Дидактические игры по математике. Игры на состав чисел

“Божьи коровки»

Материал: карточки с изображением божьих коровок с номером на левом крыле; пронумерованные карточки для второго крыла; числа в кругах.

Варианты использования руководства:

1. Воспитатель помещает число в кружок над божьими коровками и предлагает детям выбрать число для второго крыла. Ребенок находит этот номер и прикрепляет его к крылу.

2. Цифры расположены на обоих крыльях божьих коровок. Ребенку нужно составить число из двух чисел и найти соответствующее число в круге.

«Мухомор»

Материал: колпачки мухоморов двусторонние: с одной стороны наклеены белые точки (с 1 по 10, с другой – примеры; лапы мухомора с номерами от 1 до 10; белые и красные кружочки.

Варианты использования инструкции: 1. «Выберите ножку для шляпы из мухомора»: задание считается выполненным правильно, если количество очков на шляпе совпадает с числом на ножке.

2. «Решить примеры»: нужно решить арифметические примеры (на крышке мухомора) и найти ответ (число на ножке мухомора). Задание считается выполненным успешно, если арифметический пример решен правильно.

«Равно – неравно» Ведущий небрежно ставит ноги на колпачки мухоморов. Часто цифры на ножках не соответствуют количеству точек на кепках. Ребенок должен добиться совпадения количества и количества очков с помощью двухсторонних фишек. Для этого он перекрывает лишние точки на шляпе красной стороной фишки и добавляет недостающие точки белой стороной фишки. Задание считается правильно выполненным, если количество очков на шляпе совпадает с количеством на ноге.

«Дома»

Материал: Домики с окнами. На каждом этаже только по одному номеру. Набор чисел.

Ход игры: Число на крыше указывает количество жителей на каждом этаже. Ребенок должен выбрать и ввести число во втором окне.

«Подберите колеса к автомобилю» Варианты использования руководства:

1. Машине ставится номер. Дети должны сопоставить колеса с машиной так, чтобы количество игральных костей на двух колесах, обозначенное числами, было числом, указанным на машине (выберите все варианты).

2. Пронумерованные колеса накладываются на машину, и ребенок должен определить их общее количество и нанести соответствующий номер на машину.

«Полянка»

Материал: Полянка (в зеленом картоне); 2 вида цветов коробки; Липучка по центру для фиксации цифр на поляне.

Ход игры: В центре поляны ставится число. Этот номер ребенок должен изготовить из цветов разного цвета.

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе

Неля Ткаченко

Дидактический материал на знание состава количества единиц в старшей группе

Дидактический материал для познания

с составом из числа лиц старшей группы.

СФЕРА:

Формирование представлений о составе числа внутри первой бусинки.

ЗАДАНИЯ:

– регулировать,-

– представления о числах и цифрах внутри первой бусинки;

– развивать,-

– идея, что все числа состоят из единиц;

– представление о том, что количество единиц в разном количестве разное;

– внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление;

– отличная моторика;

– упомянуть,-

– организация;

– концентрация;

– интерес к математическим играм;

Подсчет активности пятилеток в процессе систематического обучения уже объективно совершенен. Изучение состава количества единиц в старшей группе является подготовкой к овладению вычислительной техникой – счетом и счетом по одному.

Что еще почитать: Дидактическая игра «Ягода, овощ или фрукт?» 5-6 класс

Изучение состава чисел из единиц должно начинаться с анализа состава набора элементов к составу ряда единиц, при этом одно должно быть последовательным, не поспешным, а с пятки – от каждого числа – с От 2 до 5 (2, 3,4,5)

… В иллюстративных целях материала, выбирается группа предметов одного типа, каждый из которых отличается друг от друга качественными характеристиками (например, цвет, размер) … Кроме того, в дальнейшем используются элементы, объединены концепцией, например, комплекты одежды, посуды, мебели и т д. Наряду с элементами фактуры можно использовать узоры из геометрических фигур, полосы бумаги разной длины и размера и т.д. необходимо научить детей, рассматривая наборы, рассказывать, как составлена ​​эта группа, называть каждый элемент и их общее количество.

