Инновации в современном ДОУ
Управленческая структура: программа развития.
Организационная структура: диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.
Жизненный цикл новшеств.
1. Этап открытия: зарождение, возникновение концепции новшества.
2. Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном).
3. Реализация нововведения: практическое применение, доработка, стойкий результат, самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости.
4. Распространение, тиражирование: широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.
5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.
Линейность этапов может нарушаться: внутри одного этапа допустимы другие, возможны разрывы, выпадение фаз и т.д. с четвертого этапа идет непрерывное усовершенствование.
С точки зрение взаимодействия со средой жизненный цикл включает в себя:
· старт;
· быстрый рост;
· зрелость;
· насыщение;
· кризис.
Этапы восприятия новшества по Эрику Роджерсу.
1. Ознакомление: человек впервые слышит об инновации, ещё не готов к получению дополнительной информации.
2. Появление интереса: интерес + поиск дополнительной информации. Пока невозможна внутренняя потребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).
3. Оценка: субъект примеряет новшество и решает, применять ли его, ищет уточняющую информацию, критично оценивает её.
4. Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или отказ.
5. Окончательное восприятие: следует решение о принятии новшества, широком использовании в практике (через оценку результатов четвертого этапа).
Представленные параметры инновационного процесса необходимо адаптировать к ДОУ, которое характеризуется в настоящее время динамикой отдельных сфер и процессов. Именно инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития ДОУ в целях обеспечения качества дошкольного образования.
Заключение
Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.
Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения
В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационных проектов, программ в деятельности педагогического коллектива.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, дошкольное образовательное учреждение, педагогический коллектив.
The article presents an analysis of the main areas of innovative development of pre-school educational institutions, identifies the tasks of pedagogical activity in an innovative mode, examines the content, methods and forms of implementing innovative projects and programs in the activity of the pedagogical collective.
Key words: innovations, innovative development, kindergarten, teaching staff, educational services.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск благоприятных условий развития детей; выбора эффективных методов и средств обучения и воспитания. Содержание дошкольного образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и общественной практики, на индивидуализацию образовательных программ, побуждающих педагогов к инновационной деятельности, творческому поиску, профессиональной самореализации в исследовательской работе.
Исследования ученых (И. А. Копыловой, В. С. Лазарева, В. Я. Лаудис, В. П. Панасюк, Ю. В. Смирновой, Е. Н. Степанова, Г. В. Яковлевой и др.) показывают, что современный образовательный процесс в детском саду требует перехода на инновационные модели образовательной деятельности. Это означает, что в педагогические системы дошкольных образовательных учреждений должны быть введены множество согласованных и скоординированных новшеств, благодаря чему образовательные учреждения для детей дошкольного возраста станут способными достигать более высоких, чем прежде, результатов в воспитании и развитии детей (В. В. Козлов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).
С точки зрения Н. В. Микляевой, в качестве перспективных направлений инновационного развития дошкольного образовательного учреждения можно определить следующие:
‒ активное построение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей улучшению качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
‒ изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода;
‒ расширение сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с другими социальными институтами;
‒ укрепление взаимодействия с родителями;
‒ совершенствование материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения [2, с. 21].
Одним из направлений инновационного развития дошкольного образовательного учреждения является повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи [1, с. 32]. В этом случае задачи инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения направлены на:
‒ повышение профессиональной готовности педагогических работников к реализации инновационных проектов через создание системы непрерывного профессионального развития;
‒ создание условий для расширения педагогической деятельности, дополнительных образовательных услуг;
‒ организацию работы педагогического коллектива в режиме развития;
‒ повышение педагогической компетентности, раскрытие творческого потенциала педагогических работников и других специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Задачи организации инновационной деятельности в дошкольного образовательного учреждения реализуются по следующим направлениям.
Первое направление: аналитическое, диагностическое.
Цель, содержание: выявление профессиональных проблем в деятельности педагогов.
Второе направление: проектное.
Цель, содержание: разработка проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Третье направление: психолого-педагогическое.
Цель, содержание: повышение психолого-педагогической культуры педагогов в процессе реализации инновационной деятельности, знакомство с передовыми педагогическими технологиями, обсуждение и реализация инновационных проектов.
Четвертое направление: контролирующее.
Цель, содержание: осуществление контроля и оценки эффективности реализации проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [4, с. 73].
