Гендерная принадлежность. Формирование гендерной принадлежности у дошкольников


Пол и гендер

В современном обществе принято различать понятия пола и гендера. Пол является биологической характеристикой индивида, определяющей отличительные признаки мужчины и женщины на хромосомном, анатомическом, гормональном и репродуктивном уровнях. Под гендером принято подразумевать социальный пол индивида, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. В качестве таких условий могут выступать социальные функции, система общественного разделения труда, культурные стереотипы и др. Таким образом, гендер выступает в качестве социокультурного феномена, означающего, что значит быть мужчиной/женщиной в определенном обществе. Например, если мужчина не работает, а занимается воспитанием своих детей, то в традиционном обществе его поведение будет считаться нетипичным (немужским) с точки зрения гендерных ролей. Однако, несмотря на это, по биологическим характеристикам данный индивид не становится «менее мужчиной».


Что же касается приемлемости тех или иных норм, которые определяет гендерная принадлежность индивида, то они изначально задаются самим обществом и его культурой. В американской социологической теории концепция гендера складывалась постепенно. При этом на разных этапах развития данной концепции в центре внимания были различные аспекты:

— гендер с позиции социальных ролей мужчины и женщины,

— гендер как выражение отношений власти,

— гендер в качестве контроля за поведением мужчины и женщины,

— гендер в качестве особого социального института.

Социальные роли мужчин и женщин принято рассматривать в двух направлениях – вертикальном и горизонтальном. Так, в первом случае гендерная принадлежность рассматривается в контексте таких понятий, как доход и богатство, власть, престиж и др. С позиции же горизонтального подхода рассматривается институциональный аспект дифференциации (политика, экономика, образование, семья) и функциональный (разделение обязанностей в процессе выполнения труда).

Согласно концепции Сандры Бем (1944), следует выделять три типа гендерной принадлежности: маскулинный, фемининный и андрогинный.

Воспитание старших дошкольников с учётом гендерных особенностей

Райковская Ирина

Воспитание старших дошкольников с учётом гендерных особенностей

Добрый день уважаемые педагоги.

Тема моего выступления – «Воспитание старших дошкольников с учётом гендерных особенностей».

Прежде чем начать разговор, я хотела бы вам рассказать притчу о сундуке.

Притча о сундуке.Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам: – Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

– Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. –Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.Учитель обнял ученика и объявил: – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

Давайте дадим значения:

«Гендер»

в переводе с английского означает
«социальный пол»
. Предполагает
гендерное осознание, что «я — мальчик»
или
«я — девочка»
, отсюда и модель поведения
«я веду себя и поступаю как мальчик»
или девочка.

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

• освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

• освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,

• овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Различие:

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Пол — это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения;

Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается;

Гендерные роли формируются культурой (воспитание, образование, обучение)

Половое воспитание в широком смысле слова – весь процесс гендерной социализации.

Гендерная социализация дает девочкам «корни»

, а мальчикам —
«крылья»
.

Формирование гендернойустойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит: от характера родительских установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Актуальность гендерного воспитания.

1. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

2. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола — Я девочка; Я мальчик.

3. Организовать воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом.

Слайд ФГОС

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей,их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

По определению ООН именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века.

В России это связано с тем, что социальная стратегия государства, которая направлена на создание условий для устойчивого развития страны, предполагает включение гендерныхкомпонентов во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. Для решения данного вопроса в образовании в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об освещении гендерных вопросов в системе образования»

были даны официальные рекомендации по изучению основ
гендерных знаний.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Огромная необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

Выстраивание модели образовательного пространства ведется в 4 направлениях:

1. Знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;

3. Построение развивающей среды.

4. Построение модели педпроцесса.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Формы организации детской деятельности, в которых у детей будут формироваться навыки социального (полоролевого)

поведения.

Слайд игровая и т. д.

Предметно-развивающая среда

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и Игровая деятельность.

Игровая деятельность.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили.В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам)

–– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам
(мужчинам)
В группах созданы условия для игр мальчиков
«Моряки»
,
«Военные»
,
«Автомобилисты»
. Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Для девочек – «Салон красоты»

,
«Парикмахерская»
,
«Кухня»
, игровая зона
«Семья»
со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.

Трудовая деятельность.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения,которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, а девочки- с аккуратностью.

Познавательная деятельность.

Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе.