Например:

«Число 4 состоит из следующего: 1 зеленый кружок, 1 красный кружок. 1 желтый круг, 1 синий круг – всего 4 круга».

Отсчитав 4 круга, ребенок должен сказать, как оно составлено «это четыре»

подчеркивая количество состав: один – зеленый, один – красный, один – желтый, один – синий, всего – четыре. Приглашая детей выполнять задания с разными типами групп объектов, вы должны попросить их рассказать, как составлена ​​группа, сколько разных объектов есть и сколько их всего, чтобы назвать как объекты, так и их количество. Постепенно вы должны переходить от более конкретных вопросов к общим: «Сколько вы получили? Сколько… всего? Как вы… (например, 5 карандашей?»

Изучая количественный состав ряда единиц, необходимо обратить внимание детей на то, что единица может отражать не только отдельный объект, но может быть отражением целой группы предметов. Например, предложите детям рассмотреть множество геометрических фигур и ответить на вопросы,-

– Из каких частей состоит этот набор? («Составлено в трех частях»

.

– Назовите цвет и количество деталей этого набора. («Этот набор состоит из трех частей разного цвета: одна часть – красные треугольники, одна – синие треугольники, третья – зеленые треугольники. Всего три части».

– Из скольких единиц состоит цифра три? («Из трех отдельных единиц»

).

В этом задании дети должны понимать, что единица может отражать не только отдельный предмет, но и группу предметов.

В процессе ознакомления детей с составом ряда единиц можно использовать словесные упражнения,-

– на поляне собрались лесные звери: заяц, ёжик, белка. Сколько животных собралось на лесной поляне? Сколько разных лесных зверей собралось на поляне и тд

И другие задачи, например,-

– возьмите пять треугольников разного цвета;

– нарисуйте три разные геометрические фигуры;

– положить на стол четыре разные куклы и т д.

Ознакомление детей с составом номера осуществляется в последовательной системе занятий, что создает условия для формирования новых связей, формирующих у детей знания количественного состава, что в свою очередь является подготовкой к вычислительной деятельности.

Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа»

Симакова Наталья

Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа»

Вы можете использовать

— счетные палочки;

— простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты);

— самодельные учебные пособия — числовые домики или карточки.

Инструкция:

Постарайтесь объяснить ребенку разность между числами и цифрой. Цифра обозначает числа на письме, а числа являются обозначением количества предметов. Например, если у вас есть пятнадцать яблок, объясните, что 15 — это число, количество, а его составляют цифры — 1 и 5. Уберите десять яблок, у вас останется пять. Поясните ребенку, что количество яблок стало пять и это выражает цифра 5. Пять можно разложить и на другие цифры — 1, 2, 3 и так далее.

Показывайте ребенку состав числа на наглядных примерах. Возьмите, например, три конфеты. Попросите посчитать ребенка, сколько у вас есть конфет. Теперь разделите конфетки — две положите на стол, а одну держите в руках. Спросите ребенка, сколько их теперь. Ответ будет тем же. Поясните, что две конфеты с одной и наоборот, одна с двумя, составляют три. Теперь положите одну конфету дальше от второй, а третью держите в руках. Покажите ребенку — вот одна конфета, вот еще одна и еще. Значит тройка — это повторенная три раза единица. Закрепите знание на счетных палочках.

Пособие «Числовые домики»

Нарисуйте с ребенком на бумаге числовые домики. Эти домики — многоэтажные дома, на каждом этаже которого расположено по две квартиры.

Напишите в треугольнике-крыше число от 2 до 18. Объясните, что на одном этаже живет столько жильцов, сколько обозначает хозяин-число. Используйте счетные палочки, кубики или иные материалы, чтобы помочь ребенку «расселить» жильцов.