Для осуществления инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении реализуются следующие условия:
‒ мотивирование педагогов к участию в разработке проектов инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
‒ проведение курсов и методических объединений по проблемам разработки проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
‒ организация и участие в конкурсах, смотрах, обмене опытом педагогических работника, как дошкольном образовательном учреждении, так и в других дошкольных образовательных учреждениях города, области.
Литература:
- Лазарев B. C. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В. С. Лазарев, М. С. Таранцева, О. Г. Чуйганова // Директор школы. — 2014. — № 4. — С. 12–15.
- Микляева Н. В. Инновации в детском саду/ Н. В. Микляева. — М.: «Айрис пресс», 2012. — 186 с.
- Мухамадеева В. С. Оценка готовности педагогов к реализации профессионального стандарта / В. С. Мухамадеева// Перспективы науки — 2016.– № 7. — С. 26–32.
- Основы инновационного проектирования: учебное пособие / под редакцией В. А. Сергеева. — Ульяновск: УлГТУ, 2015. — 246 с.
- Пискарева И. Е. Методы диагностики готовности педагога к инновационной деятельности/ И. Е. Пискарева. — М.: МГКУ, 2012. — 60 с.
- Яковлева Г. В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук/ Г. В. Яковлева. — Челябинск, 2009. — 248 с.
Статья из опыта работы «Метод проектов – инновационная форма деятельности в ДОУ»
УДК 373.24
Ширяева Надежда Васильевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Сказка»,
п. Советский Республики Марий Эл
Метод проектов –
инновационная форма деятельности в ДОУ
В данной статье метод проектов трактуется как уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Представлен опыт работы по внедрению проектной деятельности в программу воспитания и обучения детей.
Ключевые слова:
комплекс взаимосвязанных мероприятий, взаимодействие с родителями, поддержка инициативы детей, методическая активность педагога.
В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения.
Во-первых, принят новый «Закон об образовании в Российской Федерации».
Во-вторых, вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Дошкольное детство становится главным и самым ответственным этапом, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Так, реформирование дошкольного образования требует внедрения инновационных технологий в образовательную систему дошкольных учреждений. Все это требует от педагогов нового комплекса умений – проектировать развитие собственной образовательной деятельности.
Поэтому уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях. Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога, данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем.
Метод проектов также нашел отражение и в идеях отечественных ученых (Н.К. Крупской, С.Т. Шатского, М.В. Крупениной и др.), которые считали, что он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Впоследствии проекты широко вошли в педагогическую практику, часто ими полностью подменялась программа обучения, поэтому в 30-х гг. данный метод был запрещен в России.
В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.
Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени.
Основная функция проектирования – разработать план, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Вот некоторые пункты ФГОС, которые можно реализовать посредством проектной деятельности:
— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
— профессиональное развитие педагогических работников;
— взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Благодаря методу проектов получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
В своей профессиональной деятельности я тоже использую метод проектов. На данный момент времени со своими воспитанниками я реализовала 3 проекта: «Чудесный мешочек», «Волшебная пуговица», «Дарите доброту». Последний проект, который я реализовала, познавательно-творческий проект «Дарите доброту». роект – групповой, долгосрочный.
Цель проекта — создание системы работы по воспитанию у детей положительных качеств характера и мотивирование их на совершение добрых поступков.
Новизна проекта – повышение мотивации детей на совершение добрых поступков через сотрудничество с союзом добровольцев. В процессе реализации проекта мы сотрудничали с союзом добровольцев Средней общеобразовательной школы №3 п. Советский.
Для достижения цели с детьми проводились разные формы работы: беседы, игры, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, НОД, развлечения и т.д.
Ежегодно 5 декабря отмечается Международный день добровольца. Поэтому именно в этот день с ребятами нашей группы мы торжественно вступили в ряды добровольцев.
В рамках проекта на заключительном этапе проведено несколько акций: «Вылечим книги», «Покатай малышей – доставь им радость», «Кормушки для птиц», «Сдай макулатуру – сохрани дерево!», конкурс рисунков «Вижу мир добрыми глазами».
Данный проект расширил представления дошкольников о доброте, её роли в жизни каждого человека, воспитал гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру, развил способности помогать и сочувствовать ближайшему окружению. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, радовались выполненным ими добрым поступкам.
В перспективе — реализация детско-родительского проекта, где ребенок совместно с родителями будет отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию.
Таким образом, проектная деятельность как одна из форм повышения мастерства педагогов является достаточно эффективной и инновационной. Значительно возросла методическая активность педагогов. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, что способствует требованиям ФГОС ДО.
Список литературы.
1.Киселёва, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]/Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова// Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005. — 96 с.