Игровые занятия, беседы распределены по трём блокам:

«Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?»

. Направлен блок на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и
способах адекватного им поведения.
«Мужчина и женщина в семье и обществе»

. Направлен блок на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.

«Я сегодня и я в будущем»

. Направлен блок на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.

Чтение художественной литературы.

Чтение и обсуждение художественных произведений,рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения, как р. н. сказка «Крошечка-Хаврошечка»

,
«Журавль и Цапля»
,
«Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»
,
«Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица»
, сказки Г. Х. Андерсена
«Снежная Королева»
,
«Дикие лебеди»
,
«Стойкий оловянный солдатик»
, рассказы о Д. Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др.
воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.
Продуктивная деятельность.

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика, они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.

В коллективных работах мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации.

В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания — осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.

Музыкальная деятельность.

На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька)

мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости
(наездники, гусары)
. У девочек преобладает плавность, мягкость движений
(хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами)
. Всё это
способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.
Физическая деятельность.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например,существуют:

— Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)

— Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т. д.)

Роль семьи в гендерном воспитании детей.

Родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал.

Мать формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких)

• Действует лаской, добротой

Воспитывает глубокую привязанность, терпимость

• Раскрывает красоту окружающего мира

• Дает готовые ответы на вопросы

• Является образцом для поведения дочери

Отец:

• Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость

• Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка

• Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь

Способствует формированию самооценки, статусной позиции

• Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей,их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Вывод: влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико.При этом у детей формируются: гендерно-ориентированное поведение; нравственные качества, принятые в обществе; развиваются коммуникативно-речевые навыки; развиваются мышление, память, воображение.

Фемининный тип

Часто рассматривается как противоположность маскулинному типу. Фемининная гендерная принадлежность подразумевает наличие у индивида таких черт, как:

— женственность,

— отзывчивость,

— пассивность,

— мягкость,

— эмоциональность,

— уступчивость и др.

При этом традиционно считалось, что фемининнось, как и маскулинность, имеет биологическую обусловленность. Соответственно, доминирующим было мнение, что это сугубо женские качества, и каждая женщина, в то или иной мере, должна им соответствовать. Наличие же подобного рода качеств у мужской части населения считалось, в лучшем случае странным, а в худшем – неприемлемым. Однако проведение феминистических исследований повлекло за собой открытие нового взгляда на природу фемининности: она не столько биологически обусловлена, сколько сконструирована с детства. Если девочка недостаточно женственна, она подвергается осуждению со стороны окружающих. Согласно концепции французских феминистских теоретиков Э. Сиксу и Ю. Кристевой, фемининность является произвольной категорией, которую за женщинами закрепил патриархат.

Андрогинный тип

Андрогинная гендерная принадлежность подразумевает совмещение в себе маскулинных и фемининных черт. Считается, что в с точки зрения адаптивности данная позиция наиболее оптимальная – личность как бы вбирает в себя все самое лучшее от двух типов. Многочисленные исследования показали, что мужественность и женственность не являются в строгом смысле антиподами друг друга – их жесткое противопоставление является ошибочным. Было установлено, что лица, строго придерживающиеся характеристик, традиционно приписываемых их полу, часто плохо приспособлены к жизненным условиям. Были выявлены следующие закономерности:

— женщины с низким уровнем маскулинности и мужчины, с высоким уровнем фемининности часто тревожны, беспомощны, пассивны и более склонны к депрессии;

— женщины и мужчины с высоким уровнем маскулинности имеют трудности в установлении и поддержании межличностных контактов;

— молодые семейные пары, жестко придерживающиеся традиционных моделей мужского/ женского поведения, часто имеют сексуально-психологические дисгармонии в семье, а также половые расстройства;

— андрогинность, как психологическая характеристика, имеет положительную связь с уровнем самоуважения, мотивацией к достижению, ощущением внутреннего благополучия и др.

Андрогинная личность обладает богатым набором полоролевого поведения, гибко используя его в зависимости от динамики изменяющихся социальных ситуаций.

Формирование гендерной принадлежности детей может проходить в соответствии с полоролевой либо гендерной позицией ближайшего окружения. И здесь следует различать два основополагающих подхода: полоролевой и гендерный.