К примеру, пусть хозяином будет число 6. Выберите 6 палочек. На первом этаже в одной из квартир пусть живет один человек — отодвиньте палочку. Следовательно, в другой квартире пять жильцов. Значит, шесть — это пять и один.

Таким образом, заселяя числовой домик, получите пары 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1 — итого в числовом домике пять этажей. Для большей эффективности развесьте плакаты с такими домиками в квартире и периодически спрашивайте ребенка.

Вовлекайте ребенка в решение обычных бытовых задач. Например, в семье — три человека, предложите ребенку задачку следующего типа. Поставьте на стол одну тарелку. Задайте ребенку вопрос, сколько еще тарелок нужно поставить, если всего в семье три человека. Он должен ответить вам, что нужно поставить еще две тарелки.

Следовательно, одна и две тарелки составляют три тарелки. Изготовьте карточки с составами разных чисел и просматривайте их с ребенком.

Дидактические игры по математике. Игры на состав чисел.

Ольга Павлова

Дидактические игры по математике. Игры на состав чисел.

Математика – наука сложная, в старшем дошкольном возрасте содержание знаний усложняется, и нам, педагогам, приходится думать, как преподнести тот или иной материал для дошкольников. Причем сделать это так, что бы им было, не только понятно, но и интересно. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Я уже рассказывала в своем блоге о дидактических играх, которые я использую не только на занятиях, но и в индивидуальной работе. Сегодня хочу рассказать еще о некоторых.

Игры на состав чисел.

Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).

Состав числа мы начинаем изучать в старшей группе. Материал для деток сложный, но игровые приёмы помогают успешно справиться с этой задачей. Состав числа – это два меньших числа для одного числа. Вот несколько вариантов дидактических игр. Многие идеи заимствовала у вас, дорогие коллеги.

1 вариант «Прищепки».

Понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10 и прищепки. Если «1» — одна прищепка и так далее. Например, карточка с числом «3». Крепим к карточке три прищепки, а теперь показываем, что три может состоять из 1 и еще 2 прищепок (если прикрепить их противоположно друг другу). Прищепки можно поменять на скрепки. И моторика развивается, и математические знания!

2 вариант «Весы»

Можно играть в весы, которые с двумя чашечками. На одну чашечку ставим гирю с цифрой 5, например. Чтобы уравновесить, на вторую чашку нужно поставить 2 и 3. Но весы обычно быстро ломают, да и не купишь на каждого ребенка. Поэтому обычные весы я использую только на первом этапе ознакомления с игрой, а потом переходим на бумажные.

По фотографиям становиться понятно, как можно усложнять содержание данной игры по мере знакомства с ней.

3 вариант «Математический цветок»

(идея Екатерины Смирновой или Лидии Карпенко).

4 вариант «Поймай рыбок»

(увидела у Татьяны Романевич).

Помимо ознакомления с составом числа, в старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с азами геометрии. Разобраться с многообразием линий им поможет следующая игра.

Игра «Такие разные линии»

Цель: Познакомить с основными геометрическими понятиями: точка, линия, луч, отрезок, угол. Учить различать ломаные, кривые линии, линии замкнутые и незамкнутые.

Вариант 1. Детям предлагается разделить все картинки на стопочки. В одну стопочку – незамкнутые, в другую замкнутые.

Вариант 2. Посели в домик. В этом домике живут ломаные линии, в этом прямые, а в этом кривые.

Вариант 3. Раздели карточки на 5 групп (лучи, отрезки, прямые, ломаные, кривые).

И конечно, развитие математических представлений трудно представить без развития логики. С этой целью использую широко известные игры «Тангам» «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Благодаря этим играм, и тем которые я уже описывала в рубрике моего блога «Дидактические игры», мне удается заинтересовывать детей математикой, делать познание увлекательным. Спасибо за внимание!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]