2. Михайлова, И. В., Каликова, Е. А., Колодяжная, М. А. Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 74-76. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/127/35349/
3. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.- 80с.
4. Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: програм. — метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников — М.: Линка-пресс, 2009. – 90с.
Модель инновационного детского сада
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.
Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что дошкольные образовательные учреждения недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационных ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности , призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям.
Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных образовательных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно не достаточно. Существующие подходы к организации методической работы не сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние – инновационное пространство ДОУ.
В связи с этим возникла необходимость разработки программы.
Программа инновационной деятельности в ДОУ
В основе программы лежат такие понятия, как:
Инновационная управленческая деятельность,
по мнениюДавыткиной Е.В., это деятельность руководителя ДОУ по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, введение нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного образовательного учреждения. Отсюда вытекает определение
управленческих инноваций
как целенаправленных изменений, связанных с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления руководителя ДОУ, что приводит к развитию системы управления дошкольным образовательным учреждением. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОУ, которая приобретает инновационный характер.
Этапы внедрения инновационного проекта
Выполнил:
Ардынцов А.А., заместитель директора по УВР, МБУ ДО ДЮСШ пос. Светлый, Светлинского района Оренбургской области
Проект №3. Этапы внедрения инновационного проекта
Представить этапы внедрения проекта, результаты по каждому этапу, показатели.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в образовательных учреждениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, разработкой и принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.
В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Инновационный потенциал проекта состоит в его реализации, в способности непосредственно влиять на организацию и обеспечение образовательного процесса, на оптимизацию образовательных технологий, тесной связи с родительской общественностью, в возможности оперативно корректировать образовательный процесс, индивидуализировать его формы.
Одной из важнейших задач развития системы образования Оренбургской области является обеспечение доступности и прозрачности деятельности школ.
Политика открытой образовательной среды:
- дает возможность согласовать требования и запросы участников образовательного процесса;
- позволяет формировать и развивать систему социального партнерства, обеспечивает вовлечение общественности в деятельность школы
- позволяет создать положительный имидж школы, обеспечивает привлечение новых квалифицированных педагогических работников;
- обеспечивает позиционирование школы на рынке образовательных услуг, информирование о деятельности, создание прочной позитивной репутации – гарантии успешного развития школы.
Таким образом, данный инновационный проект — это построение новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства учителей, родителей и детей с использованием потенциала современных средств массовой информации и коммуникации, включая максимальные ресурсы информационных технологий.
Цель
проекта:
- Использование политики доступной и открытой образовательной среды как ресурса развития образовательной организации в целях повышения эффективности образовательного процесса.
Задачи проекта:
- Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса (обучение педагогических работников с новыми средства и ресурсами информационных и коммуникационных технологий);
- Увеличение участия родительской общественности в системе государственно-общественного управления образовательным процессом;
- Установление партнерских взаимоотношений с образовательными учреждениями и другими организациями;
- Переход на электронную форму ведения школьной документации;
- Создание устойчивого положительного имиджа школы у жителей г. Оленегорска с подведомственной территорией.
Необходимые ресурсы для реализации проекта
- Научно-педагогические
- Методологию инновационного проекта составляют системный, деятельностный и информационный подходы.
Основное назначение системного подхода состоит в целостном видении объекта.
Деятельностный подход
обеспечивает построение методологических основ, связанных с единством объективного и субъективного в видах деятельности и взаимодействия “учитель – информационные средства – родитель — ученик”.
Информационный подход
позволяет определить информационную среду, информационное обеспечение диалога, осуществить критический анализ существующих информационных технологий, используемых для обеспечения прозрачности деятельности школы для общества.
- Методология социально-педагогического проектирования и «выращивания» нового знания непосредственно в процессе реализации проекта, определяющая основания для конструирования логики исследования и обоснования этапов проекта;
- Методология оценки качества, позволяющая проектировать изменения системы оценивания образовательных результатов и достижений.
- Учебно-методические
Для внедрения результатов инновационного проекта в других ОУ будут разработаны, апробированы и представлены в печатном или электронном виде следующие учебно-методические «продукты»:
1) пакет методических материалов для организации работы вебинаров;
2) модель информационной карты для заместителя директора по учебно-воспитательной работе для координации действий всех участников образовательного процесса в информационном поле ОУ;
3) методические рекомендации по взаимодействию в форме виртуального диалога с родителями;
4) материалы для диагностики инновационного проекта (анкеты, опросы, индивидуальные беседы, рейтинги и т. д.);
5) обобщение опыта реализации проекта в целом и выработка рекомендаций для ОУ по внедрению подобных инноваций в образовательный процесс.
