Вечером можно продолжить строительные и ролевые игры, созданные на открытом воздухе. У детей накапливается достаточно образов, чтобы играть разные роли, строить сооружения и т.п. Уровень этих игр значительно возрастает, если воспитатель предложит задачи. Можно проводить с детьми дидактические игры, содержание которых весьма разнообразно. Сочетание дидактических игр с другими видами позволяет достичь значительного успеха во всестороннем развитии детей. В настоящее время уместными будут музыкальные игры, в которых воспитателю отводится значительная роль. Это — игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-загадки. Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях.

Летом в средней и старшей группах следует активно внедрять творческие игры с использованием природного материала. Не стоит оставлять без внимания также игры-драматизации, поскольку дети уже имеют достаточно знаний и опыта для инсценировки знакомых литературных произведений.

Старшим дошкольникам можно предложить дидактические игры, которые по содержанию связаны с учебной программой по развитию речи, ознакомлением с окружающим миром, с обучением счету и тому подобное. Следует активно внедрять отгадывание загадок, нахождения частей предмета и его составление, проводимых как со всей группой, так и с отдельными детьми. В дождливые дни дети охотно играют в настольные игры (н-р, шашки, шахматы, игры-лабиринты, игры с кубиками, настольный хоккей). Игры-забавы достаточно популярны и у старших детей. Но следует вдумчиво отнестись к содержанию этих игр, позаботиться, чтобы они не только развлекали, но и служили педагогическим целям.

Детям нравятся строительные игры. Поэтому материалы для них всегда должны быть на специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать различные игры — строительные, сюжетные, которые длятся несколько дней.

Заканчивается насыщенный разнообразными играми день. Воспитатель напоминает, что надо навести порядок среди игрушек, все положить на свои места. Уборке можно придать вид игры, при этом воспитатель приучает детей к последовательности выполнения установленных правил поддержания порядка.

Развитие игровой деятельности ребёнка в большой степени зависит от правильного подбора игрушек, пособий. В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребёнка. Создание условий для всех видов деятельности и правильное руководство воспитателя детскими играми способствует умственному развитию и формированию личности ребёнка.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]