Дидактические игры по математическому развитию для детей


Дидактические игры по математическому развитию для детей

Дидактические игры (ДИ) как особое обучающее средство, которое отвечает особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания ФГОС. Важно значение ДИ для умственного воспитания детей дошкольного возраста. В играх у детей разных групп (младшей, средней, старшей) идет скопление чувственного опыта.

Игра дошколят

Разбирая, складывая, подбирая, они обучаются видеть и называть признаки предметов:

  • размер;
  • форму;
  • цвет.

К сведению. Увлекательные ДИ создают у воспитанников детсада интерес к решению умственных задач, усилие ума и преодоление сложностей несет получение удовольствия.

Дети складывают

Зачем это надо, задачи обучения математике

Каждый воспитанник детского сада — малыш-исследователь, с радостью и удовольствием открывающий для себя удивительное планеты.

Задача педагога:

  • оказать помощь;
  • сберечь и развить стремление познавать новое;
  • удовлетворить необходимость умственного развития.

Более полноценное развитие дошкольника идет под влиянием качественного воспитания и учебы, выполняемой с учетом особенностей возраста детей.

К сведению. Играя, воспитанник приобретает навыки различать признаки предметов, опыт различных движений, действий. И все это проводит к элементарным знаниям и умениям, реализуется в форме интересных, простых для восприятия дидактических игр.

Структура и временные рамки занятия по ФЭМП

Дидактические игры выполняются единожды в 7 дней и продолжаются полчаса. Имеет значение, чтобы занятия вызывали у детей позитивные эмоции, были понятны. С этой целью педагоги прибегают к созданию ДИ. Структура предусматривает интересные сюжетные линии:

  • путешествие;
  • соревнование;
  • поиск сокровищ;
  • спасение попавшего в беду героя.

Часто применяются различные эксперименты и опыты. Для того, чтобы поддержать познавательную активность, педагог применяет загадки на смекалку, творческие задания, специально усложняет ситуации, разрешить которые воспитанники должны сами.

Дидактические игры и упражнения по математике для детей 4 — 6 лет

Дидактические игры и упражнения по математике для дошкольников
В этой брошюре представлены игры, которые можно использовать, в домашних условиях, чтобы помочь ребёнку развить математические способности, используя игровые методы и приёмы. А так же как дидактическое пособие на индивидуальных развивающих и коррекционных занятиях, и на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду.
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Мы хотим показать Вам, как в домашних условиях можно помочь ребёнку развить математические способности, используя игровые методы и приёмы. Детские игры являются прекрасными помощниками в развитии ребёнка. Игра приносит пользу тем, что ненавязчиво обучает новым навыкам, развивает у детей мышление и воображение, способствует установлению контроля над поведением. В игровой форме легче и эффективнее донести информацию, научить концентрировать внимание и решать задачи.. Ребёнку процесс приносит радость и удовольствие, он легко включается и проявляет неподдельный интерес, самостоятельно понимает задания и активно ищет ответы, старается справляться со сложностями. Дидактическая игра и игровые упражнения выступают и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Что значит всестороннее развитие ребенка? Если взрослые будут уделять своему ребенку 10-15 минут ребенок будет и разговаривать правильно, и мыслить логически и будут вашим самым умным и развитым ребенком. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир,и расширить его кругозор. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке. Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры, доступны для ребенка начиная с младшего дошкольного возраста, и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала

«Подбери колеса к вагончикам»
Цель игры:
обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса — к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
«Дни недели»

Игровое упражнение — Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?: -Сегодня пятница. Какой день будет завтра? -Четверг – какой день по счету? — Какой день недели будет после вторника? -Какой день между четвергом и вторником? -Сколько всего дней в неделе?