- Организационные
Соответствие педагогических кадров требованиям профессионального стандарта (все преподаватели прошли курсы повышения квалификации по грамотности информационно-коммуникационных технологий).
Наличие должностных инструкций работников, положения о порядке доступа педагогических работников к ИТ-сетям и базам данных, памятки безопасного поведения детей в сети Интернет, положения об оценке результативности инновационной деятельности учителей.
Правовые
- Концепция внедрения современных информационных технологий
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2014 №2125-р «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации и другие.
О сайтах образовательных организаций
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Финансово-экономические
— привлечение спонсорских средств, средств добровольных пожертвований;
— участие в открытых грантовых конкурсах.
- Кадровые
Создание команды единомышленников, способной решать поставленные задачи и работать на результат, в составе:
— педагогов школы, имеющих опыт работы руководителями МО, проблемно-творческих групп, руководителями проектных команд, занимающихся инновационной деятельностью;
— родителей (законных представителей);
— представителей учреждений социума, партнеров, спонсоров.
- Материально-технические
Укрепление и развитие материально-технической базы проекта через:
— совершенствование действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности;
— установку высокоскоростного Интернета (уже установлен);
Действия с учётом рисков и ресурсов
Проект ограничен по времени, ресурсам, территории, целевой группе. Поэтому неизбежно что-то остается за рамками видения и влияния в проекте, как точки роста, так и проблемные точки.
Для определения рисков и ограничений использовались следующие методы: мозговой штурм; обсуждения; анализ предположений. Для управления рисками проекта были определены воздействия по снижению каждого риска, которые представлены в таблице.
Риски реализации проекта
Риски | Минимизация рисков |
Недостаточная развитость среды (отсутствие элементов информационной инфраструктуры обеспечения проекта, сбои в сетевой коммуникации). Старение материальной базы и программного обеспечения ОУ | Оснащение ОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения |
Недостаточный опыт работы учителей с использованием компьютерных технологий | Разработка школьной программы повышения ИКТ компетентности учителей |
Направленность некоторых педагогов на традиционные формы организации деятельности. Проблемы психологического характера: неприятие отдельными субъектами идеи инноваций | Пропаганда инновационных разработок, методические семинары, поощрение тех учителей, которые внедряют инновации. |
Неготовность родительской общественности к принятию объективных результатов оценки качества образования своих детей. | Создание механизмов доведения информации до потребителя образовательной услуги. |
Риск неадекватной реакции на информацию в виртуальной среде, риск того, что (по ошибке) будет опубликована информация, не предназначенная для открытого доступа. | Ведение диалога не на общедоступных ресурсах, а на специализированных таких как «Сетевой город. Образование» на условиях персонифицированного доступа. |
Не все родители имеют в домашнем пользовании персональный компьютер, Интернет. | Использование бумажной версии дневника для связи с родителями, распечатка страниц электронного дневника для родителей. |
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
Для учащихся:
— осознание учащимися возможностей виртуальной коммуникации как важного инструмента в учении;
— повышение мотивации к учению, тренировкам;
— возможность накапливать в электронном виде самостоятельно выполненные работы в электронном портфолио;
— возможность расширения поля взаимодействия с педагогами за счет использования виртуальной составляющей.
Для учителя:
— общий рост информационно-технологической компетентности;
— готовность к новым формам диалогового взаимодействия с участниками образовательного процесса;
— совершенствование системы оценивания учащихся;
— повышение возможностей самореализации в ходе инновационной деятельности.
Для родителей:
— оперативное получение педагогической консультации у учителя;
— участие в обсуждении проблем ОУ с другими родителями в форуме и активное влияние на ход образовательного и воспитательного процессов в ОУ.
Для школы:
— совершенствование образовательной программы;
— открытость результатов деятельности;
— укрепление связей между всеми участниками образовательного процесса за счет использования средств ИКТ;
— повышение конкурентоспособности.
Для социума:
— демонстрация исключительной значимости семьи для решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения в информационном обществе посредством привлечения специалистов из родительской общественности к реализации проекта;
— наличие методических рекомендаций для трансляции опыта в другие образовательные учреждения.
Критерии эффективности реализации проекта:
• Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы и ее апробации.
• Количество ОУ, в которых данная программа будет востребована.
• Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса.
• Востребованность родителями предлагаемых форм виртуального диалога.
• Обновление и пополнение сайта образовательного учреждения.