Статья:

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить, именно с учётом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.
РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»

«ПОЛ» — это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

«ГЕНДЕР» — социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

— семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребёнка;

— семья влияет на формирование психологического пола ребёнка;

— семья играет ведущую роль в умственном развитии дошкольника;

— семья имеет важное значение в овладении социальными нормами (функция первичной социализации);

— в семье происходит формирование ценностных ориентаций;

— семья выполняет функцию социально-психологической поддержки.

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

СЕМЬЯ – место, в котором у ребёнка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире.

На модель поведения ребёнка и его последующий жизненный сценарий серьёзное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения.

Воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе.

Под влиянием родителей у ребёнка формируется определённая модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе.

РОЛЬ СЕМЬИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

МАТЬ: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких). Действует лаской, добротой. Воспитывает глубокую привязанность, терпимость. Раскрывает красоту окружающего мира. Даёт готовые ответы на вопросы. Является образцом для поведения дочери.

ОТЕЦ: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость. Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребёнка. Отец — ролевая модель для ребёнка на дальнейшую жизнь. Способствует формированию самооценки, статусной позиции. Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы. Является образцом для поведения сына.

ПРИЗНАКИ НЕСФОРИМИРОВАННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

— предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

— стремление быть с взрослым противоположного пола, подражать его поведению;

— активно выраженное желание изменить свой пол и имя;

— рассказы ребёнка, в которых он выступает, как представитель другого пола;

— стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от:

— отношения родителей к ребёнку;

— характера родительских установок;

— привязанности матери к ребёнку;

— привязанности ребёнка к матери;

— роли отца в воспитании ребёнка.

Несомненно, для развития личности ребёнка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя!

РАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

ДЕВОЧКИ:

— играют в ограниченном пространстве;

— мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами;

— быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие);

— ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения;

— готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. ​

МАЛЬЧИКИ:

— используют всё пространство;

— мышление обобщённое, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами;

— быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции);

— ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой;

— кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДЕВОЧКЕ

Девочки требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности. Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путём повторения. Лучше адаптируются. Нацелены на общение. Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценён другими людьми.

Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Девочек чаще привлекают домашние дела. Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль «мамы».

В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого.

Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам ещё придёте?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

Девочки чаще рисуют людей, принцесс, в том числе и себя. Себя часто рисуют с особо выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты — украшения, каблуки, часто рядом рисуют кошку, деревья и т.п.

Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполняют задания уже не новые, типовые, шаблонные. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определённую цель.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОЧЕРЕЙ

Для того, чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы тёплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Задача родителей — проявить по отношению к девочке больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать её к деятельности.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола. Но делать это, он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты». Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О МАЛЬЧИКЕ

Мальчики способны на кратковременное усилие. Предпочитают поисковую деятельность. Не любят повторения. Предпочитают сделать быстро, но «кое-как». Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться.

У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестёр.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом всё предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает её в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание.

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. Мальчики «раскачиваются» дольше. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях, чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик чаще смотрит в сторону, чем на педагога и, если знает ответ, говорит уверенно. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия.

У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Они легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают её положительно, быстро находя себе занятие.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ СЫНОВЕЙ

— папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать спокойно, не повышая тона);

— мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок;

— нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность — разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными);

— мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину;

— мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!

— обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

— учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия;

— использовать юмор в общении — для снижения агрессивности и страха перед ответственностью;

— обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика;

— мальчик — это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.;

— мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

Полоролевой подход

Основой данного подхода является теория структурного функционализма, разработанная американскими социологами Толкоттом Парсонсом (1902-1979) и Робертом Бейлсом. Авторы используют жесткую дифференциацию ролей между индивидами, в соответствии с их половой принадлежностью. Таким образом, мужчине присваивалась роль добытчика, а женщине – роль матери и домохозяйки. Данный вариант распределения ролей считался авторами оптимальным для функционирования семьи и общества в целом. Полоролевой подход являет собой образец традиционно-патриархатной модели поведения, получившей свое распространение и закрепление в рамках доиндустриального общества.

