Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенкастатья (подготовительная группа)


Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенкастатья (подготовительная группа)

Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка

Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем значительнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения.

Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

Как сохранить любовь к чтению и передать ее подрастающему поколению?

Ответ прост! Нужно с раннего детства прививать любовь к книге, зажечь этот огонек в душе ребенка, который поведет его в огромный мир художественной литературы.

Чтение в кругу семьи создает особую атмосферу взаимопонимания, а любовь и интерес к книге передаются от старших к младшим. Умение слушать, сочувствовать, сопереживать формируется именно в минуты коллективного восприятия прочитанного, когда старшие члены семьи высказывают свое отношение к событиям, персонажам, языку произведения.

К сожалению, пришлось признать, что книга и семейное чтение занимают далеко не первое место в жизни детей.

Для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг в 2015 году был заключен договор о взаимодействии МАДОУ ПГО «Центр развития ребёнка – Детский сад № 70» с детской городской библиотекой, расположенной на улице Коммунистической, д.46.

Целью данного взаимодействия является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества, посредством совместной деятельности с педагогами, родителями и работниками детской библиотеки.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

• развитие у детей познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности, формирование целостной картины мира;

• формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

• развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса, расширение кругозора детей;

• формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств;

• повышение педагогической компетентности родителей.

Воспитанники нашей группы познакомились с библиотекой в среднем дошкольном возрасте, когда представители библиотеки выходили к нам с интересными, познавательными презентациями и приносили с собой книги, но тесно сотрудничать с библиотекой начали с 2022 года, когда перешли в старший дошкольный возраст

Неравнодушные, знающие свое дело работники библиотеки Ирина Алексеевна, Юлия Сергеевна и Елизавета Михайловна так заинтересовали ребят, что мы с ними стали встречаться каждый месяц.

В сентябре 2022года мы организовали экскурсии в детскую городскую

библиотеку, где дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке. В читальном зале дети не только знакомились с книгами и их героями, но и читали любимые стихотворения, смотрели мультфильмы по мотивам знакомых произведений, активно участвовали в викторинах: «К 300-летию города Полевского», «Наш писатель П.П.Бажов».

Знакомство с устройством и работой библиотеки вызвало у детей желание создать настоящую библиотеку в группе. Многие родители поддержали наше начинание и пополнили нашу библиотеку в группе интересными и увлекательными книгами, которые принесли из дома. Так появилась групповая библиотека. Дети стали чаще обращаться к книгам, рассматривать иллюстрации, интересоваться сюжетами произведений и обсуждать их. Возникла сюжетно — ролевая игра «Библиотека». Задачи, которой: познакомить детей с библиотечной терминологией, с правилами поведения в библиотеке; формировать понимание значимости книги в жизни; развивать самостоятельность, коммуникативные навыки и творческие способности; умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес и бережное отношение к книге.

Дети выступают инициаторами игры, договариваются о ролях, меняются ими, постоянно развивают и обогащают сюжет. Каждому хочется взять на себя роль библиотекаря и выдавать «читателям» книги. Игра ли это, сложно сказать, потому что все в ней по-настоящему: настоящие книги, настоящие дети — читатели и даже настоящие библиотечные формуляры.

Конечно, в процессе ознакомления с книгами, их чтения и рассматривания книги выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот случай у нас в группе работает «Книжкина больничка» по ремонту книг. Дети своевременно, с большим желанием и заботой ремонтируют, реставрируют «заболевшие» книги. Мы отмечаем, что наши воспитанники стали гораздо бережнее обращаться с книгами, особенно с побывавшими в «больничке». Ведем читательский дневник, где дети рисуют рисунки по прочитанным произведениям. Книги из нашей библиотеки дети с родителями могут взять домой почитать на определенное время, которое прописано в библиотечном формуляре

Наша группа участвовала в конкурсе «Лучший уголок художественной литературы» и заняла 1 место, среди всех групп нашего ДОУ. Получили в подарок книгу «Большую энциклопедию знаний».