• Ведение личных электронных портфолио учениками и большей частью учителей.
• Наличие базы данных электронных документов.
• Регулярное (не реже 1 раза в месяц) обновление разделов методических объединений педагогов.
• Реализация телекоммуникационных проектов с помощью «портфолио проектов».
• Рост удовлетворенности качеством образовательного процесса у учащихся и родителей.
• Удовлетворенность родителей возможностями получения оперативной и качественной информации о школьных делах и проблемах.
• Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы.
• Стабильно высокий статус образовательного учреждения в районе.
Основные потребители результатов проекта
Образовательные организации Оренбургской области.
План реализации проекта по этапам
Название этапа | Основные мероприятия | Прогнозируемый результат |
Первый этап: подготовительный | Обоснование актуальности Проекта. Создание рабочих групп по основным направлениям работы, разработка механизма реализации Проекта, системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта. Методическое обеспечение проекта, разработка нормативно-правовой базы. Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса. Апробирование механизмов реализации Проекта и форм контроля. | Рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса. |
Второй этап: практический | Реализация основных направлений Проекта. Выявление проблем и внесение корректив. Подведение промежуточных итогов реализации Проекта. Предварительная оценка эффективности Проекта. | Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга). Положительная внутренняя и внешняя экспертиза проекта в школе. |
Третий этап: заключительный | Анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе реализации Проекта. Оценка эффективности Проекта. Презентация Проекта в педагогическом сообществе | Повышение информационной открытости ОУ. Тиражирование положительного опыта реализации проекта в ОУ — учителя используют и создают дистанционные учебные курсы и тесты — обновляется и пополняется Интернет-портал ОУ — многие учителя и ученики ведут личные портфолио, имеется база данных электронных документов, разделы методических объединений педагогов — реализуются телекоммуникационные проекты с помощью «Портфолио проектов». |
Алгоритм реализации проекта
- Создание рабочих групп по основным направлениям работы
- Создание нормативно-правовой базы проекта
- Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса.
- Разработка системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта.
- Разработка и апробация форм контроля реализации Проекта.
- Промежуточный анализ подготовительного этапа реализации Проекта
- Публикация материалов реализации Проекта на официальном сайте школы
- Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга и т.п.).
- Внутренняя и внешняя экспертиза Проекта.
- Презентация положительного опыта реализации проекта в ОУ:
— вебинар для школ города
— онлайн конференция для администрации школ области
— мастер-класс для учителей города
- Внедрение АИС «Электронная школа»
- Составление аналитического отчёта о реализации инновационного проекта
- Публичная презентация Проекта родительской общественности
- Презентация Проекта в педагогическом сообществе.
Основные планируемые результаты реализации инновационного проекта
№ | Мероприятия | Ожидаемый результат |
1 | Информационное сопровождение проекта | Размещение информации на сайте УО в виде отчетов и приказов Размещение описания опыта в сети Интернет на сайте комитета по образованию |
2 | Участие (представление опыта) в мероприятиях, направленных на обеспечение качества и результативности распространения лучших практик реализации инновационных проектов | — Выступление на конференции «Введение ФГОС основного общего образования в школах Мурманской области: опыт, проблемы, решения» — Обучающий семинар для учителей школы «Возможности ресурса АИС «Электронная школа» — Мастер-класс для педагогов школы по работе с личным портфолио в АИС «Электронная школа» -Представление опыта на августовской педагогической конференции — День открытых дверей для школ муниципалитета |
3 | Доля педагогических работников, участвующих в реализации проекта | 100 % |
4 | Разработка программы стажёрской практики | Утверждение разработанной программы стажерской практики |
5 | Организация мониторинга востребованности материалов инновационной деятельности | Создание системы обратной связи: — Создание на школьном сайте форума с целью обеспечения мониторинга востребованности материалов; — Создание страницы отзывов на школьном сайте в разделе реализации инновационного проекта |
6 | Проведение консультаций для образовательных организаций и их работников по теме проекта | — Сетевая консультация «Ведение личного портфолио» в АИС «Электронная школа» |
7 | Разработка необходимых для реализации проекта материалов (продуктов) | Анкета для родителей на проверку понимания основных моментов инновационного проекта. Программа стажерской практики |
8 | Показатели, свидетельствующие о результативности инновационной деятельности в организации | Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы в первой фазе проекта. Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса. Обновление и пополнение Интернет портала ОУ. Ведение личных электронных портфолио учениками и учителями. Обновление разделов методических объединений педагогов. Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы. |