В соответствии с полоролевым подходом, формирование гендерной принадлежности в процессе социализации ребенка должно происходить за счет усвоения типичных характеристик своего пола. Так, мальчиков ориентируют на создание (инструментальная роль) и созидание, а девочек – на заботу и обслуживание. Считается, что так предусмотрено самой природой. Применительно к американскому обществу, под инструментальной ролью прежде всего подразумевалась финансовая поддержка семьи. В свою очередь женщина, пока мужчина работает, заботится о детях и доме, поддерживая атмосферу взаимной любви и поддержки. При этом склонности и интересы самой личности, также определяющие воспитание гендерной принадлежности независимо от пола, не учитывались. Точнее, они могли просто совпадать в том случае, если мужчина или женщина имели склонности и интересы, соответствующие их полоролевым позициям. Если же этого не происходило (мужчина или женщина проявляли интерес к не типичным для их пола видам деятельности), то приходилось просто смиряться с установленными образцами поведения. Таким образом, задача общества – воспитывать мужчину и женщину в соответствии с традиционными гендерными ролями, обусловленными их биологической принадлежностью.

«Девочка, собери борщ»: гендерное воспитание в российских детских садах

Что такое гендерное воспитание и существует ли оно в российских детских садах? Чему учат (и чему не учат) в дошкольных учреждениях мальчиков и девочек? И как говорить с детьми о гендере? Разбираемся вместе с психологами и социальными исследователями.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Мальчики — принцы, девочки — Золушки

«Мальчикам прийти в костюме принцев, девочкам — в платьях Золушек» — такое сообщение появилось в родительском чате редактора «Мела» перед 8 Марта. Праздничный утренник в детском саду, куда ходит ее дочь, решили провести в стилистике сказки братьев Гримм. Один из запланированных номеров — «танец-стирка». Чтобы поучаствовать в танце, каждая девочка должна принести из дома таз.

В одном из детских садов Нижнего Новгорода на День защитника Отечества организовали «танцы с автоматами» (оружие, конечно, было игрушечным). В саду в Ленинградской области 23 Февраля этого года мальчики занимались физкультурой в советских пилотках, а потом принесли домой медали, чтобы «поздравить пап». В том же саду 8 Марта прошлого года девочкам предложили «собрать борщ» из пластиковых овощей и помочь бабушкам и мамам, которые «никогда не знают, что надеть», — нарядить их в бусы и шляпки.

Репертуар утренников на «гендерные праздники» заставляет задуматься о ролях, которые предлагают маленьким детям в детских садах. Мы решили разобраться, как выглядит гендерное воспитание для самых маленьких и вне 8 Марта и 23 Февраля — на всех уровнях, от государственных стандартов до отдельных учреждений. И обсудили со специалистами, насколько все это полезно для детей.

Что прописано в стандартах и методиках

В официальных документах для дошкольных учреждений нет никаких рекомендаций по различному воспитанию мальчиков и девочек в детских садах. Нет их ни в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), ни в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования, созданной для реализации стандарта.

Более того, в Программе, например, наравне с другими есть такая цель — «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса». Иными словами, Программа призывает к гендерному равенству в дошкольном образовании, это одна из ее ценностей — наравне с укреплением здоровья детей, их общим развитием и поддержкой семьи.

Идеи по-разному обучать мальчиков и девочек или обучать их различиям полов появляются в документах статусом ниже — например, в авторских программах, созданных на основе ФГОСов, и в методичках, выпущенных Федеральным институтом развития образования. Учат этому и на курсах повышения квалификации для педагогов и воспитателей.

Пример популярной в детских садах авторской программы — пособие «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» 2014 года. В ней, например, пишут, что цель детского сада, кроме всего прочего, — формирование и закрепление «традиционных гендерных представлений».

Авторы полагают, что уже в 4–5 лет нужно формировать у детей «первичные гендерные представления»

И поясняют какие: «Мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные». Мальчиков этому предлагают учить, например, в День защитника Отечества — «воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины».

«Научить осознавать неотвратимость пола»

Отдельные детские сады обычно работают по программам, разработанным на основе ФГОСов и пособий. В них тоже могут появляться элементы гендерного воспитания. Например, детский сад «Ромашка» в городе Советский Тюменской области разработал целую программу «Мальчики и девочки — два разных мира» для детей 5–7 лет. Ее цель — формировать «устойчивые формы межличностного взаимодействия мальчиков и девочек» и «гендерную принадлежность» детей.

Для этого предлагают создавать специальную среду, которая «стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа»

Например, разделять игрушки для мальчиков и девочек, делать так, чтобы они играли отдельно и в разных пространствах, давать детям предметы разного цвета (розовые — девочкам, синие — мальчикам), все время подчеркивать их пол.