Также в детском саду действует передвижная библиотека, когда сотрудники библиотеки один раз в месяц приносят нам в детский сад книги для чтения, а мы в свою очередь возвращаем в библиотеку те, которые уже прочитали, рассмотрели.

В октябре в нашем детском саду прошел конкурс чтецов «Стихи о маме» Есения заняла 3 место, а Ваня С. 2 место.

В ноябре месяце на неделе ДОУ «Творчество детских писателей», в группы была организована выставка книг А. Барто силами воспитателей и родителей. А также воспитанники группы совместно с сотрудниками библиотеки создали мультфильм по стихотворению А. Барто «Жонглёр».

В декабре 2022г. в наше дошкольное учреждение приходили ученики 5 «Б» класса из политехнического лицея №21 «Эрудит», чтобы показать сказку и подарить нам книги. Мы в свою очередь сделали закладки своими руками и подарили их ученикам.

Трое воспитанников нашей группы участвовали в интеллектуальной игре среди дошкольных учреждений нашего города и заняли 2 командное место. Получили за победу энциклопедию о нашей планете Земля.

Для дошкольников чрезвычайно интересна драматизация — разыгрывание текста в лицах. Перевоплощение в художественный образ дает возможность показать, как ребенок понимает текст, оценивает героев, представляет события. Инсценирование становится важнейшим приемом в работе с художественным текстом.

Наши дети активно участвуют в театрализованной деятельности, любят превращаться в актеров, активно обсуждают декорации и костюмы. В группе для этого созданы все условия. К Дню матери ребята показали для мам и бабушек инсценировку сказки «Как котёнок маму искал».

Родители отмечают, что у детей значительно повысился интерес к книгам, что очень важно при подготовке к школе.

Родители – наши партнеры и участники образовательного процесса. Для их просвещения в информационных родительских уголках мы размещаем консультации и памятки на темы «Что почитать ребенку?», «Читаем сказку», «Чистоговорки и скороговорки в жизни дошкольника» и другие.

Родители и дети – постоянные участники разных конкурсов: Семья Даши Т. участвовала в фотоконкурсе «Мой портрет с любимой книгой» и заняла 1 место. Семья Тимофея Б. участвовал во всероссийской викторине, посвященной творчеству К.И.Чуковского. Семья Оли Л. участвовала в международной викторине, посвященной творчеству А.Л.Барто.

В октябре воспитанники совместно с родителями участвовали в выставке рисунков по произведениям В.Г.Сутеева, которая была размещена в нашем ДОУ.

В сентябре и декабре 2022 г. наши воспитанники вместе с родителями активно участвовали в акции по сбору макулатуры «Спасем дерево», организованной сотрудниками нашего ДОУ. К этой акции присоединились дети, родители других групп и сотрудники детского сада. Мы спасли очень много деревьев и заняли 3 место среди всех групп, наша библиотека пополнилась новой энциклопедией о Динозавров за занятое место. Дети стали беречь родную природу. Бумагу после рисования, аппликации уже не выбрасывают в мусорное ведро, а складывают в специально приготовленные коробки, чтобы спасти еще деревья.

Подведя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы:

— повысился интерес детей к чтению, к книгам, дети активно включаются в читательскую деятельность. Большим спросом пользуются у детей настольные игры «Слоги и слова», «Веселый алфавит», «Буквы» и другие. Из 25 детей в группе 7 человек бегло читают, 9 — хорошо читают по слогам, отражают прочитанное в своих рисунках;

Так же хочется отметить, что речь детей стала более выразительной, четкой, эмоциональной. Укрепилась практика «семейного чтения», повысился авторитет городской библиотеки, родители с детьми стали активнее пользоваться её услугами.

Есть все основания полагать, что любовь к книгам, к чтению сохраниться у детей на всю жизнь.

Приобщая детей и взрослых к чтению, мы не только открываем им путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает их ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость.