«Назови похожий предмет»

Игровое упражнение
Цель игры:
развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры
: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

«Найди и назови»
Цель
: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
Ориентировка в пространстве

Игровое упражнение Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки. Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

«Собери бусы»

Игровое упражнение
Цель игры:
развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.
«Кто знает, пусть дальше считает»

Игровое упражнение Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10). Назови числа до 6 (5, 3, 4 и тд.) Назови числа после 3 (4, 7, 6 и тд.) Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного). Счёт цепочкой (поочерёдно). Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и тд. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

«Ориентировка в пространстве»
Игровое упражнение Кто где? Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки. Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Гдестоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для дошкольников на развитие мелкой моторики Паспорт математического уголка старшей группы Математические сказки для детей 5-7 лет Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе ДОУ. Лесные приключения

Похожие статьи:

Математические игры для детей 5 лет

Математические игры для ребёнка 6 лет

Задания по математике в картинках для детей 6-7 лет

Упражнения со счетными палочками для дошкольников

Обучение математике по методу Никитиных

Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в детском садике

Возраст 5-6 лет — важнейшая пора жизни малыша. В это время формируется фантазия, логика, образуется произвольность процессов психики, самооценка. Дети всегда хотят знать — почему, как, зачем?

Занятие с цифрами

В ДОУ начинается подготовительный процесс к образовательному учреждению, происходит развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют педагогика по ФЭМП. Дети должны не просто суметь посчитать до 10 туда и обратно, но и сделать анализ информационных данных, проводить анализ, классифицировать разные явления, находить общие закономерности, проявлять смекалку, быть в состоянии объяснить и доказать личную точку зрения.

Самостоятельное изучение английского языка с детьми с нуля

Типы занятий по математике для детсадовцев

Дидактические математические игры по содержанию подразделяются на определенные группы. Разновидность ДИ:

  • с цифрами и числами;
  • путешествие во времени;
  • ориентирование в пространстве;
  • с геометрическими фигурами;
  • на логику.

Благодаря разным видам игр, выполняется обучение воспитанников счету в прямом и обратном порядке, использованию действий по правилам числительных, как количественных, так и порядковых.

Дидактические игры по математике

Учебные занятия предусматривают использование различных приемов педагогики:

  • наглядности;
  • технологии игр;
  • словесных бесед;
  • подвижных мероприятий;
  • фронтальных опросов.

Особенное место в образовательном процессе принадлежит развитию воспитанника.

Игра с геометрическими фигурами

Любой конспект по ФЭМП в средней группе второго года обучения предусматривает использование наглядных материалов:

  • пособий;
  • эталонов;
  • картинок;
  • фото.

К сведению. Это позволяет воспитанникам полноценно воспринимать объекты, их качества и характеристики.

Примеры самодельных дидактических игр по ФЭМП

Математика и алгебра по определению – это «плюс» и «минус», треугольные и квадратные формы, разные величины, знаки «больше» и «меньше». Придумывать велосипед не надо. Математическое мышление формируется уже с первого года жизни. Ребенок из своей кроватки наблюдает прямоугольное окошко, круглую лампочку, квадратную простыню или треугольный платок.

К сведению. Все, что окружает, имеет форму геометрии. Поэтому самостоятельные занятия с цветными геометрическими фигурками на 100% увлекут детсадовца.

Фигуры можно сделать своими руками из дерева, картона. Важно, что их много и они различных расцветок. Имея материал, можно играть и развивать ребенка, отбирать по цветам, формам, количеству и так далее.

Картотека игр по ФГОС

Картотека представлена разными играми. Для примера стоит рассмотреть ДИ «Разговор животных». Ее цель — расширение словарного запаса ребенка, развитие артикуляции.

Для того, чтобы начать играть, нужно взять мячик. Воспитанники встают в линию, а педагог напротив их объясняет правила игры, делает презентацию: он будет называть животных и бросать мячик первому участнику. Малыш должен поймать мяч, сказать, какие звуки издает это животное, и вернуть мячик воспитателю. Далее мячик кидают следующему участнику. Играть заканчивают, когда мячик получит последний в линии и выполнит задание.

Раскраски по ПДД для ребенка дошкольника 3-4 лет

К сведению. Можно играть по-другому: воспитатель произносит звуки, а дети должны отгадать животное, произносящее их.

Дидактические игры по математике (часть 2)

Светлана Варавка

Дидактические игры по математике (часть 2)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Идея включения игр в процесс обучения и воспитания издавна привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. С помощью дидактической игры дошкольники используют свои знания в новых ситуациях. Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.

Дидактическаяигра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра «Весовые баночки»

Цели и задачи игры: развитие мелкой моторики рук, формирование у детей представлений о массе предмета и способах ее измерения. Измерить массу можно путем взвешивания, а так же прикладкой на руке «барическое чувство»

, предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Дидактическая игра «Червячки»

Цели и задачи игры: развитие мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости, формировать умения строить элементарные умозаключения, обосновывать свои предположения. Прививать трудолюбие.