Авторы программы считают, что детям нужно объяснять особенности поведения в связи с полом и обучать особым ролям в семье и обществе (мальчики — «маленькие рыцари», «будущие мужчины», девочки — «маленькие хозяюшки», «будущие мамы)». Программа предлагает научить детей четко осознавать «необратимость своего пола».

«Мужчина и женщина в семье и обществе»

«Цель: <�…> Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту».

Из программы «Мальчики и девочки — два разных мира»

Скрытый учебный план

Помимо прописанного в программах и документах, в дошкольных учреждениях можно обнаружить так называемый скрытый учебный план. Именно на уровне скрытого плана реализуется основная часть гендерного воспитания, считают Ольга Савинская и Анастасия Чередеева, социологи из Высшей школы экономики, авторы исследования «Гендерное (не)равенство в детском саду» (2018).

Скрытый учебный план — это те стороны жизни детского сада, которые не прописаны в программах, положениях или правилах внутреннего распорядка, но становятся важной частью его повседневности и по-своему «обучают» ребенка. Термин ввел американский социолог Филип Джексон, автор книги «Жизнь в классе» (1968), в которой он анализировал скрытый учебный план в школах.

Гендерный подход

В основе гендерного подхода лежит теория социального конструирования реальности Питера Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927). «Революционным» положением данного подхода становится идея о том, что гендерные роли не имеют врожденного характера, а создаются в процессе взаимодействия индивидов в обществе. Соответственно, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности личности должно проходить с учетом прежде всего ее индивидуально-психологических особенностей (характер, темперамент, интересы, способности и др.), а не пола. Как женщина, так и мужчина могут выполнять те виды деятельности, к которым испытывают больше интереса. В современном обществе, например, уже давно стали привычными мужчины-модельеры, женщины-руководители и др. Тем не менее стереотипность мышления относительно гендерных ролей в обществе продолжает существовать.

Таким образом, сторонники гендерного подхода проводят идею о том, что формирование гендерной принадлежности у дошкольников должно обуславливаться прежде всего его личностными особенностями. Мальчику не будет внушаться мысль, что плакать – это не по-мужски, а слезы – это показатель слабости. В свою очередь, девочка не будет считать, что она должна быть аккуратной «потому что она девочка» – так как аккуратность не является сугубо женской чертой. Выбирая игрушки для своего ребенка, родители (если они сторонники гендерного подхода) не станут руководствоваться избитой схемой, по которой, как правило, формируется гендерная принадлежность дошкольников в традиционной системе воспитания: мальчикам – машинки, девочкам – куклы. Малышка точно так же может заинтересоваться машинками, а парень – куклой, и этот не будет возбраняться. При этом девочка не станет «менее девочкой», а мальчик — «менее мальчиком».

Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОО

Кузаева Н.А., заместитель директора;

Евстифеева Е.С., старший воспитатель СП д/с «Теремок» ГБОУ СОШ, с. Исаклы Самарской обл.

Изменения, происходящие в образовании, прослеживаются на всех его уровнях. Дошкольное образование призвано создавать условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Гендерная принадлежность дошкольника — индивидуализированный процесс осознания ребенком себя как представителя определенного пола с набором социальных поведенческих характеристик. Каждый педагог заинтересован в сознательном регулировании процесса гендерной принадлежности как основополагающей характеристики дошкольника, закладывающей и определяющей траекторию личностного развития.

Гендерная принадлежность может проявляться по-разному, и индивидуальные проявления не обязательно совпадут со стереотипными (полоролевыми) представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.

В процессе формирования гендерной принадлежности педагогу детского сада необходимо: — знать гендерный состав группы детей; — ориентироваться в каждом возрастном периоде ребенка, учитывая закономерности гендерного развития; — учитывать гендерную составляющую игр и игрушек; — выявлять разницу в усвоении знаний детьми с разной гендерной доминантой; — ориентироваться в предпочтениях деятельности детей с различными гендерными типами; — создавать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта, оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола; — знать собственный гендерный тип и понимать специфику собственного стиля общения в соответствии со своей гендерной доминантой, учитывая свою составляющую позицию во взаимоотношениях с детьми разного пола.

Процесс формирования половой принадлежности реализуется средствами внедрения в систему дошкольного образования гендерного подхода.