Писаренко М.Н. ведущий специалист детского читального зала Западно-Казахстанской ОБДЮ им. Х. Есенжанова

Работа с дошкольниками – дело очень интересное и серьёзное. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге. Но в области доступа к библиотечному обслуживанию ребёнок всецело зависит от взрослых. А каждый ли родитель поведёт своего малыша в библиотеку? Конечно, нет! Одни предпочитают сами покупать яркие красочные детские издания и читать дома, а другие вообще не уделяют чтению никакого внимания.

Поэтому, более приемлемая в настоящее время форма приобщения дошкольников к чтению – это сотрудничество библиотек с дошкольными учреждениями.

Наша Западно-Казахстанская областная библиотека для детей и юношества имени Х. Есенжанова вот уже несколько лет сотрудничает с детскими садами города Уральска. Мы стараемся воспитать интерес к чтению, привить любовь к книге, убедить родителей в важности семейного чтения.

Особенно тесное сотрудничество проходит с детским садом «Шолпан», который с 2008 года работает по программе «Культурное наследие». С обретением независимости Казахстана повысилось национальное самосознание, возрождаются культурные традиции. Поэтому возникла необходимость основательного и более глубокого знакомства детей с духовными ценностями своего народа. А это происходит прежде всего через народное творчество, сказки, фольклор.

Добрая традиция библиотеки – тесная дружба с писателями. Настоящим «Праздником поэзии» была встреча местного писателя Кайрата Жумагалиева с детьми из шести детских садов города. Между детьми был организован конкурс на лучшее прочтение его стихов. Автор был очень благодарен детям за такой праздник и в память об этой встрече подарил детским садам свои книги.

В память о местном детском писателе Кадыре Мырзалиеве с детским садом «Шолпан» прошёл час поэзии, где ребята декламировали его стихи. Председатель фонда К. Мырзалиева подарил детскому саду диски со стихами их любимого поэта.

Мы стараемся воспитать интерес к чтению, привить любовь к книге через следующие методы работы: громкие чтения с обсуждением поступков героев, игры, викторины, беседы о родном крае, заочные экскурсии по Казахстану, обзоры у выставок-просмотров новых книг для малышей.

Наиболее приемлемая форма работы с дошкольниками – громкие чтения. Они проходят не только в библиотеке или в детских садах, но и в скверах, парках отдыха. Мы считаем, что это идеальные места, чтобы сесть и познакомиться с ребёнком, почитать ему. Ведь нередко в наше время есть такие семьи, где книг в доме нет совсем, и маленький ребёнок даже представления не имеет, что это такое.

Сколько прекрасных рассказов, стихов о родной семье, о любви к родителям мы используем для громкого чтения! В этом нам помогают детские писатели К. Жумагалиев, К. Мырзалиев, А. Барто, С. Маршак и др. Много книг читаем о том, как дети заботятся о деревьях, цветах, зверюшках по произведениям Э. Мошковской, И. Токмаковой, Е. Елубаева. Дети любят слушать казахские сказки. Они весело смеются над проделками Алдара Косе, Кожанасыра. Любят озорные стихи Г. Остера и рассказы Н. Носова. Это развивает у малышей чувство юмора, гибкость ума, сообразительность.

После громкого чтения библиотекарь всегда старается вести беседу с детьми о прочитанном, уважая их стремление поделиться впечатлениями.

Чтение можно превратить в увлекательную игру, особенно если в ней будут участвовать игрушки. Такой метод мы используем в работе с младшими группами детского сада. Сначала у нас игрушка играет роль пассивного слушателя и сидит на стульчике рядом с детьми, а затем библиотекарь делает её участником того сюжета, который описывается в рассказе или стихотворении. Этот метод позволяет на более эмоциональном фоне дать возможность освоить ребятам прослушанное произведение.

Этим летом в детском читальном зале для малышей была оформлена нетрадиционная книжная выставка «Счастливая книга». Здесь, наряду с книгами, на полках лежали конфеты «Красная Шапочка», «Три медведя», «Гулливер», «Русалочка», «Маугли», шоколадки «Алёнушка», «Сказки Пушкина», коробка конфет «Золотой петушок». Вот было удивление ребят: у конфет и у книг одинаковые названия! Это поистине счастливые книги, потому что их читают из поколения в поколение, потому что в честь них кондитерские фабрики дают названия своей продукции.