Дидактическая игра «Математический круг»

Цели и задачи игры: упражнять в счете предметов по осязанию, усвоить понятие «сколько»

, формирование представлений о числе и количестве, развитие мелкой и общей моторики, координации движений.

Дидактическая игра «Сосчитай – не ошибись»

Цели и задачи игры: закрепить умение считать предметы и устанавливать соответствие их количества определенной цифре, упражнять в умении различать цифры, упражняться в счете.

Дидактическая игра

«Математическая корзиночка»

Цели и задачи игры: усвоить понятие «сколько»

, продолжать знакомить с количественным составом числа в пределах 10 на конкретном
материале, способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания.

Дидактическая игра «Игра на закрепление навыков счета»

Цели и задачи игры: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов, закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости, воспитывать усидчивость.

Дидактическая игра «Учусь складывать»

Цель игры: закрепление счета от 1 до 10, формировать у детей представления о цифрах, подготовка детей к изучению сложения и вычитания, акцентирование внимания на составе числа, способствует развитию логического мышления, привитию интереса к счету.

Дидактическая игра

«Математическая коробка»

Цели и задачи игры: развитие мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости, способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания.

Дидактическая игра «Волшебные круги»

Цели и задачи игры: формировать умение анализировать, вычленять формы составляемого предмета на части, искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей логическое мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия, собирать круги из частей по количеству (например, собрать круг из 5 частей, назвать части этого круга (1/2,1/6., сравнить части разных кругов(1/5 > 1/6)

и т. д.

Дидактическая игра

«Математическое дерево»

Цель игры: продолжать знакомить с количественным составом числа в пределах 10 на конкретном материале, закреплять прямой и обратный счет в пределах 10.

Ход игровых действий: для младших детей- вытягивать ленту и выкладывать на крону дерева такое количество листьев, какое выпадет в окошке; для детей старшего возраста- игра со сложением (детям предлагается бросить 2 кубика, положить их в специальные отверстия и сложить выпавшие числа доступным для ребенка способом; затем найти на ленте соответствующее число и выложить на кроне дерева листья.

Дидактическая игра

«Подбери заплатку»

Цели и задачи игры: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

развитие мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости.

Спасибо за внимание!

Методика проведения занятий по ФЭМП в детском саду

В качестве обучающей базы для готовящихся пойти в первый класс, применяют особенные методики:

  • последовательность;
  • системность;
  • индивидуальность;
  • логичность.

Знания, которые педагог передает детям, от занятия к занятию все сложнее, учитывая уровень развития воспитанников. Для повтора используют специальные ролевые игры. Математика становится у воспитанников любимым предметом, они с удовольствием занимаются, ищут сходство и разницу в предметах, сосредотачивают внимание на тонкостях, чтобы ответить на вопрос воспитателя.

Игра с воспитателем

Рекомендации по организации занятий

Важно организовать игру позитивно и грамотно. Детсадовский возраст не предусматривает применения неудовлетворительных отметок, порицаний со стороны педагога. Нельзя сравнивать одного ребенка с другим, допускается лишь анализ личностного роста воспитанника.

Воспитатель должен применять в работе те методики и приемы, которые провоцируют интерес. Занятия «по принуждению» бесполезны, формируют отторжение к математике и алгебре.

К сведению. При наличии личного контакта и позитивных отношений между воспитанником и его наставником будет успешный результат.

Пример календарно-тематического плана занятий по ФЭМП

Утром воспитатель беседует о героях сказки «Репка». Вместе участники смотрят картинки с изображением персонажей. Далее на прогулке участники играют в игру «Постройся, как в сказке репка», в обеденное время педагог рассказывает сказку «Репка». В вечернее время сказка обыгрывается, проходит нетрадиционное рисование геометрических фигур. Во время второй прогулки дети и воспитатель играют в «Съедобное-несъедобное» (с мячиком), собирают пазл «Репка». Создают костюмы к сказке «Репка».

ФГОС для детских садов содержит перечень тех понятий, которые должны формироваться у выпускников дошкольных образовательных учреждений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]