В процессе планирования работы с детьми на основе гендерного подхода педагогу необходимо знать гендерную типологию личности.

Маскулинный гендерный тип ориентирован на авторитет силы и независимость поведения, имеет высокие индивидуальные достижения, отдает предпочтение мужскому авторитету, нуждается в мужском общении, нетерпим к возражениям, предпочитает отстаивать свое мнение и занимать позиции лидера, воспроизводит независимо соревновательный стиль поведения. Взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

Феминный гендерный тип предпочитает зависимое, подчиненное поведение, отличается осторожностью, не любит проявлять инициативу и самостоятельность, сознательно ограничивает свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики), нуждается в постоянной моральной поддержке со стороны окружающих, в игровой деятельности избегает контактов с маскулинными детьми; у мальчиков зачастую проявляются трудности в общении.

Андрогинный гендерный тип свободен от жесткой половой типизации и традиционных норм, способен реально осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно преодолевать трудности, значительно социально активен и контактен, умеет активно и позитивно взаимодействовать с детьми и со взрослыми любого пола, обладает хорошими организаторскими способностями и личностными качествами конструктивного характера (защита, помощь), настойчив, самостоятелен, имеет высокий уровень достижений.

Недифференцированный гендерный тип отвергает и мужской, и женский стиль поведения, не способен ориентироваться в традиционных нормах полоролевого поведения, пассивен, обладает низкими реальными достижениями, сознательно избегает контактов, в коллективе сверстников не пользуется авторитетом.

Начав работу на основе гендерного подхода, мы удивились результатам мониторинга: оказывается, в старшем дошкольном возрасте дети феминного типа составляют почти 40%, из них мальчиков — 15% в то время, когда девочек с маскулинной (мужественной) направленностью — почти 25%, а 7% детей могут быть отнесены к недифференцированному типу. Для сравнения мы провели диагностическое исследование в соседнем детском саду, где по результатам диагностики выявились подобные тенденции. Мы понимаем, что нетипичные гендерные характеристики (когда девочка ведет себя, как типичный мальчик, и наоборот) требуют индивидуального маршрута развития в условиях детского сада. Ни один взрослый не в состоянии изменить особенности гендерного развития ребенка, и проявление такой индивидуальности — практически норма. Ведь современная женщина сегодня уютно чувствует себя за рулем автомобиля и в кресле директора предприятия, а современный мужчина может заниматься типично женским трудом, и это уже никого не удивляет.

В самом начале работы педагоги выделили ключевые понятия: гендерный подход, гендерная принадлежность, гендер, полоролевой подход, социализация дошкольника, предметно-развивающая среда, компоненты, принципы построения предметно-развивающей среды, предметно-развивающая среда на основе гендерного подхода, коммуникативный, игровой, продуктивный виды деятельности ребенка, игра. Каждый педагог сначала самостоятельно изучил эти понятия, а затем на семинаре мы подвели итог данной работы. Такая индивидуальная работа педагогов проводилась для того, чтобы каждый воспитатель и специалист разобрался в мозаике понятийного аппарата.

Работа с педагогами заключалась не только в понимании и изучении этих терминов, параллельно проводились педагогические советы, семинары, семинары-практикумы для более тонкого изучения спектра новых понятий и явлений. Проведены педагогические советы: — «Гендерный подход в условиях ДОУ» (цель — уточнение знаний педагогов о принципах гендерного подхода в образовании); — «Принцип построения предметно-развивающей среды ДОО на основе гендерного подхода» (цель — ознакомление педагогов с условиями построения предметно-развивающей среды с позиции гендерного подхода к образовательному процессу в ДОУ).

Состоялись тематические семинары и семинары-практикумы: «Планета гендер», «Пространственно-предметный компонент предметно-развивающей среды на основе гендерного подхода», «Социальный компонент предметно-развивающей среды на основе гендерного подхода» и пр.

Параллельно с этим тестировались дети второй младшей группы на определение любимого цвета каждого ребенка, эти знания были необходимы для построения организации предметно-развивающей среды на следующий учебный год. Во время летнего периода была проделана работа по организации предметно-развивающей среды в помещении групп: проведен косметический ремонт, стены помещения окрасили в цвета, которые выбрали дети из предлагаемого им множества цветовой гаммы (светло-зеленый (спокойная зона), розовый (зона игр девочек), голубой (двигательная зона), желтый (учебная зона)).