Одна из самых интересных для ребят форм проявить себя с творческой стороны – это утренники. Каждый год в стенах библиотеки проходит праздник «Наурыз». Продумывается не только сценарий, но и оформление зала: воздушные шары, мягкие игрушки, ленты, флажки и т.д. помогают делать праздники радостными и добрыми. Дошколята, в свою очередь, готовятся к утреннику с большой ответственностью.

Вместе с воспитателями запоминают стихи наизусть, разучивают танцы. Так происходит знакомство детей с духовными ценностями своего народа.

Ни один праздник не обходится без театрализованных постановок. В нашей библиотеке при массовом отделе работает кукольный театр «Книга».

Первым приглашает детвору в сказочную Читалию веселый и озорной Петрушка. Путешествуя вместе с ребятами по библиотеке, он знакомит малышей с ее жителями – книгами. Петрушка смешит ребят шутками, прибаутками, приглашает их к разговору о детском саде и домашнем чтении, о сказках.

Дошкольники всё ещё познают мир через игру. И мы стараемся через театрализованное представление, через кукол донести содержание хорошо известных сказок и рассказов детских писателей. А порой и понять сложные понятия. Например, что такое права и обязанности ко дню Конституции поможет сказка «Колобок – гражданин сказочного государства».

Активисты театра «Книга» с удовольствием играют для малышей. Как приятно им видеть улыбки, блеск восхищения в глазах маленьких зрителей! Они знают, что их труд за ширмой высоко ценят.

Дошкольники и сами с удовольствием воплощаются в артистов. Постановка представления – дело серьёзное, но всё же это – игра с куклами. И ребята с восторгом берутся озвучивать положительных и отрицательных героев сказки. В результате у ребёнка активизируется словарный запас, совершенствуется культура речи, а между детьми складывается творческая атмосфера сотрудничества.

Наша библиотека предусматривает не только работу с детьми, но и с родителями, используя для этого любые возможности. Даже когда библиотекари выступают на телевидении и радио, то используют эфирное время для привлечения дошкольников, их родителей, бабушек и дедушек в библиотеку. Большое внимание уделяется индивидуальной работе со взрослыми. Библиотекарь всегда даст совет: какую книгу лучше выбрать почитать для данного возраста, как правильно её читать, на что обратить внимание, как использовать иллюстрации во время чтения и т.д.

Встречи с родителями происходят как в стенах библиотеки, так и на родительских собраниях. Здесь мы стараемся донести до взрослых, что детей необходимо развивать с первых дней жизни. Приводим в пример книгу японского педагога Масару Ибука «После трёх уже поздно», считающего, что возможности мозга ребенка, будучи невостребованными до 3-х лет, затухают. Многие молодые родители даже не подозревают об этом и ждут, когда их малыши подрастут, чтобы заниматься. А время идёт. Так упускается самый благоприятный период, когда у ребёнка начинает развиваться интеллект, логика, воображение, речь. В это время так необходимо говорить с ребёнком, читать ему вслух, заучивать стишки наизусть.

Большинство родителей отличает низкая степень информации о детской литературе. Как воспитать читающего ребёнка? Как выбрать лучшие детские книги

для семейного чтения? Ответы на эти вопросы они получили на презентации выстав-

ки «Круг книг для семейного чтения».

С воспитателями проводим «День специалиста» с выставкой-просмотром профессиональной и справочной литературы по руководству детским чтением, зна-

комим с новинками детских изданий.

В заключение хочется сказать, что мы неслучайно сделали особый акцент на сотрудничестве. На наш взгляд, в деле раннего приобщения ребёнка к книге важно, чтобы библиотекари, воспитатели и родители были единомышленниками. Иначе как мы ещё можем помочь дошкольнику оказаться в пространстве, где есть книги, игрушки, мультимедийные ресурсы?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]