Соответственно оттенкам стен была расставлена мебель, разложены игрушки по игровым центрам.

Современные примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, соответствующие по­следним требованиям Минобрнауки России, придерживаются принципа комплексно-тематического планирования и предлагают изучать с детьми одну тему на протяжении недели. Рекомендуемые темы реализуются во всех направлениях деятельности педагога (непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты, взаимодействие с семьей). Организуя образовательную деятельность в режимных моментах, педагог создает условия для разнообразной и интересной деятельности детей в рамках темы недели. Во время утреннего приема следует создать ребенку хорошее настроение; при затруднении выбора деятельности помочь: предложить игрушку, включить ребенка в игру с играющими детьми. Воспитатель обязан проследить, чтобы все дети в процессе режимных моментов нашли себе интересную деятельность и не мешали другим. Для феминной группы (в основном девочки) воспитатель подбирает эмоциональный, яркий, красочный материал, создающий условия для использования имен прилагательных, а игрушки располагает близко друг от друга. Эти дети хорошо понимают и запоминают то, что могут потрогать руками. Для маскулинной группы игровой материал должен иметь немного агрессивный, хаосный вид и сложную конструкцию, способствовать развитию пространственных ориентаций. Эти дети лучше усваивают материал, если проявляют способность выявлять и реализовывать все свойства предмета, подвергнув его различным действиям с ним. Андрогинная группа справляется с игровым атрибутом в виде дидактических игр, настольно-печатных игр, игр на развитие мелкой моторики. Такие дети считаются «условно одаренными», их познавательные способности выше средних и позволяют решать умственные задачи в любой деятельности. Для детей недифференцированной группы нужны потешки, стихи, проблемные игровые ситуации, в которых показывается образец стереотипного мужского или женского поведения.

Гендерная принадлежность выявляется в сюжетно-ролевой игре; при этом дети чаще играют в однополых группах, но иногда наблюдается и дифференцированное содержание игры. В процессе руководства ею педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей различных гендерных групп. У мальчиков и девочек среднего и старшего дошкольного возраста в игре распределение ролей формируется по половому принципу, они не путают половую принадлежность игровых персонажей, выбирая себе в «партнеры» ребенка, с которым сложились дружеские отношения. Дети исполняют роль, не соответствующую полу, если не хватает мальчиков для «муж­ских» или девочек для «жен­ских» ролей, или если девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами играть обе роли. Мальчики сражаются на войне, водят транспорт, строят дома, мосты, машины, отправляются в путешествия. Реализуя потребность нравиться окружающим и быть красивыми, девочки часто обыгрывают свадьбы, «выходят замуж», «лечат больных» и т.д. Руководя игрой дошкольников, педагог, зная эти особенности, создает условия для проявления индивидуальности каждого. Например, если девочка проявила желание сыграть роль водителя, не нужно этого запрещать. Педагог поддерживает и поощряет инициативу каждого воспитанника, независимо от «типичности» выбранной роли.

На данном этапе работа за­ключается в составлении и календарно-тематического планирования, и конспектирования непосредственно образовательной деятельности на основе гендерного подхода.

В заключение хотелось бы сказать, что работа с детьми на основе гендерного подхода очень увлекательна, дает определенные результаты. Нами остались довольны и дети и их родители. Кроме общей заинтересованности результаты показывают и рост творческой активности воспитанников. Ребенок понимает свою гендерную принадлежность и знает свои интересы: «я девочка, но люблю играть с мальчиками в железную дорогу и хочу стать железнодорожником!»

Игры, игрушки, занятия — все интересно и разнообразно не только для всех, но и для каждого.

Мы работаем в этом направлении, но уже можем выявить несколько трудностей: необходима самоподготовка воспитателей по данной теме. Педагоги не знакомы с гендерной проблематикой относительно дошкольного возраста детей, ни среднее, ни высшее педагогическое до­школьное образование не знакомит студентов с данной темой. Организовать и обеспечить теоретическое изучение проблематики в условиях интенсивного труда педагогов сложно. Изменяющийся состав детей в группах тоже затрудняет работу. Часть детей переходит в коррекционные группы, и новых воспитанников приходилось диагностировать заново и выявлять гендерные особенности. В связи с этим работа немного приостанавливалась до тех пор, пока с новыми детьми не был достигнут нужный результат.

Мы советуем всем коллегам при работе в общеобразовательных группах изучать гендерный подход и типологию прежде, чем наметить план образовательной работы. Это помогает найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь справиться с трудностями, корректировать личностное развитие каждого воспитанника.

Гендерные схемы в развитии ребенка. Процесс полотипизации

Формирование фемининности/маскулинности у детей происходит в раннем возрасте. Так, примерно к 4-5 годам закрепляется гендерная принадлежность (во второй младшей группе детского сада). Дети начинают отдавать предпочтения типичным играм, соответствующие их полу. Данное соответствие, как уже упоминалось, задается культурными нормами общества. Также формирование гендерной принадлежности у дошкольников проявляется в том, что дети предпочитают больше играть с детьми — представителями своего пола. Типизация по полу (англ. sex-typing) получила в психологической науке название полотипизации. Она сопровождается приобретением индивидом предпочтений, личностных установок, навыков, «я»-концепции и др. Значимость полотипизации, определяющей формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у дошкольников рассматривается по-разному в различных психологических теориях развития.

Полотипизация в психоаналитической концепции

В основе полотипизации, в качестве ее первичного механизма, психоанализ выделяет процесс идентификации ребенка с родителем своего пола. Процесс идентификации осуществляется в рамках исследования ребенком собственных гениталий как половых различий. Появление зависти к пенису и страха кастрации, возникающие у мальчиков и девочек, приводят к успешному разрешению Эдипова комплекса. Однако данная концепция также подвергалась критике со стороны феминистических школ, поскольку делала упор на биологической обусловленности гендерных различий.

Проблемы современного воспитания детей

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в последнее время начинает набирать популярность. В недалеком прошлом мужчины всегда были предводителями и считались сильным полом, а женщины — слабым. Сейчас все изменилось. Все чаще мальчики растут изнеженными и неспособными совершать серьезные и мужественные поступки. Когда ребенок вырастает, его взгляд на жизнь остается таким же.

Девочки, ранее — слабый пол, начали «вытеснять» мужчин. Все чаще женщина становится главой семьи, которая обеспечивает ее членов всем необходимым.

По причине неправильного воспитания у ребенка происходит притупление чувств принадлежности к полу, что в дальнейшем является причиной неадекватных форм поведения.

Согласно исследованиям, если не предпринимать никаких мер, то уже в недалеком будущем унификация полов приведет к одиночеству. То есть созданные традиционные семьи будут быстро распадаться, так как каждый будет чувствовать свое превосходство над другим или не находить защиты в своем партнере.

Даже если в семье двое детей и они разнополые, то родители должны с самого детства научиться правильно их воспитывать. Дело в том, что к мальчикам и девочкам нужен разный подход.

Как правило, дети до трех лет не придают особого значения тому, какого они пола. Но это не должно стать поводом для того, чтобы одинаково воспитывать малышей. Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста должен начинаться непосредственно в семье.

Полотипизация и теория социального научения

В отличие от психоанализа, теория социального научения делает акцент на значимой роли системы поощрения-наказания в воспитании гендерной идентичности ребенка. Если ребенок наказывается за поведение, считаемое родителями неприемлемым для его пола (либо, наоборот, поощряется, за приемлемое) то происходит процесс закрепления в сознании ребенка определенных паттернов поведения. Вторым значимым аспектом в теории социального научения считаются процессы наблюдения и моделирования.

Соответственно, теория социального научения рассматривает источник полотипизации в сфере социализации, дифференцированной по полу. Одним из достоинств данной теории является применение к развитию женской и мужской психологии общего принципа научения, хорошо известного в отношении развития множества других видов поведения.

Полотипизация в рамках теории когнитивного развития

Данная теория прежде всего делает акцент на первичных агентах полоролевой социализации личности. Процесс половой типизации осуществляется неизменно, естественным путем, исходя из всеобщих принципов когнитивного развития. Иными словами, с точки зрения теории когнитивного развития, так как дети нуждаются в когнитивной стабильности самоопределения себя как женщин или мужчин, это мотивирует их ценить то, что кажется им более похожим на них самих, в терминах гендера. Основанная на гендерной аспекте система оценивания, в свою очередь, способствует мотивации ребенка действовать активно, соответственно своему гендеру, прилагая соответствующие усилия для освоения гендерных установок, а также отдавая предпочтение сверстникам, идентичным с ним по гендерной принадлежности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]